Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.11.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Степиной Л.В.
судей:
Ключниковой Н.В.
Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
Федерального государственного унитарного предприятия Смоленское производственное объединение "Аналитприбор" (ОГРН 1026701427774, г. Смоленск, ул. Бабушкина, д. 3)
- Борисова А.А. - представителя по доверенности от 01.08.2011 N 51/11,
от администрации муниципального образования город Смоленск (ОГРН 1026701449719, г. Смоленск, ул. Октябрьской Революции, д. 1/2)
- Агеевой Л.А. - представителя по доверенности от 29.12.2010 N 92/10;
Шрайбер О.В. - представителя по доверенности от 17.01.2011 N 1-132;
от третьего лица:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1),
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Забелиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу администрации муниципального образования город Смоленск на решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.06.2011 (судья Алмаев Р.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2011 (судьи Тучкова О.Г., Дорошкова А.Г., Стаханова В.Н.) по делу N А62-1330/2011,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие Смоленское производственное объединение "Аналитприбор" (далее по тексту - ФГУП СПО "Аналитприбор", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования город Смоленск (далее - администрация), изложенного в письме от 16.03.2011 N 1-1342, в принятии в муниципальную собственность жилого здания N 16 типа "общежитие" общей площадью 1436,4 кв.м, расположенного по адресу: Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Бабушкина, д. 3, и с требованием обязать администрацию принять в муниципальную собственность указанное здание.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (далее - Территориальное управление)
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные решение и постановление отменить, так как выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, при принятии судебных актов нарушены нормы материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав в судебном заседании объяснения представителей предприятия и администрации, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, в соответствии с договором от 07.10.1999 N 376 за ФГУП СПО "Аналитприбор" закреплено на праве хозяйственного ведения здание N 16, находящееся по адресу: г. Смоленск, ул. Бабушкина, д. 3.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 16.04.2009 по делу N А62-560/2009 признано право федеральной собственности на указанный объект, наименование которого приведено в соответствие с фактическим назначением и использованием - жилое здание N 16 типа "общежитие".
Письмом от 01.02.2010 исх. N 1-525 администрация обратилась к ФГУП СПО "Аналитприбор" с просьбой о передаче в муниципальную собственность города Смоленска вышеуказанного здания с переводом земельного участка под ним из территориальной зоны П (производственные) в территориальную зону Ж2 (застройка многоквартирными малоэтажными домами без участков (до 3 этажей включительно)).
Распоряжением ТУ Росимущества в Смоленской области от 28.02.2011 N 80-р "О безвозмездной передаче федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП СПО "Аналитприбор", в муниципальную собственность" исключено из состава имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП СПО "Аналитприбор", федеральное недвижимое имущество - жилое здание N16 типа "общежитие " общей площадью 1 436,4 кв.м, расположенное по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Бабушкина, д. 3. При этом администрации предписано предоставить в ТУ Росимущества в Смоленской области акт приема-передачи указанного объекта в течение 3 недель с момента издания названного распоряжения, во исполнение которого ФГУП СПО "Аналитприбор" письмом от 02.03.2011 исх. N 30-120 направило администрации подлинные экземпляры акта приема-передачи для подписания.
Письмом от 16.03.2011 N 1-1342 администрация возвратила акты приема-передачи без подписания со ссылкой на то, что не осуществлен перевод земельного участка под зданием общежития в другую территориальную зону.
Считая отказ администрации в принятии в муниципальную собственность жилого здания N 16 типа "общежитие" незаконным, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и Определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность в силу абзаца 21 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006 N 241 "О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, также утверждению актов приема-передачи имущества" Территориальное управление принимает решение о передаче в муниципальную собственность объектов жилищного фонда.
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд определяется как совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования; специализированный жилищный фонд; индивидуальный жилищный фонд; жилищный фонд коммерческого использования.
В порядке ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 1, 2 и 3 этой статьи, в том числе жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Пунктом 3 части 7 статьи 85 Закона N 131-ФЗ установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Кроме того, суд правильно принял во внимание, что согласно приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" спорное общежитие изначально подлежало передаче в муниципальную собственность.
Из пункта 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" следует, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Помимо указанного, суд, оценив и исследовав в порядке ст. 71 АПК переписку заявителя, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и администрации, пришел к выводу, что воля органа местного самоуправления была направлена на приобретение спорного имущества в муниципальную собственность, так как администрация выступила инициатором передачи имущества из федеральной в муниципальную собственность.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Исходя из того, что муниципальный орган не возражал против принятия объекта в собственность при условии предварительного перевода земельного участка под зданием общежития из территориальной зоны П в территориальную зону Ж2 - застройка многоквартирными малоэтажными домами без участков (до 3 этажей включительно), суд правильно указал, что нахождение здания на земельном участке не в определенной территориальной зоне не является основанием для отказа в принятии имущества, передаваемого в муниципальную собственность.
Усмотрев необходимые условия, предусмотренные частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого отказа незаконным, суд правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки выводов судов, подтвержденных соответствующими доказательствами, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.06.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2011 по делу N А62-1330/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования город Смоленск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В порядке ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 1, 2 и 3 этой статьи, в том числе жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Пунктом 3 части 7 статьи 85 Закона N 131-ФЗ установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Кроме того, суд правильно принял во внимание, что согласно приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" спорное общежитие изначально подлежало передаче в муниципальную собственность.
Из пункта 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" следует, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 ноября 2011 г. N Ф10-4121/11 по делу N А62-1330/2011