В соответствии с приказом Минспорта России от 30 октября 2015 г. N 995 "Об утверждении Порядка разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития видов спорта" приказываю:
1. Утвердить программу развития вида спорта "автомобильный спорт" в Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации О.Х. Байсултанова.
Министр |
О.В. Матыцин |
Программа
развития вида спорта "Автомобильный спорт" в Российской Федерации
Введение
Настоящая Программа развития автомобильного спорта в Российской Федерации (далее - Программа) разработана Общероссийской общественной организацией автомобильного спорта "Российская автомобильная федерация" (далее - РАФ) в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 16 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", "Порядком разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития видов спорта", утвержденного приказом Минспорта России от 30 октября 2015 года N 995.
Программа разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства от 15.04.2014 N 302, федеральным проектом "Спорт-норма жизни", утвержденным протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Демография" от 14.12.2018 N 3, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года N 3081-р.
При разработке Программы учитывался российский и передовой зарубежный опыт развития автомобильного спорта в мире, предложения федеральных органов исполнительной власти, ведущих научно-исследовательских и образовательных институтов в области физической культуры и спорта и технических институтов в части подготовки специалистов по разработке, эксплуатации и настройке спортивной техники, научных и практических работников.
В представленной Программе определяются цели, задачи и направления реализации политики в области развития вида спорта "автомобильный спорт" (далее - автомобильный спорт) в Российской Федерации.
Ход и результаты реализации Программы рассматриваются на заседаниях руководящих органов Общероссийской общественной организации автомобильного спорта "Российская автомобильная федерация", а также соответствующими подразделениями Министерства спорта Российской Федерации. Контроль выполнения намеченных целей и проведение обобщенного анализа полученных данных позволит, в случае необходимости, своевременно корректировать Программу, внося в неё изменения и дополнения с учётом ранее реализованных мероприятий.
Ограничить административный риск неэффективного управления Программой позволит: регулярная и открытая публикация данных о ходе реализации мероприятий Программы и выполнения участниками Программы взятых на себя обязательств; обобщение и анализ опыта привлечения бюджетных средств, внебюджетных и кредитных ресурсов, грантов и спонсорских средств, разработка рекомендаций и методических указаний для участников Программы.
Паспорт Программы развития автомобильного спорта в Российской Федерации
Наименование Программы |
Программа развития автомобильного спорта в Российской Федерации |
Дата принятия решения о разработке Программы |
27.12.2019 г. Совет Российской автомобильной федерации. Протокол N 3 пункт 1 |
Разработчик Программы |
Общероссийская общественная организация автомобильного спорта "Российская автомобильная федерация" |
Цель Программы |
Создание условий, обеспечивающих возможность эффективного развития автомобильного спорта в Российской Федерации, успешного выступления спортсменов в мировом спорте от имени Российской Федерации, утверждения принципов здорового образа жизни, привлечение молодёжи к занятию автомобильным спортом, повышения общего уровня безопасности дорожного движения |
Задачи Программы |
- Повышение эффективности подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации к международным соревнованиям; - Совершенствование подготовки спортивного резерва спорта высших достижений; - Укрепление системы подготовки и повышения квалификации управленческих, педагогических, научных и технических кадров для развития автомобильного спорта; - Содействие реализации государственной политики в области физической культуры и спорта путём решения социальных и экономических проблем, стоящих перед обществом, средствами автомобильного спорта; - Содействие укреплению материально-технической базы и развитие инфраструктуры автомобильного спорта, проектирование, строительство и реконструкция спортивных сооружений для проведения спортивных и физкультурных мероприятий по автомобильному спорту; - Организация и проведение российских и международных соревнований и мероприятий, включая учебно-методические, учебно-тренировочные сборы и слёты, конференции, выставки, семинары, направленные на поддержку и популяризацию автомобильного спорта и спортивной культуры в целом, повышения его безопасности; - Совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы, обеспечивающей стабильное развитие автомобильного спорта, включая его массовые формы; - Создание системы информационного обеспечения автомобильного спорта. |
Важнейшие целевые показатели и индикаторы |
Целевыми показателями эффективности Программы являются уровень достижений российских спортсменов на международной спортивной арене; последовательное развитие детско-юношеского спорта в Российской Федерации Важнейшими целевыми показателями и индикаторами программы являются: - Завоевание призовых мест российскими спортсменами на международных соревнованиях, в том числе на чемпионатах, первенствах мира и Европы, Кубках мира и др.; - Количество молодёжи, занимающейся автомобильным спортом в вузах, специальных и средних учебных заведениях, включая учреждения спортивной подготовки; - Увеличение численности занимающихся автомобильным спортом к уровню 2019 года; - Стабильный рост количества регионов, проводящих спортивные и физкультурные мероприятия по автомобильному спорту; - Количество введённых в эксплуатацию объектов и сооружений для занятия автомобильным спортом; - Рост числа спортивных специалистов и спортивных судей по автомобильному спорту, в том числе в учреждениях спортивной подготовки; - Рост количества спортивных коллективов и спортивных команд автомобильного спорта. |
Срок реализации Программы |
Реализация Программы включает 2 этапа. Первый этап 2021-2022 гг. направлен на: - Разработку региональных программ развития автомобильного спорта; - Совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы развития автомобильного спорта; - Проведение мероприятий по созданию, внедрению, совершенствованию и реализации рационального календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных соревнований по автомобильному спорту; - Заключение договоров на разработку совместно с техническими и физкультурными вузами и внедрение программ подготовки и повышения квалификации тренеров, специалистов, судей, волонтёров; - Разработку и начало внедрения мероприятий, направленных на популяризацию автомобильного спорта, в том числе путём увеличения информации о виде спорта в Интернете и СМИ; - Формирование интереса граждан к автомобильному спорту как одной из форм повышения навыков безопасного вождения автомобиля путем участия соревновательной и увлекательной формах физической активности; - Объединение усилий с Министерством образования и ГИБДД в совершенствовании образовательного процесса подготовки водителей и проведении совместных акций и спортивных мероприятий для учащейся молодёжи. - Заключение договора с Российским антидопинговым агентством РУСАДА в целях выполнения спортсменами требований антидопингового законодательства. - Сохранение позиций Российской Федерации по автомобильному спорту на международной спортивной арене; Второй этап 2023-2024 гг. направлен на: - Совершенствование системы подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации к участию в национальных и международных спортивных соревнованиях по автомобильному спорту; - Внедрение в процесс подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации современных систем научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения; - Создание методических материалов для муниципальных программ развития автомобильного спорта, включая его массовые формы; - Содействие оснащению спортивным инвентарём и оборудованием организаторов спортивных соревнований, спортивных команд и профильных учреждений, занимающихся спортивной подготовкой; - Содействие дальнейшему развитию материально-технической базы, строительству современных спортивных сооружений для развития автомобильного спорта; - Совершенствование и оптимизация календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных соревнований по автомобильному спорту; - Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы развития автомобильного спорта, соответствующее актуальным требованиям Международной автомобильной федерации; - Планомерное увеличение количества спортивных специалистов, судей и волонтёров, иных лиц, прошедших курс подготовки и повышения квалификации и сертифицированных общероссийской спортивной федерацией по автомобильному спорту; - Увеличение количества мероприятий, направленных на популяризацию вида спорта; - Формирование интереса граждан к автомобильному спорту как популярному виду спортивных состязаний, соревновательной и увлекательной форме досуга и физической активности; - Содействие увеличению информации об автомобильном спорте в Интернете, социальных сетях и СМИ; - Создание методической литературы для занятия автомобильным спортом, в том числе для допризывной молодёжи и служащих вооружённых сил Российской Федерации. - Внедрение новых технологий научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов и автомобильного спорта в целом; - Создание базы данных по различным группам занимающихся автомобильным спортом на всероссийском уровне; - Содействие реализации региональных программ развития автомобильного спорта и муниципальных программ поддержки его массовых форм; - Содействие расширению сети спортивных сооружений и инфраструктуры массового спорта; - Увеличение числа участников и оптимизация количества всероссийских, международных, региональных и межрегиональных соревнований по автомобильному спорту; - Оптимизация нормативно-правовой и нормативно-технической базы автомобильного спорта; - Создание эффективной системы подготовки и переподготовки кадров, продолжение реализации программ подготовки специалистов, судей и волонтёров для нужд автомобильного спорта; - Создание условий для привлечения инвестиций в развитие автомобильного спорта, внедрение государственно-частного и общественно-государственного партнёрств в развитие материально-технической базы и систему проведения соревнований; - Продолжение реализации начатых программ по популяризации автомобильного спорта, совершенствование системы информационного обеспечения, увеличение количества информации об автомобильном спорте в Интернете и СМИ; - Поддержание устойчивого интереса к соревнованиям по автомобильному спорту, показательным мероприятиям, туристическим сборам и слётам, тематическим конференциям, выставкам, семинарам. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
В результате реализации Программы предполагается: - Стабильно представлять Российскую Федерацию в ведущих международных соревнованиях, добиться завоевания призовых мест в них; - Обеспечить эффективную работу системы подготовки ближайшего спортивного резерва для сборных команд спортсменов для занятий по автомобильному спорту; - Содействовать созданию единой системы отбора наиболее одарённых спортсменов для обучения и тренировки используя национальные возможности, а также с привлечением Грантов Международной автомобильной федерации - Увеличить количество занимающихся автомобильным спортом, особенно его массовых дисциплин - Создать современную нормативно-правовую и нормативно-техническую базу, отвечающую потребностям развития автомобильного спорта; - Улучшить оснащение современным инвентарём в учреждениях спортивной подготовки; - Обеспечить комплектование аттестованными специалистами всех спортивных сооружений в рамках Программы; - Увеличить количество всероссийских, международных, региональных и межрегиональных соревнований по автомобильному спорту по отношению к 2019 году; - Обеспечить регулярное проведение спортивно-массовых мероприятий по автомобильному спорту в регионах Российской Федерации. |
Анализ развития автомобильного спорта в Российской Федерации
Привлекательность технических видов спорта обусловлена, тем, что они удовлетворяют интересы и потребности населения в двигательной и технической активности, а также имеют огромное прикладное значение в развитии отраслей промышленности во всём мире, являются полигоном для испытания технических идей и новинок.
Развитию истории автомобильного спорта в России положила начало гонка самодвижущихся экипажей на дистанцию 39 вёрст (41,6 км), организованная 11 октября 1898 года.
В первые годы XX века автомобильный спорт в России обрёл уже определённую форму. Его развитие регулировалось автомобильными клубами. 2 апреля 1900 года был утверждён устав Московского клуба, затем появились аналогичные объединения в Санкт-Петербурге, Киеве, Харькове, Одессе, Риге. В 1910 году в Санкт-Петербурге было основано Императорское Российское автомобильное общество (ИРАО), которое впоследствии стало одним из основателей Международной автомобильной федерации.
Русские гонщики за рубежом добивались заметных результатов. Так, например, А. Солдатенков, приобретя автомобиль "Рено", стал победителем Большого Приза Франции 1906 года, а в 1912 году установил на этом автомобиле всероссийский рекорд скорости - 146 км/ч.
К 1913 году количество спортсменов, выступавших в российских соревнованиях, составляло в среднем 15-50 человек, стали практиковаться верстовые гонки (с 1901 г.), соревнования в подъёме на холм (с 1900 г.), гонки между городами (с 1899 г.), гонки по кольцевому маршруту на несколько кругов (с 1913 г.), ралли (с 1909 г.).
Начиная с 1907 года в России регулярно проводятся международные соревнования, на которые приглашаются ведущие гонщики Европы и гоночные команды заводов.
Начавшаяся первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции свели спортивную активность к нулю. В 1922 году инициативная группа петроградских автомобилистов положила начало петроградскому автомобильному клубу. Это была попытка реставрировать прежние традиции автомобильного спорта применительно к новым условиям жизни. Тем же путём пошли энтузиасты этого вида спорта в других городах страны. Наиболее внушительными по масштабу в тот период времени стали гонки на километр с ходу, проведённые во время всероссийского испытательного пробега 1923 года.
К началу пятидесятых годов линейные гонки на шоссе и кроссы стали основными событиями в автомобильном спорте. Первый чемпионат СССР, состоявшийся 9 августа 1950 года на Минском шоссе под Москвой, включал только линейные гонки на 300 км, но уже на следующий год в программе розыгрыша призов был кросс на дистанцию 84 км.
Постановлением Совета министров СССР 1966 года автоспорт был отнесен к военно-прикладным и воспринимался как один из вариантов подготовки молодежи к службе в вооруженных силах, и соответственно основными целями ставились развитие тех дисциплин спорта, которые направлены на умелое вождение автомобиля в сложных условиях: ралли, кросс, картинг. Учитывая необходимость получения спортивных результатов в международном спорте высших достижений, автоспорт сосредоточился на участии в соревнованиях "Кубка дружбы социалистических стран".
Основной прорыв в автомобильном спорте состоялся с созданием новой Общероссийской общественной организации автомобильного спорта "Российская автомобильная федерация", которая продолжила и преумножила традиции советского автомобильного спорта. РАФ в 1992 году вошла в члены Международной автомобильной федерации, и через несколько лет заняла несколько мест в руководящих органах этой всемирной организации автомобилистов, признанной ООН и Международным Олимпийским комитетом. Спортсмены России, начиная с 1994 года, начали занимать призовые места в официальных соревнованиях чемпионатов Европы и мира по автомобильному спорту, а Федерация начала проводить на территории России международные соревнования, чемпионаты и кубки Европы и мира.
Российский автоспорт в 2014 году совершил гигантский прорыв, проведя на территории России этап самого престижного автомобильного соревнования - чемпионата мира ФИА Формулы 1. Этому предшествовала огромная работа по строительству трассы, вписанной в комплекс Олимпийских объектов Сочи, подготовка РАФом около 1000 человек для обслуживания соревнования в качестве судей и иных официальных лиц. Договор на проведение в России Формулы 1 предусматривает ежегодное проведение соревнований вплоть до 2025 года.
Это послужило новым толчком в развитии регионального автомобильного спорта. Если десятилетие назад автомобильный спорт развивался в 54 регионах России, то на 1 января 2021 года Федерации, культивирующие автомобильный спорт, и получившие аккредитацию по автомобильному спорту действуют в 68 регионах Российской Федерации
В 2019 году Международная автомобильная федерация объявила и провела в Италии первые Всемирные автоспортивные игры, как аналог Олимпийских игр для автомобильного спорта. Сборная команда России заняла первое командное место среди 40 стран-участниц.
За прошедший период Минспорт России по заявлению РАФ признал в качестве новой дисциплины дрэг-рейсинг - соревнование на ускорение, получившее широкое распространение в США, и с начала 90-х годов в Европе.
Начавший развиваться с начала 2010 годов дрифт - парное соревнование на движение в управляемом заносе, получил признание после того, как российский спортсмен дважды в 2018 и 2019 годах выиграл созданную в 2018 году Международную серию ФИА по дрифту.
Календарь официальных российских соревнований стабильно включает более 250 спортивных мероприятий по автомобильному спорту. Российские спортсмены постоянные участники мировых и Европейских чемпионатов по различным дисциплинам автоспорта, включая юношеские соревнования по картингу.
Серьёзное внимание РАФ уделяет обеспечению безопасности автомобильного спорта, подготовке и переподготовке судейского и обеспечивающего персонала; тренировке спортсменов по оказанию первой доврачебной помощи.
1.1. Спорт высших достижений
Результаты выступления спортсменов сборной команды России на крупнейших международных соревнованиях являются объективным критерием развития спорта высших достижений в стране.
Таблица 1 - Количество занятых призовых мест спортсменами сборной команды России на международных соревнованиях в 2014-2019 гг.
Как видно из таблицы, российские спортсмены успешно выступают в тех дисциплинах международных соревнований, в которых они представлены. Следует отметить, что в целом представительство России в международных соревнованиях за рассматриваемый период недостаточное. Российские спортсмены выступили в 15 дисциплинах автомобильного спорта из 30, объявленных Международной автомобильной федерацией (ФИА) в качестве официальных, в 8 из них завоевали призовые места. Это можно объяснить высокой технологичностью международных соревнований, как следствие возникающими сложностями в подготовке спортивной техники, высокой конкуренцией и повышенными материальными и трудозатратами на подготовку и настройку техники и участия в соревнованиях.
Вместе с тем, во впервые разыгранных в 2019 году Всемирных автоспортивных играх, организованных Международной автомобильной федерацией, спортивная команда России заняла первое место среди 40 стран-участниц.
Автомобильный спорт многогранен и представлен большим количеством спортивных дисциплин, развиваемых на территории нашей страны.
Диаграмма 1 - Распределение общего количества спортивных мероприятий по дисциплинам автомобильного спорта в 2019 году.
Распределение спортивных мероприятий по группам дисциплин автомобильного спорта
Наибольшее число спортивных мероприятий прошло по кроссу, ралли и картингу, что в целом отражает общий характер развития спортивных дисциплин в нашей стране. Развитие кросса отражает сравнительную простоту подготовки спортивного объекта к соревнованиям. Для ралли спортивного объекта, как такового нет, однако необходима большая работа по перекрытию дорог общего пользования и обеспечению мер безопасности при проведении соревнований.
В последнее время в нашей стране появился ряд современных спортивных объектов для занятия картингом, что в целом сказалось на темпах развития этой дисциплины и, как следствие, успешное выступление наших спортсменов на международных соревнованиях, их последующий переход в кольцевые гонки.
1.2. Подготовка спортивного резерва
Важнейшими критериями развития системы подготовки спортивного резерва в стране являются количество и квалификационный уровень спортсменов, занимающихся в общеобразовательных и высших учебных заведениях и в учреждениях спортивной подготовки (спортивных школах).
Для этого необходима государственная поддержка Детско-юношеских спортивно-технических школ, введение в программу школьных и вузовских занятий наряду с физкультурой, ОБЖ и трудовым воспитанием изучение и занятия картингом, как спорта, повышающего технические навыки учащихся, дающего практику безопасного управления автомобилем, приучающего к соблюдению Правил дорожного движения.
В этой связи особое внимание следует уделять подготовке спортсменов сборных команд России, участвующих в международных спортивных соревнованиях по автомобильному спорту.
В общей структуре спортивных мероприятий на 2019 год, соревнования спорта высших достижений, проводимые среди детей, подростков и молодёжи занимают долю, показанную на диаграмме 2:
Доля спортивных мероприятий с ограничением возраста участников
1.3. Массовый спорт (спорт для всех)
В настоящее время развитие массового спорта как общенациональной идеи, направленной на решение целого комплекса социальных проблем, получило мощный импульс в развитых странах мира.
Принимаются государственные программы, направленные на решение проблем путём расширения государственной поддержки массового спорта и повышения спортивной культуры в обществе.
Основными причинами развития массовых видов спорта, являются доступность самостоятельных занятий для разных категорий граждан, наличие клубной системы, системы массовых спортивно-рекреационных мероприятий, популярности и соответственно условий в стране. Кроме того, такие мероприятия носят социальную направленность, т.к. прямо и косвенно влияют на повышение водительского мастерства, соблюдения установленных правил и снижения аварийности, травм и гибели людей.
В Европейских странах широкое развитие получили любительские автопробеги и ралли, в том числе на исторических автомобилях различных годов выпуска.
В нашей стране любительские соревнования по автомобильному спорту проходят повсеместно. Динамика их проведения представлена на диаграмме 3:
Любительские соревнования
В настоящее время более 9 тысяч спортсменов участвуют в любительских соревнованиях в различных регионах страны. Значительный рост числа соревнований и участвующих в них объясняется развитием спорта высших достижений, успехами наших спортсменов на крупных международных соревнованиях, проведением крупнейших международных соревнований, в том числе этапов чемпионата мира по автомобильному спорту, в России, работой региональных спортивных федераций по развитию массовых видов соревнований, включая прокатный картинг.
1-ФК Сведения о физической культуре и спорте
Раздел 4 Развитие видов спорта и двигательной активности
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер раздела следует читать как "5"
Виды спорта |
N |
Численность занимающихся и их квалификация (человек) |
Число спортивных судей |
Число штатных тренеров, тренеров-преподавателей (человек) |
||||||||||||
Всего |
из них |
Спортивные разряды |
Спортивные звания |
Всего |
из них: |
Всего |
Со специальным образованием |
|||||||||
Всего |
из них: |
Всего |
из них: |
|||||||||||||
1 разряд |
КМС |
МС |
МС МК |
ЗМС |
1 категории |
всероссийской категории |
Высшим |
Средним |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
2019 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автомобильный спорт |
87 |
46 309 |
5 423 |
1 307 |
356 |
172 |
34 |
33 |
1 |
- |
1 185 |
219 |
34 |
258 |
101 |
55 |
1.4. Развитие автомобильного спорта среди студентов вузов
С 2016 года в стране создана студенческая лига "Российская студенческая картинговая лига" (РСКЛ), которая совместно с Региональной федерацией автомобильного спорта г. Москвы организует многоэтапную серию межвузовских соревнований по картингу, в которой участвуют спортсмены - студенты, выпускники и аспиранты технических вузов. В 2019 году в PСКЛ приняли участие 12 команд российских вузов.
С 2008 года российские студенты участвуют в инженерно-спортивных соревнованиях "Формула студент", основанной Ассоциацией автомобильных инженеров. Суть соревнования состоит в создании силами вузовских научно-технических центров гоночных автомобилей, защита их конструкции перед жюри и проведения на них спортивных соревнований. С 2013 года соревнования "Формулы студент" проводятся совместно с Правительством г. Москвы при участии представителей как технических, так и гуманитарных вузов г. Москвы, Тольятти, Екатеринбурга, Казани и др. городов.
1.5. Развитие автомобильного спорта в регионах Российской Федерации
В настоящее время автомобильный спорт культивируется в большинстве регионов Российской Федерации.
В общероссийской федерации автомобильного спорта "Российская автомобильная федерация", аккредитованной по виду спорта "автомобильный спорт" зарегистрировано 68 региональных федераций, аккредитованных и 5 ожидающих аккредитации на уровне регионов России.
1.6. Гендерные и возрастные особенности автомобильного спорта
В автомобильном спорте отсутствует деление спортсменов по гендерному признаку, однако, поощряя участие девушек и женщин в автомобильном спорте, на некоторых соревнованиях календаря РАФ проводится отдельный зачет среди женщин, или женских экипажей.
В рамках Российской автомобильной федерации создан Комитет женщин в автоспорте, занимающийся привлечением женщин и девушек в автомобильный спорт, пропаганду его в рамках соревнований и СМИ. Председатель комитета женщин в автоспорте РАФ является членом подобного комитета, созданного в Международной автомобильной федерации.
В соответствии с ЕВСК заниматься автомобильным спортом мальчики и девочки могут, начиная с 8 лет. В зависимости от возрастных параметров (рост и вес) в автомобильном спорте существует деление детей и подростков на различные возрастные группы (картинг и автомобильный кросс).
Установлены ограничения для участия спортсмена за рулем автомобиля, участвующего в соревнованиях, проходящих по дорогам общего пользования - не ранее 18 лет, при условии получения водительского удостоверения.
Таблица 2 - Развитие автомобильного спорта в Центральном федеральном округе
Таблица 3 - Развитие автомобильного спорта в Северо-Западном федеральном округе
Таблица 4 - Развитие автомобильного спорта в Южном федеральном округе
Таблица 5 - Развитие автомобильного спорта в Приволжском федеральном округе
Таблица 6 - Развитие автомобильного спорта в Сибирском федеральном округе
Таблица 7 - Развитие автомобильного спорта в Уральском федеральном округе
Таблица 8 - Развитие автомобильного спорта в Северо-Кавказском федеральном округе
Таблица 9 - Развитие автомобильного спорта в Дальневосточном федеральном округе
1.7. Кадровое обеспечение вида спорта
Для обеспечения динамичного развития автомобильного спорта необходимо создать устойчивую систему подготовки и переподготовки кадров, включая подготовку:
- Тренерско-преподавательского состава;
- Квалифицированных спортивных менеджеров;
- Судей для проведения соревнований;
- Квалифицированного персонала для создания и содержания спортивных сооружений и объектов спорта;
- Спортивных врачей;
- Других специалистов по обеспечению безопасности автомобильного спорта сборных команд России;
- Волонтёров для проведения крупных спортивных, в том числе международных, и спортивно-массовых мероприятий.
Для этих целей определены базовые образовательные учреждения профессионального образования Минспорта России - Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК) и Минобрнауки России - Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ). Данные образовательные учреждения профессионального образования обладают материально-технической базой и кадровым потенциалом для подготовки необходимых специалистов, обеспечено постоянное взаимодействие с этими образовательными учреждениями профессионального образования для решения задач по подготовке профессиональных кадров.
В числе задач подготовки кадров по автомобильному спорту на базе учреждений профессионального образования:
- Открытие в учебных заведениях соответствующей специализации по подготовке специалистов, получающих среднее специальное образование, бакалавров и магистров, совершенствование программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- Взаимодействие с образовательными учреждениями профессионального образования по формированию содержания учебных программ дисциплин и практик по специализации "Теория и методика автомобильного спорта" для подготовки выпускников этих учреждений в соответствии с современным уровнем развития автомобильного спорта и потребностями работодателей;
- Подготовка и издание необходимой учебно-методической и научной литературы.
В числе других мер по подготовке кадров планируется:
- Обеспечения участия тренеров и практикующих специалистов в обучающих программах;
- Обеспечение стажировки перспективных специалистов в профессиональных спортивных командах, клубах и за рубежом, включая семинары и тренинги, проводимые Международной автомобильной федерацией;
- Разработка специальной программы по переподготовке ведущих спортсменов, завершивших выступления, с целью создания кадрового резерва тренерского и судейского состава;
- Разработка и внедрение адекватной системы мотивации (моральной и материальной) тренеров и специалистов всех уровней;
- Создание системы аттестации специалистов всех уровней.
Подготовка высококвалифицированных специалистов и волонтёров, необходимых для организации и проведения соревнований, особенно актуальна в период строительства и ввода в эксплуатацию специализированных спортивных сооружений, поскольку без их наличия эти сооружения не могут иметь полноценную загрузку спортивными и спортивно-массовыми мероприятиями.
Только в 2020 году аттестовано спортивных судей 1, 2, 3 квалификационных категорий - 1813 чел. судей всероссийской категории - 145 чел., в т.ч. кандидатов на всероссийскую категорию, которым присвоена всероссийская категория - 25 чел. Итого: 1958 чел. Пандемия внесла серьезные коррективы в процедуру аттестации спортивных судей в регионах. В отличие от 2019 года, когда региональными федерациями на семинарах был охвачен практически весь персонал спортивных судей РФ по автоспорту, то в этом году в семинарах по подготовке (присвоению, подтверждению) спортивных судей 1, 2, 3 категорий и кандидатов на присвоение 3 категории приняли участие около 2000 человек. При этом количество судей на начало 2020 года составляло 3578 человек.
а) Проведение региональных семинаров. В 2020 году прошли согласование и регистрацию 52 семинара и вебинара в 34 субъектах РФ, в отличие от 2019 года, когда было проведено 84 семинара в 46 регионах. 2020 год: Алтайский край, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Забайкальский край, Ивановская область, Иркутская область, Кемеровская область, Кировская область, Краснодарский край, Красноярский край, Курская область, Москва, Московская область, Новгородская область, Омская область, Пензенская область, Псковская область, Республика Башкортостан, Республика Крым, Республика Удмуртия, Ростовская область, Самарская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Смоленская область, Севастополь, Тверская область, Тюменская область, Ульяновская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чеченская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ. Программы этих семинаров размещались на сайте РАФ.
Всероссийские семинары. 4 семинара по подготовке спортивных судей всероссийской категории и первой категории - кандидатов на присвоение всероссийской проведены: в Челябинске, Санкт-Петербурге, и в Москве и вебинар на онлайн-платформе, предоставленной Федерацией автомобильного спорта Кировской области. Всего в 56-ти семинарах приняло участие около 2000 человек.
б) Подготовка и аттестация спортивных судей для судейства Гран При России Формула 1:
Проведено 15 семинаров. В условиях мер, объявленных в регионах по сокращению распространения COVID19, шесть семинаров пришлось проводить онлайн. Была использована одна из ведущих вебинарных площадок Webinar.ru. Остальные семинары прошли в городах: Санкт-Петербург, Казань, Смоленск, Нижний Новгород, Сочи. Всего приняли участие 699 человек.
в) Подготовка, переподготовка, повышение квалификации персонала служб по управлению в чрезвычайных ситуациях (для работы на Чемпионате мира Гран При России Формула 1 и других соревнованиях):
- Медицинский персонал - 14 семинаров и стажировок в Санкт-Петербурге, Смоленске, Краснодаре, Сочи и в Москве. Приняло участие 155 человек;
- Специальные службы Соревнования: персонал противопожарной службы, службы спасения (высвобождения), службы первого вмешательства, противопожарной службы зданий и прилегающих территорий. Проведены 1 тренинг-семинар и 2 брифинга в Сочи, приняли участие 182 человека.
- Персонал службы извлечения - 4 семинара в Москве и в Сочи. Приняло участие 25 человек в Москве и 20 чел. в Сочи. Все подготовленные спасатели аттестованы FIA, как три самостоятельные бригады извлечения для работы на Чемпионате Мира Гран При Россия Формула 1;
- Персонал службы эвакуации - практический семинар-тренинг в Сочи. Приняли участие 59 человек.
Накануне соревнований с Судейским персоналом и персоналом Специальных служб были запланированы и успешно проведены 8 занятий в форме брифингов, а также заключительные тренировки непосредственно на трассе Автодрома, в том числе и под наблюдением ФИА.
Мероприятия по повышению квалификации тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в составы спортивных сборных команд Российской Федерации не проводились.
Всего проведено мероприятий по повышению квалификации спортивных судей 71.
1.8. Финансовое обеспечение развития автомобильного спорта
Российская автомобильная федерация в рамках своих полномочий вносит предложения по развитию автомобильного спорта в федеральные, региональные и муниципальные органы власти, способные оказать содействие в её уставной деятельности, и осуществляет поиск внебюджетных источников финансирования вида спорта.
Финансовое обеспечение реализации программы должно осуществляться на основе принципа консолидированных средств Федерации, Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и иных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Расходы федерального бюджета на реализацию Программы должны предусматриваться в пределах средств, выделяемых Министерству спорта Российской Федерации, а также другим федеральным органам исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Минспорт России осуществляет финансирование мероприятий, включенных в программу, в соответствии с предусмотренными объемами финансирования Федерации по виду спорта согласно нормативным правовым актам, утвержденным Минспортом России.
Предполагаемые объемы финансового обеспечения на реализацию программы развития автомобильного спорта за счет средств федерального бюджета на период до 2024 года определяются на основе параметров федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год, с учётом ожидаемых изменений, в связи с уточнением прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года.
Таблица 10
Годы |
Объёмы финансового обеспечения из федерального бюджета, тыс. руб. |
2021 |
14,000* |
2022 |
14,500* |
2023 |
15,500* |
2024 |
16,500* |
______________________________
* При условии выделения средств Федерального бюджета
Российская автомобильная федерация реализует мероприятия программы, а также координирует работу и обеспечивает взаимодействие всех структур, участвующих в реализации мероприятий программы, обеспечивая максимальную эффективность использования выделяемых ресурсов. В рамках текущей деятельности, осуществляет реализацию формирования и подготовки сборных команд России, обеспечение проведения Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных мероприятий и спортивных мероприятий.
Развитие детско-юношеского спорта, массового спорта обеспечивается в субъектах Российской Федерации на основе федеральных и региональных программ развития спорта при содействии Минспорта России и Российской автомобильной федерации.
Финансирование развития детских спортивных учреждений, клубов, секций и т.п., культивирующих автомобильный спорт осуществляется за счёт средств регионов, муниципальных образований, а также за счёт спонсорских, благотворительных и других привлечённых средств.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации финансируются проведение мероприятий региональных календарей спортивных и спортивно-массовых соревнований, подготовка и участие региональных команд по автомобильному спорту во всероссийских и межрегиональных соревнованиях. Кроме того, они обеспечивают создание необходимых условий для членов сборных команд России по виду спорта, представляющих их регион, и принимают участие в обеспечении их подготовки.
Медицинское обеспечение спортивной работы по автомобильному спорту в субъектах Российской Федерации осуществляется, в основном, за счёт средств региональных бюджетов. Медицинское и медико-биологическое сопровождение спортивных сборных команд России по виду спорта обеспечивается Российской автомобильной федерацией на основе договорных отношений с профильными медицинскими учреждениями по спортивной медицине.
Борьба с применением запрещенных субстанций и методов в спорте ведется во взаимодействии с международными, российскими государственными и общественными спортивными организациями, "Российское антидопинговое агентство "РУСАДА". РАФ в своей деятельности по борьбе с применением запрещенных препаратов в спорте, также придерживается норм, установленных Международной автомобильной федерации (ФИА) на основе требований ВАДА.
Министерство спорта России обеспечивает создание необходимой нормативно-правовой базы развития спорта высших достижений, системы спортивного резерва и развития массового физкультурно-спортивного движения, содействует реализации мероприятий Программы в регионах Российской Федерации, включая ежегодную коррекцию нормативов финансирования спортивных мероприятий.
В целях создания материальной базы автомобильного спорта органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают развитие механизмов государственно-частного партнёрства и привлечения внебюджетных средств.
Иные привлечённые средства планируется использовать для организации подготовки спортсменов, финансирования и софинансирования строительства спортивных объектов в субъектах Российской Федерации, поддержки центров развития вида спорта, детско-юношеского и массового спорта.
В целях обеспечения эффективной реализации Программы необходимо создание механизма управления и контроля. Контроль подготовки и проведения программных мероприятий в регионах Российской Федерации должен осуществляться руководящими органами Российской автомобильной федерации.
Отчёт о выполнении мероприятий Программы должен ежегодно заслушиваться на всероссийской Конференции Российской автомобильной федерации.
Информирование общественности о ходе реализации Программы и принятие оперативных решений о внесении изменений в программу должно осуществляться по результатам контроля эффективности реализации её мероприятий и независимых экспертиз с целью оптимального и эффективного решения существующих проблем.
Мониторинг эффективности реализуемых мероприятий Программы должен проводиться на основе утверждённого перечня показателей. В соответствии с данными мониторинга проводиться уточнение показателей и затрат на мероприятия программы с учётом выделяемых на её реализацию средств.
1.9. Международное сотрудничество, взаимодействие с международной федерацией и другими спортивными организациями
Как правопреемница Федерации автомобильного спорта СССР, Российская автомобильная федерация в 1992 году была принята в члены Международной автомобильной федерации (ФИА) и получила право на осуществление спортивных полномочий от имени ФИА на территории России.
В.Н. Кирьянов - действующий Президент Российской автомобильной федерации с 2009 года является членом Всемирного совета по спорту Международной автомобильной федерации.
Помимо этого, в шестнадцати различных комиссиях ФИА работают специалисты Российской автомобильной федерации, участвуя в формировании политики развития автомобильного спорта в мире от лица России.
Участие российских представителей в работе Международной автомобильной федерации позволяет получать информацию и оперативно реагировать по вопросам развития автомобильного спорта в Европе и мире, в том числе по вопросам обеспечения высокого уровня безопасности в автомобильном спорте, формирования систем квалификаций, изменений в правилах проведения соревнований, формирования программ европейских и мировых чемпионатов и календаря спортивных мероприятий.
1.10. Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним
Антидопинговые программные мероприятия Российской автомобильной федерации направлены на сохранение "духа спорта". В целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и общероссийскими антидопинговыми правилами, утвержденными Министром спорта Российской Федерации 11 декабря 2020 г. Российская автомобильная федерация реализует следующие мероприятия:
- назначает должностных лиц, ответственных за организацию работы Российской автомобильной федерации по предотвращению использования допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с Министерством спорта Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Российским антидопинговым агентством "РУСАДА". Соответствующее должностное лицо Российской автомобильной федерации также взаимодействует с Международной автомобильной федерацией (ФИА) по виду спорта автомобильный спорт;
- размещает на официальном сайте Российской автомобильной федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет общероссийские антидопинговые правила, Всемирный антидопинговый кодекс и соответствующие международные стандарты ВАДА, нормативно-правовые акты законодательства Российской Федерации, содержащие положения об ответственности за нарушение антидопинговых правил и антидопинговые правила, утвержденные Международной автомобильной федерацией по виду спорта автомобильный спорт, на русском языке;
- обеспечивает ознакомление спортсменов, тренеров и иного персонала спортсмена с положениями действующих редакций Всемирного антидопингового кодекса и соответствующих международных стандартов ВАДА, общероссийских антидопинговых правил, антидопинговых правил Международной автомобильной федерацией по виду спорта автомобильный спорт;
- предоставляет в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами необходимую информацию Российскому антидопинговому агентству "РУСАДА" для формирования списка спортсменов в целях проведения тестирования, как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;
- уведомляет спортсменов о включении их в список спортсменов, подлежащих тестированию, в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;
- оказывает содействие в предоставлении информации о местонахождении спортсменов, включенных в национальный список тестирования;
- оказывает содействие в проведении тестирования в соответствии с порядком проведения допинг-контроля, утвержденным приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 13 мая 2009 г. N 293;
- обеспечивает условия для проведения допинг-контроля на спортивных мероприятиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, а также содействует проведению тестирования на указанных спортивных мероприятиях в соответствии с порядком проведения допинг-контроля;
- применяет санкции (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов) на основании и во исполнение решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании;
- информирует Министерство спорта Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российское антидопинговое агентство "РУСАДА", Международную автомобильную федерацию по виду спорта автомобильный спорт о принятых в отношении спортсменов и персонала спортсмена, нарушавших антидопинговые правила, санкциях;
- оказывает содействие в поиске и предоставлении контактной информации по спортсменам и (или) персоналу спортсменов, находящимся под юрисдикцией Российской автомобильной федерации;
- обеспечивает спортсменов, тренеров и иной персонал спортсмена антидопинговыми информационно-образовательными материалами и методическими пособиями в целях информирования относительно всех последних изменений в Запрещенном списке ВАДА и соответствующих положениях международных спортивных объединений;
- участвует в образовательных семинарах, круглых столах, рабочих группах и иных мероприятиях по вопросам борьбы с допингом в спорте;
- осуществляет информационно-пропагандистскую деятельность по профилактике применения и использования спортсменами, тренерами и иным персоналом спортсмена субстанций и методов, запрещенных в спорте;
- обеспечивает прохождение антидопинговых образовательных программ в рамках дополнительного профессионального образования сотрудников, ответственных за организацию работы по предотвращению использования допинга в спорте и борьбе с ним в Российской автомобильной федерации;
- ведет список спортсменов, тренеров и иного персонала спортсмена, находящихся под юрисдикцией Российской автомобильной федерации, к которым применены санкции (в том числе спортивная дисквалификация) за нарушение антидопинговых правил;
- осуществляет проверку спортсменов находящихся под юрисдикцией Российской автомобильной федерации, на предмет наличия спортивной дисквалификации (в том числе, по которым проводится проверка о возможном нарушении антидопинговых правил) за нарушение правил автомобильного спорта, положений (регламентов) спортивных соревнований, антидопинговых правил, норм и требований, утвержденных Международной автомобильной федерацией по виду спорта автомобильный спорт, Российской автомобильной#, при согласовании документов по кандидатам на присвоение спортивных званий и спортивных разрядов в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. N 108.
В соответствии с Приказом по Российской автомобильной федерации от 10 декабря 2020 года N 2 за предотвращение допинга в спорте и борьбы с ним в рамках Российской автомобильной федерации ответственным назначен Исполнительный директор РАФ Иванов Сергей Владимирович (телефон +7 903 130 37 80).
Информация о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним размещается на официальном сайте Российской автомобильной федерации www.raf.su в разделе "Антидопинговые правила для спортсменов".
1.11. Информационное обеспечение развития автомобильного спорта
В настоящее время значительное число видов спорта относится к числу, наименее упоминаемых в российских СМИ. Привлечение внебюджетных и спонсорских средств в современных условиях требуют также самого пристального внимания к информационному обеспечению.
Программа предполагает широкое информирование всех слоев населения России о достижениях отечественных спортсменов в соревнованиях по автомобильному спорту, планах его развития и хода их реализации. В этих целях необходимо расширение сотрудничества с общероссийскими и региональными СМИ. Особое внимание должно уделяться налаживанию сотрудничества с телевидением.
Вместе с тем наиболее доступным и популярным среди молодёжи и других слоев населения остается Интернет и социальные сети. В связи с этим наибольшее внимание федерация уделяет использованию Интернет-ресурсов. Создание и наполнение сайтов федерации необходимой информацией, работа в социальных сетях, пропаганда через них привлечения к занятиям легальным автоспортом, будут оставаться приоритетными направлениями работы. Планируемое расширение сотрудничества с другими целевыми группами также повысит рост популярности автомобильного спорта.
Расширение информационного обеспечения предполагает не только увеличение количества болельщиков, но и ведёт к дополнительному вовлечению молодёжи в ряды занимающихся легальным автомобильным спортом, благодаря созданию и распространению специальных программ для начинающих, введению и продвижению новых дисциплин спорта, таких, как дрифт, дрэг-рейсинг, весьма популярных у молодежи.
Прямого договора Российской автомобильной федерации со СМИ об освещении автомобильного спорта нет, однако, на основании прямых договоров организаторов спортивных соревнований официального календаря взаимодействие по освещению спортивных мероприятий осуществляется с телеканалом "Матч-ТВ", "Матч-страна", "Известия", "РЕН-ТВ", региональными телеканалами. Активная работа по освещению событий автомобильного спорта и его истории ведется в WhatsApp, на интернет-ресурсах Drom.ru, Drive2.ru, HistoricRacingClub.ru, FlNews.ru, Autosport.com.ru, Dragtimes.ru, Vdrifte.ru и других.
1.12. Проблемы развития автомобильного спорта в Российской Федерации
Существует ряд проблем, сдерживающих темпы развития автомобильного спорта в Российской Федерации. К наиболее существенным из них можно отнести следующие:
- Отсутствие в ряде субъектов Российской Федерации детско-юношеских спортивных школ или отделений автомобильного спорта при них;
- Не отлажена система развития детских дисциплин автомобильного спорта по картингу и кроссу в системе школьного дополнительного образования;
- Отсутствие или недостаточное развитие материально-технической базы для занятия автомобильным спортом в регионах;
- Недостаток финансирования из бюджетов различных уровней развития автомобильного спорта в регионах и Российской Федерации в целом;
- Недостаточное внедрение системы подготовки и повышения квалификации специалистов по автомобильному спорту.
Эффективным механизмом решения проблем является программно-целевой метод планирования деятельности с чётким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по созданию условий развития автомобильного спорта и их увязка с реальными возможностями федерального, региональных и муниципальных бюджетов, что также является необходимым условием привлечения внебюджетных источников финансирования.
Реализация программы "Развитие автомобильного спорта в Российской Федерации", разработанной в соответствии с основными положениями Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2024 года, является рациональным решением проблемы развития вида спорта в условиях долгосрочного планирования.
Программа предусматривает эффективное решение проблем спортивной подготовки, физического воспитания и оздоровления различных групп граждан Российской Федерации путем целенаправленного развития автомобильного спорта, предполагает разработку комплекса взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых заинтересованными федеральными, региональными и муниципальными органами власти, общественными и коммерческими организациями в рамках целостной нормативно-правовой системы.
Предполагается регулярный контроль выполнения мероприятий Программы.
Здесь и далее по тексту нумерация разделов приводится в соответствии с источником
1. Цели и задачи Программы, ожидаемые результаты и этапы реализации
2.1. Цели и задачи программы
Цель программы: Создание условий, обеспечивающих возможность эффективного развития автомобильного спорта в Российской Федерации, успешного выступления спортсменов в мировом спорте от имени Российской Федерации, утверждения принципов здорового образа жизни, привлечение молодёжи к занятию автомобильным спортом.
Задачи программы:
- Повышение эффективности подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации к международным соревнованиям;
- Совершенствование подготовки спортивного резерва спорта высших достижений;
- Укрепление системы подготовки и повышения квалификации управленческих, педагогических, научных и технических кадров для развития автомобильного спорта;
- Содействие реализации государственной политики в области физической культуры и спорта путём решения социальных и экономических проблем, стоящих перед обществом, средствами автомобильного спорта;
- Укрепление материально-технической базы и развитие инфраструктуры автомобильного спорта, проектирование, строительство и реконструкция спортивных сооружений для проведения спортивных и физкультурных мероприятий по автомобильному спорту;
- Организация и проведение российских и международных соревнований и мероприятий, включая туристические сборы и слёты, конференции, выставки, семинары, направленные на поддержку и популяризацию автомобильного спорта и спортивной культуры в целом;
- Совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы, обеспечивающей стабильное развитие автомобильного спорта, включая его массовые и рекреационные формы (автомобильный туризм);
- Создание системы информационного обеспечения автомобильного спорта.
2.2. Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы
Целевыми показателями эффективности Программы являются уровень достижений российских спортсменов на международной спортивной арене, масштаб развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации к уровню 2019 года.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
- Завоевание призовых мест российскими спортсменами на международных соревнованиях, в том числе на чемпионатах, первенствах мира и Европы, Кубках мира и др.;
- Количество молодёжи, занимающейся автомобильным спортом;
- Увеличение численности занимающихся автомобильным спортом к уровню 2019 года;
- Количество регионов, проводящих спортивные и физкультурные мероприятия по автомобильному спорту;
- Количество введённых в эксплуатацию объектов и сооружений для занятия автомобильным спортом;
- Количество региональных центров развития автомобильного спорта.
2.3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация программы включает 2 этапа.
Первый этап 2021-2022 гг. направлен на:
- Разработку региональных программ развития автомобильного спорта;
- Совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы развития автомобильного спорта;
- Планомерную работу по увеличению региональных центров развития автомобильного спорта;
- Создание условий для увеличения количества отделений, специализирующихся на автомобильном спорте в учреждениях спортивной подготовки;
- Проведение мероприятий по созданию, внедрению, совершенствованию и реализации рационального календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных соревнований по автомобильному спорту;
- Разработку и внедрение программ подготовки и повышения квалификации тренеров, специалистов, судей, волонтёров;
- Разработку и начало внедрения мероприятий, направленных на популяризацию автомобильного спорта, в том числе путём увеличения информации о виде спорта в Интернете и СМИ;
- Разработку системы финансового обеспечения автомобильного спорта;
- Формирование интереса граждан к автомобильному спорту как виду спортивных состязаний и красочному шоу, а также соревновательной и увлекательной форме физической активности одной из форм повышения навыков безопасного вождения автомобиля путем участия в спортивных соревнованиях;
- Объединение усилий с Министерством образования и ГИБДД в совершенствовании образовательного процесса подготовки водителей и проведении совместных акций и спортивных мероприятий для учащейся молодёжи.
Второй этап 2023-2024 гг. направлен на:
- Совершенствование системы подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации по автомобильному спорту;
- Внедрение в процесс подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации современных систем научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения;
- Создание муниципальных программ поддержки автомобильного спорта, включая его массовые и рекреационные формы (автомобильный туризм);
- Дальнейшее увеличение количества отделений, специализирующихся на автомобильном спорте в учреждениях спортивной подготовки;
- Оснащение спортивным инвентарём и оборудованием существующих профильных отделений учреждений спортивной подготовки;
- Дальнейшее развитие материально-технической базы, строительство современных спортивных сооружений для развития автомобильного спорта;
- Дальнейшее совершенствование системы финансового обеспечения автомобильного спорта;
- Совершенствование календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных соревнований по автомобильному спорту;
- Совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы развития автомобильного спорта;
- Планомерное увеличение количества спортивных специалистов, судей и волонтёров, прошедших курс подготовки и повышения квалификации и сертифицированных общероссийской спортивной федерацией по автомобильному спорту;
- Увеличение количества мероприятий, направленных на популяризацию вида спорта;
- Формирование интереса граждан к автомобильному спорту как популярному виду спортивных состязаний, соревновательной и увлекательной форме досуга и физической активности одной из форм повышения навыков безопасного вождения автомобиля путем участия в спортивных соревнованиях;
- Увеличение информации об автомобильном спорте в Интернете, социальных сетях и СМИ;
- Создание методической литературы для занятия автомобильным спортом, в том числе для допризывной молодёжи и служащих вооружённых сил Российской Федерации.
- Укрепление позиций Российской Федерации в автомобильном спорте на международной спортивной арене;
- Внедрение новых технологий научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации и спортивного резерва;
- Дальнейшее развитие системы региональных центров автомобильного спорта;
- Создание базы данных по различным группам занимающихся автомобильным спортом;
- Реализация региональных программ развития автомобильного спорта и муниципальных программ поддержки его массовых и рекреационных форм (автомобильный туризм);
- Дальнейшее увеличение количества отделений, специализирующихся на автомобильном спорте и занимающихся в них спортсменов в учреждениях спортивной подготовки;
- Продолжение работы по оснащению спортивным инвентарём и оборудованием существующих профильных отделений учреждений спортивной подготовки;
- Расширение сети спортивных сооружений и инфраструктуры массового спорта;
- Увеличение числа участников и количества всероссийских, международных, региональных и межрегиональных соревнований по автомобильному спорту;
- Оптимизация нормативно-правовой и нормативно-технической базы автомобильного спорта;
- Создание эффективной системы подготовки и переподготовки кадров, продолжение реализации программ подготовки специалистов, судей и волонтёров для нужд автомобильного спорта;
- Оптимизация системы финансового обеспечения автомобильного спорта;
- Создание условий для привлечения инвестиций в развитие автомобильного спорта, внедрение государственно-частного и общественно-государственного партнёрства в развитии материально-технической базы;
- Продолжение реализации начатых программ по популяризации автомобильного спорта, совершенствование системы информационного обеспечения, увеличение количества информации об автомобильном спорте в Интернете и СМИ;
- Поддержание устойчивого интереса к соревнованиям по автомобильному спорту, показательным мероприятиям, туристическим сборам и слётам, тематическим конференциям, выставкам, семинарам.
Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей по годам представлена в Приложении 1.
2. Перечень и описание программных мероприятий, сроки их выполнения
Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на решение задач Программы, приведены в Приложении 2.
Стоимость строительства сооружений для автомобильного спорта не может быть определена без необходимых документов (землеотвода, утверждения проекта и т.д.). Проработка вопросов создания новых сооружений для вида спорта и определение стоимости работ будет осуществляться в ходе реализации настоящей программы.
3. Оценка социально-экономической эффективности Программы
В результате реализации Программы планируется:
- Стабильно представлять Российскую Федерацию в ведущих международных соревнованиях, добиться завоевания призовых мест в них;
- Обеспечить эффективную работу системы подготовки ближайшего спортивного резерва для сборных команд по автомобильному спорту;
- Создать единую систему отбора наиболее одарённых спортсменов для обучения и тренировки;
- Увеличить количество занимающихся автомобильным спортом в системе подготовки спортивного резерва по сравнению с 2019 годом;
- Постоянно улучшать материально-техническую базу путём введения в эксплуатацию новых и реконструкции имеющихся спортивных объектов;
- Создать современную нормативно-правовую и нормативно-техническую базу, отвечающую потребностям развития автомобильного спорта;
- Создать совершенную систему научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения;
- Создавать региональные центры по автомобильному спорту, на базе региональных Федераций - членов РАФ и в том числе на базе образовательных учреждений;
- Улучшить оснащение современным инвентарём и оборудованием профильных отделений по автомобильному спорту в учреждениях спортивной подготовки;
- Обеспечить комплектование аттестованными специалистами всех спортивных сооружений в рамках Программы;
- Увеличить количество всероссийских, международных, региональных и межрегиональных соревнований по автомобильному спорту по отношению к 2019 году;
- Обеспечить регулярное проведение спортивно-массовых мероприятий по автомобильному спорту в регионах Российской Федерации.
Ожидаемая социально-экономическая эффективность реализации программы будет оцениваться ежегодно по динамике целевых индикаторов и показателей, которые приведены в Приложении 1 к Программе.
Тенденция роста указанных показателей будет свидетельствовать об эффективности реализуемых мероприятий в части создания социально-экономических условий для укрепления здоровья населения путем приобщения молодого поколения граждан России к регулярным занятиям спортом и ведению активного образа жизни, укрепления материально-технической базы вида спорта, повышения эффективности подготовки спортивного резерва и сборных команд России по виду спорта, повышения конкурентоспособности отечественного спорта на международной арене.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Программе развития автомобильного спорта
в Российской Федерации
Динамика важнейших целевых показателей и индикаторов эффективности реализации программы развития автомобильного спорта в Российской Федерации"
Показатели |
Изменения показателей по этапам реализации Программы |
|
2021 |
2023 |
|
Количество медалей на чемпионатах мира и Европы (золотые - серебряные - бронзовые) |
2 |
3 |
Количество медалей на первенствах мира и Европы (золотые - серебряные - бронзовые) |
1 |
2 |
Численность юных спортсменов, занимающихся видом в учреждениях спортивной подготовки и клубах |
1000 |
1200 |
Количество отделений в учреждениях спортивной подготовки (спортивных клубов) |
10 |
11 |
Численность занимающихся видом спорта |
9000 |
9500 |
Количество регионов, проводящих физкультурно-массовые и спортивно-массовые мероприятия по виду спорта |
68 |
70 |
Количество новых, реконструированных и введенных в эксплуатацию объектов (стационарных трасс) по автомобильному спорту (единиц): |
2 |
2 |
Количество тренеров (инструкторов) по виду спорта (человек) |
130 |
140 |
В том числе штатных тренеров по виду спорта в учреждениях спортивной подготовки (человек) |
90 |
95 |
Региональные центры развития вида спорта на базе Региональных Федераций |
45 |
50 |
Количество аккредитованных региональных федераций |
68 |
73 |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Программе развития автомобильного спорта
в Российской Федерации
Перечень
мероприятий к Программе развития автомобильного спорта в Российской Федерации
Мероприятия |
Этапы реализации |
Ожидаемый результат |
|
2021-2022 |
2023-2024 |
||
1. Общие вопросы развития автомобильного спорта
| |||
1.1. Нормативно-правовое обеспечение развития автомобильного спорта
| |||
Подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой и законодательной базы в области физической культуры и спорта; |
X |
X |
Устойчивое функционирование системы спортивной подготовки по автомобильному спорту. Повышение безопасности занятий автомобильным спортом |
Подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой и законодательной базы оказания физкультурно-оздоровительных услуг. |
X |
X |
Улучшение качества физкультурно-оздоровительных услуг. Повышение безопасности занятий автомобильным спортом |
1.2 Вопросы развития инфраструктуры автомобильного спорта
| |||
Развитие автомобильного спорта в субъектах РФ |
До 70 |
До 75 |
Увеличение количества аккредитованных региональных спортивных федераций |
Привлечение новых субъектов РФ к развитию автомобильного спорта |
2 |
2 |
Увеличение количества субъектов РФ, развивающих автомобильный спорт |
Расширение спектра дисциплин автомобильного спорта, культивируемых в регионах |
До 10 |
До 11 |
Увеличение количества дисциплин автомобильного спорта, развиваемых в каждом отдельном субъекте РФ |
Увеличение количества региональных соревнований в различных субъектах Российской Федерации, а также расширение географии проведения всероссийских и международных спортивных мероприятий в регионах. |
На 7% |
На 10% |
Развитие автомобильного спорта в субъектах РФ |
1.3 Общие вопросы
| |||
Проведение исследований и разработок в области теоретико-методических и медико-биологических основ подготовки спортивного резерва и их внедрение |
X |
X |
Предотвращение травм и хронических заболеваний у спортсменов |
Создание новых методик спортивной подготовки для спортсменов различного возраста и квалификации, внедрение научно-методических разработок в области спорта высших достижений в учебно-тренировочный процесс. |
X |
X |
Существенное повышение уровня квалификации всех спортсменов и тренеров, задействованных в автомобильном спорте, а также, работающих в спорте высших достижений, независимо от возраста |
Создание и внедрение научно-методических разработок по подготовке спортсменов сборной команды России для всех дисциплин автомобильного спорта |
X |
X |
Увеличение числа квалифицированных специалистов в различных дисциплинах автомобильного спорта |
Внедрение и совершенствование системы психологической подготовки спортсменов сборных команд России. |
X |
X |
Улучшение психического состояния спортсменов и сборной команды в целом |
Усовершенствование системы подготовки и повышения квалификации тренеров, судей и других специалистов. Издание учебно-методической литературы для тренеров и специалистов. |
X |
X |
Подготовка и издание новой учебно-методической литературы по автомобильному спорту |
Проведение семинаров и аттестация тренеров, спортивных судей и других специалистов автомобильного спорта. |
X |
X |
Повышение общего квалификационного уровня тренеров, спортивных судей, руководителей команд и спортивных менеджеров |
Проведение стажировок, консультаций ведущих тренеров, судей и специалистов из регионов. |
X |
X |
Повышение общего квалификационного уровня тренеров, спортивных судей, руководителей команд и спортивных менеджеров |
Создание системы социальной защиты прав и интересов спортсменов, спортивных специалистов и ветеранов автомобильного спорта. |
X |
X |
Разработка контрактной системы для работы со спортсменами и тренерами на профессиональном уровне |
Привлечение внебюджетных источников финансирования для реализации программных документов Федерации |
X |
X |
Обеспечение реализации программы федерации |
Тесное взаимодействие и сотрудничество с национальными федерациями других стран. Обмен опытом. |
X |
X |
Участие в международных мероприятиях и выставках в РФ и за рубежом. Предоставление тренерского и судейского ресурса РАФ для пропаганды автомобильного спорта и обучения автомобильному спорту в различных национальных федерациях |
Участие в работе Международных спортивных объединениях по автомобильному спорту |
X |
X |
Возможность влияния на спортивную и техническую политику в мировом и национальном автомобильном спорте. |
Проведение в России международных соревнований, в том числе чемпионатов и Кубков мира и Европы |
X |
X |
Укрепление международных связей с ФИА и другими международными спортивными организациями |
Предоставление информации о проведении календарных мероприятий в СМИ для привлечения интереса к автомобильному спорту. Активная работа с ТВ, печатными и интернет-изданиями, социальными сетями. |
X |
X |
Увеличение упоминаний автомобильного спорта в Интернете, социальных сетях и СМИ |
Привлечение дополнительных региональных источников финансирования для успешного проведения мероприятий. |
X |
X |
Повышение безопасности региональных соревнований и проведение их на высоком организационном уровне |
Работа с региональными СМИ |
X |
X |
Развитие автомобильного спорта в субъектах РФ |
Оптимизация работы с электронной информационной базой спортсменов, тренеров и спортивных судей по автомобильному спорту. |
X |
X |
Повышение эффективности организации и проведения спортивных соревнований |
Создание и внедрение программ для подготовки и проведения соревнований во взаимодействии с электронной информационной базой спортсменов |
X |
X |
Автоматизация системы управления и контроля проведения соревнований (административные проверки, регистрация, протоколы, результаты) |
Разработка и принятие в рамках компетенции Федерации нормативных, регламентирующих и иных документов, осуществление контроля за их исполнением |
X |
X |
Повышение качества взаимодействия Федерации с различными ветвями и органами власти |
Оптимизация работы РАФ. Создание в рамках структуры РАФ комиссий, комитетов, координационных советов, рабочих групп и осуществление контроля за их деятельностью |
X |
X |
Улучшение качества работы РАФ и взаимодействия со спортсменами, тренерами, администраторами и спортивными судьями |
Активная информационная работа РАФ с помощью сайта РАФ. Взаимодействие с печатными и интернет-СМИ. |
X |
X |
Развитие автомобильного спорта в субъектах РФ, привлечение зрителей и болельщиков к автоспорту |
Развитие автомобильного спорта в субъектах РФ, специализирующихся в подготовке спортсменов высокого класса; |
X |
X |
Успешное выступление Сборной команды России на Крупнейших международных соревнованиях |
Совершенствование эффективной системы подготовки высококвалифицированных спортсменов, в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки |
X |
X |
|
Создание новых методик спортивной подготовки для спортсменов различного возраста и квалификации, внедрение научно-методических разработок в области спорта высших достижений в учебно-тренировочный процесс, в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки; |
X |
X |
|
Материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса и выступления на соревнованиях спортсменов высокого класса |
X |
X |
|
Медико-биологическое обеспечение сборной команды России: |
X |
X |
Укрепление здоровья и физического состояния членов сборной команды России |
Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации тренеров, судей и других специалистов |
X |
X |
Повышение качества соревнований и объективности судейства |
Создание системы социальной защиты прав и интересов спортсменов, спортивных специалистов и ветеранов автомобильного спорта; |
X |
X |
Забота об улучшении качества жизни спортсменов, специалистов, их "долголетие" в автомобильном спорте |
Увеличение количества календарных всероссийских и международных спортивных мероприятий по автомобильному спорту и безусловная реализация Единого календарного плана по автомобильному спорту |
X |
X |
Привлечение широких масс населения, включая детей и взрослых к занятиям автомобильным спортом |
Привлечение дополнительных источников внебюджетного финансирования |
X |
X |
Повышение качества проведения спортивных и иных мероприятий, улучшение уровня спортивных результатов на соревнованиях всех уровней |
Ходатайство об увеличении доли федерального и регионального бюджетного финансирования |
X |
X |
|
Привлечение спонсоров и меценатов к финансированию спорта |
X |
X |
|
Внесение изменений и дополнений в ЕВСК в целях следования тенденциям развития автомобильного спорта |
X |
X |
Улучшение системы работы ДЮСШ, спортивных организаций и клубов |
Внесение изменений и дополнений в Федеральные стандарты по автомобильному спорту |
X |
X |
|
Внесение изменений в регламентирующие спорт документы (Правила, технические требования) на соответствие тенденциям развития мирового спорта |
X |
X |
Обеспечение безопасного проведения спортивных соревнований и выведение справедливого спортивного результата |
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
Президент |
В.Н. Кирьянов |
2 марта 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства спорта РФ от 23 марта 2021 г. N 172 "Об утверждении программы развития вида спорта "Автомобильный спорт" в Российской Федерации"
Текст приказа опубликован не был