1. Заказчик не вправе использовать иные критерии оценки заявок, кроме тех, которые предусмотрены постановлением Правительства РФ N 1085 для соответствующего объекта закупки.
Заказчик проводил запрос предложений в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Единой комиссией, Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Запроса предложений.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 19 статьи 83.1 Закона о контрактной системе все заявки участников запроса предложений в электронной форме оцениваются комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений в электронной форме, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений в электронной форме. В указанный протокол включаются информация о заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно документации о проведении Запроса предложений установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Цена контракта - значимость критерия 60%;
2) Критерий N 1 - значимость критерия 40%.
При этом рамках Критерия N 1 установлен Показатель N 1, в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок: "оценивается наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке заключенного и исполненного участником запроса предложений в электронной форме (с учетом правопреемства) 1 (одного) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 100 процентов начальной (максимальной) цены контракта настоящего запроса предложений в электронной форме.
2.1.2. Документы, предоставляемые участником закупки в подтверждение наличия опыта по выполнению работ:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Если участником запроса предложений в электронной форме предоставлен один контракт (договор), который соответствует требованиям настоящего раздела, и более заявке по данному показателю, присваивается - 100 баллов;
При отсутствии заключенного и исполненного контракта (договора) и (или) документов, подтверждающих наличие заключенного и исполненного контракта (договора), в соответствии с требованиями настоящего раздела, заявке по данному показателю, присваивается - 0 баллов".
Согласно протоколу проведения запроса предложений в электронной форме от 24.12.2019 N ПЗП1 (далее - Протокол) Заявителю по Показателю N 1 Критерия N 1 присвоено "0" баллов.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии представили заявку Заявителя, поданную на участие в закупке, и пояснили, что в соответствии с документами, представленными в составе заявки, Заявителем предоставлена копия 1 контракта, предметом которого является строительство объекта капитального строительства, при этом по данному контракту участником предоставлены копии актов о приемке выполненных работ, сумма которых менее суммы данного контракта. Таким образом, согласно пояснениям представителей Уполномоченного органа, данные акты о приемке выполненных работ по контракту, предоставленному Заявителем, не могут быть признаны предоставленными в полном объеме, в связи с чем, Заявителю по Показателю N 1 Критерия N 1 присвоено "0" баллов.
Вместе с тем, согласно представленной на заседание Комиссии заявке Заявителя, для оценки заявки по Показателю N 1 Критерия N 1 представлены: "Контракт Ф.2018.133525 "Выполнение работ по строительству Школы на 800 мест в МКР N 9 г. Каспийске Республике Дагестан. - Стоимость работ 561 473 560 рублей. Дополнительное соглашение N 1 от 12.03.2018. Дополнительное соглашение N 1 от 01.10.2018 Об изменении цены контракта - 561 135 260 рублей. Дополнительное соглашение N 3 от 27.12.2018 Об изменении цены контракта - 551 981 522 рублей. Акт приемки законченного строительством объекта от 20.12.2018. Акты КС-2 на общую сумму 551 981 522 рубля. Акты КС-3 на общую сумму 551 981 522 рубля. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 28.03 2019 N 05-305-20-2019.
При этом представителями Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что акты о приемке выполненных работ по контракту, предоставленному Заявителем в составе заявки, предоставлены не в полном объеме и не подтверждают выполнение Заявителем работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) на сумму не менее 100 процентов начальной (максимальной) цены контракта настоящего Запроса предложений, в соответствии с требованиями Показателя N 1 Критерия N 1, а именно - 254 193 900 рублей.
Таким образом, указанные действия Единой комиссии нарушают часть 19 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 11 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) Правил.
Пунктом 27(2) Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.
Согласно извещению о проведении закупки, документации о проведении Запроса предложений, объектом закупки является выполнение работ по строительству общежития на 250 мест.
Вместе с тем, согласно установленному в документации о проведении Запроса предложений порядку оценки заявок, в рамках критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель, не предусмотренный пунктом 27(2) Правил.
Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших порядок оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 1, нарушают пункт 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Суды отметили, что согласно установленному в документации о проведении запроса предложений разделом III порядку оценки заявок, в рамках критерия 2. "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель, не предусмотренный пунктом 27(2) Правил.
При этом суды также отметили, что университет не указывал, что объект является особо опасным, технически сложным и уникальным объектом капитального строительства или относится к объектам культурного наследия.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что вышеуказанные действия заказчика, уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших порядок оценки заявок по показателю N 1 критерия N 1, нарушают пункт 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 19 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, все заявки участников запроса предложений в электронной форме оцениваются комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений в электронной форме, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений в электронной форме. В указанный протокол включаются информация о заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением N 1085.
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Суды установили, что согласно документации о проведении запроса предложений установлен следующий порядок оценки заявок: цена контракта - значимость критерия 60%; критерий N 1 - значимость критерия 40%.
При этом в рамках критерия N 1 установлен показатель N 1, в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок: оценивается наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке заключенного и исполненного участником запроса предложений в электронной форме (с учетом правопреемства) 1 (одного) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 100 процентов начальной (максимальной) цены контракта настоящего запроса предложений в электронной форме.
Суды отметили, что документы, предоставляемые участником закупки в подтверждение наличия опыта по выполнению работ, следующие: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Если участником запроса предложений в электронной форме предоставлен один контракт (договор), который соответствует требованиям настоящего раздела, и более заявке по данному показателю, присваивается - 100 баллов.
При отсутствии заключенного и исполненного контракта (договора) и (или) документов, подтверждающих наличие заключенного и исполненного контракта (договора), в соответствии с требованиями настоящего раздела, заявке по данному показателю, присваивается - 0 баллов.
Суды установили, что согласно протоколу проведения запроса предложений в электронной форме от 24.12.2019 N ПЗП1 университету по показателю N 1 критерия N 1 присвоено "0" баллов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, представители уполномоченного органа на заседании Единой комиссии представили заявку университета, поданную на участие в закупке, и пояснили, что в соответствии с документами, представленными в составе заявки, университетом предоставлена копия контракта, предметом которого является строительство объекта капитального строительства, при этом по данному контракту участником предоставлены копии актов о приемке выполненных работ, сумма которых менее суммы данного контракта. Таким образом, согласно пояснениям представителей уполномоченного органа, данные акты о приемке выполненных работ по контракту, предоставленному университетом, не могут быть признаны предоставленными в полном объеме, в связи с чем, университету по показателю N 1 критерия N 1 присвоено "0" баллов.
Вместе с тем, согласно представленной на заседание Единой комиссии заявке университета, для оценки заявки по показателю N 1 критерия N 1 представлены:
контракт Ф.2018.133525 на выполнение работ по строительству школы на 800 мест в МКР N 9 г. Каспийске Республике Дагестан. Стоимость работ 561.473.560 руб.; дополнительное соглашение от 12.03.2018 N 1; дополнительное соглашение от 01.10.2018 N 1 об изменении цены контракта - 561.135.260 руб.; дополнительное соглашение от 27.12.2018 N 3 об изменении цены контракта - 551.981.522 руб.; акт приемки законченного строительством объекта от 20.12.2018; акты КС-2 на общую сумму 551.981.522 руб.; акты КС-3 на общую сумму 551.981.522 руб.; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 28.03.2019 N 05-305-20-2019.
Согласно письму Росстата от 31.05.2005 N 01-02-9/381 "О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации N КС-2, КС-3 и КС-11", в соответствии с указаниями по применению и заполнению унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, форма N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", утвержденная постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 "Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ", применяется для приемки заказчиком выполненных подрядных строительно- монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Для расчетов с заказчиком за выполненные работы применяется унифицированная форма N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат", утвержденная указанным постановлением.
Основным документом, по которому оплачиваются выполненные обязательства, промежуточная и конечная сумма по этапам строительства, является акт о приемке выполненных работ (КС-2).
Все строительно-монтажные операции осуществляются в соответствии с составленной ранее и утвержденной до подписания договора сметы. Это один из главных документов, согласованный получателем ремонтно-строительных услуг, на основании которого подрядчик имеет право вносить в журнал учета перечень выполненных работ.
Форма КС-3 - справка о стоимости выполненных работ и затрат - это документ, дублирующий акт о приемке выполненных работ.
При этом, как отметили суды, представителями университета на заседании Единой комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Едино комиссии прийти к выводу о том, что акты о приемке выполненных работ по контракту, предоставленному университетом в составе заявки, предоставлены не в полном объеме и не подтверждают выполнение университетом работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) на сумму не менее 100 процентов начальной (максимальной) цены контракта настоящего запроса предложений, в соответствии с требованиями показателя N 1 критерия N 1, а именно - 254.193.900 руб.
Таким образом, суды обоснованно отклонили довод университета об отсутствии в действиях Единой комиссии нарушения положений части 19 статьи 83.1 Закона о контрактной системе. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.02.2021 г. по делу N А40-37261/20)
2. В случае если заявка участника закупки соответствует требованиям закупочной документации и законодательству о контрактной системе, комиссия заказчика не вправе отказывать организации в допуске к участию в закупке.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ с приобретением монтируемого оборудования.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 22.11.2019 заявка N 106255407 (Заявитель) признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе на основании пункта 2 статьи 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, а именно: непредставление документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным п. 3 ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ. Участником закупки не подтвержден опыт работы, связанный с предметом контракта, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99), а именно: В подтверждении опыта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, за исключением линейного объекта, в составе заявки приложены договоры об участии РФ в собственности субъекта инвестиций от 29.06.2012, от 18.12.2013, от 11.04.2014, 30.07.2015, договор передачи акций в собственность РФ в счет бюджетных инвестиций от 19.12.2011.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объект, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей
При этом к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанные документы должны быть подписаны не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В пункте 12.1.2 части 1 "Общая часть" документации об Аукционе к участникам закупки установлены аналогичные дополнительные требования.
На заседании Комиссии установлено, что в подтверждение соответствия участником дополнительным требованиям были предоставлены следующие документы:
- копия договора об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций N 01-13/359/03/АО от 29.06.2012;
- копия графика выполнения работ по объекту "Реконструкция и техническое перевооружение производства реанимационного и анестезиологического оборудования";
- копия актов N 1, N 2, подтверждающие заказчиком(застройщиком) выполнения строительно-монтажные работ по договору N 11412.1008700.13.005 от 28.12.2011 г., от 26.04.2012 г., 30.11.2012 г.
Вместе с тем, представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что представленные в составе заявки Заявителя документы не подтверждают его соответствие требованиям, установленным пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
На основании изложенного, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Признавая заявления не подлежащими удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что обществом в полном объеме подтверждено соответствие требованиям, установленным пунктом 2 приложения N 1 к постановлению N 99; представленные обществом документы подтверждали требуемый опыт выполнения работ, сопоставимых с работами, выполнение которых является объектом спорной закупки, и его соответствие дополнительным требованиям, в связи с этим у учреждения отсутствовали основания, предусмотренные частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе для принятия решения о несоответствии второй части заявки общества положениям аукционной документации. При этом суды учли специфику договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, дали правовую квалификацию соответствующим договорам, принимая во внимание нормы пункта 3 статьи 421, статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 1, 4 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", оценив представленные в материалы дела доказательства. Суды отметили, что общество по данным договорам являлось одновременно заказчиком (застройщиком) и генеральным подрядчиком и выступало лицом, осуществившим строительство, реконструкцию всего объекта капитального строительства."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.02.2021 г. по делу N А40-15979/2020)
3. При установлении требований в закупочной документации заказчики должны учитывать как нормы Закона о контрактной системе, так и нормы отраслевого законодательства.
Заказчик проводил конкурс с ограниченным участием в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) член саморегулируемой организации (далее - СРО) имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом части 3 статьи 55.8 ГрК РФ договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом СРО с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
В соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 14 информационной карты Конкурсной документации к участникам закупки предъявляется требование о наличии членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
При этом Конкурсной документацией установлено, что совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств в соответствии исключительно с частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 15 информационной карты Конкурсной документации вторая часть заявки на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе копию выписки из реестра членов СРО.
При этом Конкурсной документацией установлено, что совокупный размер обязательств не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, так же в соответствии исключительно с частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлено требование к участникам закупки о наличии членства в СРО, а также требование о предоставлении участниками закупки выписки из реестра членов СРО исключительно в соответствии с частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 31, а также не соответствуют пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и нарушают часть 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Пунктом 14 информационной карты конкурсной документации к участникам закупки предъявляется требование о наличии членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
При этом конкурсной документацией установлено, что совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств в соответствии исключительно с ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Антимонопольным органом установлено, что в соответствии с п. 15 информационной карты конкурсной документации вторая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать, в том числе копию выписки из реестра членов СРО.
При этом конкурсной документацией установлено, что совокупный размер обязательств не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, так же в соответствии исключительно с ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что ГКУ Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог", ГКУ Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" ненадлежащим образом установлено требование к участникам закупки о наличии членства в СРО, а также требование о предоставлении участниками закупки выписки из реестра членов СРО исключительно в соответствии с ч. 13 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о нарушении ГКУ Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог", ГКУ Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 4 ст. 56.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 г. по делу N А40-118944/20)
4. Заказчик не вправе объединять в один лот поставку товаров, включенных в Перечень из постановления Правительства РФ N 102 и не включенных в него.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку медицинского оборудования.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 102) утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно извещению о проведении Аукциона Заказчиком установлено ограничение допуска в соответствии с Постановления Правительства N 102.
При этом согласно документации об Аукционе и сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является поставка медицинского оборудования, а именно:
- 26.60.11.119-00000023 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела";
- 26.60.11.113-00000007 "Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая";
- 26.60.11.113-00000004 "Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая";
- 26.60.11.112-00000007 "Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная, цифровая".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что код ОКПД 26.60.11.119 (Система рентгеновская компьютерной томографии всего тела) не входит в Перечень, установленный Постановлением Правительства N 102.
При этом согласно пункту 2.2 Постановления Правительства N 102 предметом одного контракта (одного лота) не могут быть медицинские изделия, включенные в Перечень и не включенные в него.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединена в один лот поставка товаров, включенных в Перечень и не включенных в него.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика не представил доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Исходя из вышеизложенного, пунктом 2(2) Постановления Правительства N 102 императивно установлено, что не могут быть предметом одного контракта (лота) медицинские изделия, включенные в Перечень N 1, и не включенные в него, а также медицинские изделия, включенные в Перечень N 2, и не включенные в него.
Таким образом ФАС России обоснованно пришла к выводу, что действия Заказчика, неправомерно объединившего в один лот поставку товаров, включенных в Перечень Постановления Правительства N 102 и не включенных в него, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Суд считает, что оспариваемый акт не нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, следовательно, Заявитель не может быть признан заинтересованным лицом по данному делу, которому принадлежит право требовать признание недействительным оспариваемого акта ФАС России в силу следующего. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.02.2021 г. по делу N А40-235067/20-84-1585)
5. Оператор электронной площадки обязан проверить аккредитационные документы участника закупки.
Заказчик проводил электронный аукцион на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
Согласно доводу Заявителя, Оператором электронной площадки неправомерно аккредитован Заявитель в соответствии дополнительными требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в результате чего заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) установлены дополнительные требования к наличию опыта выполненных работ участниками закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям (далее - Перечень).
Согласно части 4.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки осуществляет ведение реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе электронных документов (или их копий), оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение:
1) о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
2) об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, при направлении таких документов (или их копий).
В соответствии с частью 14 статьи 24.2 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет участнику закупки уведомление о размещении или об отказе в размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в течение одного часа с момента принятия решения, предусмотренного частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе. В случае, если принято решение об отказе в размещении, такое уведомление должно содержать обоснование принятого решения.
В соответствии с пунктом 7 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки" (далее - Правила) установлено, что участник закупки вправе внести изменения в документы, размещенные в соответствии с Правилами в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, направив оператору электронной площадки новые электронные документы в порядке, установленном пунктом 2 Правил. Оператор электронной площадки рассматривает такие документы в порядке, установленном пунктами 4 и 5 Правил. При этом такие внесенные изменения либо такие новые электронные документы применяются к отношениям, связанным с участием в закупках, заявки на участие в которых поданы таким участником после размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил новых документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Согласно извещению о проведении Аукциона Заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления Правительства N 99.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что 16.06.2020 Заявителем в личном кабинете на сайте Оператора электронной площадки загружены документы для включения в единый реестр участников закупки, которые в соответствии с Перечнем подтверждают соответствие участника закупки дополнительным требованиям по пункту 2 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99, а именно ГК 186/18 от 17.12.2018, КС-2, КС-3, Акт ввода. Вместе с тем, в связи с техническим ошибками документы КС-2, КС-3 не загрузились. При этом Заявителем 16.06.2020 в личном кабинете на сайте Оператора электронной площадки получено уведомление о размещении ГК 186/18 от 17.12.2018, Акта ввода в реестре участников закупки.
Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заявителем 16.06.2020 внесены изменения в документы по пункту 2 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99, а именно добавлены КС-2, КС-3.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 02.07.2020 N 50322 заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе, в связи с непредставлением в составе второй части заявки на участие в Аукционе документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99 и документацией об Аукционе, а именно непредставлением документов КС-2, КС-3.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым Заявителем 17.07.2020 подана заявка на участие в Аукционе. При этом Оператором электронной площадки представлены сведения, согласно которым Заявителем 16.07.2020 внесены изменения в документы, подтверждающие соответствие требованиям в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления Правительства N 99, для включения в реестр участников закупок. Вместе с тем, Оператором электронной площадки в соответствии с требованиями части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе документы Заявителя включены в реестр 23.07.2020, то есть после подачи заявки Заявителя на участие в Аукционе, в связи с чем, в соответствии с пунктом 7 Правил и Закону о контрактной системе Оператором электронной площадки направлены документы актуальные на момент подачи заявки на участие в Аукционе.
При этом в соответствии с подпунктом "а" пунктом 2 части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки проверяет документы на соответствие Перечню.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Оператором электронной площадки ненадлежащим образом осуществлена проверка документов на соответствие Перечню, поскольку Заявителем не направлена копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, ненадлежащим образом осуществившего проверку документов на соответствие Перечню и аккредитовавшего Заявителя в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99, нарушают часть 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Необходимо отметить, что основания для отклонения заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.".
Аналогичная позиция была озвучена в ходе заседания Комиссии ФАС России представителем ФКУ Упрдор "Каспий" Дибаевым Э.М., а также изложена на странице 5 заявления ФКУ Упрдор "Каспий" о признании ненормативных актов недействительными. Таким образом, в рассматриваемом случае, Оператор электронной площадки был обязан, руководствуясь частью 14 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, направить ООО "АВ-Техно" уведомление об отказе в размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в течение одного часа с момента принятия решения, по причине несоответствия представленных ООО "АВ-Техно" документов перечню, который предусмотрен графой "Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" Приложения N 1 к Постановлению N 99, то есть обеспечить исключительно проверку "комплектности" документов, а не устанавливать достоверность информации, содержащейся в документах. 23.06.2020 Оператор электронной площадки принял решение о подтверждении заявки N 6859 требованиям в соответствии с пунктом 2.3. приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99. Согласно сведениям, представленным в ЕИС, окончание срока подачи заявок по Закупке: 25.06.2020 в 00:00 (по местному времени Заказчика, МСК +01:00).
Вместе с тем, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 02.07.2020 N 50322 заявка ООО "АВ-Техно" признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе, в связи с непредставлением в составе второй части заявки на участие в Аукционе документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99 и документацией об Аукционе, а именно непредставлением документов N КС-2, N КС-3. Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии ФАС России представил сведения, согласно которым ООО "АВ-Техно" 17.07.2020 подана заявка на участие в Аукционе.
При этом Оператором электронной площадки представлены сведения, согласно которым ООО "АВ-Техно" 16.06.2020 внесены изменения, подтверждающие соответствие требованиям в соответствии с п. 2 приложения N 1 Постановления Правительства N 99, для включения в реестр участников закупок.
Вместе с тем, Оператором электронной площадки в соответствии с требованиями части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе документы ООО "АВ-Техно" включены в реестр 23.06.2020, то есть после подачи заявки Заявителя на участие в Аукционе, в связи с чем, в соответствии с пунктом 7 Правил и Законом о контрактной системе Оператором электронной площадки направлены документы актуальные на момент подачи заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, ФАС России пришла к выводу, что Оператором электронной площадки ненадлежащим образом осуществлена проверка документов на соответствие Перечню, поскольку ООО "АВ-Техно" не направлена копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
Таким образом, ФАС России обоснованно пришла к выводу, что действия Оператора электронной площадки, ненадлежащим образом осуществившего проверку документов на соответствие Перечню и аккредитовавшего ООО "АВ-Техно" в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99, нарушают часть 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.02.2021 г. по делу N А40-131014/20-120-817)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2021)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.