Услуги финансовых консультантов
В последнее время в России формируется широкий круг быстрорастущих предприятий, образующих важные "точки экономического роста", для которых фондовый рынок может стать одним из основных альтернативных механизмов привлечения финансовых ресурсов для развития собственного бизнеса. Однако для многих таких предприятий существенным препятствием в продвижении на рынок ценных бумаг является нехватка опыта и квалифицированных кадров, способных подготовить предприятие к успешному выходу на фондовый рынок.
Институт финансовых консультантов
Оптимальным решением в такой ситуации является обращение эмитентов к специалистам, обладающим достаточным объемом теоретических и практических знаний в сфере рынка ценных бумаг, т.е. лицам, способным оказать эмитенту квалифицированную консультационную помощь в подготовке выпусков эмиссионных ценных бумаг и в дальнейшей его деятельности на финансовом рынке.
Деятельность по консультированию эмитентов по вопросам подготовки и осуществления выпусков ценных бумаг в том или ином виде существовала всегда. Более того, в нормативно-правовых документах, регламентирующих функционирование российского рынка ценных бумаг до вступления в силу Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", была прямо предусмотрена деятельность инвестиционного консультанта, которая заключалась в оказании консультационных услуг по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Осуществлять деятельность инвестиционного консультанта могли как юридические, так и физические лица. При этом юридические лица могли осуществлять деятельность инвестиционного консультанта только на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Министерством экономики и финансов РСФСР. Физическим лицам для осуществления данного вида деятельности получения лицензии не требовалось. Им необходимо было лишь осуществлять индивидуальную трудовую деятельность в качестве предпринимателей. Кроме того, к специалистам инвестиционных компаний, осуществляющих деятельность в качестве инвестиционных консультантов, а также к гражданам, осуществлявшим индивидуальную трудовую деятельность в качестве инвестиционных консультантов, регулирующими органами был установлен ряд квалификационных требований. Одним из основных требований являлось наличие необходимого уровня профессиональных знаний, который подтверждался аттестатом I или II категории, выданным одним из аттестующих органов (Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ и др.).
После вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг деятельность инвестиционных консультантов была выведена из сферы законодательного регулирования, хотя, как уже отмечалось, в том или ином виде консультирование эмитентов по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг существовало всегда. Оказание консультационных услуг по поводу выпуска и обращения ценных бумаг эмитентам оказывали профессиональные участники рынка ценных бумаг, организации, специализирующиеся в предоставлении широкого спектра юридических услуг, и т.д.
Институт инвестиционных консультантов, хотя и в существенно измененном виде, был вновь введен в практику российского фондового рынка только с 4 января 2003 г., т.е. после вступления в силу большей части изменений и дополнений в Закон о рынке ценных бумаг (внесены Федеральным законом от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ). Теперь лицо, оказывающее эмитентам консультационные услуги по поводу выпуска и обращения ценных бумаг, называется "финансовым консультантом на рынке ценных бумаг".
В соответствии со ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг финансовый консультант на рынке ценных бумаг - это юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг. В настоящее время в соответствии со ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500. При этом в соответствии со ст. 22.1 данного Закона в случаях публичного размещения и (или) публичного обращения эмиссионных ценных бумаг проспект ценных бумаг должен быть подписан финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, подтверждающим достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтверждаемой аудитором и (или) оценщиком. Если же бумаги размещаются путем закрытой подписки, то эмитент может прибегнуть к услугам финансового консультанта по собственному усмотрению. Привлечение финансового консультанта на рынке ценных бумаг при приватизации осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о приватизации. Помимо подготовки и подписания проспекта ценных бумаг финансовые консультанты должны осуществлять мониторинг раскрытия информации эмитентом, зарегистрировавшим проспект ценных бумаг. Это касается прежде всего раскрытия информации эмитентом на различных этапах эмиссии ценных бумаг, а по ее завершении - в формах ежеквартального отчета, сообщений о существенных фактах и др.
На практике финансовые консультанты помимо своих основных функций, определенных законодательством, призваны осуществлять и ряд других, к числу которых можно отнести: содействие выходу на фондовый рынок новых эмитентов; совершенствование процедур эмиссии и размещения ценных бумаг; оказание консультационных и сопроводительных услуг эмитентам, ценные бумаги которых уже включены в листинги торговых площадок; оказание профессиональных услуг по корпоративному консультированию эмитентов; внедрение современных принципов корпоративного управления на российских предприятиях; минимизацию инвестиционных рисков в процессе выпуска новых эмиссионных инструментов; создание механизма ответственности профессионального участника за деятельность обслуживаемого эмитента на рынке ценных бумаг.
Требования, предъявляемые к деятельности финансовых консультантов
Законодательством Российской Федерации к деятельности данной категории участников фондового рынка предъявляются высокие требования. Так, для обеспечения независимости при подготовке проспекта ценных бумаг Законом о рынке ценных бумаг предусмотрено, что финансовым консультантом не может быть аффилированное лицо эмитента. Кроме того, во всех случаях, подписав проспект ценных бумаг, финансовый консультант совместно с другими лицами, подписавшими этот документ (руководителем, главным бухгалтером, аудитором), принимает на себя ответственность за полноту и достоверность содержащейся в проспекте информации. Лица, подписавшие проспект ценных бумаг, при наличии их вины несут солидарно между собой субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной ими. Срок исковой давности для возмещения ущерба по основаниям, указанным выше, составляет три года со дня начала размещения ценных бумаг, а в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, со дня начала публичного обращения эмиссионных ценных бумаг.
Целый ряд требований к финансовым консультантам на рынке ценных бумаг установлен в нормативно-правовых актах федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в настоящее время это - ФКЦБ России. Деятельность финансового консультанта на фондовом рынке Законом о рынке ценных бумаг прямо не отнесена к профессиональным видам деятельности на рынке ценных бумаг, поскольку в гл. 2 указанного Закона приведен исчерпывающий перечень профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг. Соответственно, деятельность финансового консультанта на рынке ценных бумаг не требует получения какого-либо специального разрешения (лицензии) в ФКЦБ России. Однако по своему содержанию деятельность финансового консультанта на рынке ценных бумаг, безусловно, является профессиональной, и осуществлять ее должны исключительно профессиональные участники рынка ценных бумаг, действующие на основании лицензии ФКЦБ России. Поэтому не случайно осуществлять деятельность в качестве финансового консультанта на рынке ценных бумаг имеют право только юридические лица - профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры и (или) дилеры), осуществляющие свою деятельность на основании соответствующих лицензий ФКЦБ России (лицензии ФКЦБ России на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности).
В постановлении ФКЦБ России от 15 августа 2000 г. N 10 (в ред. от 12 февраля 2003 г. N 03-15/пс) "Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации" установлен ряд обязательных лицензионных требований и условий к соискателю и лицензиату, совмещающему профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с оказанием услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг. Назовем основные из них.
1) Соответствие собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг и иных его финансовых показателей нормативам достаточности собственных средств и иным показателям, ограничивающим риски по операциям с ценными бумагами, установленным ФКЦБ России. В настоящее время в постановлении ФКЦБ России от 23 апреля 2003 г. N 03-22/пс "О нормативах достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг" установлены следующие требования к собственным средствам профессионального участника рынка ценных бумаг, оказывающего услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг:
норматив достаточности собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг, совмещающего брокерскую и дилерскую деятельность и оказывающего услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг, - 35 000 тыс. руб.;
норматив достаточности собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг, совмещающего брокерскую и (или) дилерскую деятельность с депозитарной деятельностью и оказывающего услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг, - 40 000 тыс. руб.;
норматив достаточности собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг, совмещающего брокерскую и (или) дилерскую деятельность с депозитарной деятельностью и деятельностью специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и оказывающего услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг, - 45 000 тыс. руб.;
норматив достаточности собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг, совмещающего брокерскую и (или) дилерскую деятельность с депозитарной деятельностью и оценочной деятельностью и оказывающего услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг, - 45 000 тыс. руб.;
норматив достаточности собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг, совмещающего брокерскую и (или) дилерскую деятельность с депозитарной деятельностью и деятельностью специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, и оценочной деятельностью и оказывающего услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг, - 50 000 тыс. руб.
2) Наличие у профессионального участника рынка ценных бумаг, оказывающего услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг, отдельного структурного подразделения, к исключительным функциям которого относится оказание услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг.
3) Наличие в штате профессионального участника рынка ценных бумаг, оказывающего услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг, не менее двух специалистов, включая руководителя структурного подразделения, к исключительным функциям которого относится оказание услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг, соответствующих квалификационным требованиям, установленным ФКЦБ России.
В настоящее время квалификационные требования к специалистам таких структурных подразделений профессиональных участников рынка ценных бумаг определены в постановлении ФКЦБ России от 24 декабря 2003 г. N 03-47/пс, которым утверждено Положение о специалистах рынка ценных бумаг (далее - Положение).
В соответствии с Положением штатный сотрудник финансового консультанта, выполняющий функции, непосредственно связанный с оказанием услуг по подготовке проспекта ценных бумаг (далее - специалист рынка ценных бумаг по корпоративным финансам) должен удовлетворять следующим квалификационным требованиям:
иметь квалификационный аттестат специалиста рынка ценных бумаг по корпоративным финансам;
для лиц, владеющих квалификационным аттестатом свыше одного года, - пройти процедуру регистрации (перерегистрации) в Реестре аттестованных лиц;
не быть исключенными из Реестра аттестованных лиц;
иметь высшее экономическое или юридическое образование либо ученую степень кандидата или доктора экономических или юридических наук.
Одним из основополагающих квалификационных требований, предъявляемых ФКЦБ России к специалистам по корпоративным финансам, является наличие квалификационного аттестата ФКЦБ России по соответствующей специализации на рынке ценных бумаг. Для получения этого аттестата соискателю необходимо сдать два экзамена - базовый квалификационный экзамен для специалистов рынка ценных бумаг (далее - базовый квалификационный экзамен) и специализированный квалификационный экзамен для специалистов рынка ценных бумаг по корпоративным финансам (далее - экзамен седьмой серии).
Базовый квалификационный экзамен - это единый для всех специалистов рынка ценных бумаг экзамен, представляющий собой тест экзаменационных вопросов на общее знание нормативных правовых актов, регулирующих рынок ценных бумаг, и умение производить несложные расчеты с использованием инструментов таких отраслевых научных дисциплин, как математическая экономика, экономическая статистика, экономический и финансовый анализ. Квалификационный минимум по базовому квалификационному экзамену установлен распоряжением ФКЦБ России от 10 марта 2004 г. N 04-692/р. Базовый квалификационный экзамен проводится в один этап. Его длительность не может превышать 120 минут. Базовый квалификационный экзамен сдается в одной из уполномоченных ФКЦБ России организаций. В качестве таких организаций выступают региональные отделения ФКЦБ России, а также ПАРТАД и ИФРУ.
Экзамен седьмой серии - это специализированный экзамен для специалистов рынка ценных бумаг по корпоративным финансам. Этот экзамен проводится в три этапа. Первый этап экзамена седьмой серии представляет собой тест экзаменационных вопросов на углубленное знание нормативных правовых актов в сфере корпоративных финансов. Длительность первого этапа не может превышать 180 минут. Второй этап экзамена седьмой серии представляет собой тест экзаменационных вопросов на умение производить расчеты повышенной степени сложности с использованием инструментов таких отраслевых научных дисциплин, как математическая экономика, экономическая статистика, экономический и финансовый анализ. Длительность второго этапа не может превышать 240 минут. Третий этап экзамена седьмой серии (задача) представляет собой проведение нескольких исследований, предназначенных для определения теоретических знаний соискателя в соответствии с квалификационным минимумом и знания практики применения правовых норм, регулирующих рынок ценных бумаг. Длительность третьего этапа не может превышать 360 минут. Квалификационный минимум по экзамену седьмой серии установлен в распоряжении ФКЦБ России от 3 марта 2004 г. N 04-637/р. Организацией, уполномоченной ФКЦБ России на проведение экзамена седьмой серии, является ИФРУ.
Альтернативой сдаче экзаменов является представление в ФКЦБ России документов для присвоения соответствующей квалификации на основании решения Экспертного совета при ФКЦБ России. Однако следует учитывать, что подобный вариант присвоения квалификации ФКЦБ России рассматривает как исключительный.
В постановлении ФКЦБ России от 11 октября 1999 г. N 9 (ред. от 12 февраля 2003 г.) "Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации" установлены требования, направленные на предотвращение конфликта интересов при оказании услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг и услуг по размещению ценных бумаг. Рассмотрим их более подробно.
1) Профессиональный участник не может оказывать услуги финансового консультанта эмитенту, который (аффилированные лица которого) имеет обязательства (в том числе по кредитам и займам, по счетам, вкладам, по доверительному управлению имуществом) перед указанным профессиональным участником (его аффилированными лицами), не связанные с оказанием данным профессиональным участником услуг финансового консультанта или осуществлением оценочной деятельности. При этом под аффилированными лицами юридического лица (профессионального участника, эмитента) понимаются: лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица; юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица.
2) Профессиональный участник не вправе оказывать услуги финансового консультанта эмитенту, перед которым (перед аффилированными лицами которого) указанный профессиональный участник или его аффилированные лица имеют обязательства (в том числе по кредитам и займам, по счетам, вкладам, по доверительному управлению имуществом), не связанные с оказанием данным профессиональным участником (его аффилированными лицами) услуг финансового консультанта или осуществлением оценочной деятельности.
3) Профессиональный участник (его аффилированные лица, за исключением аффилированных лиц, являющихся управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов), оказывающий услуги финансового консультанта, не вправе совершать за свой счет, а также в качестве доверительного управляющего сделки с любыми ценными бумагами эмитента, с которым заключен договор на оказание услуг финансового консультанта, с начала действия такого договора до государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, предусмотренных договором (это требование не распространяется на приобретение за свой счет ценных бумаг, не размещенных в срок, предусмотренный договором). Управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, являющаяся аффилированным лицом профессионального участника, оказывающего эмитенту услуги финансового консультанта, может приобретать ценные бумаги этого эмитента только на торгах, проводимых организатором торговли на рынке ценных бумаг.
В этом же нормативно-правовом документе ФКЦБ России установлено, что для получения статуса финансового консультанта на рынке ценных бумаг профессиональный участник рынка ценных бумаг должен представить в ФКЦБ России уведомление о соответствии профессионального участника требованиям, необходимым для оказания услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг. Уведомление должно содержать следующую информацию: ИНН, ОГРН, место нахождения, номер лицензии на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности, дату выдачи лицензии, срок действия лицензии, размер собственных средств профессионального участника (п.5 постановления ФКЦБ России от 11 октября 1999 г. N 9). При этом к уведомлению должен быть приложен следующий комплект документов:
расчет собственных средств (на дату направления уведомления);
бухгалтерский баланс (на дату направления уведомления) (промежуточный);
отчет о прибылях и убытках (на дату направления уведомления) (промежуточный);
список сотрудников, включая руководителя структурного подразделения, соответствующих квалификационным требованиям, установленным ФКЦБ России;
копии квалификационных аттестатов сотрудников, соответствующих квалификационным требованиям, установленным ФКЦБ России (специалиста по корпоративным финансам);
перечень мер, направленных на предотвращение конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, предусматривающий меры, направленные на предотвращение конфликта интересов при оказании услуг финансового консультанта, утвержденный профессиональным участником (в соответствии с постановлением ФКЦБ России от 15 августа 2000 г. N 10 (подп. "м" п. 9, п. 33) согласовываются с ФКЦБ России);
перечень мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, предусматривающий меры, направленные на предотвращение неправомерного использования служебной информации при оказании услуг финансового консультанта, утвержденный профессиональным участником (в соответствии с постановлением ФКЦБ России N 10 (подп."н" п. 9, п. 33) согласовываются с ФКЦБ России).
Если перечисленные выше документы удовлетворяют нормативным требованиям ФКЦБ России, то профессиональному участнику направляется уведомление ФКЦБ России о подтверждении его соответствия требованиям для оказания услуг финансового консультанта. Информация о всех компаниях, соответствующих требованиям для оказания услуг финансового консультанта, размещается на официальном вэб-сайте ФКЦБ России (www.fedcom.ru). Так, по состоянию на 30 апреля 2004 г. требованиям ФКЦБ России, необходимым для оказания услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг, соответствуют 23 организации, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а аттестаты специалистов по корпоративным финансам были выданы лишь 20 соискателям. Приведем список профессиональных участников рынка ценных бумаг, соответствующих требованиям, необходимым для оказания услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг, по состоянию на 1 июля 2004 г.
1. ЗАО "Инвестиционная компания "ТатИнК".
2. ОАО "Федеральная Фондовая Корпорация".
3. ЗАО "Инвестиционная компания АВК".
4. ЗАО "Балтийское Финансовое Агентство".
5. ЗАО "Ренессанс-Капитал".
6. ЗАО Финансовый брокер "Тройка Диалог".
7. ОАО "Русские инвесторы".
8. ЗАО "Инвестиционная компания "Горизонт".
9. ООО "Мордовская депозитарная компания "Депозит".
10. ЗАО "Финансовая компания "Интерфин трейд".
11. ЗАО "Инвестиционная компания "ФИНАМ".
12. ЗАО "РЕГИОН" Финансовые Консультации".
13. ООО "Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ".
14. ЗАО "Р.О.С.Т. Корпоративные проекты".
15. ОАО Коммерческий банк "Эллипс банк".
16. ОАО Фондовый Дом "СЕЛЬМАШИНВЕСТ".
17. ЗАО "Инвестиционно-финансовая компания "Солид".
18. Банк профсоюзной солидарности и социальных инвестиций "Солидарность" (закрытое акционерное общество).
19. ОАО "ВЭО-Открытие".
20. ОАО "Инвестиционная компания ИК РУСС-ИНВЕСТ".
21. ОАО "Объединенные финансы".
22. ООО "Финансовая компания "ИНВЕСТА".
23. ЗАО "Инвестиционно-финансовая корпорация "Алемар".
24. ОАО "Витабанк".
Перспективы института финансовых консультантов
Цель введения института финансовых консультантов в практику российского фондового рынка вполне очевидна - создание категории участников рынка ценных бумаг, призванных проводить квалифицированную предварительную финансово-экономическую оценку (экспертизу) параметров выпуска эмиссионных ценных бумаг и обеспечение доступности (раскрытия) информации о такой оценке для всех потенциальных инвесторов, несущих при этом ответственность за содержание проспекта ценных бумаг. В идеале такая экспертиза должна была быть направлена, с одной стороны, на повышение прозрачности эмиссии и, как следствие, минимизацию инвестиционных рисков в процессе выпуска новых эмиссионных инструментов, а с другой - на оказание эмитентам качественных консультационных услуг еще на этапе первоначального планирования выпуска, моделирования его параметров, оптимизации процесса привлечения инвестиционных ресурсов.
Однако институт финансовых консультантов на рынке ценных бумаг и их деятельность еще задолго до момента его появления вызвал совсем не однозначную реакцию различных участников фондового рынка. Более того, многие ведущие специалисты в области рынка ценных бумаг подвергли новый институт фондового рынка серьезной критике.
Дело в том, что в мировой практике на финансовых рынках традиционно работает определенный класс участников, оказывающих предприятиям, выходящим на фондовый рынок, широкий спектр консультационных услуг в рамках процедуры андеррайтинга. Он сформировался в результате естественной специализации профессионалов. В российских условиях такая разновидность участников рынка ценных бумаг, как финансовый консультант, имеющих исключительное право осуществлять консультирование потенциальных эмитентов ценных бумаг, порождена в результате целенаправленных усилий регулятора российского фондового рынка, что сделало этот институт искусственно навязанным рынку. А с рынка были вытеснены многие банки и инвестиционные компании, которые оказывали эмитенту консультационные услуги при осуществлении андеррайтинга ценных бумаг, но не смогли получить необходимого теперь статуса финансового консультанта. Та же участь постигла и юридические фирмы, специализирующиеся на оказании эмитентам консалтинговых услуг в сфере рынка ценных бумаг и не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Вместе с тем, как показывают результаты комплексного исследования российского фондового рынка, проведенного The Boston Consulting Group (BCG) в целях сравнения его состояния с фондовыми рынками других стран, разделение функций андеррайтера и финансового консультанта, а также требование обязательного использования услуг последнего при проведении эмиссии ценных бумаг являются уникальной российской достопримечательностью. Эксперты BCG отмечают, что нигде, кроме России, функции финансового консультанта и андеррайтера не разделяются. Их выполняют, как правило, инвестиционные банки или инвестиционные компании, осуществляющие организацию и гарантированное размещение выпуска ценных бумаг эмитента (андеррайтинг). Поэтому многие российские специалисты указывали на бесполезность существования института финансовых консультантов.
В пользу доводов критиков института финансовых консультантов на рынке ценных бумаг говорит и тот факт, что использование при эмиссии ценных бумаг дополнительного, причем при открытом размещении или обращении обязательного, участника рынка ценных бумаг значительно увеличивает расходы эмитента. По разным оценкам стоимость услуг, оказываемых финансовыми консультантами эмитентам, обходится последним от 0,1% до 0,5% объема эмиссии (по самым крайним оценкам, стоимость услуг доходит до 5% объема эмиссии). В таком виде услуги финансовых консультантов по своей сути являются дополнительным налогом на эмиссию ценных бумаг и становятся существенным ограничителем более широкого применения инструментария рынка ценных бумаг для привлечения инвестиций. Это особенно актуально с учетом того, что налог на операции с ценными бумагами с недавнего времени ограничен как по относительной, так и по абсолютной величине. Как известно, в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 183-ФЗ "О внесении изменения в ст. 3 Закона Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами" с 2004 г. ставка налога на операции с ценными бумагами установлена в размере 0,2% номинальной суммы выпуска. При этом общая сумма налога, уплаченного эмитентом, не может составлять более 100 тыс. рублей.
Надо сказать, что возможность установления столь высоких цен на услуги финансовых консультантов в какой-то степени определена недостатком числа профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих соответствующие услуги. В начале июня 2003 г. профессиональных участников рынка ценных бумаг, получивших статус финансовых консультантов, было всего 7. Всего же по состоянию на начало июля 2004 г. статус финансовых консультантов получили только 24 профессиональных участника рынка ценных бумаг (хотя по оценкам ФКЦБ России уже к концу мая 2003 г. статус финансовых консультантов должны были получить около 30 профессиональных участников рынка ценных бумаг). Причем, по информации информационного агентства "Cbonds" ("Корпоративные облигации"), по итогам 2003 г. рынок услуг финансовых консультантов фактически оказался поделенным (62% рынка новых размещений) между двумя инвестиционными компаниями.
Критике участников отечественного рынка ценных бумаг подвергались и параметры, на основании которых ФКЦБ России принимались решения о присвоении профессиональным участникам рынка ценных бумаг статуса финансовых консультантов. Это относится, прежде всего, к требованиям по достаточности собственных средств инвестиционных консультантов. Как было отмечено выше, ФКЦБ России установлены специальные нормативы достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, необходимые для получения статуса финансового консультанта. Необходимость введения повышенных нормативов для финансовых консультантов обосновывалась тем, что профессиональный участник рынка ценных бумаг должен иметь возможность покрыть ущерб, причиненный инвестору и возникший вследствие содержащейся в проспекте недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной им. Однако, как показала практика, номинальная стоимость ценных бумаг, выпущенных согласно уже подписанным финансовыми консультантами проспектам ценных бумаг, превосходит их собственные капиталы на порядки. В результате финансовые консультанты фактически не несут никакой ответственности, т.к. у них слишком малые ресурсы. Соответственно, и повышенные требования к нормативам достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, выступающих в качестве финансовых консультантов, лишены какого бы то ни было экономического смысла. Целый ряд нареканий вызвали и квалификационные требования к специалистам рынка ценных бумаг по корпоративным финансам, которых в штате профессионального участника, являющегося финансовым консультантом, должно быть не менее двух. Все эти требования искусственно ограничивали круг лиц, способных на высоком профессиональном уровне оказывать эмитентам услуги по подготовке проспектов ценных бумаг.
Дискуссия, возникшая вокруг института финансовых консультантов на рынке ценных бумаг, вышла далеко за рамки профессионального сообщества фондового рынка и привлекла внимание не только многих участников рынка, но и Минэкономразвития России, и даже Правительства РФ, высказавшего пожелание, чтобы финансовые консультанты привлекались эмитентами не на обязательной основе, а добровольно. В начале 2004 г. депутаты Государственной Думы РФ разработали и внесли на рассмотрение законодателей поправки в Закон "О рынке ценных бумаг", полностью исключающие участие финансовых консультантов в процедуре эмиссии ценных бумаг, что было намного радикальнее указания Правительства РФ, в котором требовалось только сделать услуги финансовых консультантов добровольными. Однако этот законопроект не был поддержан заинтересованными органами государственной власти (ФСФР, Минфином и Администрацией Президента РФ). Ими было подготовлено отрицательное заключение на законопроект ввиду того, что отсутствуют точные расчеты, подтверждающие большие финансовые затраты эмитентов. Кроме того, в заключении было указано на возможность снижения гарантий инвесторам в результате полной отмены института финансовых консультантов. При этом было предложено рассмотреть вопрос о целесообразности перевода института финансовых консультантов на добровольную основу. В результате было найдено компромиссное решение. В новой версии законопроекта, принятого Государственной Думой РФ в первом чтении в конце апреля 2004 г., финансовые консультанты как участники рынка ценных бумаг были сохранены. Однако их участие в подготовке проспекта ценных бумаг стало добровольным. Для тех же, кто воспользуется услугами финансовых консультантов на добровольной основе, предусмотрено существенное ускорение срока регистрации проспекта ценных бумаг - с 30 дней до одной недели.
Возможно, в ближайшее время установленное в Законе о рынке ценных бумаг требование по обязательному привлечению эмитентом финансового консультанта в случаях публичного размещения и (или) публичного обращения эмиссионных ценных бумаг в проспект ценных бумаг будет снято.
Будет ли это означать, что институт финансовых консультантов прекратит свое существование естественным образом? Скорее всего, нет. Услуги финансовых консультантов были и будут востребованы рынком вне зависимости от того, какие требования содержат конкретные документы регулирующих органов. Ответственные и знающие руководители компаний-эмитентов понимают, что для организации выпусков финансовых инструментов необходимы люди высокой квалификации. Таких специалистов эмитентам, если только они не являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, просто невыгодно постоянно держать в своем штате. Рациональнее прибегать к их услугам по мере необходимости на договорной основе. Такая практика существует во многих странах с развитой рыночной экономикой. В России необходимо знать текущую практику применения законов, поэтому консультанты-профессионалы просто незаменимы. Конечно, крупные эмитенты при подготовке эмиссии, как и ранее, будут прибегать к услугам крупных банков и инвестиционных компаний, которые и до введения института финансовых консультантов самостоятельно готовили выпуски ценных бумаг, прежде всего облигационные. У тех же эмитентов, которые ориентированы на реальную публичность, на биржевое обращение ценных бумаг, есть достаточно оснований, чтобы обращаться к финансовым консультантам, - документы с их визой будут рассматриваться регистрирующим органом значительно быстрее. Кроме того, обращение к финансовым консультантам, накопившим определенный опыт работы на рынке, будет целесообразным и для эмитентов с небольшими объемами размещаемых эмиссий.
Для того чтобы институт финансовых консультантов стал действительно рыночным институтом, необходимо, прежде всего, расширить круг профессиональных участников рынка ценных бумаг, предоставляющих эмитентам услуги по подготовке проспектов ценных бумаг. А для этого, в свою очередь, необходимо пересмотреть требования, предъявляемые регулятором российского фондового рынка к финансовым консультантам, устранив те из них, которые являются избыточными, затрудняющими появление новых финансовых консультантов на рынке ценных бумаг и работу организаций, способных на высоком квалифицированном уровне оказывать эмитентам услуги по выходу на фондовый рынок.
Д. Вавулин
"Право и экономика", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Услуги финансовых консультантов
Автор
Д. Вавулин
"Право и экономика", 2004, N 9