Дело рассмотрено 05.03.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Панченко С.Ю. |
|
|
При участии в заседании: |
|
|
|
от ООО РИФ "Инфра" (ОГРН 1027100523152; 300062, г. Тула, ул. Демидовская, д. 176, оф. 234) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (300012, г. Тула, ул. Жаворонкова, д. 2)
от третьих лиц: от администрации города Тулы (300000, г. Тула, пр-т Ленина, д. 2)
от Правительства Тульской области (300000, г. Тула, пр-т Ленина, д. 2) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.09.2011 г. (судья Андреева Е.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2011 г. (судьи Стаханова В.Н., Игнашина Г.Д., Тучкова О.Г.) по делу N А68-4660/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью РИФ "Инфра" (далее - ООО РИФ "Инфра") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области, изложенного в письме от 15.06.2011 г. N 35-01-14/4617, в предоставлении в аренду земельного участка площадью 727+9 кв.м. с кадастровым номером 71:30:010219:261, находящегося примерно в 3 м по направлению на северо-запад от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Тула, Зареченский район, ул. Октябрьская, д. 38, корпус 3.
Для восстановления нарушенного права заявитель просил суд принять решение об обязании Департамента направить в администрацию Тульской области представление для принятия соответствующего решения о предоставлении ООО РИФ "Инфра" в аренду испрашиваемого земельного участка (уточненное заявление).
В связи с реорганизацией юридического лица - Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области в качестве заинтересованного лица привлечен его правопреемник - Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.09.2011 г. заявленные ООО РИФ "Инфра" требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2011 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области просит отменить состоявшиеся по настоящему делу решение и постановление суда в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Тулы от 02.05.2006 г. N 690 ООО РИФ "Инфра" предварительно согласовано место размещения нежилого здания - консультативно-информационного центра по ул. Арсенальной в Зареченском районе г. Тулы путем утверждения акта о выборе земельного участка и проекта его границ.
Во исполнение данного постановления ООО РИФ "Инфра" выполнило: инженерные изыскания для подготовки проектной документации, получило градостроительный план земельного участка, осуществило снос самовольных построек, разработало проектную документацию, осуществило межевание земельного участка и постановку его на кадастровый учет.
Указанному земельному участку присвоен кадастровый номер 71:30:010219:261.
20.01.2009 г. ООО РИФ "Инфра" обратилось в Комитет по земельным ресурсам и имущественным отношениям администрации г. Тулы с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка площадью 727+9 кв.м. с кадастровым номером 71:30:010219:261 в аренду для размещения на нем планируемого к строительству объекта недвижимого имущества - здания консультативно-информационного центра и заключении договора аренды этого земельного участка.
Не получив ответа по указанному обращению, ООО РИФ "Инфра" повторно обратилось в администрацию г. Тулы с соответствующим заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду либо продлении срока действия постановления от 02.05.2006 г. N 690 о предварительном согласовании места размещения объекта строительства на испрашиваемом земельном участке.
Письмом от 22.06.2009 г. администрация г. Тулы сообщила ООО РИФ "Инфра" о подготовке проекта постановления администрации г. Тулы о внесении соответствующих изменений в постановление главы администрации г. Тулы от 02.05.2006 г. N 690, которое проходит согласование со службами города.
Постановлением администрации г. Тулы от 14.03.2011 г. N 528 "О внесении изменения в постановление главы администрации города Тулы от 02.05.2006 г. N 690" срок действия решения о предварительном согласовании места размещения вышеуказанного объекта недвижимого имущества, заявленного обществом к строительству, был продлен до 30.06.2011 г.
27.04.2011 г. ООО РИФ "Инфра" обратилось к губернатору Тульской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:261.
Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области письмом от 26.05.2011 г. N 35-01-14/4069 отказал ООО РИФ "Инфра" в предоставлении в аренду испрашиваемого обществом земельного участка, указав на необходимость дополнения пакета приложенных к заявлению документов.
В связи с изложенным, ООО РИФ "Инфра" направило в адрес Департамента документы, необходимые для принятия уполномоченным органом соответствующего решения.
Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области письмом от 15.06.2011 г. N 25-01-14/4617 отказал ООО РИФ "Инфра" в предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка, поскольку, по мнению исполнительного органа государственной власти, истек трехлетний срок действия решения о предварительном согласовании места размещения вышеуказанного объекта недвижимости на данном земельном участке.
Не согласившись с указанным отказом, считая его незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО РИФ "Инфра" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статья 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования мест размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Законом Тульской области от 10.12.2008 г. N 1168-ЗТО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, для целей строительства объектов капитального строительства осуществляется администрацией Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 1168-ЗТО органы местного самоуправления города Тулы передают уполномоченному органу документы, необходимые для выполнения функций по распоряжению земельными участками, по которым на день вступления в силу указанного закона начаты, но не завершены процедуры предоставления земельных участков с пояснительной запиской.
Согласно пункту 3 постановления администрации Тульской области от 24.12.2008 г. N 874 "О реализации Закона Тульской области "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" акты о распоряжении земельными участками, предоставляемыми для целей капитального строительства, принимает администрация Тульской области по представлению Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации города Тулы от 02.05.2006 г. N 690 ООО РИФ "Инфра" предварительно согласовано место размещения заявленного к строительству здания - консультативно-информационного центра.
На указанную дату органы местного самоуправления г. Тулы были наделены полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории муниципального образования.
Во исполнение вышеназванного постановления администрации обществом выполнены все предписания, а именно: подготовлена проектная документация заявленного к строительству здания, проведены землеустроительные работы, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 71:30:010219:261.
Отказывая в предоставлении земельного участка в аренду обществу для размещения заявленного к строительству объекта недвижимого имущества, Департамент сослался на то обстоятельство, что на дату обращения с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган истек трехлетний срок действия решения о предварительном согласовании места размещения заявленного обществом к строительству объекта недвижимости.
Указанные доводы исполнительного органа государственной власти суд обоснованно расценил как неправомерные и противоречащие фактическим обстоятельствам дела в связи со следующим.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства ООО РИФ "Инфра" обратилось в администрацию г. Тулы до истечения трехлетнего срока действия постановления от 02.05.2006 г. N 690.
В силу публичности всех ветвей власти в Российской Федерации направление обществом заявления о предоставлении земельного участка в неуполномоченный орган не может служить основанием для отказа в его предоставлении, так как в порядке информационного взаимодействия органы власти обязаны переадресовывать поступившую в их адрес корреспонденцию в соответствующие уполномоченные органы.
В ходе судебного разбирательства ООО РИФ "Инфра" представило суду доказательства, свидетельствующие о своевременном направлении заявления о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Материалами дела также подтверждается, что заявителем выполнены все необходимые процедуры в отношении спорного земельного участка до истечения трехлетнего срока действия постановления администрации от 02.05.2006 г. N 690.
Кроме того, указанное постановление о предварительном согласовании места размещения объекта строительства на испрашиваемом земельном участке в установленном порядке продлено постановлением администрации г. Тулы от 14.03.2011 г. N 528 до 30.06.2011 года.
Указанный ненормативный правовой акт органа местного самоуправления не отменен и недействительным не признан.
При таких обстоятельствах спора суд обоснованно пришел к выводу о том, что изложенные в письме Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 15.06.2011 г. N 35-01-14/4617 обстоятельства не могут служить достаточным и законным основанием для отказа в принятии решения о предоставлении обществу в аренду земельного участка площадью 727+9 кв.м. с кадастровым номером 71:30:010219:261 для размещения и эксплуатации заявленного ООО РИФ "Инфра" к строительству объекта недвижимого имущества - здания консультативно-информационного центра.
Учитывая изложенное, обжалуемые решение и постановление арбитражного суда отмене или изменению не подлежат.
Доводы Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном понимании вышеперечисленных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ, а поэтому судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 28.09.2011 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2011 г. по делу N А68-4660/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Законом Тульской области от 10.12.2008 г. N 1168-ЗТО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, для целей строительства объектов капитального строительства осуществляется администрацией Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 1168-ЗТО органы местного самоуправления города Тулы передают уполномоченному органу документы, необходимые для выполнения функций по распоряжению земельными участками, по которым на день вступления в силу указанного закона начаты, но не завершены процедуры предоставления земельных участков с пояснительной запиской.
Согласно пункту 3 постановления администрации Тульской области от 24.12.2008 г. N 874 "О реализации Закона Тульской области "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" акты о распоряжении земельными участками, предоставляемыми для целей капитального строительства, принимает администрация Тульской области по представлению Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 марта 2012 г. N Ф10-448/12 по делу N А68-4660/2011