В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктом 24 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680, и в целях эффективного исполнения Плана мероприятий ("дорожной карты") по внедрению в 2021 году в Министерстве образования Московской области целевой модели осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования:
1. Утвердить Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования.
2. Начальнику Управления государственного контроля (надзора) в сфере образования Гребцовой А.В. обеспечить размещение и поддержание в актуальном состоянии на официальном сайте Министерства образования Московской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" Руководства по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя министра образования Московской области Михайлову Е.А.
Первый заместитель министра образования |
Е.А. Михайлова |
Утверждено
распоряжением
Министерства образования
Московской области
от 10.06.2021 N Р-429
Руководство
по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования
Настоящее руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования (далее - руководство по соблюдению обязательных требований) разработано в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля", и имеет целью оказание информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, включая разъяснение отдельных положений настоящего руководства, выполнение которых, как свидетельствует практика, вызывает определенные затруднения и недопонимания.
I. Нормативно-правовое регулирование осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования
Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих соблюдение требований, определяющих порядок и условия осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования:
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федеральный закон от 03.06.2009 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании";
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью";
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании образовательной деятельности");
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности";
Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.06.2020 N 709 "Об утверждении Административного регламента осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования";
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.06.2020 N 710 "Об утверждении Административного регламента осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, федерального государственного надзора в сфере образования";
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.03.2020 N 427 "Об утверждении Административного регламента осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью";
Постановление Правительства Московской области от 07.02.2014 N 41/2 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Московской области";
Распоряжение министра образования Московской области от 19.05.2015 N 15 "Об организации проведения аттестации экспертов, привлекаемых Министерством образования Московской области к проведению мероприятий по контролю";
Приказ министра образования Московской области от 17.01.2017 N 64 "Об аттестации граждан в качестве экспертов, привлекаемых Министерством образования Московской области к проведению мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования";
Приказ министра образования Московской области от 15.02.2013 N 468 "Об утверждении Положения о разграничении функций при проведении контрольно-оценочных процедур в образовательных учреждениях в Московской области в рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования";
Приказ министра образования Московской области от 08.04.2013 N 1423 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы контрольно-измерительных материалов, предназначенных для проведения проверок соответствия качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов";
Приказ министра образования Московской области от 10.08.2017 N 2380 "О наделении должностных лиц Министерства образования Московской области полномочиями по принятию решения о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании";
Приказ министра образования Московской области от 25.12.2017 N 3578 "О внесении изменения в приказ министра образования Московской области от 21.12.2017 N 2142 "Об утверждении перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования и лицензионного контроля";
Приказ заместителя министра образования Московской области от 26.02.2018 N 487 "Об аттестации граждан в качестве экспертов, привлекаемых Министерством образования Московской области к проведению мероприятии по контролю (надзору) в сфере образования";
Приказ заместителя министра образования Московской области от 28.05.2018 N 1582 "Об аттестации граждан в качестве экспертов, привлекаемых Министерством образования Московской области к проведению мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования";
Приказ министра образования Московской области от 16.03.2018 N 710 "Об организации работы Министерства образования Московской области в Государственной информационной системе учета начислений и платежей Московской области";
Приказ министра образования Московской области от 11.10.2019 N 2643 "Об аттестации граждан в качестве экспертов, привлекаемых Министерством образования Московской области к проведению мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования";
Приказ Министерства образования Московской области от 24.10.2019 N 2694 "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства образования Московской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.57, 6.17, 9.13, частью 2 статьи 13.21, частями 2, 3, 4 статьи 14.1, частью 2 статьи 18.19, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20, 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях";
Распоряжение министерства образования Московской области от 19.12.2019 N 106 "Об утверждении Ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, Министерства образования Московской области на 2020 - 2022 годы";
Распоряжение министерства образования Московской области от 22.12.2020 N 837 "Об аттестации граждан в качестве экспертов, привлекаемых Министерством образования Московской области к проведению мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования".
II. Круг лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования
Лица, попадающие под соблюдение обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования:
юридические лица;
индивидуальные предприниматели.
III. Обязательные требования, определяющие порядок и условия осуществления федерального государственного надзора в сфере образования
В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании Министерством образования Московской области (далее - Министерство образования) в 2020 году проведено 344 проверки, из них плановых - 228, в том числе в отношении:
дошкольных образовательных организаций - 130;
общеобразовательных организаций - 108;
образовательных организаций дополнительного образования - 36;
профессиональных образовательных организаций - 7;
организаций дополнительного профессионального образования - 26;
организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 1;
организаций, осуществляющих лечение, оздоровление - 7;
органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования - 20.
В ходе проведения плановых проверок выявлены нарушения законодательства, по фактам которых составлено 30 протоколов об административных правонарушениях, образовательным организациям выдано 156 обязательных для исполнения предписаний.
Несоответствие содержания уставов законодательству Российской Федерации об образовании - 35.
Нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, предусмотренных статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) - 522, из них:
нарушение п. 1. ч. 3 ст. 28 - разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов - 275;
нарушение п. 3. ч. 3 ст. 28 - предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования - 1;
нарушение п. 5. ч. 3 ст. 28 - отсутствие справок об отсутствии судимости - 3;
нарушение п. 6. ч. 3 ст. 28 - разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации -2;
нарушение п. 7. ч. 3 ст. 28 - разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации - 20;
нарушение п. 8. ч. 3 ст. 28, порядка приема обучающихся в образовательную организацию - 197;
нарушение порядка перевода обучающихся в другую образовательную организацию - 8;
нарушение п. 9. ч. 3 ст. 28 - определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников - 1;
нарушение п. 13. ч. 3 ст. 28 - проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования - 12;
нарушение п. 15. ч. 3 ст. 28 - создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации - 3.
Нарушение ч. 1 п. 1 ст. 44 - выбор курса ОРКСЭ - 5.
Нарушения при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях - 2).
Нарушения порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования - 20.
Нарушение порядка отчисления из образовательной организации - 3.
Несоответствие содержания образовательных программ образовательных организаций федеральным государственным стандартов - 2.
Нарушение требований к порядку проведения аттестации педагогических работников - 33.
Нарушение прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и воспитанников в части ознакомления с уставом образовательной организации, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательной организации, основными образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса - 52.
Нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации, связанные с размещением информации на официальном сайте - 90.
Нарушения при осуществлении обучения за счет средств физических лиц - 63.
Нарушения ч. 9 ст. 98 Федерального закона об образовании - сведения о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении не внесены в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (ФИС ФРДО) - 7.
Нарушение лицензионных требований при осуществлении деятельности образовательной организацией - 18.
Нарушение п. 14 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" - в лицензирующий орган не направлено заявление о прекращении образовательной деятельности - 1.
Нарушение п. 4 ст. 91 Федерального закона об образовании - в приложении к лицензии отсутствуют адреса всех мест осуществления деятельности - 1.
IV. Требования к исполнению образовательной организацией компетенций в установленной сфере
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности в соответствии с законодательством в сфере образования.
1. Соблюдение требований к соответствию содержания уставов образовательных организаций законодательству
Устав образовательного учреждения - это утвержденный учредителем локальный нормативный акт (учредительный документ), на основании которого действует учреждение.
В уставе образовательной организации содержится обязательная информация, предусмотренная статьей 25 Федерального закона об образовании:
наименование образовательной организации содержит указание на её организационно-правовую форму (ч. 5 ст. 23 Федерального закона об образовании);
наименование образовательной организации содержит указание на тип образовательной организации (ч. 5 ст. 23 Федерального закона об образовании);
устав содержит информацию о типе образовательной организации (п. 1 ч. 2 ст. 25 Федерального закона об образовании);
устав содержит информацию об учредителе (учредителях) (п. 2 ч. 2 ст. 25 Федерального закона об образовании);
устав содержит информацию о видах реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направления (п. 3 ч. 2 ст. 25 Федерального закона об образовании);
устав содержит информацию о структуре органов управления образовательной организации (п. 4 ч. 2 ст. 25 Федерального закона об образовании);
устав содержит информацию о компетенции органов управления образовательной организации (п. 4 ч. 2 ст. 25 Федерального закона об образовании);
устав содержит информацию о порядке формирования органов управления образовательной организации (п. 4 ч. 2 ст. 25 Федерального закона об образовании);
устав содержит информацию о сроках полномочий органов управления образовательной организации (п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона об образовании);
устав содержит информацию о порядке принятия решения органами управления образовательной организации (ч. 5 ст. 26 Федерального закона об образовании);
устав содержит информацию о наличии и (или) отсутствии полномочий выступать от имени образовательной организации (ч. 5 ст. 26 Федерального закона об образовании);
в уставе установлен порядок принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения (ч. 1 ст. 30 Федерального закона об образовании);
в уставе определены права руководителя образовательной организации (ч. 6 ст. 51 Федерального закона об образовании);
в уставе определены обязанности руководителя образовательной организации (ч. 6 ст. 51 Федерального закона об образовании);
в уставе определена компетенция руководителя образовательной организации (ч. 6 ст. 51 Федерального закона об образовании);
в уставе установлены права иных (инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и т.д.) работников образовательной организации (ч. 3 ст. 52 Федерального закона об образовании);
в уставе установлены обязанности иных (инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и т.д.) работников образовательной организации (ч. 3 ст. 52 Федерального закона об образовании);
в уставе установлена ответственность иных (инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и т.д.) работников образовательной организации (ч. 3 ст. 52 Федерального закона об образовании);
в образовательной организации созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с уставом (ч. 3 ст. 25 Федерального закона об образовании).
При проведении федерального государственного надзора в сфере образования проверяется содержание уставов образовательных организаций, порядок их принятия. В случае выявления нарушений образовательным организациям выдаются предписания об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения не более 6 месяцев.
2. Требования к наличию, содержанию, разработке и принятию локальных нормативных актов
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
Локальными нормативными актами должны быть определены язык, языки образования, получения образования на иностранном языке (ч. 5 и ч. 6 ст. 14 Федерального закона об образовании).
Структурное подразделение образовательной организации действует в соответствии с положением о нем (ч. 2 и 4 ст. 27" Федерального закона об образовании).
Локальный нормативный акт не может ухудшать положение обучающихся и (или) работников по сравнению с установленным законодательством об образовании (ч. 3 и ч. 4 ст. 30 Федерального закона об образовании).
Локальные нормативные акты должны быть приняты в порядке, установленном уставом образовательной организации, с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся (при наличии представительных органов) (ч. 3 и ч. 4 ст. 30 Федерального закона об образовании).
Образовательной организацией должны быть разработаны и приняты правила внутреннего распорядка обучающихся (п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона об образовании).
Образовательной организацией должны быть разработаны правила приема на обучение по образовательным программам (п. 8 ч. 3 ст. 28, ч. 2 ст. 30, ч. 9 ст. 55 Федерального закона об образовании).
Образовательной организацией должны быть разработаны правила приема на обучение по дополнительным образовательным программам (ч. 5 ст. 55 Федерального закона об образовании).
Образовательной организацией должен быть разработан локальный нормативный акт, регламентирующий периодичность и (или) порядок промежуточной аттестацией обучающихся (п. 10 ч. 3 ст. 28, ч. 2 ст. 30, ч. 1 ст. 58 Федерального закона об образовании).
Образовательная организация разрабатывает локальный нормативный акт, регламентирующий порядок и основания перевода, отчисления обучающихся (ч. 2 ст. 30 Федерального закона об образовании).
Образовательная организация разрабатывает локальный нормативный акт, регламентирующий порядок и основания восстановления обучающихся. Лицо, отчисленное из организации, осуществляющей образовательную деятельность, по инициативе обучающегося до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, имеет право на восстановление для обучения в этой организации в течение пяти лет после отчисления из нее при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения (ч. 2 ст. 62 Федерального закона об образовании).
Образовательная организация разрабатывает локальный нормативный акт, регламентирующий порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч. 2 ст. 30 Федерального закона об образовании).
Образовательная организация разрабатывает локальный нормативный акт, регламентирующий порядок выдачи документов, подтверждающих их обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 4 ст. 33 Федерального закона об образовании).
Образовательная организация разрабатывает локальный нормативный акт, регламентирующий обучение обучающегося по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы (п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона об образовании).
Образовательная организация разрабатывает локальный нормативный акт, регламентирующий участие обучающегося в формировании содержания профессионального образования (при наличии федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования) (п. 4 ч. 1 ст. 34 Федерального закона об образовании).
Образовательная организация разрабатывает локальный нормативный акт, регламентирующий пользование лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта (п. 21 ч. 1 ст. 34 Федерального закона об образовании).
Образовательная организация разрабатывает локальный нормативный акт, регламентирующий посещение мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом (ч. 4 ст. 34 Федерального закона об образовании).
Образовательная организация разрабатывает нормативный акт, устанавливающий требования к одежде обучающихся. Данный локальный нормативный акт принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, если таковые имеются (Часть 1 статьи 38 Федерального закона об образовании).
Образовательная организация разрабатывает локальный нормативный акт, установивший порядок предоставления обучающимся жилых помещений в общежитиях при наличии жилых помещений, общежитий для обучающихся (ч. 2 и 4 ст. 39, п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона об образовании).
Образовательная организация разрабатывает локальный нормативный акт, регламентирующий порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения (ч. 6 ст. 45 Федерального закона об образовании).
Образовательная организация разрабатывает локальный нормативный акт, регламентирующий бесплатное пользование педагогическими работниками библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности (п. 7 ч. 3 ст. 47 Федерального закона об образовании).
Образовательная организация разрабатывает локальный нормативный акт, устанавливающий нормы профессиональной этики педагогических работников (ч. 4 ст. 47 Федерального закона об образовании).
Образовательная организация разрабатывает локальный нормативный акт, регламентирующий работу аттестационной комиссии (при наличии в штатном расписании организации, осуществляющей обучение, педагогических работников) (ч. 2 ст. 49 Федерального закона об образовании).
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, которая определена локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 14 ст. 76 Федерального закона об образовании).
Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, проводится в порядке и в форме, которые установлены организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 3 ст. 59 Федерального закона об образовании).
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выданы документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно установлены организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 3 ст. 60 Федерального закона об образовании).
Локальный нормативный акт, затрагивающий права обучающихся и работников образовательной организации, принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, если таковые имеются (ч. 3 ст. 30 Федерального закона об образовании).
Образовательная организация разрабатывает локальные нормативные акты, устанавливающие порядок обучения по индивидуальному учебному плану (при обучении по индивидуальному учебному плану) (п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона об образовании).
При проведении федерального государственного надзора в сфере образования проверяется наличие локальных нормативных актов, их содержание, порядок принятия.
Важно наличие оформленного учета мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников организации.
В случае выявления нарушений образовательным организациям выдаются предписания об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения не более 6 месяцев.
3. Требования к разработке и утверждению образовательных программ
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 5 ст. 12, ч. 7 ст. 12, п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона об образовании).
Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся, воспитанников.
При проведении федерального государственного надзора в сфере образования проверяется наличие разработанных и утвержденных организацией основных образовательных программ, наличие дополнительных образовательных программ, документов по учету имеющихся учебников и учебных пособий, реестры выдачи учебников обучающимся.
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Статьей 12.1 Федерального закона об образовании определены общие требования к организации воспитания обучающихся.
Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено Федеральным законом об образовании.
Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 9.1 статьи 12 Федерального закона об образовании, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.
В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).
За реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом образовательная организация несет административную ответственность, предусмотренную части 2 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Требования к приему обучающихся в образовательную организацию
Порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования, перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам каждого уровня, особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (п. 8 ч. 3 ст. 28, ч. 2 ст. 30, ч. 5, 9 ст. 55 Федерального закона об образовании).
За нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка приема в образовательную организацию предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц (ч. 5 ст. 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
5. Требования к разработке и утверждению программы развития образовательной организации
При принятии образовательной организацией программы развития таковая разрабатывается и утверждается по согласованию с учредителем (п. 7 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
В случае выявления нарушения данного требования образовательной организации выдается предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения не более 6 месяцев.
6. Требования к соблюдению прав родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников в части ознакомления с документами при приеме в образовательную организацию
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения (ст. 55 Федерального закона об образовании).
В случае выявления нарушений данного требования образовательным организациям выдаются предписания об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения не более 6 месяцев.
7. Требования к размещению информации на официальном сайте
Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Образовательная организация обеспечивает доступ к информации о своей деятельности посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте в сети "Интернет" (ч. 1 ст. 29 Федерального закона об образовании).
На официальном сайте образовательной организации должна иметься обязательная для размещения информация (п. 1 ч. 2 ст. 29 Федерального закона об образовании).
На официальном сайте образовательной организации должны иметься обязательные для размещения копии документов (п. 2 ч. 2 с. 29 Федерального закона об образовании).
На официальном сайте образовательной организации должен быть размещен отчет о результатах самообследования (п. 3 ч. 2 ст. 29 Федерального закона об образовании).
На официальном сайте образовательной организации должны быть размещены документ о порядке оказания платных образовательных услуг, образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе (при оказании платных образовательных услуг) (п. 4 части 2 ст. 29 Федерального закона об образовании).
На официальном сайте образовательной организации должен быть размещен документ об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход (при оказании услуг по присмотру и уходу). Присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 4.1 ч. 2 ст. 29 Федерального закона об образовании).
На официальном сайте образовательной организации размещаются предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования и отчеты об исполнении таких предписаний (п. 5 ч. 2 ст. 29 Федерального закона об образовании).
Информация и документы на официальном сайте образовательной организации размещаются и обновляются в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений (ч. 3 ст. 29 Федерального закона об образовании).
На официальном сайте образовательной организации информация и документы размещаются в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме копий документов в соответствии с требованиями к структуре официального сайта согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации".
На официальном сайте образовательной организации создаются специальные разделы и (или) подразделы согласно пунктам 2 - 3 приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 N 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации".
Сайт должен иметь версию для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) согласно пункту 4 приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 N 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации".
При размещении информации на Сайте в виде файлов к ним устанавливаются следующие требования согласно пункту 5 приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 N 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации":
обеспечение возможности поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат");
обеспечение возможности их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
За нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций, либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод, в частности нарушения прав обучающихся на свободу информации, образовательная организация несет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Требования к оказанию платных образовательных услуг
Платные образовательные услуги - осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение.
При предоставлении платных образовательных услуг:
Образовательная организация предоставляет заказчику и (или) потребителю достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах согласно пункту 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг".
Образовательная организация заключает с заказчиком договор об оказании платных образовательных услугах согласно статье 53 Федерального закона об образовании.
Договор об оказании платных образовательных услугах должен содержать обязательные сведения согласно пункту 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг", ч. 2 ст. 54 Федерального закона об образовании.
В договоре об оказании платных образовательных услугах указывается полная стоимость платных образовательных услуг и (или) предусматривается порядок их оплаты согласно пункту 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг", ч. 3 ст. 54 Федерального закона об образовании.
Сведения в договоре об оказании платных образовательных услуг соответствуют информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" на дату заключения договора согласно пункту 16 Постановления Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг", ч. 4 ст. 54 Федерального закона об образовании.
Платные образовательные услуги (образовательная деятельность) оказываются при наличии соответствующих образовательных программам согласно ч. 1 ст. 101 и п. 17 ст. 2 Федерального закона об образовании.
Платные образовательные услуги (образовательная деятельность) должны быть оказаны в полном объеме в соответствии с образовательными программами и (или) условиями договора об оказании платных образовательных услугах согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг".
Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение (далее - поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению согласно пункту 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг", ч. 6 статьи 54 Федерального закона об образовании.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг при наличии оснований, предусмотренных локальным нормативным актом организации согласно ч. 5 ст. 54 Федерального закона об образовании.
За нарушение установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к предоставлению платных образовательных услуг образовательная организация несет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. Требования к обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).
Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами (пункт 3 Порядка):
а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;
г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.06.2015 N 386н "Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи".
Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами согласно пункту 4 Порядка:
а) наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
б) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
в) предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика;.
г) наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;
д) адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
е) обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида;
ж) предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
з) оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
Органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг согласно пункту 7 Порядка.
Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей согласно ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10. Требования к порядку внесения сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении"
Перечень сведений, вносимых в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", порядок ее формирования и ведения (в том числе порядок доступа к содержащимся в ней сведениям), порядок и сроки внесения в нее сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации согласно ч. 10 ст. 98 Федерального закона об образовании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 729 утверждены Правила формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (далее - Правила).
Формирование и ведение информационной системы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - оператор информационной системы) согласно пункту 2 Правил.
Сведения (в том числе о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации) предоставляются оператору информационный системы на безвозмездной основе органами и организациями (в том числе образовательными организациями, проводящими экзамен) в электронном виде путем внесения сведений в информационную систему согласно пункту 5 Правил.
Сведения о документах об образовании, выдаваемых с 01.01.2021:
лицам, освоившим образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, подлежат внесению в информационную систему в течение 20 дней с даты выдачи указанных документов;
лицам, освоившим иные образовательные программы, подлежат внесению в информационную систему в течение 60 дней с даты выдачи указанных документов.
Сведения о документах об образовании подлежат внесению в информационную систему:
о документах, выданных с 01.09.2013 по 31.12.2020 включительно, - в срок по 28.02.2021 включительно;
о документах, выданных с 01.01.2009 по 31.08.2013 включительно, - в срок по 31.12.2014 включительно;
о документах, выданных с 01.01.2004 по 31.12.2008 включительно, - в срок по 31.12.2016 включительно;
о документах, выданных с 01.01.2000 по 31.12.2003 включительно, - в срок по 31.12.2018 включительно;
о документах, выданных с 01.01.1996 по 31.12.1999 включительно, - в срок по 31.12.2020 включительно;
о документах, выданных с 10.07.1992 по 31.12.1995 включительно, - в срок по 31.08.2023 включительно.
Сведения о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, выдаваемых с 01.09.2014, подлежат внесению в информационную систему в течение 30 дней с даты выдачи указанных сертификатов.
Сведения, указанные в пунктах 4(1), 4(2) и 5(1) перечня, предусмотренного настоящими Правилами, подлежат внесению в информационную систему:
о документах об образовании, выданных с 01.01.2013 по 31.12.2014 включительно лицам, освоившим образовательные программы среднего профессионального образования, высшего образования, - в срок по 31.01.2015 включительно;
о документах об образовании, выдаваемых с 01.01.2015 лицам, освоившим образовательные программы среднего профессионального образования, высшего образования, - в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта.
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей согласно ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
11. Требования к порядку отчисления из образовательной организации
Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:
1) в связи с получением образования (завершением обучения);
2) досрочно в следующих случаях:
по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;
по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность согласно ст. 61 Федерального об образовании.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду "ст. 61 Федерального закона об образовании"
За нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившееся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконный отказ в приеме в образовательную организацию, либо отчисление (исключение) из образовательной организации должностные и юридические лица несут административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
12. Требования к соблюдению прав обучающихся и воспитанников на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня
В соответствии со ст. 34 Федерального закона об образовании обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня.
Требования к переводу обучающихся в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня (далее - перевод) регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2014 N 177 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности".
В случае выявления нарушения требований к осуществлению перевода обучающихся образовательной организации выдается предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения не более 6 месяцев.
13. Требования к порядку проведения аттестации педагогических работников
Педагогические работники обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности согласно п. 8 ч. 1 ст. 48 Федерального закона об образовании в порядке, установленном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
В случае выявления нарушений данного порядка образовательным организациям выдаются предписания об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения не более 6 месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства образования Московской области от 10 июня 2021 г. N Р-429 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования"
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства образования Московской области (http://mo.mosreg.ru) 16 июня 2021 г.