г. Тула |
|
19 августа 2011 года Дело N А62-1330/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тучковой О.Г., судей Дорошковой А.Г., Стахановой В.Н.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации муниципального образования город Смоленск
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 07 июня 2011 года
по делу N А62-1330/2010 (судья Алмаев Р.Н.), принятое
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия Смоленского производственного объединения "Аналитприбор" (ОГРН 1026701427774, г. Смоленск, ул. Бабушкина, д. 3)
к администрации муниципального образования город Смоленск (ОГРН 1026701449719, г. Смоленск, ул. Октябрьской Революции, д. 1/2),
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1),
о признании незаконным отказа в принятии в муниципальную собственность жилого здания N 16 типа "общежитие" общей площадью 1 436,4 кв.м, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Бабушкина, д. 3,
при участии в судебном заседании путем использования видео-конференц-связи:
от заявителей: Агеевой Л.А. - представителя по доверенности от 29.12.2010 N 92/10, Борисова А.А. - представителя по доверенности от 01.08.2011 N 51/11,
от ответчика: Шрайбер О.В. - представителя по доверенности от 17.01.2011 N 1-132,
от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие Смоленское производственное объединение "Аналитприбор" (далее по тексту - ФГУП СПО "Аналитприбор", заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования город Смоленск (далее - администрация, ответчик), изложенного в письме от 16.03.2011 N 1-1342 в принятии в муниципальную собственность жилого здания N 16 типа "общежитие" общей площадью 1436,4 кв.м, расположенного по адресу: Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Бабушкина, д. 3, и обязании Администрацию принять в муниципальную собственность жилое здание N 16 типа "Общежитие" общей площадью 1 436,4 кв.м, расположенное по адресу: Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Бабушкина, д. 3.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, уведомлено надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст.156, 266 АПК РФ в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором от 07.10.1999 N 376 за ФГУП СПО "Аналитприбор" закреплено на праве хозяйственного ведения здание N16, находящееся по адресу: г. Смоленск, ул. Бабушкина, д. 3.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 16.04.2009 по делу N А62-560/2009 признано право федеральной собственности на указанный объект, наименование которого приведено в соответствие с фактическим назначением и использованием - жилое здание N 16 типа "общежитие".
Письмом от 01.02.2010 исх. N 1-525 ответчик обратился к ФГУП СПО "Аналитприбор" с просьбой о передаче в муниципальную собственность города Смоленска вышеуказанного здания с переводом земельного участка под ним из территориальной зоны П (производственные) в территориальную зону Ж2 (застройка многоквартирными малоэтажными домами без участков (до 3 этажей включительно)).
Письмом от 19.02.2010 исх. N 30/3286 ФГУП СПО "Аналитприбор" проинформировало о поступившей просьбе ТУ Росимущества в Смоленской области, которое для решения вопроса передачи объектов предложило предоставить документы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
Указанные документы с обращением о передаче жилого здания N 16 типа "общежитие" были направлены ФГУП СПО "Аналитприбор" письмом исх. N 30-182-12124 от 22.06.2010 в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, в ведении которой находится заявитель. Федеральная служба безопасности Российской Федерации выразила согласие на передачу данного имущества в муниципальную собственность (письмо от 28.06.2010 N 4268-Шк).
Одновременно ФГУП СПО "Аналитприбор" обратилось к администрации с просьбой о переводе земельного участка площадью 1 877 кв.м., находящегося под зданием N 16 типа "общежитие", из территориальной зоны П в территориальную зону Ж2 (письмо от 14.04.2010 исх. N 6880). К данному письму заявителем были приложены также документы, необходимые для рассмотрения вопроса передачи объекта в муниципальную собственность.
Письмом от 30.04.2010 исх. N 6-2581 администрация отказалась перевести земельный участок в территориальную зону Ж2 со ссылкой на невозможность внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска.
В ответ на письмо ФГУП СПО "Аналитприбор" от 25.08.2010 исх. N 30/17654 о принятии решения по передаче в муниципальную собственность здания N 16 типа "общежитие" администрация письмами от 07.09.2010 исх. N Н-5472 от 07.09.2010 и от 20.09.2010 исх. N 7-5727 дополнительно затребовала ряд документов, включая информацию о зарегистрированных в общежитии гражданах, которые были предоставлены заявителем с сопроводительными письмами от 16.09.2010 исх. N 30-19577 и от 27.09.2010 исх. N 30/20478. Вопрос о необходимости перевода земельного участка в другую территориальную зона при этом ответчиком не ставился.
Распоряжением ТУ Росимущества в Смоленской области от 28.02.2011 N 80-р "О безвозмездной передаче федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП СПО "Аналитприбор", в муниципальную собственность" исключено из состава имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП СПО "Аналитприбор", федеральное недвижимое имущество - жилое здание N16 типа "общежитие" общей площадью 1 436,4 кв.м, расположенное по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Бабушкина, д. 3.
При этом администрации предписано предоставить в ТУ Росимущества в Смоленской области акт приема-передачи указанного объекта в течение 3 недель с момента издания названного распоряжения, во исполнение которого ФГУП СПО "Аналитприбор" письмом от 02.03.2011 исх. N 30-120 направило ответчику 3 подлинных экземпляра акта приема-передачи для подписания.
Однако администрация письмом от 16.03.2011 N 1-1342 возвратила акты приема-передачи без подписания со ссылкой на то, что не осуществлен перевод земельного участка под ним в другую территориальную зону.
В связи с отказом администрации в принятии в муниципальную собственность жилого здания N 16 типа "общежитие" заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительными ненормативного акта или незаконным действия (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления законодатель выделил два взаимосвязных признака - несоответствие закону или иным правовым актам и нарушение актом или действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлении от 30.06.2006 N 8-П и Определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П.
В соответствии с пунктом 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 (действовавшего в спорный период), Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
В силу абз. 21 п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Таким образом, право принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность предоставлено собственнику, то есть Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Согласно пункту 1 Приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006 N 241 "О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, также утверждению актов приема-передачи имущества" Управление принимает решение о передаче в муниципальную собственность объектов жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации, по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд определяется как совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования; специализированный жилищный фонд; индивидуальный жилищный фонд; жилищный фонд коммерческого использования.
В порядке ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 1, 2 и 3 этой статьи, в том числе жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Пунктом 3 части 7 статьи 85 Закона N 131-ФЗ установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Учитывая указанные обстоятельства и нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что спорный объект относится к жилищному фонду социального использования, предназначен для решения вопросов местного значения и не относится ни к одной из указанных в пункте 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в федеральной собственности.
Установив, что имущество, указанное в распоряжении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области от 28.02.2011 N 80-р, в силу прямого указания закона относится к муниципальной собственности, находится на территории муниципального образования и его содержание относится к вопросам местного значения поселения, суд первой инстанции правомерно не усмотрел несоответствия оспариваемого распоряжения требованиям Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и других вышеуказанных правовых актов.
Анализируя представленную в материалы дела переписку, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что воля органа местного самоуправления была направлена на приобретение спорного имущества в муниципальную собственность. Как следует из письма главы города Смоленска от 01.02.2010 N 1-525 (т.1, л.д.55), администрация сама выступила инициатором начала процесса передачи имущества из федеральной в муниципальную собственность.
Доказательств, свидетельствующих о заблаговременном отказе администрации от принятия спорного объекта недвижимости в муниципальную собственность, суду не представлено.
Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что муниципальный орган не возражает против принятия объекта в собственность при условии предварительного перевода земельного участка под зданием общежития из территориальной зоны П в территориальную зону Ж2 - застройка многоквартирными малоэтажными домами без участков (до 3 этажей включительно).
Вместе с тем, нахождение здания на земельном участке не в определенной территориальной зоне не является основанием для отказа в приеме имущества, передаваемого в муниципальную собственность.
Суд апелляционной инстанции не усматривает нарушения прав и законных интересов муниципального образования, связанных с нахождением здания на земельном участке, находящемся в территориальной зоне П.
Довод апелляционной инстанции о том, что решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.04.2009 по делу N А62-560/2009, согласно которому признано право федеральной собственности на самовольную постройку - жилое здание N 16 типа "Общежитие" общей площадью 1 436,4 кв.м, расположенное по адресу: г.Смоленск, ул.Бабушкина, д.3, не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего спора, не принимается во внимание, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Данное решение вступило в законную силу. Кроме того, в материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности на спорный объект недвижимости (т.1, л.д.54).
Ссылка администрации на то обстоятельство, что положения постановления ВС РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 не могут распространяться на передачу спорного объекта из федеральной в муниципальную собственность, не принимается во внимание, как необоснованная. Указанное постановление не отменено и является действующим. Ответчик не обосновал невозможность его применения к настоящему спору.
Ссылка жалобы на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 04.12.2007 N 828-О-П, согласно которой для передачи объекта недвижимости требуется наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов, также отклоняется судебной коллегией, поскольку из материалов дела следует, что администрация фактически не возражала относительно передачи спорного имущества в муниципальную собственность, при условии предварительного перевода земельного участка под объектом в другую территориальную зону. При этом сама администрация была инициатором передачи спорного имущества в муниципальную собственность.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда и не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.06.2011 по делу N А62-1330/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1330/2011
Истец: ФГУП Смоленского производственного объединения "Аналитприбор"
Ответчик: Администрация МО город Смоленск
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области