Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Общий мониторинг соблюдения прав и интересов детей в Республике Татарстан в 2020 году
2.1. Основные демографические тенденции в Республике Татарстан в 2020 году
По официальным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, численность населения Республики Татарстан на 1 января 2021 года составила 3902,9 тыс. человек.
Детское население республики по состоянию на начало 2020 года составило 843709 человек, или 21,6% общей численности населения, и увеличилось по сравнению с 2019 годом на 7508 детей. Анализ статистических данных с 2010 года свидетельствует о ежегодном увеличении общей численности детского населения республики.
"Диаграмма 16. Динамика детского населения за 2016-2020 годы в целом и по возрастам"
Количество малолетних детей (в возрасте от 0 до 13 лет включительно) составило 688115 человек, подростков (в возрасте от 14 до 17 лет включительно) - 155594 человека.
В 2020 году в республике проживали 361846 дошкольников. Если до 2018 года наблюдался рост численности детей дошкольного возраста, то в 2020 году численность дошкольников, в сравнении с 2019 годом, уменьшилась на 12366 человек. Численность детей школьного возраста (7-17 лет) увеличилась на 19874 человека.
"Диаграмма 17. Динамика численности детей дошкольного и школьного возраста в 2013-2020 годах"
По данным Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан, в 2020 году зарегистрировано 41888 актов о рождении. В Республике Татарстан, как и в Российской Федерации в целом, отмечается снижение уровня рождаемости.
"Диаграмма 18. Динамика рождаемости в Республике Татарстан в 2016-2020 годах (чел.)"
По данным Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан, в 2020 году в республике 16 116 детей (38,5%) являются первенцами, 15 900 (38%) - вторыми детьми, 7 556 (18%) - третьими, 2 316 (5,5%) - четвертыми и более.
В структуре рождаемости обращает внимание уменьшение числа рождений первых детей в течение последних пяти лет (в 2015 году - 24832 первых ребенка, в 2016 году - 22511, в 2017 году - 19543, в 2018 году - 18357, в 2019 году - 16833, в 2020 году - 16116). Сохранилась наметившаяся с 2018 года тенденция уменьшения количества случаев рождения вторых детей. При этом количество третьих детей в 2020 году выросло в сравнении с прошлым годом на 1,7%, а четвертых - на 0,5%.
"Диаграмма 19. Доля рождения первых и последующих детей в 2020 году"
В 2020 году детская смертность составила 267 детей, сравнительно с 2019 годом (370 детей) наблюдается снижение уровня смертности несовершеннолетних в Республике Татарстан.
"Диаграмма 20. Динамика смертности детского населения в Республике Татарстан в 2016-2020 годах (чел.)"
Создание семьи и разводы являются демографическими процессами. В этой связи важным представляется анализ статистики в данной сфере.
По данным Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан, число зарегистрированных в 2020 году браков составило 19348, что на 4834 брака (25%) меньше, чем за 2019 год.
Число случаев регистрации расторжения браков составило 11350 актов. Данный показатель уменьшился в сравнении с прошлым годом на 1966 разводов.
"Диаграмма 21. Динамика зарегистрированных браков и разводов в Республике Татарстан в 2016-2020 годах"
Несмотря на уменьшение количества разводов, статистические данные о соотношении браков и разводов в 2020 году свидетельствуют о том, что на 1000 заключенных браков приходилось 587 разводов (2014 год - 464, 2015 год - 440, 2016 год - 522, 2017 год - 503, 2018 год - 541, 2019 год - 551).
Особого внимания заслуживает вопрос расторжения браков, в которых воспитываются несовершеннолетние дети. По данным Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан, в 2020 году более 10213 детей пережили кризисную ситуацию развода родителей.
В рамках федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография" в целях финансовой поддержки семей с детьми в 2020 году осуществлялись:
- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения возраста трех лет в размере 9373 рублей для семей, среднедушевой доход которых не превышает 20170 рублей (2-кратный ПМ трудоспособного населения в РТ, в 2020 г. - 10085 рублей); получателями стали - 28567 человек, направлено 3,2 млрд. рублей из бюджета РФ;
В целях финансовой поддержки семей с детьми в 2020 году осуществлялись:
- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения возраста трех лет. Получатели - 28567 человек, направлено 3,2 млрд. рублей из бюджета РФ;
С 1 января 2020 года в целях поддержки семей с детьми за счет средств республиканского бюджета были внедрены дополнительные меры поддержки малоимущих многодетных семей на сумму 483,3 млн. рублей, которые позволили поддержать в условиях пандемии наиболее нуждающиеся семьи с детьми.
В 2020 году была введена ежемесячная денежная выплата на ребенка от 3 до 7 лет включительно. Получателями стали 53266 человек, всего направлено 3,1 млрд. рублей (из бюджета РФ - 1,7 млрд. рублей и бюджета РТ - 1,4 млрд. рублей).
В рамках регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" с 2020 года реализуются мероприятия по переобучению и повышению квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости. По состоянию на 17.12.2020 к обучению приступили 3387 человек (223% от плановой численности - 1518 чел.), завершили обучение - 3066 человек.
Таким образом, в 2020 году правительствами Российской Федерации, Республики Татарстан были поддержаны социально-демографические группы, от которых во многом зависит не только абсолютное количество рожденных детей, но и в целом ситуация, связанная с рождаемостью и демографией.
2.2. Основные действия и мероприятия, направленные на наилучшее обеспечение прав ребенка в Республике Татарстан в 2020 году
В 2020 году в Республике Татарстан продолжилась системная работа, направленная на повышение качества жизни семей с детьми, в том числе через реализацию 11 национальных проектов:
"Демография";
"Здравоохранение";
"Образование";
"Жилье и городская среда";
"Культура";
"Безопасные и качественные автомобильные дороги";
"Производительность труда и поддержка занятости";
"Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";
"Международная кооперация и экспорт";
"Цифровая экономика";
"Экология".
На реализацию национальных проектов в Республике Татарстан в 2020-2022 годах будет направлено 77,8 млрд. рублей, в том числе 51,4 млрд. рублей из федерального бюджета и 26,4 млрд. рублей из бюджета Республики Татарстан.
В Республике Татарстан в 2020 году было реализовано 50 государственных программ. Их общий объем составил более 54 млрд. рублей.
В сфере здравоохранения было реализовано две программы строительства и капитального ремонта объектов социально-культурной сферы, в рамках которой было предусмотрено строительство 51 объекта, проектирование 13 и капитальный ремонт 23 объектов, в том числе дооснащение 8 объектов.
Построено 43 ФАПа и 7 врачебных амбулаторий, достраивается офис врача общей практики в Высокогорском районе. Отремонтировано 14 медицинских стационаров, один остается в работе.
По федеральному проекту "Развитие системы детского здравоохранения" национального проекта "Здравоохранение" ведется строительство Центра детской онкологии, гематологии и хирургии на территории ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан".
Также реализован ряд важных внепрограммных объектов:
- здание инфекционной больницы ГАУЗ "Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А.Ф. Агафонова" по адресу: г. Казань, проспект Победы, д. 83 (вторая очередь);
- радиологический корпус Альметьевского филиала ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан";
- хирургический корпус ГАУЗ "Альметьевская детская больница с перинатальным центром";
- здание Набережночелнинского филиала ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан".
В 2020 году Президент Республики Татарстан вручил главным врачам районных больниц республики ключи от новых автомобилей скорой помощи. 54 машины, подаренные медикам, направлены в 42 муниципальных района Татарстана и будут работать на благо татарстанцев, вовремя доставляя их в медицинские учреждения для оказания помощи. Все автомобили оснащены современным медицинским оборудованием отечественного производства и предназначены для оказания экстренной медицинской помощи силами фельдшерских бригад, транспортировки и мониторинга состояния пациентов и проведения интенсивной терапии на догоспитальном этапе.
Одними из важнейших с точки зрения социального благополучия татарстанцев являются программы, которые реализуются в сфере образования. В целях обеспечения доступности дошкольного образования в Республике Татарстан реализуются мероприятия по созданию дополнительных дошкольных мест в детских садах. В 2020-2021 годах в рамках Федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография" планируется создать еще более 10000 дополнительных дошкольных мест, в том числе 5050 мест для детей ясельного возраста, путем строительства 49 детских садов и создания 37 дополнительных мест в функционирующих детских садах. По итогам реализации мероприятий к 2022 году планируется обеспечить 100%-ную доступность дошкольного образования для детей до трех лет.
В 2020 году по национальному проекту "Демография" построены 29 детских садов на 5495 мест, в том числе:
- в Алькеевском муниципальном районе (1 детский сад на 40 мест);
- в Арском муниципальном районе (1 детский сад на 40 мест);
- в Балтасинском муниципальном районе (1 детский сад на 120 мест);
- в Буинском муниципальном районе (1 детский сад на 260 мест);
- в Высокогорском муниципальном районе (1 детский сад на 340 мест);
- в Зеленодольском муниципальном районе (2 детских сада, всего на 300 мест);
- в Сабинском муниципальном районе (1 детский сад на 50 мест);
- в Тукаевском муниципальном районе (1 детский сад на 140 мест);
- в Рыбно-Слободском муниципальном районе (1 детский сад на 50 мест);
- в Лаишевском муниципальном районе (1 детский сад на 260 мест);
- в Пестречинском муниципальном районе (1 детский сад на 220 мест);
- в г. Нижнекамске (2 детских сада на 260 мест каждый);
- в г. Н. Челны (3 детских сада на 220 мест каждый);
- в г. Казани (10 детских садов, всего на 2340 мест).
Проведена реконструкция здания в с. Вольный Стан Буинского муниципального района с размещением в нем начальной школы, детского сада на 15 мест, сельского дома культуры, библиотеки и фельдшерско-акушерского пункта.
В 33 районах Татарстана обеспечена 100%-ная доступность мест в детсадах для детей всех возрастных категорий, в целом по республике 94% детей обеспечены местами в детсадах.
В 2020 году завершилось строительство 10 школ суммарной мощностью 10799 мест. Построены:
- общеобразовательная организация на 1224 места в жилом комплексе "Усадьба Царево" в Пестречинском муниципальном районе;
- общеобразовательная организация на 1224 места по ул. Назиба Жиганова в г. Казани;
- общеобразовательная организация на 1224 места в Ново-Савиновском районе г. Казани;
- общеобразовательная организация на 800 мест в г. Чистополе;
- Инженерная школа на 858 мест в г. Альметьевске;
- общеобразовательная школа на 1224 места в Кировском районе г. Казани (жилой район "Салават Купере");
- общеобразовательная организация на 80 мест с детским садом в с. Большие Тиганы Алексеевского муниципального района;
- идет строительство общеобразовательной школы на 1224 места в г. Елабуге.
Реконструированы:
- международный общеобразовательный центр в г. Казани (140 мест);
- МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 165 с углубленным изучением английского языка" Ново-Савинского района г. Казани (768 мест).
Также в рамках четырех республиканских программ в 2020 году велись работы по капитальному ремонту 478 объектов образования.
В 2012-2019 годах мероприятия по адаптации были проведены в 350 образовательных организациях, в 2020 году было адаптировано 12 образовательных объектов, в том числе 5 школ, 5 детских садов и 2 объекта дополнительного образования.
В рамках федеральной поддержки Республика Татарстан получила 70 новых школьных автобусов.
Во исполнение Федерального закона от 1 марта 2020 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и статью 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 сентября 2020 года во всех школах республики введено бесплатное горячее питание для младших школьников. Затраты на обеспечение бесплатным питанием обучающихся 1-4-х классов в 1-м полугодии 2020/21 учебного года составили 859,9 млн. рублей, в том числе федеральный бюджет - 498778,1 млн. рублей (58%), республиканский бюджет - 361184,1 млн. рублей (42%).
В 2020 году в Республике Татарстан без учета ведомственной принадлежности работали 438 образовательных организаций дополнительного образования детей, детских спортивных организаций, в которых занимались более 320 тыс. детей (71,2% общего количества школьников).
В 2020 году построено новое здание Детской школы искусств в Чистополе.
Продолжено развитие инфраструктуры сети спортивных объектов республики, в том числе для детей и семей с детьми.
В Республике Татарстан функционируют 11205 спортивных сооружений, на базе которых занимаются дети.
Количество вновь введенных (построенных) спортивных сооружений составило 406 объектов.
В 2020 году завершено строительство следующих объектов:
- 93 универсальных спортивных площадок;
- 6 модульных лыжных баз с мебелью, инвентарем и оборудованием;
- крытый футбольный манеж с каркасно-тентовым покрытием с футбольной поляной размером 20 х 40 м и административным зданием.
Капитально отремонтирован (реконструирован) 31 спортивный объект.
В рамках реализации Федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография" в 2020 году завершено строительство 4 объектов и произведен монтаж комплектов оборудования на 5 объектах.
Также в текущем году велось строительство 21 внепрограммного спортивного объекта.
Серьезное внимание в Республике Татарстан уделяется созданию необходимых и надлежащих условий для отдыха и оздоровления детей. С 2019 года в республике стартовала комплексная программа капитального ремонта, реконструкции и строительства лагерей "Лето - детям", в соответствии с которой на капитальный ремонт лагерей выделено 7 млрд. рублей. Данной программой будет охвачено 94 государственных и муниципальных лагеря.
В период с 2019 по 2020 год капитально отремонтировано, реконструировано и построено 23 детских оздоровительных лагеря. В три программы строительства и капитального ремонта детских лагерей включены 35 объектов. В 2020 году построено, реконструировано и отремонтировано 13 детских оздоровительных лагерей.
Также в 2020 году отремонтированы и построены подъездные пути к 12 детским оздоровительным лагерям в 9 муниципальных образованиях.
Особое внимание уделяется в республике развитию сети досуговых учреждений для детей и молодежи.
В 2015 году Президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым была поддержана программа капитального ремонта подростковых клубов, за время реализации которой капитально отремонтировано 20 молодежных центров (в 2020 году - 5 молодежных центров), 162 подростковых клуба, 15 из них - в 2020 году.
Таблица 8
Количество подростковых клубов в Республике Татарстан в 2018-2020 годах и детей, занимающихся в них
|
2018 |
2019 |
2020 |
Количество подростковых клубов |
217 |
223 |
224 |
Количество занимающихся в них детей |
372423 |
280256 |
293110 |
Количество муниципальных образований, в которых созданы подростковые клубы |
28 |
29 |
28 |
В системе культуры Республики Татарстан работают:
- 1842 дворца (дома культуры, на базе которых организован досуг детей, в том числе 1753 учреждения расположены в сельской местности;
- 89 специализированных детских библиотек, в том числе 32 сельских.
Начиная с 2012 года в республике реализуется программа строительства многофункциональных культурных центров (сельские клубы). За этот период построены 318 сельских домов культуры (клубов). В 2020 году в рамках республиканских программ построено 12 сельских клубов на 1300 мест, а также капитально отремонтировано 45 объектов. Капитальный ремонт проведен в 17 детских школах искусств республики.
По федеральному проекту "Культурная среда" национального проекта "Культура" завершается строительство 8 сельских домов культуры (в Буинском, Кукморском, Пестречинском, Сабинском, Тукаевском, Черемшанском и два в Апастовском муниципальных районах), а также капитальный ремонт ГАУК РТ "Набережночелнинский государственный театр кукол".
В рамках программ по обеспечению жильем отдельных категорий граждан свои жилищные условия смогли улучшить 716 семей.
В 2020 году в республике построено 2 млн. 680 тыс. 100 квадратных метров жилья, что на 4600 квадратных метров больше, чем годом ранее.
В 2020 году была продолжена системная работа по совершенствованию отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Здесь было реализовано 8 программ.
Крупнейшая среди них - программа капитального ремонта многоквартирных домов: ее финансовый объем составляет 6 млрд. 473 млн. рублей. В эту цифру заложены в том числе и средства муниципалитетов.
В программу 2020 года включены 1063 дома. Госжилинспекцией приняты все дома. В 2020 году получили жилье 600 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, что почти в два раза больше, чем в 2019 году (309 человек).
Продолжена реализация норм федерального и регионального земельных законодательств, предусматривающих бесплатное предоставление (передачу) земельных участков многодетным семьям под жилищное строительство. На конец 2020 года 38523 многодетных семьи, имеющих право на вышеуказанную меру государственной поддержки и заявивших о своем желании его реализовать, такое право реализовали и оформили земельные участки в общую долевую собственность.
В 2020 году увеличено региональное финансирование мер государственной поддержки по улучшению жилищных условий многодетных семей, что позволило выплатить жилищные субсидии 46 многодетным семьям, имеющим пять и более детей, для реализации данной цели были выделены 211,9 млн. рублей (в 2019 году - 156 млн. рублей).
Общий объем финансовых средств, направленных на выплаты при рождении, усыновлении (удочерении) каждого ребенка в семье, участвующей в программе социальной ипотеки, в соответствии Законом Республики Татарстан от 27.12.2004 N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" за 2020 год составил 617769,6 тыс. руб.
В рамках федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография" в целях финансовой поддержки семей с детьми в 2020 году осуществлялись:
- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения возраста трех лет. Получатели - 28567 человек, направлено 3,2 млрд. рублей из бюджета РФ;
- единовременная выплата за счет средств республиканского бюджета женщинам, проживающим на селе, при рождении: первого ребенка в возрасте женщины до 25 лет - 50 тыс. рублей, третьего ребенка в возрасте женщины до 29 лет - 100 тыс. рублей. Получатели - 2320 человек, направлено 164,7 млн. рублей из бюджета РТ.
2020 год был уникальным по количеству новых мер социальной поддержки семей с детьми как на уровне Российской Федерации, так и на уровне Республики Татарстан.
На уровне Правительства Российской Федерации оказаны следующие меры социальной поддержки семей с детьми:
- с 1 июня 2020 года предоставлены ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно семьям с доходом менее одного прожиточного минимума (далее - ПМ) в субъекте РФ; получателями в республике стали 53266 человек, направлено 3,1 млрд. рублей, в том числе 1,7 млрд. рублей из бюджета РФ и 1,4 млрд. рублей из бюджета РТ;
- повышение минимального размера пособия с 3375 до 6752 рублей по уходу за первым ребенком до 1,5 лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности; получатели - 5284 человека, направлено 138,7 млн. рублей из бюджета РФ.
С 1 января 2020 года в целях поддержки семей с детьми за счет средств республиканского бюджета были внедрены дополнительные меры поддержки малоимущих многодетных семей на сумму 483,3 млн. рублей, которые позволили поддержать в условиях пандемии наиболее нуждающиеся семьи с детьми:
- выплата на приобретение лекарственных средств в размере 5000 рублей раз в полгода детям в возрасте до трех лет в семьях с доходами ниже ПМ на душу населения; выплата оформлена 22212 получателям;
- ежемесячное пособие семьям с 5 и более детьми с доходами ниже ПМ на душу населения. Пособие назначается каждому члену семьи в размере разницы между среднедушевым доходом семьи и ПМ; количество получателей - 12605;
- 100%-ная компенсация оплаты за детский сад семьям с 3 и более детьми со среднедушевым доходом ниже ПМ; количество получателей - 5194 человека;
- предоставление подарочных комплектов детских принадлежностей семьям с новорожденными детьми, среднедушевой доход которых не превышает величину ПМ на душу населения (стоимость 1 комплекта - 8847 рублей); количество получателей - 4415 человек.
По оперативным данным Министерства финансов Республики Татарстан, общие расходы бюджета республики на оказание мер социальной поддержки детей и семей с детьми, предусмотренных действующим законодательством Республики Татарстан, в 2020 году составили 7015,6 млн. рублей (в 2019 - 6467,8 млн. рублей).
В 2020 году капитально отремонтированы 37 зданий социального обслуживания, в том числе в 6 реабилитационных центрах для детей и подростков и в 8 социальных приютах для детей и подростков.
В 2020 году в Татарстане продолжилась реализация масштабных мероприятий по формированию комфортной городской среды. Обустроен 61 объект общественных пространств. Программа завершена. Также в рамках конкурса победителей малых городов 2019 и 2020 годов завершено благоустройство четырех объектов - в городах Мамадыш, Бавлы, Заинск и Лаишево.
Также текущий год дал старт беспрецедентной программе благоустройства придомовых территорий "Наш двор". Лимит ее финансирования на 2020 год составил 8 млрд. рублей. Список дворовых территорий 2020 года включал в себя 1091 двор.
2.3. Обзор новаций федерального и республиканского законодательства в области прав и интересов ребенка в 2020 году
С учетом ситуации в стране и в мире в целом, связанной с коронавирусной инфекцией, на законодательном уровне был принят ряд нормативных актов, направленных на материальную поддержку семей, имеющих детей, в том числе в защиту права и законных интересов детей.
На федеральном уровне получили свое регламентирование следующие вопросы.
Федеральным законом от 6 февраля 2020 г. N 10-ФЗ "О внесении изменения в статью 86 Семейного кодекса Российской Федерации" дополнен перечень оснований для привлечения судом родителей к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами - как отсутствие пригодного для постоянного проживания жилого помещения и другие обстоятельства.
Федеральным законом от 1 марта 2020 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала" установлена возможность направления маткапитала на строительство жилого дома на садовом участке и новых мерах поддержки семей при рождении (усыновлении) первого ребенка.
Ранее строительство жилого дома было возможно только на земельном участке, предоставленном для ИЖС. Согласно внесенным изменениям, такое строительство возможно, в том числе, и на садовом земельном участке. В этой связи законом предусмотрена возможность направления части средств маткапитала на строительство (реконструкцию) либо на компенсацию затрат на построенный объект ИЖС на садовом земельном участке. Кроме того, законом установлено право на дополнительные меры господдержки женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка, начиная с 1 января 2020 года, а также мужчин - усыновителей первого ребенка, не воспользовавшихся ранее мерами дополнительной господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в силу начиная с 1 января 2020 года. Законом также предусматривается введение дифференцированного размера маткапитала в зависимости от рождения (усыновления) первого, второго, третьего или последующих детей. Семьям с детьми предоставлены новые возможности получения и использования маткапитала. С середины апреля 2020 года ПФР приступил к проактивной выдаче сертификатов. То есть после появления ребенка маткапитал оформляется автоматически и семья сможет приступить к распоряжению средствами, не обращаясь за самим сертификатом. Семьи, в которых начиная с 1 января 2020 года появился первенец, получили право на материнский капитал в размере 466617 рублей. Для семей, в которых с 2020 года появился второй или последующий ребенок, материнский капитал составил 616617 рублей. Начиная с 2021 года сокращаются сроки на выдачу сертификата (не больше пяти рабочих дней), на рассмотрение заявки о распоряжении средствами (не больше десяти рабочих дней). В 2020 году это пятнадцать рабочих дней и один месяц соответственно. Также появилась возможность более оперативного направления материнского капитала на погашение кредитов - соответствующее заявление теперь можно подавать непосредственно в банк, без обращения в ПФР
Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 104-ФЗ "Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка" до 01.10.2020 приостановлено действие положений, по которым получатели ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка обязаны подавать заявление об их назначении, продлении указанных выплат на новый срок. То же касается необходимости извещать органы соцзащиты населения и территориальные органы ПФР о смене места жительства (пребывания), фактического проживания, а также об обстоятельствах, влекущих прекращение выплат. С 01.04.2020 по 01.10.2020 изменен порядок назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка - такая выплата назначается без подачи гражданами заявлений о назначении указанной выплаты.
Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 86-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ" пенсионерам, являющимся опекунами или попечителями по возмездному договору, с 01.07.2020 установлен статус неработающих пенсионеров. С указанной даты из перечня лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, исключены лица, получающие страховые пенсии в соответствии с законодательством РФ и являющиеся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье. Нововведение позволяет осуществлять ежегодную индексацию их страховой пенсии и фиксированную выплату к ней в порядке, установленном для неработающих пенсионеров.
Федеральным законом от 1 марта 2020 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и статью 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" урегулирован порядок обеспечения питанием детей в общеобразовательных организациях. Так, с 01.09.2020 обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством РФ.
Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 178-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" расширено толкование понятия "дети, оставшиеся без попечения родителей" путем замены словами "дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей".
Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 164-ФЗ "О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" определен порядок реализации образовательных программ, а также проведение государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных профессиональных образовательных программ при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части путем применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Копии документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, выданные в электронной форме (документ на бумажном носителе, преобразованный в электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания его реквизитов), предоставляют доступ к образованию и (или) профессиональной деятельности наряду с документами об образовании и (или) о квалификации, документами об обучении, выданными на бумажном носителе.
Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 3 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определено, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 409-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что женщины, отказавшиеся от использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии, вправе в течение шести месяцев с даты направления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации указанным лицам информации о поступлении возвращенных средств на счет Пенсионного фонда Российской Федерации обратиться с заявлением о повторном распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. Заявление о продлении срока подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала может быть подано однократно и до истечения указанного срока.
Указом Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" с апреля по июнь 2020 г. семьям с детьми, имеющим (имевшим) право на материнский капитал согласно Федеральному закону от 29.12.2006 N 256-ФЗ, выплачены ежемесячные выплаты в размере 5000 руб. на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, имеющего гражданство РФ.
На основании Указа Президента РФ от 11 мая 2020 г. N 317 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" с 1 июня 2020 г. единовременную выплату в размере 10000 рублей получили граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации, на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации (при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 г.).
Указом Президента РФ от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 01.01.2020 установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Выплата предоставляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. Размер выплаты составляет 50% величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте РФ.
Указом Президента РФ от 17 декабря 2020 г. N 797 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" произведены единовременные выплаты гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации и являющимся родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до восьми лет, имеющих гражданство Российской Федерации, в размере 5000 рублей на каждого такого ребенка. Единовременная выплата не учитывается в составе доходов семей граждан при предоставлении им иных мер социальной поддержки.
Новациями среди подзаконных нормативных актов, затрагивающих права и интересы детей, стали следующие акты Правительства Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2020 г. N 474 "Об утверждении Правил осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" определены правила осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал.
Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно; примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения такой выплаты; типовая форма заявления о назначении ежемесячной денежной указанной выплаты. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано: утвердить порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно; установить при необходимости требования к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении указанной выплаты.
Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. N 485 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 и приостановлении действия отдельных положений Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" гражданам, уволенным и признанным безработными начиная с 01.03.2020 (за исключением граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия), установлено пособие по безработице в апреле - июне 2020 г. в размере 12130 руб. Гражданам, уволенным и признанным безработными начиная с 01.03.2020 и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в апреле - июне 2020 г. увеличен пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 руб. за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю). Также приостановлено до 01.07.2020 действие пунктов 13-16 Временных правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460, устанавливающих порядок определения размера пособия по безработице в процентном соотношении к среднему заработку.
Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. N 383 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлена возможность направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий в электронном виде и в более короткие сроки. Лицо, получившее сертификат, может обратиться в территориальный орган ПФР через Единый портал госуслуг путем подачи заявления в электронной форме, подписанного простой электронной подписью, с использованием средств двухфакторной аутентификации в виде СМС-сообщения на подтвержденный номер мобильного телефона. При подаче заявления о распоряжении средствами материнского капитала предусмотрена возможность представления вместо копий документов, необходимых для рассмотрения заявления, сведений из них. Сокращены: сроки рассмотрения заявлений о распоряжении средствами материнского капитала с месяца до 10 дней; сроки перечисления средств в случае вынесения решения об удовлетворении заявления с 10 до 5 дней. Установлено требование, согласно которому лицо, получившее сертификат (супруг данного лица), обязано оформить приобретенное жилое помещение в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев с момента наступления определенного события (после ввода объекта в эксплуатацию, после полной выплаты задолженности по кредиту, после снятия обременения с жилого помещения и др.).
Распоряжением Правительства РФ от 7 декабря 2020 N 3242-р "Об утверждении перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2021 год" перечень продуктов лечебного питания для детей-инвалидов пополнен на 11 наименований.
Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2020 г. N 120 "О внесении изменений в Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" расширен круг полномочий комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в том числе права участия в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты права и законных интересов несовершеннолетних.
Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2020 г. N 1719 "О внесении изменения в пункты 17 и 17.1 приложения к Правилам признания лица инвалидом" заболевание классической формой фенилкетонурии среднетяжелого течения включено в перечень оснований для признания ребенка инвалидом до исполнения 18 лет.
Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 2020 г. N 1396 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением" урегулирована деятельность иностранных государственных органов и организаций (далее - иностранная государственная организация) и иностранных некоммерческих неправительственных организаций (далее - иностранная некоммерческая организация), осуществляющих деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации (далее - усыновление) через свои представительства на территории Российской Федерации (далее соответственно - представительства, иностранные организации). Вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Приказом Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. N 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" обновлены правила приема детей в школы. Закреплены нормы о праве преимущественного приема детей в те учреждения, где обучаются их братья или сестры. Уточнены способы направления документов.
Получение образования начинается по достижении детьми возраста 6 лет и 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими 8 лет. В более позднем или раннем возрасте прием возможен в особых случаях.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" утверждены новые санитарные правила для организации воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Правила вступят в силу 1 января 2021 года и будут действовать до 1 января 2027 года. Они направлены на охрану здоровья детей, и в частности предотвращение инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. Согласно постановлению:
- игрушки моются ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста - 2 раза в день;
- здания, где проживают дети, должны находиться от школ и детских садов на расстоянии не более 500 метров, в условиях стесненной городской застройки - 800 метров, а в сельской местности - до 1 километра. Если же расстояние превышает эти показатели, то должен быть организован транспорт;
- дети при нахождении в школах более 4 часов должны получать горячее питание;
- в образовательных организациях запрещается применение обогревателей с инфракрасным излучением;
- при возникновении групповых инфекционных заболеваний образовательная организация в течение двух часов должна проинформировать территориальные органы исполнительной власти об этом и приступить к профилактическим мероприятиям;
- работники этих организаций должны регулярно проходить медицинские осмотры, иметь медкнижку и проходить вакцинацию в соответствии с национальным календарем прививок.
Расписание в школах должно составляться с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности учеников и трудности предметов. Уроки не должны превышать 45 минут, а перемены должны длиться не менее 10 минут. Облегченный учебный день должен быть либо в среду, либо в четверг, чтобы предупредить переутомление детей. Время ожидания экзамена в классах не должно превышать 30 минут, а если он длится более 4 часов, обучающихся должны обеспечить питанием.
Занятия в школах не могут начинаться ранее восьми утра. Проведение нулевых уроков и обучение в три смены строго запрещено. Вторая смена, в свою очередь, не должна завершаться позднее 19 часов. Каникулы должны быть не менее семи календарных дней.
В пунктах, касающихся оборудования классов, расписаны расположение парт в классе и особенности мебели и техники.
Важную часть документа занимают нормы, связанные с использованием электронных средств обучения. Например, продолжительность использования интерактивной доски на уроке не должна превышать: для детей до 10 лет - 20 минут, старше 10 лет - 30 минут.
Особо отмечается, что мобильные средства связи не используются для образовательных целей.
Законодательство Республики Татарстан в 2020 году было отмечено принятием следующих наиболее значимых нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы детей.
Законом Республики Татарстан от 25 июня 2020 г. N 31-ЗРТ "О внесении изменений в статью 5 Закона Республики Татарстан "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан" органы опеки и попечительства наделены полномочиями по ведению учета опекунов и попечителей в Единой государственной системе социального обеспечения.
Законом Республики Татарстан от 28 марта 2020 г. N 13-ЗРТ "О внесении изменений в статьи 45 и 76 Семейного кодекса Республики Татарстан и Закон Республики Татарстан "Об образовании" определено, что проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.
Прием на обучение по образовательным программам дошкольного образования в государственные или муниципальные образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, осуществляется по направлению органа исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, посредством использования информационной системы доступности дошкольного образования Республики Татарстан.
Законом Республики Татарстан от 19 ноября 2020 г. N 76-ЗРТ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан и признании утратившим силу Закона Республики Татарстан "О запрете продажи несовершеннолетним бестабачной никотиносодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан" отменено законодательство Республики Татарстан в этой сфере в связи с тем, что федеральным законодателем установлен запрет на продажу никотинсодержащей продукции несовершеннолетним, на вовлечение детей в ее потребление, а также административная ответственность за нарушение указанных запретов. Ранее аналогичные положения содержались в законодательстве Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 августа 2020 г. N 688 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.09.2012 N 798 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 20 мая 2011 г. N 26-ЗРТ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан" расширен перечень полномочий Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2020 г. N 110 "О мерах по реализации мероприятий по переобучению и повышению квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, в рамках федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография" в Республике Татарстан в 2020-2022 годах" определен порядок использования средств, предоставляемых в виде субсидии из федерального бюджета.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 марта 2020 г. N 172 "О внесении изменения в Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.05.2008 N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2007 N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий" установлено, что сделки по отчуждению многодетной семьей и (или) отдельными членами семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли собственности на жилое помещение... учитываются за пять лет, предшествующих выдаче многодетной семье сертификата.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 мая 2020 г. N 358 "Об утверждении Правил использования средств, предоставляемых в виде субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан в целях софинансирования расходных обязательств Республики Татарстан, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно" определен порядок использования средств, предоставляемых в виде субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан в целях софинансирования расходных обязательств Республики Татарстан, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 июня 2020 г. N 478 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Республики Татарстан на возмещение работодателю части затрат на оплату труда родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, трудоустроенных по направлению государственных учреждений службы занятости населения Республики Татарстан, и признании утратившими силу отдельных постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан" определен порядок предоставления субсидии из бюджета РТ на возмещение работодателю части затрат на оплату труда родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, трудоустроенных по направлению государственных учреждений службы занятости населения Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 июля 2020 г. N 588 "Об утверждении перечня мероприятий по организации в Республике Татарстан бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных образовательных организациях Республики Татарстан и муниципальных образовательных организациях, обеспечивающих охват 100 процентов от числа таких обучающихся в указанных образовательных организациях" урегулирован порядок обеспечения обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных образовательных организациях Республики Татарстан и муниципальных образовательных организациях, бесплатным горячим питанием.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 августа 2020 г. N 749 "Об исполнительном органе государственной власти Республики Татарстан, уполномоченном на формирование и утверждение реестра граждан Российской Федерации, взявших на временное проживание (в том числе под временную опеку) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Министерство образования и науки Республики Татарстан уполномочено на формирование и утверждение реестра граждан Российской Федерации, взявших на временное проживание (в том числе под временную опеку) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из государственного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 сентября 2020 г. N 792 "Об утверждении размеров выплат по видам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, детей-инвалидов, инвалидов, обучающихся по основным образовательным программам в государственных профессиональных образовательных организациях и государственных образовательных организациях высшего образования, на 2021 год" определено, что с 01.01.2021 выплаты по видам социальной поддержки распространяются на обучающихся, получающих образование по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры за счет средств бюджета Республики Татарстан в образовательных организациях всех форм собственности и ведомственной принадлежности.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 мая 2020 г. N 926-р образовано и утверждено Положение о Координационном совете при Кабинете Министров Республики Татарстан по выполнению плана мероприятий по реализации в Республике Татарстан в 2020-2022 годах Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы.
Приказом Министерства образования Республики Татарстан от 2 ноября 2020 года N под-1148/20 "Об утверждении Административного регламента представления государственной услуги по назначению опекуна (попечителя) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (на возмездных или безвозмездных условиях), или выдаче заключения о возможности быть опекуном (попечителем)" установлен единый стандарт и порядок назначения опекуна (попечителя) или выдаче свидетельства о возможности быть опекуном (попечителем).
Важным представляется обратить внимание на следующие новации в правоприменительной практике жилищного законодательства Республики Татарстан.
Постановлением от 29.04.2020 N 90-П Конституционный суд Республики Татарстан дал правовую оценку конституционности абзаца третьего пункта 12, пункта 15, абзаца второго пункта 16 и абзаца третьего пункта 17 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.05.2008 N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2007 N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий". Установлено, что толкование абзаца третьего пункта 12 и абзаца первого пункта 15 Правил, сложившееся в правоприменительной практике, исходит из того, что граждане, по которым органом местного самоуправления принято решение о включении гражданина в списки граждан на получение сертификата, обязаны ежегодно подавать повторное заявление о включении их в списки, а также в отдельных случаях предоставлять дополнительные документы. Анализ буквального содержания данных норм Правил позволяет сделать вывод о том, что они сами по себе не налагают на граждан, за которыми уже признано право на получение сертификата, обязанности ежегодно предоставлять какие-либо заявления и дополнительные документы по требованию органов местного самоуправления, в полномочия которых входит принятие решений о включении гражданина в списки граждан на получение сертификата. В этой связи Конституционный суд Республики Татарстан считает необходимым отметить, что требование органами местного самоуправления с граждан заявлений и дополнительных документов возможно только в том случае, если такая обязанность прямо предусмотрена в тексте нормативного правового акта. При отсутствии в тексте нормативного правового акта такой обязанности у граждан подобная правоприменительная практика, по сути, свидетельствует о необоснованном расширении полномочий органов местного самоуправления и налагает на граждан дополнительные обязанности, прямо не предусмотренные обжалуемыми Правилами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.