Письмо Банка России от 3 сентября 2018 г. N 12-3-5/6821
Вопрос
Просим дать разъяснения по вопросу применения Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И:
1. С 14.05.2018 года вступили в силу изменения в ФЗ от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - ФЗ N 173-ФЗ). Была введена обязанность по указанию в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов сроков исполнения сторонами своих обязательств. Правильно ли мы понимаем, что в таких договорах, представляемых в банк с 14.05.2018 при проведении валютных операций, обязательно должны быть указаны следующие сроки:
A) по контрактам на предоставление резидентами займов нерезидентам - сроки оплаты нерезидентом основного долга и уплаты процентных платежей;
Б) по договорам на экспорт товаров/оказание работ, услуг резидентом нерезиденту, если оплата производится после вывоза из РФ/оказания услуг - сроки оплаты нерезидентом поставленных товаров, оказанных работ, услуг;
B) по договорам на импорт товаров/оказание работ, услуг нерезидентом резиденту, если осуществляется предоплата - сроки поставки товара/оказания работ, услуг нерезидентом и сроки возврата ранее осуществленной предоплаты при непоставке товара/неоказании работ, услуг?
2. В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 16.08.2017 N 181-И (далее - Инструкция 181-И) резидент вправе предоставить в банк информацию о коде вида операций без предоставления документов. Если после предоставления документов резидентом банк выявит, что резидент ошибся и представил в банк неверную информацию о коде вида операций, то является ли это нарушением валютного законодательства?
3. В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции 181-И требование о постановке контракта на учет распространяется также на проекты договоров, направленные резидентами нерезидентам или нерезидентами резидентам для заключения. Это означает, что данный проект обязательно должен быть подписан одной из сторон? Или банк вправе принять проект договора без подписей и печатей сторон?
4. Возможно ли одновременное заполнение граф 8.1.1 и 8.1.2 в ВБК по кредитному договору? Например, если в договоре указан точный срок возврата займа, а размер процентов рассчитывается резидентом самостоятельно на основании собственной оценки ожидаемых платежей?
5. Пунктом 9.5 Инструкции 181-И установлен порядок отражения в ВБК изменений в декларациях на товары, которые поступают в банк в соответствии с Положением ЦБ РФ от 28.12.2012 N 1459. Данный пункт предусматривает внесение изменений в ВБК по контракту, снятому с учета по основаниям, указанным в пунктах 6.1 и 6.9. Как банк должен вносить изменения в ВБК по контрактам, снятым с учета по основаниям, указанным в пунктах 6.7 и 6.8 Инструкции 181-И?
6. В соответствии с пунктом 3.5 приложения 2 Инструкции 181-И банк должен отразить цифровой код страны места жительства (места нахождения} физического лица-нерезидента, который является контрагентом - стороной по договору. Если физическое лицо-нерезидент имеет разрешение на временное проживание в РФ, зарегистрировано по месту нахождения на территории РФ, то код страны для целей ведения данных по валютным операциям будет 643?
8. В пункте 12.1 Инструкции 181-И сказано, что резидент обязан перевести контракт на обслуживание в новый банк УК в течение 30 рабочих дней, за исключением случая, указанного в п. 12.2. Т.е. если в период между датой снятия с учета контракта в предыдущем банке УК и датой принятия его на обслуживание новым банком УК по такому контракту происходит зачисление денежных средств на счет резидента в уполномоченном банке, то срок для перевода контракта на обслуживание в новый банк УК равен сроку для предоставления информации об уникальном номере договора и составляет 15 рабочих дней с даты зачисления. Таким образом, если клиент 01.03.2018 закрыл контракт по п. 6.1.1, а 01.09.18 ему поступили денежные средства и 15.09.18 он перевел контракт на обслуживание а новый банк УК и предоставил информацию об уникальном номере договора, то резидент не нарушил Инструкцию 181-И?
10. Какой код признака предоставления документов, связанных с проведением валютных операций, должен указать банк в данных по операциям при отражении поступления иностранной валюты на транзитный валютный счет, до момента получения документов и/или информации о коде вида операции от клиента? Вправе ли банк не заполнять признак предоставления документов при отражении поступления иностранной валюты на транзитный валютный счет до получения документов и/или информации?
12. Согласно п. 2.1 Инструкции 181-И резидент обязан представить в банк документы не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет, за исключением случаев, описанных в пп. 2.6, 2.7 и 2.8. Правильно ли мы понимаем, что при зачислении резиденту иностранной валюты на транзитный счет согласно п. 2.7 (по договору, сумма которого не превышает 200 тыс. руб.), для резидента не установлен срок предоставления в банк распоряжения о списании иностранной валюты с транзитного валютного счета и предоставления информации о коде вида операции?
13. Согласно письму ЦБ РФ от 8 сентября 2014 г. N 18-2-2-8/1944, адресованному Ассоциации российских банков, для открытия счетов индивидуальным предпринимателям, являющимся иностранными гражданами, следует использовать балансовый счет 40802, как ИП резиденту. Этот иностранный гражданин также открывает счет как физическое лицо. Согласно ФЗ N 173-ФЗ иностранный гражданин является нерезидентом, поэтому ему открывается счет как физическому лицу на балансовом счете 40820. При переводе денежных средств самому себе со счета ИП на счет физ. лица нет отчуждения денежных средств. Получается, что если данный платеж осуществляется на территории РФ, то он не является валютной операцией. Нужно ли отражать его в данных по операциям, формируемых в соответствии с гл. 3 Инструкции 181-И?
14. Согласно абз. 5 п. 2.6 Инструкции 181-И документы не представляются резидентом в банк при списании резидентом иностранной валюты со своего расчетного счета в иностранной валюте и ее зачислении на свой расчетный счет в иностранной валюте, на свой счет по депозиту в иностранной валюте, открытые в одном уполномоченном банке, при списании иностранной валюты со своего счета по депозиту, зачислении иностранной валюты на свой счет по депозиту в иностранной валюте, при внесении (снятии) наличной иностранной валюты на свой расчетный счет (со своего расчетного счета) в иностранной валюте. Получается, что данный абзац не распространяется на перевод резидентом собственных средств в валюте со счета в одном уполномоченном банке на счет в другом уполномоченном банке. При этом согласно приложению 2 Инструкции 181-И сведения о договоре не подлежат отражению в данных по операциям в случае списания резидентом денежных средств с одного счета резидента на другой его счет, открытые в этом или другом уполномоченном банке. Правильно ли мы понимаем, что при переводе резидентом собственных средств в валюте со счета в одном уполномоченном банке на счет в другом уполномоченном банке, резидент обязан представить в банк документы (договор банковского счета), но сведения о договоре не подлежат отражению в данных по операциям?
Ответ
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России рассмотрел письмо КБ и сообщает следующее.
Федеральный закон от 10.12.2013 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) не наделяет Банк России полномочиями по толкованию норм Федерального закона. Вместе с тем, Департамент считает возможным высказать свое мнение по поставленным в письме вопросам.
По первому вопросу.
Если в договоре отсутствуют конкретные сроки исполнения сторонами обязательств, но при этом содержится срок его действия, в течение которого исполняются обязательства сторон, то такой договор соответствует требованиям Федерального закона N 173-ФЗ.
По второму вопросу.
Полагаем, что ошибочное указание резидентом кода вида операции при представлении резидентом уполномоченному банку информации о коде вида операции в соответствии с пунктом 2.2 Инструкции Банка России N 181-И, который был отражен уполномоченным банков в данных по операциям, не следует рассматривать в качестве нарушения Инструкции Банка России N 181-И. В данном случае уполномоченный банк по согласованию с резидентом на основании представленных резидентом в уполномоченный банк документов, связанных с проведением операций, может изменить сведения о коде вида операции, указанные в данных по операциям.
По третьему вопросу.
Инструкция Банка России N 181-И не устанавливает требований к проекту контракта.
Обращаем внимание, что на основании статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
По четвертому вопросу.
Если в кредитном договоре указан срок возврата заемных денежных средств (основного долга), а процентные платежи рассчитываются резидентом самостоятельно на основании собственной оценки ожидаемых платежей, то в этом случае в подпунктах 8.1.1 и 8.1.2 подпункта 8.1 ведомости банковского контроля по кредитному договору одновременно проставляется символ "*".
По пятому вопросу.
Уполномоченный банк вносит изменения в ведомость банковского контроля по контракту, снятому с учета по основанию, указанному в пункте 6.7 Инструкции Банка России N 181-И, в порядке, указанном в пункте 6.9 Инструкции Банка России N 181-И.
Внесение изменений в ведомость банковского контроля по контракту, снятому с учета по основанию, указанному в пункте 6.8 Инструкции Банка России N 181-И, в соответствии с пунктом 6.9 Инструкции Банка России N 181-И, возможно если резидент вновь станет клиентом уполномоченного банка, в котором им ранее были закрыты все расчетные счета, либо при принятии на обслуживание контракта другим уполномоченным банком. В этом случае уполномоченному банку необходимо запросить у Банка России в электронном виде в соответствии с правилами составления и представления в электронном виде информации, предусмотренной Инструкцией Банка России N 181-И, размещенными на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", ведомость банковского контроля по контракту.
По шестому вопросу.
В приведенном в шестом вопросе письма случае, пункт 3.5 данных по операциям следует заполнять на основании сведений о стране места жительства (места нахождения) физического лица-нерезидента, которыми располагает уполномоченный банк. При их отсутствии в пункте 3.5 данных по операциям может быть указан код страны - 643.
По восьмому вопросу.
Ответ на восьмой вопрос письма содержится в пункте 12.1 Инструкции Банка России N 181-И, в силу которого контракт, снятый с учета резидентом в банке УК 01.03.2018 по основаниям, указанным в подпункте 6.1.1 Инструкции Банка России N 181-И, должен был быть переведен резидентом на обслуживание в новый банк УК в срок не позднее тридцати рабочих дней после даты снятия с учета такого контракта в предыдущем банке УК, т.е. 11.04.2018 г.
Поскольку денежные средства в пользу резидента поступили 01.09.2018, т.е. за пределами вышеуказанного срока, то перевод на обслуживание резидентом в новый банк УК контракта 15.09.2018, является нарушением требований пункта 12.1 Инструкции Банка России N 181-И.
По десятому вопросу.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2.3 приложения 2 к Инструкции Банка России N 181-И до представления резидентом в уполномоченный банк документов, связанных с проведением операций, и (или) информации о коде вида операции, не позднее рабочего дня, следующего за днем зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет, уполномоченный банк отражает в данных по операциям в качестве информации о коде вида операции код 00000. Код признака представления резидентом документов, связанных с проведением операций (далее - код признака) не указывается.
По двенадцатому вопросу.
Исходя из пункта 2.7 Инструкции Банка России N 181-И при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента по договору, заключенному с нерезидентом, сумма обязательств по которому равна или не превышает в эквиваленте 200 тыс. рублей, распоряжение о списании иностранной валюты с транзитного валютного счета и информация о коде вида операции представляются резидентом в уполномоченный банк в порядке, установленном уполномоченным банком.
По тринадцатому вопросу.
Переводы денежных средств физическим лицом - нерезидентом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, со своего счета 40802 "Физические лица - индивидуальные предприниматели" на свои счета 40820 "Счета физических лиц - нерезидентов", отражаются уполномоченным банком в данных по операциям с кодом вида операций 99090.
По четырнадцатому вопросу.
Полагаем, что в приведенном в четырнадцатом вопросе письма случае перевод иностранной валюты со счета резидента, открытый одном в уполномоченном банке, на счет этого резидента, открытый в другом уполномоченном банке, осуществляется на основании распоряжения о переводе денежных средств. В данном случае пункт 3 "Сведения о договоре, на основании которого осуществлена операция по счету резидента" данных по операциям не заполняется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 3 сентября 2018 г. N 12-3-5/6821
Текст письма опубликован не был