Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 20 января 2021 г. N 31
"Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ"
В целях реализации мероприятий федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 г. N 10, Паспорта приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 30 ноября 2016 г. N 11, распоряжения Правительства Республики Марий Эл от 2 июля 2019 г. N 301-р "О реализации мероприятия по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, в том числе по внедрению целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Регламент проведения независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ.
2. Определить ответственным за организацию процедуры проведения независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ Региональный модельный центр дополнительного образования детей в Республике Марий Эл.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования и науки Республики Марий Эл Антоничеву Н.Б.
Министр |
Н. Адамова |
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Республики Марий Эл
от 20 января 2021 г. N 31
Регламент
проведения независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ
I. Общие положения
1. Регламент проведения независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ (далее - Регламент) разработан в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 г. N 10, и определяет порядок проведения независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ (далее - НОК).
2. Проведение НОК осуществляется в соответствии с требованиями следующих актов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации";
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей";
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 "О направлении информации" (с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы));
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2017 г. NВК-1232/09 "О направлении методических рекомендаций" (с Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 апреля 2015 г. N АП-512/02 "О направлении методических рекомендаций по независимой оценке качества образовательной деятельности" (с Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалько 1 апреля 2015 г.);
Основные требования к внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации для реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", направленные письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июля 2018 г. N 09-953 "О направлении информации".
Регламент адресован руководителям и специалистам; Министерства образования и науки Республики Марий Эл и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям и педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы; специалистам организаций, осуществляющих деятельность в сфере оценки качества образования.
Министерства образования и науки Республики Марий Эл и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
3. Проведение НОК является оценочной процедурой, которая направлена на получение сведений о качестве реализуемых дополнительных общеобразовательных программ.
4. Механизмом НОК является общественная экспертиза.
Общественная экспертиза дополнительных общеобразовательных
программ проводится в интересах участников отношений в сфере дополнительного образования детей с целью определения соответствия содержания программ заявленным в них целям и задачам, потребностям обучающихся, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность.
Общественная экспертиза дополнительных общеобразовательных программ проводится рабочей группой экспертов на основании добровольной заявки авторов программы или организации, реализующей (или планирующей реализовывать) данную программу.
Состав рабочей группы экспертов формируется на основании предложений муниципальных опорных центров и утверждается приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл.
II. Организация проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ
5. Проведение общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ в рамках НОК предусматривает выполнение следующих процедур:
подготовка к проведению общественной экспертизы;
проведение общественной экспертизы;
обработка и оформление результатов общественной экспертизы;
принятие мер по улучшению качества дополнительных общеобразовательных программ.
6. Подготовка к проведению общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ.
6.1. Региональный модельный центр дополнительного образования детей в Республике Марий Эл (далее - РМЦ) в пределах своих полномочий определяет формат проведения общественной экспертизы и оформления ее результатов.
6.2. РМЦ в пределах своих полномочий обеспечивает:
информирование организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, о критериях, методике, процедуре и результатах проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ;
проведение общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ таким образом, чтобы исключить конфликт интересов, в том числе за счет независимости привлекаемых экспертов, то есть отсутствие взаимозависимости между экспертом и организацией (индивидуальным предпринимателем, представителями организации, авторами программы), направившими программу на общественную экспертизу;
привлечение к проведению общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ максимального числа представителей от муниципальных образований из числа наиболее компетентных представителей педагогического сообщества.
6.3. Организация загружает дополнительную общеобразовательную программу в автоматизированную информационную систему "Навигатор дополнительного образования детей Республики Марий Эл" (далее - ИС) согласно инструкции, утвержденной РМЦ.
6.4. Регистрация дополнительной общеобразовательной программы на проведение общественной экспертизы осуществляется автоматически в день загрузки.
6.5. РМЦ осуществляет распределение дополнительных общеобразовательных программ, поступивших на экспертизу, между экспертами посредством ИС в течение 3 рабочих дней после регистрации.
7. Проведение общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ.
7.1. Общественная экспертиза программ осуществляется по критериям оценки дополнительных общеобразовательных программ, заявленных на общественную экспертизу, определенным в соответствии с приоритетными задачами функционирования и развития системы дополнительного образования Республики Марий Эл (приложение N 1 к Регламенту).
7.2. Срок проведения общественной экспертизы программы устанавливается в соответствии с требованиями части 8 статьи 22 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", но не более 60 календарных дней.
7.3. Результаты общественной экспертизы оформляются экспертом в форме экспертного листа оценки дополнительной общеобразовательной программы (приложение N 2 к Регламенту) посредством ИС.
7.4. Для того чтобы общественная экспертиза программы считалась завершенной, программа должна получить не менее 3 оценок от различных экспертов.
8. Обработка и оформление результатов общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ.
8.1. РМЦ:
проводит анализ информации, представленной экспертами в экспертных листах оценки дополнительной общеобразовательной программы,
формирует итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, и направляет его на рассмотрение в Региональный экспертный совет при Министерстве образования, и науки Республики Марий Эл (далее - Экспертный совет) не позднее, чем за 5 рабочих дней до его заседания;
доводит до сведения образовательной организации (индивидуального предпринимателя, представителя организации, авторов программ), представивших на общественную экспертизу материалы, информацию о результатах общественной экспертизы в течение 3 рабочих дней после утверждения результатов на заседании Регионального экспертного совета.
8.2. Региональный экспертный совет рассматривает результаты общественной экспертизы в виде итогового документа (заключения) на следующем за представлением заключения заседании Регионального экспертного совета и принимает решение об утверждении результатов общественной экспертизы, либо о направлении результатов общественной экспертизы на доработку через РМЦ, которое оформляется в форме протокола.
9. Принятие мер по улучшению качества дополнительных общеобразовательных программ.
Министерство образования и науки Республики Марий Эл:
рассматривает информацию о результатах общественной экспертизы в течение 30 календарных дней;
разрабатывает меры по совершенствованию дополнительных общеобразовательных программ по приведению в соответствие содержания программ заявленным в них целям и задачам, потребностям обучающихся.
10. По итогам НОК формируется единый реестр сертифицированных образовательных программ.
11. Результаты общественной экспертизы не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ.
III. Представление процедур и результатов общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ
12. Прозрачность и открытость общественной экспертизы программ обеспечивается за счет:
прозрачности процедуры формирования общественного совета и открытости его деятельности;
прозрачности процедур проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ;
открытости и доступности результатов общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ.
Экспертный совет обеспечивает открытость информации о заседаниях, обсуждаемых вопросах, принятых решениях через оперативное опубликование в открытых источниках информации, в том числе на официальном сайте РМЦ.
Приложение N 1
к Регламенту проведения независимой
оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ
Критерии оценки
дополнительных общеобразовательных программ, заявленных на общественную экспертизу
|
Критерии оценки структурных элементов программы |
Баллы/показатели |
||
2 балла |
1 балл |
0 баллов |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Титульный лист | ||||
1.1. |
Соответствие оформления требованиям к программам (обозначены: наименование образовательной организации; когда и кем согласована и утверждена дополнительная общеобразовательная программа (подписи, печать организации); название программы; возраст детей, на которых рассчитана; срок реализации программы; направленность; уровень; Ф. И. О., должность автора (авторов); название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы) |
соответствует |
частично соответствует |
не соответствует |
2. Пояснительная записка | ||||
2.1. |
Наличие необходимых элементов (актуальность, новизна, цель, задачи, ожидаемые результаты, информация о направленности, уровне, возможности реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося (для продвинутого уровня и адаптированных программ), краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики, объем и срок освоения программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, продолжительность программы), формы обучения, особенности организации образовательного процесса, состав группы, режим занятий, периодичность и продолжительность занятий) |
соответствует |
частично соответствует (отсутствуют 1-2 элемента) |
не соответствует (отсутствуют более 2 элементов) |
2.2. |
Обоснованность актуальности, необходимости разработки программы в рамках данной направленности |
обосновано в полной мере |
частично обосновано |
не обосновано |
2.3. |
Обоснованность новизны, отличительных особенностей программы от существующих в рамках данной направленности (особенность идеи, технологии, методов и средств обучения) |
обосновано в полной мере |
частично обосновано |
не обосновано |
2.4. |
Учет половозрастных, индивидуально-психологических, физических и иных особенностей и состояний учащихся, обоснованность принципов комплектования учебных групп |
учтено |
частично учтено |
не учтено |
2.5. |
Обоснованность цели, задач, сроков и этапов реализации, форм организации образовательного процесса, методов и технологий обучения (цель связана с названием программы, отражает ее основную направленность и желаемый достижимый конечный результат (личностные, метапредметные, предметные), цель конкретизирована через задачи, формулировки задач соотнесены с планируемыми результатами (планируемые результаты сформулированы с учетом цели программы как требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе занятий по программе, компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе) |
обосновано в полной мере |
частично соответствует (отсутствуют 1-2 элемента) |
не соответствует (отсутствуют более 2 элементов) |
2.6. |
Наличие описания и оправданность форм организации и содержания методов оценки уровня освоения программного материала по каждому году обучения (наличие оценочных материалов - пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов) |
соответствует |
частично соответствует |
не соответствует |
3. Учебный план | ||||
3.1. |
Логичность последовательности изучения разделов и тем (содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов, формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме) |
соответствует |
частично соответствует |
не соответствует |
4. Содержание программы | ||||
4.1. |
Педагогическая целесообразность подбора содержания (учет возрастных особенностей, уровня обучающихся, отражение основных дидактических принципов) |
соответствует |
частично соответствует |
не соответствует |
4.2. |
В содержании программы дано описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме, соответствующих цели, задачам и планируемым результатам освоения программы (выполнено профессионально грамотно, отмечается логика, последовательность, аргументированность, системность, научно-методическая обоснованность, соответствие учебному плану; стиль изложения понятен) |
соответствует |
частично соответствует |
не соответствует |
5. Календарный учебный график | ||||
5.1. |
Календарный учебный график соответствует требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (определяет количество учебных недель, количество учебных дней, даты начала и окончания реализации программы, ее модулей, последовательность реализации содержания учебного плана, продолжительность каникул). Является обязательным приложением к программе и составляется для каждой группы |
соответствует |
частично соответствует |
не соответствует |
6. Условия реализации программы | ||||
6.1. |
Наличие необходимых (реальных) материально-технических условий для реализации программы (прописано через характеристику помещения для занятий по программе, перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы) |
соответствует |
частично соответствует |
не соответствует |
6.2. |
Наличие информационно-методических условий реализации программы, обеспечивающих достижение планируемых результатов (электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, внутренних и внешних сетевых ресурсов, методических материалов к темам и разделам программы, учебно-методического комплекса. Раскрывают особенности организации образовательного процесса, методы обучения, формы организации образовательного процесса, формы организации учебного занятия, педагогические технологии, алгоритм учебного занятия, дидактические материалы; соответствуют современным требованиям и обеспечивают достижение планируемых результатов) |
соответствует |
частично соответствует |
не соответствует |
6.3. |
Использование дистанционных образовательных технологий при реализации программы |
программа реализуется в дистанционной форме |
используются дистанционные образовательные технологии |
дистанционные образовательные технологии не используются |
6.4. |
Программа реализуется в сетевой форме |
да |
- |
нет |
7. Список литературы | ||||
7.1. |
Наличие списков литературы для педагога, учащихся и родителей |
наличие списков для педагогов, детей и родителей |
наличие списка для педагогов |
отсутствие списков |
7.2. |
Соответствие оформления списков использованной и рекомендуемой литературы правилам составления библиографического списка (ГОСТ Р 7.0.11-2011) |
соответствует |
частично соответствует |
не соответствует |
8. Культура оформления программы | ||||
8.1. |
Соответствие и обоснованность используемой терминологии |
соответствует |
частично соответствует |
не соответствует |
8.2. |
Оптимальность объема (страниц) программы |
оптимально |
наличие лишней информации |
много лишней информации |
|
Итого баллов |
|
|
|
Варианты итогового заключения:
программа может быть рекомендована для формирования в единый реестр сертифицированных программ;
программа нуждается в доработке и может быть рекомендована для формирования единого реестра сертифицированных образовательных программ только после устранения недочетов;
программа нуждается в доработке и не может быть рекомендована для формирования единого реестра сертифицированных образовательных программ.
Примечание: из трех вариантов заключений указывается только один.
Методика оценки полученных результатов экспертизы:
1. |
15 баллов и менее |
- |
программа нуждается в доработке и не может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования |
2. |
от 16 до 22 баллов |
- |
программа нуждается в доработке и может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования только после устранения недочетов |
3. |
от 23 до 38 баллов |
- |
программа может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования |
Приложение N 2
к Регламенту проведения независимой
оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ
Форма
Экспертный лист
оценки дополнительной общеобразовательной программы
1. Общие сведения о дополнительной общеобразовательной программе:
Муниципальное образование _________________________________________________
Образовательная организация ________________________________________________
Название программы ________________________________________________________
Разработчик (разработчики) __________________________________________________
Направленность программы __________________________________________________
2. Результаты оценивания дополнительной общеобразовательной программы
|
Наименование и содержание структурных элементов программы |
Степень соответствия требованиям |
||
соответствует (2 балла) |
частично соответствует (1 балл) |
не соответствует (0 баллов) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Титульный лист | ||||
1.1. |
Соответствие оформления требованиям к программам (обозначены: наименование образовательной организации; когда и кем согласована и утверждена дополнительная общеобразовательная программа (подписи, печать организации); название программы; возраст детей, на которых рассчитана; срок реализации программы; направленность; уровень; Ф. И. О., должность автора (авторов); название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы) |
|
|
|
2. Пояснительная записка | ||||
2.1. |
Наличие необходимых элементов (актуальность, новизна, цель, задачи, ожидаемые результаты, информация о направленности, уровне, возможности реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося (для продвинутого уровня и адаптированных программ), краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики, объем и срок освоения программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, продолжительность программы), формы обучения, особенности организации образовательного процесса, состав группы, режим занятий, периодичность и продолжительность занятий) |
|
|
|
2.2. |
Обоснованность актуальности, необходимости разработки программы в рамках данной направленности |
|
|
|
2.3. |
Обоснованность новизны, отличительных особенностей программы от существующих в рамках данной направленности (особенность идеи, технологии, методов и средств обучения) |
|
|
|
2.4. |
Учет половозрастных, индивидуально-психологических, физических и иных особенностей и состояний учащихся, обоснованность принципов комплектования учебных групп |
|
|
|
2.5. |
Обоснованность цели, задач, сроков и этапов реализации, форм организации образовательного процесса, методов и технологий обучения (цель связана с названием программы, отражает ее основную направленность и желаемый достижимый конечный результат (личностные, метапредметные, предметные), цель конкретизирована через задачи, формулировки задач соотнесены с планируемыми результатами (планируемые результаты сформулированы с учетом цели программы как требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе занятий по программе, компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе) |
|
|
|
2.6. |
Наличие описания и оправданность форм организации и содержания методов оценки уровня освоения программного материала по каждому году обучения (наличие оценочных материалов - пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов) |
|
|
|
3. Учебный план | ||||
3.1. |
Логичность последовательности изучения разделов и тем (содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов, формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме) |
|
|
|
4. Содержание программы | ||||
4.1. |
Педагогическая целесообразность подбора содержания (учет возрастных особенностей, уровня обучающихся, отражение основных дидактических принципов) |
|
|
|
4.2. |
В содержании программы дано описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме, соответствующих цели, задачам и планируемым результатам освоения программы (выполнено профессионально грамотно, отмечается логика, последовательность, аргументированность, системность, научно-методическая обоснованность, соответствие учебному плану; стиль изложения понятен) |
|
|
|
5. Календарный учебный график | ||||
5.1. |
Календарный учебный график соответствует требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (определяет количество учебных недель, количество учебных дней, даты начала и окончания реализации программы, ее модулей, последовательность реализации содержания учебного плана, продолжительность каникул). Является обязательным приложением к программе и составляется для каждой группы |
|
|
|
6. Условия реализации программы | ||||
6.1. |
Наличие необходимых (реальных) материально-технических условий для реализации программы (прописано через характеристику помещения для занятий по программе, перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы) |
|
|
|
6.2. |
Наличие информационно-методических условий реализации программы, обеспечивающих достижение планируемых результатов (электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, внутренних и внешних сетевых ресурсов, методических материалов к темам и разделам программы, учебно-методического комплекса. Раскрывают особенности организации образовательного процесса, методы обучения, формы организации образовательного процесса, формы организации учебного занятия, педагогические технологии, алгоритм учебного занятия, дидактические материалы; соответствуют современным требованиям и обеспечивают достижение планируемых результатов) |
|
|
|
6.3. |
Использование дистанционных образовательных технологий при реализации программы |
|
|
|
6.4. |
Программа реализуется в сетевой форме |
|
|
|
7. Список литературы | ||||
7.1. |
Наличие списков литературы для педагога, учащихся и родителей |
|
|
|
7.2. |
Соответствие оформления списков использованной и рекомендуемой литературы правилам составления библиографического списка (ГОСТ Р 7.0.11-2011) |
|
|
|
8. Культура оформления программы | ||||
8.1. |
Соответствие и обоснованность используемой терминологии |
|
|
|
8.2. |
Оптимальность объема (страниц) программы |
|
|
|
Варианты итогового заключения:
программа может быть рекомендована для формирования в единый реестр сертифицированных программ;
программа нуждается в доработке и может быть рекомендована для формирования единого реестра сертифицированных образовательных программ, только после устранения недочетов;
программа нуждается в доработке и не Может быть рекомендована для формирования единого реестра сертифицированных образовательных программ.
Примечание: из трех вариантов заключений указывается только один.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 20 января 2021 г. N 31 "Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ"
Вступает в силу по истечении 10 календарных дней после дня официального опубликования
Текст приказа опубликован не был
Приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 31 августа 2023 г. N 902 настоящий документ признан утратившим силу