Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ)
в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
(подготовлен Лобовым А.Ю., государственным советником РФ 1 класса, май 2021)
1. Заказчик обязан разместить в ЕИС все приложения к проекту государственного контракта.
Заказчик проводил открытый конкурс в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по развитию Информационной системы цифровых сервисов.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а именно в Конкурсной документации установлены неверные ссылки на несуществующие приложения Техническому заданию, установлена некорректная нумерация.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно доводу Заявителя, в составе пункта 4.2 Технического задания установлена таблица 5, в столбце "Группа функций" которой введена ненадлежащая нумерация, вводящая в заблуждение и препятствующая корректному оформлению конкурсной заявки, кроме того, указанная таблица не содержит достаточных данных для выполнения работ по контракту.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Техническое задание содержит условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик работ и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, а также, что описание объекта закупки установлено в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
При этом, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обратное.
Вместе с тем, пунктом 4.1 Технического задания установлено, что ход выполнения работ должен соответствовать разработанному и согласованному с Государственным заказчиком детальному плану-графику выполнения работ, в котором отражены плановые сроки предоставления результатов работ. Детальный план-график должен соответствовать Календарному плану выполнения работ, являющемуся Приложением N 3 к Части III "Проект Государственного контракта".
При этом, календарный план выполнения работ, согласно размещенной документации, является приложением N 4 к проекту государственного контракта Конкурсной документации.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что при формировании Конкурсной документации произошла техническая ошибка при указании номера приложения к проекту государственного контракта Конкурсной документации, а также, что указанная техническая ошибка будет устранена на стадии заключения контракта.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 16.03.2021 г. по делу N 17/04/7.30-96/2021)
2. В случае если заказчик проводит закупку товара, включенного в перечень радиоэлектронной продукции, он обязан установить ограничения, предусмотренные постановлением Правительства РФ N 878.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку расходных и ресурсных материалов к копировально-множительной технике повышенной производительности.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о возможных признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является "Поставка расходных и ресурсных материалов к копировально-множительной технике" ОКПД 26.20.40.190.
При этом информация об указанном товаре находится в Перечне.
Вместе с тем, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлены ограничения, предусмотренные Постановлением N 878.
На заседании Комиссии представитель Заказчика согласился с фактом допущения нарушения Закона о контрактной системе в части неустановления вышеуказанного ограничения.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.03.2021 г. по делу N 17/04/7.30-119/2021)
3. Отказ организации в допуске к участию в закупке, основанный на незаконных требованиях закупочной документации, является незаконным.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по диагностике и техническому обслуживанию кондиционеров (сплит-систем) в зданиях заказчика.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.04.2020 N 1 (далее - Протокол), участникам с идентификационными номерами заявок "125", "74", "201", "162", "232", "226", "236", "252", "217" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с отсутствием в составе заявок конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг.
На заседании комиссии установлено, что согласно пункту 23 информационной карты документации об Аукционе, инструкции по заполнению заявки, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, установленные в технической части документации об Аукционе.
Вместе с тем, учитывая, что техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к используемым товарам при оказании услуг по техническому обслуживанию кондиционеров, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в Аукционе. При этом, в соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, Заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на оказание услуг в соответствии с техническим заданием, в том числе, в отношении товаров (материалов), используемых при оказании услуг.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к составу заявки на участие в Аукционе, ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок, противоречат пункту 2 части 1 статьи 64, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, учитывая, что Заказчик ненадлежащим образом установил требования к составу заявок участников закупки, Аукционная комиссия неправомерно отклонила участников закупки с идентификационными номерами заявок "125", "74", "201", "162", "232", "226", "236", "252", "217", в связи с чем вышеуказанные действия Аукционной комиссии нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении членов комиссии заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.02.2021 г. по делу N 17/04/7.30-113/2021)
4. Заказчик обязан устанавливать требования к составу заявки в соответствии с Законом о контрактной системе.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ на автомобильной дороге общего пользования регионального значения.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент публикации извещения о проведении Аукциона) первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно положениям документации об Аукционе, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе: "согласие участника аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
наименование страны происхождения товара;
конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации, и указание на товарный знак (при наличии)".
Согласно документации об Аукционе, объектом закупки является выполнение ремонтных работ на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения.
Вместе с тем, учитывая, что техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к используемым товарам при выполнении ремонтных работ, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в Аукционе.
При этом, в соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на выполнение работ в соответствии с техническим заданием, в том числе, в отношении товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
Таким образом, требования к первым частям заявок установлены Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 10.03.2021 г. по делу N 17/04/7.30-129/2021)
5. Установление заказчиком в закупочной документации излишних требований к составу заявки, которые не предусмотрены Законом о контрактной системе, влечет привлечение должностного лица заказчика к административной ответственности.
Заказчик провел электронный аукцион на право заключения контракта на поставку и установку рулонных штор.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя, на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
Согласно доводу Заявителя, в документации о закупке установлены излишние требования к ряду характеристик товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе (далее - Техническое задание) установлены, в том числе, следующие требования к запасным частям товаров, подлежащим поставке в ходе исполнения государственного контракта: Форма фиксирующей манжеты дюбеля - цилиндрическая; отсутствует. Конструкция - с усиками для предотвращения проворачивания дюбеля; без усиков для предотвращения проворачивания дюбеля. Распорная часть дюбеля - заворачивается в узел; не заворачивается в узел. В прорезях распорной части стержня дюбеля - зигзагообразные участки; только прямые участки. Количество усиков дюбеля не менее 2 шт.; отсутствует. Диаметр резьбы d не менее 8 мм. и другие.
Вместе с тем представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств, что установление указанных требований в документации об Аукционе способствует выявлению лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, и также не противоречит Закону о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе излишние требования к составу заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.02.2021 г. по делу N 17/04/7.30-109/2021)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен обзор административной практики в сфере размещения заказов по 44-ФЗ (май 2021 г.).
Заказчик обязан разместить в ЕИС все приложения к проекту госконтракта.
Если заказчик закупает товар, включенный в перечень радиоэлектронной продукции, он обязан установить ограничения на доступ зарубежной радиоэлектронной продукции.
Заказчик обязан устанавливать требования к составу заявки в соответствии с 44-ФЗ.
Излишние требования к составу заявки, которые не предусмотрены 44-ФЗ, влекут административную ответственность.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Лобовым А.Ю., государственным советником РФ 1 класса) - Специально для Системы ГАРАНТ, май 2021
Текст обзора опубликован не был