См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 сентября 2012 г. N Ф10-1312/11 по делу N А14-8831/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Сладкопевцевой Н. Г.
Судей
Козелкина И. И.
Чистовой И.В.
при участии в заседании:
от истца:
ООО "ЧОП "Редут-Центр"
Вергун С.А. - представитель (доверенность от 11.04.2011 г.),
Проскура И.Г. - директор (протокол N 9 от 11.01.2010 г.),
от ответчика:
УВО при УВД по г. Воронежу
Нестерчук Р.В. - нач. отдела (доверенность N 17 от 29.04.2011),
Елисеева Т.А. - юрисконсульт (доверенность N 2 от 08.02.2010 г.),
Краснова Л.В. - старш. юрисконсульт (доверенность N 6 от 08.02.2010 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "ЧОП "Редут-Центр" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2011 года по делу N А14-8831/2010/231/31,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Редут-Центр" (далее - ООО ЧОП "Редут-Центр", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Управлению вневедомственной охраны при управлении внутренних дел по городу Воронежу (далее - УВО при УВД по г. Воронежу, ответчик) о понуждении заключить договор N 17/10 от 06.08.2010 года на оказание услуг по централизованной охране на условиях истца со сроком действия с 01.10.2010 года по 01.10.2011 год.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.11.2010 года заявленные исковые требования были удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2011 года решение суда первой инстанции отменено.
Не соглашаясь с вынесенным апелляционной инстанцией постановлением, ООО "ЧОП "Редут-Центр" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт.
В обосновании своей кассационной жалобы заявитель указывает на то, что при вынесении постановления суд пришел к необоснованному выводу о том, что условия договора о том, что в период с 06-00 до 23-00 охрана оружия и патронов осуществляется собственными силами и средствами общества не основаны на законе.
В силу ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 06 августа 2010 года ООО "ЧОП "Редут-Центр" направило в адрес УВО при УВД по г. Воронежу предложение по заключению договора и проект договора охраны N 17/10 от 06 августа 2010 года с условием о том, что в период с 06-00 до 23-00 охрана оружия и патронов осуществляется собственными силами и средствами общества (л.д. 20 т. 1).
Срок действия договора устанавливается с 01.10.2010 года по 01.10.2011 год.
Согласно пункту 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается путем направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Письмом N 1029 от 23.08.2010 года ответчик отказал истцу в заключение договора на его условиях и указал, что по истечении срока действия- с 01 октября 2010 года, договор прекращает свое действие и пролонгирован не будет мотивируя это тем, что в связи с требованиями ч. 4 ст. 22 Федерального Закона "Об оружии" N 150-ФЗ от 13.12.1996, п. 7 распоряжения Правительства РФ от 02.11.2009 N 1629-р, Указанием МВД России от 12.11.2009 N 1/9021 "О реализации распоряжения Правительства РФ от 02.11.2009 N 1629-р" и ужесточением контроля за оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, участившимися случаями совершения террористических актов, захвата оружия и боеприпасов, были проведены мероприятия по переходу на круглосуточный режим охраны комнат хранения оружия (л. д. 21 т. 1).
Полагая, что отказ в заключении договора N 17/10 от 06 августа 2010 года предложенного истцом на условиях проекта противоречат ст. 421 ГК РФ, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь требованиями Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ", утвержденные распоряжением Правительства РФ от 02 ноября 2009 года N 1629-р перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что условия проекта договора на оказание услуг по централизованной охране от 01 октября 2010 года противоречат действующему законодательству.
Суд кассационной инстанции находит указанный вывод арбитражного суда соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Материалы дела свидетельствуют о том, что между сторонами возник спор в связи с несоответствием условия договора, которое предусматривает осуществление ответчиком охраны оружия и патронов в режиме 7 часов в сутки, требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон N 150-ФЗ) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 28 названного Закона контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации. При этом в силу статьи 1 Закона под оборотом оружия понимается в том числе и его хранение.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.
Требования по безопасности хранения оружия юридическими лицами установлены Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.06.1999 N 1814).
В силу абзаца 1 пункта 169.6 Инструкции комната хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно - пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
В соответствии с требованиями абзаца 6 п. 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, пропускной режим и режимы внутри комнаты хранения оружия с вооруженным огнестрельным оружием охранниками, используемыми техническими средствами охраны должны обеспечивать сохранность оружия и патронов, безопасность их хранения, исключая доступ к ним посторонних лиц в период хранения, выдачи, приема, заряжания, разряжения, обслуживания и проведения контрольно-проверочных мероприятий.
Таким образом, истец, являясь обладателем предметов повышенной опасности-оружием и патронами к нему, обязан исключить доступ к ним посторонних лиц в период хранения, путем организации надлежащего пропускного режима и режимов внутри комнаты хранения оружия с используемыми техническими средствами охраны, а именно, многорубежной охранно-пожарной сигнализацией, выведенной на ПЦН подразделений милиции вневедомственной охраны в соответствии с требованиями абзаца 1 п. 169.9 Инструкции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац 1 п. 169.6 Инструкции
Согласно пункту 10 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" (далее - Постановление N 587) объекты по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ (средств взрывания, порохов) промышленного назначения, в том числе полученных в результате утилизации боеприпасов, и отходов их производства, входят в Перечень объектов, подлежащих обязательной государственной охране.
Согласно пункту 7 Распоряжения Правительства РФ от 02.11.2009 N 1629-р (далее - Распоряжение N 1629-р) комнаты хранения оружия органов и организаций системы МВД России, юридических лиц с особыми уставными задачами и на объектах, подведомственных Минприроды России, входят в Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, служебное оружие и патроны должны храниться в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в специально оборудованных для этих целей изолированных помещениях, оснащенных техническими средствами охраны. При этом комнаты хранения оружия юридических лиц с особыми уставными задачами (в данном случае - осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности) должны быть оборудованы средствами сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации (в данном случае - УВО при УВД по г. Воронежу).
Доводы истца о том, что при вынесении обжалуемого судебного акта были неправильно применены положения п. 10 Приложения N 1 к Постановлению N 587, апелляционным судом правомерно не приняты во внимание.
В результате системного анализа содержания приведенных правовых норм апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что перечень объектов, подлежащих обязательной государственной охране, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 года N 587, указывает на то, что объекты по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ промышленного назначения, входит в перечень объектов, подлежащих обязательной государственной охране.
Следовательно, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что в соответствии с законодательством Российской Федерации по обороту оружия, охрану комнат по хранению оружия и патронов может осуществлять только вневедомственная охрана, а ООО ЧОП "Редут-Центр" обязано соблюдать требования Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 886 и Распоряжения Правительства РФ от 02.11.2009 N 1629-р, которые не предусматривают возможности осуществления охраны комнат по хранению оружия собственными силами и средствами юридических лиц, получивших в органах внутренних дел разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.
Довод истца о том, что круглосуточный режим охраны при передаче комнаты хранения оружия под охрану на пульт централизованного наблюдения подразделений милиции вневедомственной охраны законодательно не определен, судом правомерно признан необоснованным.
Предусмотренные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 886 и Распоряжении Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р требования относительно объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, являются обязательными и свидетельствуют о необходимости осуществления круглосуточной охраны с целью обеспечения безопасности при осуществлении данного хранения и соблюдения установленных требований безопасности для надлежащего хранения оружия и боеприпасов.
Таким образом, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что условия истца об охране комнаты по хранению оружия и патронов с 23-00 до 06-00 вневедомственной охраной, а в период с 06-00 до 23-00 собственными силами и средствами общества не основаны на законе и противоречат требованиям действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционный суд правомерно отменил решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.11.2010 года по делу N А14-8831-2010/231/31.
Суд кассационной инстанции полагает, что спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств, выводы суда соответствуют требованиям закона.
С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы ООО "Сегмент" и отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2011 года по делу N А14-8831/2010/231/31 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Председательствующий |
Сладкопевцева Н. Г. |
Судьи |
Козелкин И. И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В результате системного анализа содержания приведенных правовых норм апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что перечень объектов, подлежащих обязательной государственной охране, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 года N 587, указывает на то, что объекты по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ промышленного назначения, входит в перечень объектов, подлежащих обязательной государственной охране.
Следовательно, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что в соответствии с законодательством Российской Федерации по обороту оружия, охрану комнат по хранению оружия и патронов может осуществлять только вневедомственная охрана, а ООО ЧОП "Редут-Центр" обязано соблюдать требования Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 886 и Распоряжения Правительства РФ от 02.11.2009 N 1629-р, которые не предусматривают возможности осуществления охраны комнат по хранению оружия собственными силами и средствами юридических лиц, получивших в органах внутренних дел разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.
...
Предусмотренные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 886 и Распоряжении Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р требования относительно объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, являются обязательными и свидетельствуют о необходимости осуществления круглосуточной охраны с целью обеспечения безопасности при осуществлении данного хранения и соблюдения установленных требований безопасности для надлежащего хранения оружия и боеприпасов."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 мая 2011 г. N Ф10-1312/11 по делу N А14-8831/2010/231/31
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8814/11
07.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8814/11
24.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1312/11
17.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1312/11
18.02.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-9118/10