См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 марта 2009 г. N А48-3098/08-18
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шуровой Л.Ф. |
судей: |
Егорова Е.И. |
|
Ермакова М.Н. |
|
|
при участии в заседании: |
|
|
|
от заявителя |
не явились, извещены надлежащим образом; |
|
|
от УФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям |
Хромовой Т.С. - гл. специалиста-эксперта (дов. б/н от 19.08.09); Князевой Е.А. - зам. начальника отдела (дов. б/н от 19.08.09), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям на решение арбитражного суда Орловской области от 13.04.09 (судья Соколова В.Г.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.09 (судьи Миронцева Н.Д., Скрынников В.А., Ольшанская Н.А.) по делу N А48-3098/08-18,
УСТАНОВИЛ
Закрытое акционерное общество "Орел Нобель-Агро" (далее - ЗАО "Орел Нобель-Агро", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 24.07.2008 N 17 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 22.08.2008 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.03.2009 решение Арбитражного суда Орловской области от 22.08.2008 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд Орловской области в ином судебном составе.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 13.04.2009 по делу N А48-3098/08-18 заявленные требования удовлетворены, постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от 24.07.2008 N 17 по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО "Орел Нобель-Агро" признано незаконным и отменено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.09 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям, не согласившись с судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Изучив материалы дела, заслушав представителей Управления, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения судебных актов.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям на основании распоряжений от 07.04.2008 г. и от 08.05.2008 г. N 914-р проведена проверка соблюдения ЗАО "Орел Нобель-Агро" требований земельного законодательства, которой выявлен факт неиспользования Обществом земель сельскохозяйственного назначения площадью 9055 га в отделениях N N 1, 2 Новосильского района Орловской области с лета 2006 года и в отделениях N N 2, 3 общей площадью 457 га в Колпнянском районе Орловской области с момента заключения договоров аренды с собственниками земельных долей.
03.06.2008 Управлением были составлены протоколы N N 16, 17 об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 24.07.2008 N 17 Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 15000 руб.
Полагая, что указанное постановление вынесено с нарушением норм законодательства РФ об административных правонарушениях, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования. суд правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 15.11.2006 г. N 689 "О государственном земельном контроле" утвердило Положение о государственном земельном контроле.
Названным Положением установлен порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.
Согласно пункту 3 Положения Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:
а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформления на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
б) порядка переуступки права пользования землей;
в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
г) выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
д) порядка представления сведений о состоянии земель;
е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и установления нарушений в области земельных отношений;
ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
В силу пункта 5 приведенного Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением:
а) выполнения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;
б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Согласно пункту 9.3.3 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Управление на закрепленной территории на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений осуществляет контроль за соблюдением:
а) выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;
б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными, опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Исходя из совокупности названных норм суд пришел к обоснованному выводу, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы не уполномочены на рассмотрение дел о неиспользовании земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства и об использовании земель не по целевому назначению, в том числе, и земель сельскохозяйственного назначения.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору уполномочила должностных лиц Россельхознадзора составлять протоколы в пределах компетенции Россельхознадзора.
При этом компетенция Россельхознадзора установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 г. N 689, а также Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 327.
Из указанных нормативных правовых актов не усматривается право Управления составлять протоколы об административных правонарушениях за нецелевое использование земель, в том числе, земель сельскохозяйственного назначения и неиспользование земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства.
Таким образом, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям не является уполномоченным органом по рассмотрению дел об административных правонарушениях, выразившихся в нецелевом использовании земель и неиспользовании земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства.
Статья 8.8 КоАП РФ содержит три самостоятельных состава административного правонарушения, в том числе, и невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель. Должностные лица Россельхознадзора вправе составлять протоколы и привлекать к административной ответственности по статье 8.8 КоАП РФ в части нарушений, касающихся земель сельскохозяйственного назначения (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель).
Оценив представленные сторонами доказательства, суд правомерно указал, что в оспариваемом постановлении в нарушение требований ст.ст. 26.1, 26.2, 29.10 КоАП РФ не указано, какие требования и обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв не были выполнены обществом и в каких нормативно-правовых актах содержится их перечень. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт ухудшения плодородия почв в результате невыполнения обществом обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
Управление не проводило каких-либо анализов (экспертиз) по поводу установления факта ухудшения плодородия почв.
Кроме того, привлечение к административной ответственности за правонарушение, выразившееся в неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, возможно только при условии, что земельный участок не используется в течение трех и более лет (ст. 284 ГК РФ, пп. 4 п. 2 ст. 45 и пп. 4 п. 2 ст. 46 Земельного Кодекса РФ). Факт неиспользования земельного участка может быть установлен только по истечении установленного законом срока, а в настоящем случае данный срок на момент составления актов проверки не истек.
Кассационная инстанция считает несостоятельным довод кассационной жалобы о применении годичного срока привлечения Общества к административной ответственности, поскольку в действиях ЗАО "Орел Нобель-Агро" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 КоАП Российской Федерации.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 13.04.09 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.09 по делу N А48-3098/08-18 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. Шурова |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управление не проводило каких-либо анализов (экспертиз) по поводу установления факта ухудшения плодородия почв.
Кроме того, привлечение к административной ответственности за правонарушение, выразившееся в неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, возможно только при условии, что земельный участок не используется в течение трех и более лет (ст. 284 ГК РФ, пп. 4 п. 2 ст. 45 и пп. 4 п. 2 ст. 46 Земельного Кодекса РФ). Факт неиспользования земельного участка может быть установлен только по истечении установленного законом срока, а в настоящем случае данный срок на момент составления актов проверки не истек.
Кассационная инстанция считает несостоятельным довод кассационной жалобы о применении годичного срока привлечения Общества к административной ответственности, поскольку в действиях ЗАО "Орел Нобель-Агро" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 КоАП Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 октября 2009 г. N Ф10-415/09 по делу N А48-3098/08-18