Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.11.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Леоновой Л.В. |
Судей |
Шуровой Л.Ф. Ермакова М.Н. |
При участии в заседании: |
|
от ГУ - УПФ в г. Воронеже г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 5 "а" ОГРН 1073667025728 |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
|
|
от ОАО "Воронежсинтез каучук" г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 2 ОГРН 1023602096539 |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от третьих лиц |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже на решение от 06.05.2011 (судья Есакова М.С.) Арбитражного суда Воронежской области и постановление от 20.07.2011 (судьи Осипова М.Б., Скрынников В.А., Михайлова Т.Л.) Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А14-12553/10,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (далее - Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Воронежский синтетический каучук" (далее - ОАО "Воронежсинтезкаучук", Общество, ответчик) финансовых санкций в размере 36 808,73 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Черный Н.П., Дружинин В.Б. и Плющ Д.Г.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2011 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение и постановление суда, полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Управлением была проведена документальная проверка достоверности представленных страхователем индивидуальных сведений застрахованных лиц, в части специального трудового стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда.
По итогам проведенной проверки был составлен акт от 28.05.2010 N 33-18П, согласно которому в представленных за 2007-2009 годы в отношении Черного Н.П., Дружинина В.Б. и Плюща Д.Г. индивидуальных сведениях не подтвержден льготный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту (старости) в соответствии с КПС 2110А030-1754А подраздела "А" раздела X "Химическое производство" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, в связи с тем, что начальник цеха и заместитель начальника цеха не заняты непосредственно на аммиачно-холодильных установках, сведения индивидуального (персонифицированного) учета признаны Управлением недостоверными и подлежат уточнению путем представления корректирующих форм.
Поскольку корректирующие формы представлены не были, 28.07.2010 заявителем составлен акт N 20 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании.
По результатам проверки принято решение от 26.08.2010 от N 20, согласно которому Общество привлечено к ответственности за предоставление в Пенсионный фонд недостоверных сведений в виде взыскания 36 808,73 руб. штрафа согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании решения в адрес ответчика направлено требование от 26.08.2010 N 20, которым предложено уплатить указанную сумму финансовых санкций.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке, Управление обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
На основании п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, то есть лицом, производящим выплаты физическим лицам.
В соответствии с п. 4 ст. 24 Закона N 167-ФЗ страхователи представляют в Пенсионный фонд РФ сведения в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователи представляют в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которых они уплачивают страховые взносы.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Сведения о каждом работающем застрахованном лице страхователь обязан представить один раз в год, но не позднее 1 марта (п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.
В силу ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно п. 2 ст. 27 Закона N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 N 537, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона N 173-ФЗ применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ.
Постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 утверждены Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение: список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях; список N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях).
Их указанного Списка (раздел Х, подраздел "А", пункт 3) прямо следует, что право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях имеют рабочие, руководители и специалисты, предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в нижеперечисленных производствах и работах, в том числе: работники аммиачно-холодильных подразделений (КПС 2110А030-1754А).
Согласно п. 7 Разъяснений "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996) правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.
В соответствии с Уставом ОАО "ВОРОНЕЖСИНТЕЗКАУЧУК" основными видами деятельности Общества являются в том числе, производство высококачественных синтетических каучуков и латексов.
Как установлено судом, Черный Н.П. являлся заместителем начальника цеха по энергетике с 01.07.2004 по 01.07.2009, Дружинин В.Б. является начальником цеха N 27 по энергетике с 23.04.1996, а Плющ Д.Г. - заместителем начальника того же цеха с 12.12.2008.
В соответствии с постоянным технологическим регламентом аммиачно-холодильных установок цеха N 27 СК 6110 цех N 27 является производителем холода различных параметров для производственных подразделений ОАО "Воронежсинтезкаучук", ГУН НИИСК. В состав производственных подразделений цеха входят: участок 27Д, состоящий из холодильной установки АМУР рассольного охлаждения -9°С, годовая мощность 40000 Гкал. и холодильной установки АННА непосредственного испарения -13°С, годовая мощность 13000 Гкал., холодильная установка ХТМА захоложенной воды 7°С, годовая мощность 120 Гкал.; участок 27Е, состоящий из холодильной установки рассольного охлаждения -14°С, годовая мощность 28000 Гкал. холодильной установки непосредственного испарения -30°С, годовая мощность 10000 Гкал.
Возможные потери хладоносителя компенсируются 34% раствором хлористого кальция, который подается из подразделения N 27Е, где разбавляется водой до необходимой концентрации.
Испарения аммиака и хлористого кальция оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека.
Из должностных инструкций начальника и заместителя начальника цеха N 27, следует, что занимающие указанные должности лица обязаны осуществлять руководство производственно-хозяйственной деятельностью цеха, повседневно обеспечивать технически правильную эксплуатацию оборудования и других основных средств, выполнение производственных заданий по всем технико-экономическим показателям, ежедневно контролировать технологический процесс на АХУ цеха, соблюдение работниками правил и норм охраны труда и техники безопасности и т.д.
В соответствии с картами аттестации начальника цеха и заместителя начальника цеха N 27, работа на указанных должностях отнесена к разделу Х, подразделу "А", пункту 3 Списка N 2, КПС 2110А030-1754А, общая оценка условий труда по степени вредности и опасности - 3.3, по степени травмобезопасности - 2.0. При этом картой аттестации предусмотрено право работника на молоко в соответствии с постановлением Минтруда РФ от 31.03.2003 N 13 "Об утверждении норм бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов для работников, занятых на работах с вредными условиями труда".
Заключением главного управления труда и социального развития администрации Воронежской области от 23.03.2007 N 01-17-1516 по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда на ОАО "Воронежсинтезкаучук" проведена в соответствии с положением "О порядке аттестации рабочих мест по условиям труда" (утверждено постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12) и оформлена в надлежащем порядке.
Постоянная занятость вышеуказанных лиц в течение полного рабочего времени в особых условиях труда подтверждается постоянным технологическим регламентом (СК 6110) "Аммиачные холодильные установки цеха N 27 (участок 27Д, участок 27Е), утвержденным 09.03.2003; заключением главного управления труда и социального развития администрации Воронежской области от 23.03.2003 N 01-17-1516 по результатам проверки материалов аттестации рабочих мест по условиям труда цеха N 27; соответствующими картами аттестации рабочих мест по условиям труда; должностными инструкциями; личными карточками застрахованных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности факта осуществления Черным Н.П., Дружининым В.Б. и Плющом Д.Г. в спорных периодах работ, стаж по которым учитывается при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, выводы суда о достоверности представленных на Черного Н.П., Дружинина В.Б. и Плюща Д.Г. индивидуальных сведений, и, как следствие, об отсутствии оснований для взыскания с ОАО "Воронежсинтезкаучук" санкций, следует признать правильными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по сути являются позицией Управления по настоящему спору и не опровергают правильность выводов суда.
На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 06.05.2011 Арбитражного суда Воронежской области и постановление от 20.07.2011 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А14-12553/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Л.Ф. Шурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 7 Разъяснений "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996) правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.
...
В соответствии с картами аттестации начальника цеха и заместителя начальника цеха N 27, работа на указанных должностях отнесена к разделу Х, подразделу "А", пункту 3 Списка N 2, КПС 2110А030-1754А, общая оценка условий труда по степени вредности и опасности - 3.3, по степени травмобезопасности - 2.0. При этом картой аттестации предусмотрено право работника на молоко в соответствии с постановлением Минтруда РФ от 31.03.2003 N 13 "Об утверждении норм бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов для работников, занятых на работах с вредными условиями труда".
Заключением главного управления труда и социального развития администрации Воронежской области от 23.03.2007 N 01-17-1516 по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда на ОАО "Воронежсинтезкаучук" проведена в соответствии с положением "О порядке аттестации рабочих мест по условиям труда" (утверждено постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12) и оформлена в надлежащем порядке."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 ноября 2011 г. N Ф10-4155/11 по делу N А14-12553/2010