Порядок проведения проверок исполнения законодательства
об осуществлении наличных денежных расчетов
До 2003 г. контрольно-кассовые машины (далее - ККМ) применялись в розничной торговле, сфере различных услуг, производстве работ при денежных расчетах с населением. Обязательное применение ККМ было введено в целях защиты прав потребителей. Поэтому эта обязанность распространяется на все режимы налогообложения, в том числе при применении упрощенной системы налогообложения и при уплате единого налога на вмененный доход.
Статьей 25 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрена выдача кассового чека потребителю вместе с проданным товаром. Каждый покупатель вместе с покупкой имеет право получить чек, отпечатанный на ККМ, на котором будут указаны наименование предприятия-продавца (индивидуального предпринимателя), ИНН, дата, время покупки и уплаченная сумма. Это даст ему возможность без особых проблем вернуть или обменять некачественный товар.
С 27 июня 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон), который регулирует порядок применения контрольно-кассовой техники (ранее контрольно-кассовых машин) при осуществлении наличных денежных расчетов. Одновременно утратил силу Закон РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Основные изменения нового законодательства о ККТ
С вступлением в силу нового Закона расширилась сфера применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ): теперь она подлежит применению при расчетах с использованием платежных карт, а также при осуществлении расчетов с индивидуальными предпринимателями и организациями.
В новом Законе впервые на законодательном уровне закреплены правовые нормы, которые ранее регулировались подзаконными правовыми актами (постановления Правительства РФ), ведомственными разъяснениями, иной официальной правовой информацией. Так, Законом установлен Перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности или особенностей местонахождения могут осуществлять расчеты без применения ККТ. Ранее аналогичный Перечень действовал отдельно, он был утвержден постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745. С вступлением в силу нового Закона этот Перечень утратил силу, соответственно, утратили силу акты органов власти субъектов РФ, которыми он дополнялся. По существу новый Перечень не изменился, но в нем не предусмотрены случаи выдачи покупателям (клиентам) квитанций по установленной форме при отключении электроэнергии, зарегистрированной в энергоснабжающей организации, как это было установлено ранее. Теперь органы власти субъекта РФ не вправе изменять этот Перечень, они только могут утверждать Перечни отдаленных или труднодоступных местностей, в которых можно осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.
Новый Закон, как и ранее действовавший, не запрещает некоторым хозяйствующим субъектам использовать бланки строгой отчетности, которые фактически заменяют кассовые чеки. Однако если раньше формы таких бланков утверждались Минфином России, то теперь они должны применяться в порядке, установленном Правительством РФ.
В Законе более четко прописаны требования к ККТ, используемой при наличных расчетах: во-первых, она должна быть исправна и опломбирована; во-вторых, кассовая техника подлежит обязательной регистрации в налоговых органах; в-третьих, она должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме (данное требование вступило в силу с 27 декабря 2003 г.).
В связи с требованиями нового Закона изменился порядок заполнения Книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Теперь в ней регистрируются не только выданные счета-фактуры, но и кассовые чеки, а также бланки строгой отчетности (п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914).
Контроль за исполнением Закона
Контрольные функции за применением организациями и предпринимателями кассовой техники возложены Законом на налоговые органы. Кроме того, органы внутренних дел, а также Госторгинспекции взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при проведении ими указанных поверок, а также самостоятельно проводят проверки.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона налоговые органы вправе проконтролировать соблюдение пользователями ККТ всех требований Закона, а также полноту учета выручки.
Так, представители налоговых органов:
осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона;
осуществляют контроль за полнотой учета выручки;
проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
налагают штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования Закона в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Контрольные полномочия налоговых органов касаются всех предпринимателей и организаций, за исключением кредитных. Контроль за правильностью применения ККТ кредитными организациями осуществляет Банк России, который устанавливает и сам порядок применения ККТ кредитными организациями, а также утверждает программные продукты, используемые в этой технике.
Контрольные закупки
Для проверки правильности применения ККТ необходимо, чтобы покупатель произвел покупку, а продавец получил от него наличные деньги за товар, т.е. предприятие должно осуществить денежные расчеты в ходе торговой операции или оказания услуги. На практике сложно найти свидетеля, который согласится записать в акте проверки свои фамилию, имя, отчество и адрес, чтобы доказать факт нарушения Закона.
Налоговые органы не наделены правом контрольной закупки, а проведение проверок совместно с теми органами, которые обладают таким правом (органы милиции, торговая инспекция), не всегда возможно.
Поэтому необходимо определить порядок проведения контрольной закупки. Существующими нормативными актами этот вопрос не урегулирован. По мнению работников налоговых органов, обязанность по контролю за применением ККТ в полном объеме возможно выполнить лишь при наличии права контрольной закупки, которым они пока не обладают.
Ранее контроль за применением ККМ осуществляли также органы налоговой полиции. После упразднения этих органов и передачи их функций органам внутренних дел с 1 июля 2003 г. органы милиции также имеют право проводить проверки правильности применения ККТ и налагать штрафы за неприменение ККТ.
Кроме того, такие проверки могут проводить органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, которым предоставлено право производить в ходе проверок контрольные закупки.
Обязанности хозяйствующих субъектов
Закон о ККТ устанавливает ряд обязанностей для хозяйствующих субъектов, осуществляющих денежные расчеты с населением (ст. 5). Помимо обязательного применения ККТ указаны следующие обязанности:
осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах. Для регистрации в налоговую инспекцию представляются следующие документы: заявление; паспорт ККТ; договор на обслуживание, заключенный с ЦТО или заводом-изготовителем. Если приобретен аппарат, бывший в эксплуатации, то вместе с перечисленными документами представляется копия старой регистрационной карточки с отметкой о снятии его с учета в предыдущей налоговой инспекции. В течение пяти дней после подачи документов в налоговый орган аппарат должен быть зарегистрирован. После этого можно им пользоваться;
применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки;
производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память ККТ информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов;
обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, исполняющим свои обязанности, беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ, предоставлять им указанную документацию.
Необходимо знать, что срок хранения журнала кассира-операциониста указан в п. 11 Положения по применению ККМ - в течение сроков, установленных для хранения первичных учетных документов, но не менее пяти лет. Кстати, в течение этих сроков надо хранить контрольные кассовые ленты и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами).
Приобретая ККТ, необходимо учесть прежде всего то, что в наличных расчетах должна использоваться ККТ, внесенная в Государственный реестр. Государственный реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. Изменения и дополнения, вносимые в Государственный реестр, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений.
Нарушение вышеназванных обязанностей, выявленные в ходе проверок, могут повлечь за собой значительные штрафные санкции.
Порядок проведения проверок
Как правило, нарушения выявляются при проведении выездных проверок, которые иногда проводятся налоговыми органами в виде специальных рейдов вместе с сотрудниками милиции или Госторгинспекции. Это обусловлено еще и тем, что налоговым органам не предоставлено право проводить контрольные закупки, поэтому эти функции во время проверок выполняют работники милиции или Госторгинспекции, у которых есть такие права.
Перед началом проверки представители контролирующих органов должны предъявить руководству проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) служебное удостоверение и поручение о проведении проверки использования ККМ. Это поручение должно быть подписано руководством того органа, который проводит проверку.
Многие юридические лица и особенно индивидуальные предприниматели считают, что их слишком часто проверяют на предмет соблюдения правил применения ККМ. При этом они ссылаются на Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", которым определено, что в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
Внеплановые проверки, согласно данному Закону, проводятся чаще. Предметом таких проверок является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений. Кроме того, внеплановые проверки проводятся при получении контролирующими органами информации о возникновении аварийных ситуаций, о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде; при возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнении окружающей среды, повреждении имущества; а также при обращении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.
Однако законодательство о применении ККТ не подпадает под действие названного Закона. Поэтому количество проверок правильности применения ККТ в отношении одного налогоплательщика не ограничено.
После окончания проверки составляется акт, в котором перечисляются все просмотренные документы. Если обнаружены нарушения, то они должны быть подробно описаны, и указывается предполагаемый размер штрафа. Затем на основании акта проверки проверяющий составляет протокол о нарушении. С актом и с протоколом должны быть ознакомлены под роспись должностные лица и законные представители проверенной организации (индивидуальный предприниматель).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ). При этом проверяемым необходимо убедиться, что составленный протокол соответствует требованиям КоАП РФ, и дать свои письменные пояснения по результатам проверки. Для того чтобы лучше обосновать свою позицию, можно взять небольшой "тайм-аут" и, обратившись к юристу, представить несколько позже свои письменные пояснения. При этом в протоколе можно указать, что письменные объяснения будут представлены позже.
Кроме того, необходимые пояснения можно дать непосредственно при рассмотрении дела. Статьей 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по такому делу. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Рассматривать дела об административных правонарушениях по неприменению ККМ от имени органов, проводивших проверку, вправе: руководитель территориального налогового органа (его заместителю такие права не предоставлены); начальники территориальных отделов милиции, их заместители; начальники территориальных управлений Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, их заместители.
Материалы по делам о невыдаче чека ККМ или отсутствии ценника могут рассматривать только представители Госторгинспекции (ст. 23.49 КоАП РФ).
Когда можно не применять ККТ?
Наличные расчеты не всегда должны сопровождаться применением кассовых аппаратов. Новый Закон о ККТ не запрещает некоторым хозяйствующим субъектам использовать бланки строгой отчетности, которые фактически заменяют кассовые чеки. Так, при оказании услуг населению могут использоваться бланки строгой отчетности в порядке, установленном Правительством РФ (пока такой порядок не принят). Пленум ВАС РФ от 31 июля 2003 г. N 16 разъяснил, что до момента издания Правительством РФ порядка утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядка их учета, хранения и уничтожения допускается использование приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов РФ по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
Закон о ККТ устанавливает также Перечень отдельных категорий хозяйствующих субъектов, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. Такой Перечень приведен в п. 3 ст. 2 Закона и включает в себя продажу газет, журналов, сопутствующих товаров в киосках; продажу ценных бумаг, лотерейных билетов, проездных билетов и т.п.
Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, также могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.
Что понимается под неприменением ККТ?
Согласно ст. 4 Закона о ККТ и п. 7 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745, допускается применение только исправных контрольно-кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти. Поэтому использование неисправной кассовой техники фактически трактуется как ее неиспользование.
Указанным Положением устанавливается ряд условий для применения контрольно-кассовой машины. Так, используемая ККМ должна:
соответствовать техническим требованиям к ККМ;
быть допущена к использованию в соответствии с Классификатором ККМ;
иметь в случаях, установленных Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, прикладные программы, допущенные к использованию с конкретной моделью ККМ;
быть оснащена средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание";
находиться на техническом обслуживании в центре технического обслуживания ККМ;
быть зарегистрирована в налоговых органах.
Не допускаются к применению ККМ, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствуют маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля.
В пункте 8 Положения указано, что неисправной считается ККМ, которая:
не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке реквизиты (наименование организации, ИНН организации или индивидуального предпринимателя, заводской номер ККМ, порядковый номер чека, дату и время покупки (оказания услуги), стоимость покупки (услуги), признак фискального режима);
не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной (контрольной) памяти;
не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной (контрольной) памяти;
не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной (контрольной) памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом;
применяет прикладные программы, не допущенные ГМЭК к использованию с конкретной моделью ККМ.
По мнению МНС России, невыполнение любого из этих условий будет трактоваться как неприменение ККМ. Позиция налоговых органов в какой-то степени поддержана в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин".
Постановление называет 6 случаев, когда имеет место неиспользование ККМ. Все они являются основанием для привлечения к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин".
Это, во-первых, фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине ее отсутствия).
Во-вторых, это использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах по правилам приказа ГНС России от 22 июня 1995 г. N ВГ-3-14/36.
В-третьих, использование ККТ, не включенной в Государственный реестр. Необходимо подчеркнуть, что Закон о ККТ установил весьма существенную гарантию прав субъектов предпринимательской деятельности: в случае исключения из названного Государственного реестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация может продолжаться до истечения нормативного срока их амортизации (п. 5 ст. 3 Закона).
Еще одно основание - использование ККТ, у которой отсутствует пломба либо имеется повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти.
Административным проступком также признается пробитие ККТ чека с указанием суммы меньше уплаченной покупателем (клиентом).
В соответствии со ст. 1 Закона о ККТ в настоящее время наряду с ККМ, оснащенными фискальной памятью, допускается применение электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов. Следовательно, в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо ККТ иных указанных в Законе видов ККТ названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение ККТ.
Привлечение к административной ответственности
В силу ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения в установленных законом случаях ККМ влечет наложение административного штрафа на граждан от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
При продаже гражданам алкогольной и спиртосодержащей продукции без применения ККМ ответственность также наступает по ст. 14.5 КоАП РФ, а не по ст. 14.16 КоАП РФ ("Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".)
Кроме того, в соответствии со ст. 5 Закона о ККТ продавцы обязаны выдавать покупателям (клиентам) при наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт в момент оплаты товара отпечатанные ККТ кассовые чеки. Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны также вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы. Неисполнение перечисленных обязанностей является нарушением Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, и влечет за собой привлечение к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.15 КоАП РФ как нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 15 МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 30 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 300 МРОТ. Однако привлечь к ответственности по этой статье имеют право только органы Госторгинспекции, а не налоговые органы и органы милиции (ст.23.49 КоАП РФ).
Закон о ККТ предусматривает ряд обязанностей хозяйствующих субъектов: в частности, обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку ККТ, беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ, предоставлять им необходимую документацию. Неисполнение организациями и индивидуальными предпринимателями указанных обязанностей, а также их неповиновение законному распоряжению либо требованию должностного лица налогового органа либо воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом обязанностей, установленных ст. 5 Закона о ККТ, являются основанием для привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.4 КоАП РФ "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)", ст. 19.5 КоАП РФ "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", ст. 19.6 КоАП РФ "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения", ст. 19.7 КоАП РФ "Непредставление сведений (информации)". Однако наложить штраф по указанным статьям можно только после того, как организации или индивидуальному предпринимателю было предписано устранить то или иное нарушение, но это предписание выполнено не было.
Необходимо знать, что постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения ККМ не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения. Предприниматели несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
По результатам проверки могут быть установлены несколько нарушений, к примеру, неприменение ККТ и неполное оприходование в кассу денежной наличности, за которые ст. 14.5 и 15.1 КоАП РФ предусматривают различные штрафы. Согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (налоговым органом или органом милиции), наказание назначается в пределах только одной санкции. Таким образом, по результатам такой проверки организация-нарушитель не может быть подвергнута штрафам за каждое из упомянутых нарушений, а наказана только в пределах одной санкции.
При определении вины юридических лиц в целях исключения перекладывания их ответственности на конкретных работников необходимо использовать определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 244-О, которым установлено, что ответственность предприятия наступает при наличии его вины, в том числе если им не обеспечено выполнение правил применения ККМ соответствующими физическими лицами (конкретными работниками), действующими от имени предприятия при расчете с покупателями на основании гражданского законодательства.
Чтобы обезопасить себя, организация должна доказать, что она со своей стороны предприняла все необходимые для правильной организации работы действия: приобрела ККТ; поставила на обслуживание в ЦТО; зарегистрировала ККТ в налоговой инспекции; заключила договор с продавцом и обучила продавца. Тогда юридическое лицо не будет считаться виновным и организацию не смогут привлечь к административной ответственности. Ответственность понесет только виновный нерадивый работник.
Кассовая дисциплина при расчетах наличными денежными средствами
Под "кассовыми" нарушениями понимают:
накопление наличных сверх установленных лимитов (лимит остатка кассы);
превышение размеров наличных расчетов с другими фирмами (лимит расчетов наличными);
неполное оприходование наличных денег;
неправильное хранение денежных средств.
Лимит остатка кассы
Лимит остатка кассы - это сумма наличных денег, которую можно оставлять в кассе на конец рабочего дня. Размер лимита устанавливает банк, обслуживающий организацию.
Сверх лимита можно хранить в кассе наличные деньги, предназначенные только для выплаты заработной платы и пособий. Но даже в этом случае срок хранения сверхлимитной наличности - не более трех рабочих дней (включая день получения денег в банке).
Если организация имеет несколько счетов в разных банках, то лимит остатка кассы устанавливает один из банков. В другие банки достаточно представить копию такого решения.
Если сумма лимита не согласована с банком, он считается равным нулю. В этом случае необходимо в конце каждого рабочего дня сдавать в банк всю денежную наличность.
Лимит расчетов наличными
В соответствии с п. 2 ст. 861 Гражданского кодекса РФ расчеты между юридическими лицами производятся как в безналичном порядке, так и наличными деньгами, если иное не установлено законом. Банк России выполняет функции по установлению правил расчетов в Российской Федерации. В указании ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" установлен лимит расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами в размере 60 тыс. руб. по одной хозяйственной сделке (по одному договору).
Ответственность за нарушение кассовой дисциплины регулируется КоАП РФ. В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в расчетах наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
Таким образом, организация, нарушившая установленный лимит расчетов наличными денежными средствами, может быть оштрафована до 50 000 руб. За это же нарушение на руководителя организации может быть наложен административный штраф в размере от 4000 до 5000 руб.
Ранее ответственность за вышеуказанные составы правонарушений была предусмотрена также ст. 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей". Однако с 25 июля 2003 г. этот Указ утратил силу.
Правила хранения денег
Правила хранения денег установлены в Порядке ведения кассовых операций (решение совета директоров Центробанка от 22 сентября 1993 г. N 40). Установлено, что все наличные деньги должны храниться в несгораемых металлических шкафах или в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании работы кассы нужно закрыть ключом и опечатать печатью кассира. Нельзя хранить в кассе наличные деньги других фирм.
Неоприходование денег в кассу
Сумма денег в кассе должна совпадать с данными кассовых документов (приходными и расходными ордерами, кассовой книгой), а также с данными контрольной ленты и фискальной памяти ККТ (Z-отчета). Излишек контролеры могут расценить как неоприходование наличности.
В ходе проверки представители контролирующих органов изучают все кассовые документы. Если будет установлено, что бухгалтер неправильно оформляет поступающие в кассу деньги, у предприятия возникнет вероятность быть привлеченным к ответственности за "неполное оприходование" выручки.
Так, многие кассиры, работающие на ККМ, неправильно оформляют возврат денег покупателям. Это приходится делать, если клиент сначала пробил чек, а потом отказался от покупки.
По Правилам эксплуатации ККМ (утвержденным приказом Минфина России от 30 августа 1993 г. N 104) кассир должен забрать у клиента неиспользованный чек и подписать его у директора или заведующего, затем составить акт о возврате денежных сумм покупателям (по форме N КМ-3). В конце дня кассир должен записать выданную клиентам сумму в графе 15 журнала кассира-операциониста, а неиспользованные чеки приклеить на отдельный лист бумаги. Вечером он должен сдать их в бухгалтерию вместе с актами о возврате.
Приходуя поступившие в операционную кассу деньги, бухгалтер может уменьшить выручку по Z-отчету на основании этих документов.
Если акты о возврате не составлялись, налоговый инспектор может заявить, что фирма необоснованно занизила выручку, и составить протокол о привлечении к административной ответственности за "неполное оприходование в кассу денежной наличности" по ст. 15.1 КоАП РФ (штраф до 50 000 руб.).
Однако если организация не имела намерений скрыть выручку и может это доказать в суде, ответственности можно избежать.
Так, при рассмотрении подобных споров судьи прежде всего выясняют, что "неполное оприходование" выручки означает, что фирма скрывает полученные от покупателей деньги, т.е. не учитывает их и не проводит по кассе. Установить такое нарушение можно, обнаружив, что сумма принятой в кассу выручки не соответствует количеству проданных товаров. Чтобы это сделать, нужно проанализировать кассовые первичные документы (приходные ордера и кассовую книгу), а также документы по движению товаров и материалов (накладные, товарные отчеты и т.п.).
Z-отчеты, акты возврата, неиспользованные чеки, а также другие документы, связанные с работой на ККМ, не относятся к первичным кассовым документам и подтверждать оприходование наличной выручки не могут. Поэтому ошибки в их оформлении не повод, чтобы оштрафовать фирму по ст. 15.1 КоАП РФ. Такие доводы были приведены в решении по аналогичному делу Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в постановлении от 4 сентября 2003 г. по делу N А33-5061/03-С6-Ф02-2783/03-С1.
Полномочия банков и налоговых инспекций
Контролируют соблюдение кассовых операций банки и налоговые инспекции. Кто же из них вправе прийти с проверкой, а кто - оштрафовать? Законодательством не вполне урегулирован этот вопрос.
Некоторые судьи считают, что оштрафовать за нарушение кассовых операций налоговики могут только на основании сведений, полученных от банков. Другие судьи считают, что Закон о ККТ разрешает налоговикам контролировать полноту учета выручки, а значит, за неоприходование денег в кассу инспекторы вправе оштрафовать фирму по итогам выездной налоговой проверки или проверки ККТ.
Остальные "кассовые" нарушения выявляются банками. Причем не реже одного раза в два года. Так сказано в п. 2.14 Положения Центробанка России от 5 января 1998 г. N 14-П. Если же налоговики обнаружат эти нарушения самостоятельно, они должны сначала проинформировать об этом банк. Банк проведет проверку, отразит нарушения в справке и направит ее в налоговую инспекцию. И только тогда инспекция может фирму оштрафовать.
На практике налоговики часто нарушают эту процедуру и штрафуют по материалам своих проверок.
Если фирма не заплатила (или не полностью заплатила) налог из-за того, что не оприходовала выручку в кассу, налоговики могут оштрафовать ее только по одной из двух возможных статей: ст. 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата налога) или ст. 15.1 КоАП РФ (неоприходование денег в кассу). Судьи считают, что предпочтение нужно отдавать ст. 122 НК РФ (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2001 г. N А56-17507/01). По Конституции РФ (п. 1 ст. 50) нельзя за одно и то же нарушение привлекать одновременно и к налоговой, и к административной ответственности.
Однако есть ситуации, когда налоговые инспекторы могут применить статьи из двух Кодексов одновременно: если привлекут к ответственности разных нарушителей.
Например, фирму - по ст. 122 НК РФ, а ее руководителя или главного бухгалтера - по ст. 15.1 КоАП РФ. Обратите внимание: оштрафовать кассира инспекторы не могут, потому что он не является должностным лицом фирмы.
Получив от банка справку о выявленных нарушениях, налоговики должны составить протокол. Без этого документа оштрафовать фирму они не вправе (ст. 28.2 КоАП РФ). Это подтверждает и судебная практика.
При наличии весомых доказательств фирма может обжаловать постановление об административном правонарушении. Такая жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня получения копии постановления. В случае пропуска этого срока указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ) не облагается государственной пошлиной заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
При этом необходимо также учитывать положения п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности.
Г. Корнийчук
"Право и экономика", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок проведения проверок исполнения законодательства об осуществлении наличных денежных расчетов
Автор
Г. Корнийчук
"Право и экономика", 2004, N 9