город Тула |
|
01 декабря 2011 г. |
Дело N А68-4660/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Артёмовой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 28.09.2011 по делу N А68-4660/11 (судья Андреева Е.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью РИФ "Инфра" (300062, г.Тула, ул. Демидовская, д. 176, оф. 234, ОГРН 1027100523152, ИНН7103019711)
к департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области (300012, г.Тула, ул. Жаворонкова, д. 2, ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078),
третьи лица: администрация города Тулы (300000, г. Тула, пр. Ленина, д. 2, ОГРН 1037101131033, ИНН 7107027505),
администрация Тульской области (300000, г.Тула, пр. Ленина, д. 2, ОГРН 1037101133552, ИНН 7107032600),
о признании незаконным отказа от 15.06.2011 N 35-01-14/4617 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:261, площадью 727+9 кв. м, находящегося примерно в 3 м по направлению на север-запад от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Тула, Зареченский район, ул. Октябрьская, д.38, корпус 3, для строительства нежилого здания консультативно-информационного центра и обязании направить в администрацию Тульской области представление для принятия акта о предоставлении ООО РИФ "Инфра" в аренду данного земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью РИФ "Инфра" - Королевой Е.В., доверенность от 27.06.2011, паспорт;
от ответчика: департамента имущественных и земельных отношений Тульской области - Кузнецовой И.В., доверенность от 04.04.2011 N 24, паспорт;
от третьих лиц: от администрации Тульской области - Кузнецовой И.В., доверенность от 07.12.2010 N 35-01-14/9144, паспорт;
от администрации г. Тулы - Старостиной Н.С., доверенность от 05.07.2011 N 27, паспорт,
установил:
общество с ограниченной ответственностью РИФ "Инфра" (далее - ООО РИФ "Инфра", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным отказа департамента имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Департамент) от 15.06.2011 N 35-01-14/4617 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:261, площадью 727+9 кв.м, находящегося примерно в 3 м по направлению на северо-запад от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Тула, Зареченский район, ул. Октябрьская, д. 38, корпус 3, для строительства нежилого здания консультативно-информационного центра, обязании Департамента направить в администрацию Тульской области представление для принятия акта о предоставлении ООО РИФ "Инфра" в аренду данного земельного участка (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.09.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
До начала судебного разбирательства представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области заявил ходатайство о замене в порядке процессуального правопреемства по ст. 48 АПК РФ стороны - ответчика департамента имущественных и земельных отношений Тульской области на его правопреемника - министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
В силу ч. 1 ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Как следует из материалов дела, 15.09.2011 губернатором Тульской области издан Указ N 1 "О правительстве Тульской области, и органах исполнительной власти Тульской области", согласно которому департамент имущественных и земельных отношений Тульской области переименован в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
На основании постановления Правительства Тульской области от 28.09.2011 N 6 "Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области" утверждено Положение о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области и признано утратившим силу постановление администрации Тульской области от 21.01.2008 N 34 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области".
Согласно п. 1 названного Положения министерство имущественных и земельных отношений Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - г. Туле.
Как следует из материалов дела, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области является юридическим лицом и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1087154003518, что подтверждается свидетельством серии 71 N 001951646.
С учетом того, что факт переименования Департамента в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области подтверждается приложенными к ходатайству документами, суд апелляционной инстанции нашел указанное ходатайство подлежащим удовлетворению и произвел замену ответчика по настоящему делу - департамента имущественных и земельных отношений Тульской области на его правопреемника - министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
Представитель третьего лица администрации Тульской области заявил ходатайство о замене в порядке процессуального правопреемства по ст. 48 АПК РФ стороны - третьего лица - администрации Тульской области на ее правопреемника - правительство Тульской области.
Согласно представленному в суд апелляционной инстанции указу губернатора Тульской области 15.09.2011 N 1 "О правительстве Тульской области и органах исполнительной власти Тульской области" определен состав правительства Тульской области, а также определена структура органов исполнительной власти Тульской области.
Рассмотрев представленные документы, суд апелляционной инстанции считает возможным произвести замену третьего лица - администрации Тульской области на ее правопреемника - правительство Тульской области.
Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Тулы от 02.05.2006 N 690 "О предварительном согласовании ООО "РИФ "Инфра" места размещения нежилого здания консультативно-информационного центра по ул. Арсенальной в Зареченском районе г.Тулы" ООО РИФ "Инфра" предварительно согласовано место размещения здания путем утверждения акта о выборе земельного участка и проекта его границ.
Во исполнение данного постановления ООО РИФ "Инфра" выполнило инженерные изыскания для подготовки проектной документации, получило градостроительный план земельного участка, осуществило снос самовольных построек, разработало проектную документацию, осуществило межевание земельного участка и постановку его на кадастровый учет.
20.01.2009 ООО РИФ "Инфра" обратилось в комитет по земельным ресурсам и имущественным отношениям администрации г. Тулы с письмом о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:261, площадью 727+9 кв.м, находящегося примерно в 3 м по направлению на северо-запад от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Тула, Зареченский район, ул. Октябрьская, д. 38, корпус 3, для строительства нежилого здания - консультативно-информационного центра.
Не получив ответа по указанному письму, ООО РИФ "Инфра" повторно обратилось к главе администрации МО г. Тула о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду либо продлении срока действия постановления от 02.05.2006 N 690 в связи с перераспределением полномочий, что подтверждается письмом от 08.04.2009 N 21.
В ответе от 22.06.2009 администрация г. Тулы сообщила ООО РИФ "Инфра" о подготовке проекта постановления администрации г. Тулы о внесении соответствующих изменений в постановление главы администрации г. Тулы от 02.05.2006 N 690, которое проходит согласование со службами города.
14.03.2011 постановлением администрации г. Тулы N 528 "О внесении изменения в постановление главы администрации города Тулы от 02.05.2006 N 690" срок действия решения о предварительном согласовании места размещения вышеуказанного объекта недвижимости был продлен до 30.06.2011.
27.04.2011 ООО РИФ "Инфра" обратилось к губернатору Тульской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:261.
Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области письмом от 26.05.2011 N 35-01-14/4069 отказал ООО РИФ "Инфра" в предоставлении в аренду земельного участка в связи с отсутствием в приложении к заявлению ряда документов, в том числе кадастрового паспорта земельного участка.
ООО РИФ "Инфра" направило в адрес департамента имущественных и земельных отношений Тульской области письмо N 31 от 25.05.2011 с приложением кадастрового паспорта земельного участка 71:30:010219:261.
15.06.2011 Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области письмом N 25-01-14/4617 отказал ООО РИФ "Инфра" в предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка в связи с истечением трехлетнего срока действия постановления главы администрации г.Тулы от 02.05.2006 N 690 "О предварительном согласовании ООО "РИФ "Инфра" места размещения нежилого здания консультативно-информационного центра по ул. Арсенальной в Зареченском районе г. Тулы".
Полагая, что данный отказ Департамента является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статья 30 ЗК РФ предусматривает два способа предоставления земель для строительства: без предварительного и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в силу п.5 ст.30 Земельного кодекса РФ осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст.31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст.70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст.32 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участке на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 6 ст. 31 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Тулы от 02.05.2006 N 690 "О предварительном согласовании ООО "РИФ "Инфра" места размещения нежилого здания консультативно-информационного центра по ул. Арсенальной в Зареченском районе г. Тулы", ООО РИФ "Инфра" предварительно согласовано место размещения здания путем утверждения акта о выборе земельного участка и проекта его границ.
Выполнив инженерные изыскания и разработав проектную документацию, получив градостроительный план земельного участка, осуществив за свой счет снос самовольных построек, межевание земельного участка и постановку его на кадастровый учет, ООО РИФ "Инфра" 20.01.2009 обратилось в комитет по земельным ресурсам и имущественным отношениям администрации г. Тулы с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:261, площадью 727+9 кв.м, находящегося примерно в 3 м по направлению на северо-запад от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Тула, Зареченский район, ул. Октябрьская, д. 38, корпус 3, для строительства нежилого здания - консультативно-информационного центра.
Судом установлено, что ответ на данное письмо ООО РИФ "Инфра" получен не был.
В силу п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Исходя из анализа положений действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно установил, что установленный абзацем первым п. 8 ст. 31 ЗК РФ трехгодичный срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта не является пресекательным.
ЗК РФ не содержит запрета на продление такого срока и не предусматривает возможности отказа в предоставлении земельного участка под строительство в случае прохождения лицом, заинтересованным в получении такого земельного участка, процедуры предварительного согласования места размещения объекта, представления в уполномоченный орган необходимой документации.
08.04.2009 ООО РИФ "Инфра" повторно обратилось к главе администрации МО г. Тула с письмом N 21 о заключении договора аренды испрашиваемого земельного участка либо продлении срока действия постановления от 02.05.2006 г.. N690 в связи с перераспределением полномочий.
22.06.2009 администрация г. Тулы направила в адрес ООО РИФ "Инфра" письмо N 5027к, в котором сообщила Обществу о подготовке проекта постановления администрации г.Тулы о внесении соответствующих изменений в постановление главы администрации г. Тулы от 02.05.2006 N 690, которое проходит согласование со службами города.
Постановлением администрации г. Тулы 14.03.2011 N 528 "О внесении изменения в постановление главы администрации города Тулы от 02.05.2006 N 690" срок действия постановления о предварительном согласовании места размещения вышеуказанного объекта недвижимости продлен до 30.06.2011.
Пунктом 2 ст. 32 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Исходя их анализа документов, представленных заявителем в материалы дела, суд считает, что ООО РИФ "Инфра" выполнены все необходимые и зависящие от него действия, предусмотренные постановлением N 690 и действующим законодательством, для получения земельного участка в аренду для целей строительства.
Законом Тульской области от 10.12.2008 N 1168-ЗТО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" (далее - Закон N 1168-ЗТО) установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, для целей строительства объектов капитального строительства осуществляется администрацией Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 2 Закона N 1168-ЗТО органы местного самоуправления города Тулы передают уполномоченному органу документы, необходимые для выполнения функций по распоряжению земельными участками, по которым на день вступления в силу указанного закона начаты, но не завершены процедуры предоставления земельных участков с пояснительной запиской.
Согласно п. 3 постановления администрации Тульской области от 24.12.2008 N 874 "О реализации Закона Тульской области "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" акты о распоряжении земельными участками, предоставляемыми для целей капитального строительства, принимает администрация Тульской области по представлению департамента имущественных и земельных отношений Тульской области.
Суд первой инстанции правомерно установил, что постановлением главы администрации г. Тулы от 02.05.2006 N 690 "О предварительном согласовании ООО "РИФ "Инфра" места размещения нежилого здания консультативно-информационного центра по ул. Арсенальной в Зареченском районе г. Тулы" ООО РИФ "Инфра" предварительно согласовано место размещения здания путем утверждения акта о выборе земельного участка и проекта его границ, предписано совершить ряд действий, необходимых для дальнейшего предоставления земельного участка в аренду для строительства.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрацией г. Тулы начата процедура предоставления земельного участка Обществу под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Также судом правомерно установлено, что заявитель обратился в адрес администрации г. Тулы с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства и заключении договора аренды до истечения трехгодичного срока (мая 2009 года).
Следовательно, на дату обращения (20.01.2009) были проведены все работы по формированию спорного участка и в силу абз. 2 п. 2 ст. 2 Закона N 1168-ЗТО орган местного самоуправления должен был передать уполномоченному органу документы, необходимые для выполнения функций по распоряжению земельными участками, в частности, принятия решения о предоставлении ООО РИФ "Инфра" испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства. Однако этого сделано не было.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что подобное бездействие органа местного самоуправления не может явиться основанием для ущемления прав и законных интересов Общества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 15.06.2011 N 35-01-14/4617 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:261, площадью 727+9 кв.м, находящегося примерно в 3 м по направлению на северо-запад от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Тула, Зареченский район, ул. Октябрьская, д. 38, корпус 3, для строительства нежилого здания консультативно-информационного центра не соответствует нормам земельного законодательства и нарушает права и законным интересы ООО РИФ "Инфра".
Довод подателя жалобы о том, что Общество было проинформировано о необходимости обращения с целью предоставления земельного участка в администрацию Тульской области, но умышленно обратилось в администрацию г. Тулы, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку противоречит п. 2 ст. 2 Закона N 1168-ЗТО и п. 3 постановления администрации Тульской области от 24.12.2008 N 874 "О реализации Закона Тульской области "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле", из содержания которых не усматривается обязанности лица, претендующего на получение земельного участка, обратиться в какой-либо орган с соответствующим заявлением, по которому начата, но не завершена процедуры предоставления земельных участков.
Более того, из содержания названных норм усматривается, что акты о распоряжении земельными участками, предоставляемыми для целей капитального строительства, принимает администрация Тульской области по представлению департамента имущественных и земельных отношений Тульской области и органы местного самоуправления города Тулы передают уполномоченному органу документы, необходимые для выполнения функций по распоряжению земельными участками, по которым на день вступления в силу указанного закона начаты, но не завершены процедуры предоставления земельных участков с пояснительной запиской.
Довод апеллянта о неправомерности действий администрации г. Тулы, выразившихся в продлении срока действия постановления о согласовании места размещения объекта от 02.05.2006 N 690, поскольку, по мнению заявителя жалобы, администрация г. Тулы не имела соответствующих полномочий, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Действительно, на момент вынесения постановления администрации г.Тулы от 14.03.2011 N 528 "О внесении изменения в постановление главы администрации г. Тулы от 02.05.2006 N 690" полномочия по предоставлению земельных участков, собственность на которые не разграничена, для целей капитального строительства переданы администрации Тульской области согласно постановлению администрации Тульской области от 24.12.2008 N 874 "О реализации Закона Тульской области "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле".
Вместе с тем, в рассматриваемом случае имеется утвержденный акт выбора земельного участка, а для продления срока действия ранее изданного администрацией г. Тулы постановления о предварительном согласовании места размещения объекта утверждения нового акта выбора земельного участка не требуется. При этом основания утверждать, что администрация г. Тулы не имела право внести изменение в ранее принятое постановление в части срока его действия, отсутствуют.
Довод подателя жалобы о неправильном применении судом п. 8 ст. 31 ЗК РФ отклоняется, поскольку, как правильно указал суд, установленный данной нормой трехгодичный срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта не является пресекательным. Земельный кодекс Российской Федерации не содержит запрета на продление такого срока и не предусматривает возможности отказа в предоставлении земельного участка под строительство в случае прохождения лицом, заинтересованным в получении земельного участка, процедуры предварительного согласования места размещения объекта и представления в уполномоченный орган всех необходимых документов.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. 48, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену ответчика департамента имущественных и земельных отношений Тульской области на его правопреемника - министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
Произвести замену третьего лица администрации Тульской области на его правопреемника - правительство Тульской области.
Решение Арбитражного суда Тульской области от 28.09.2011 по делу N А68-4660/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-4660/2011
Истец: ООО РИФ "Инфра"
Ответчик: Администрация Тульской области, Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области
Третье лицо: Администрация города Тулы, Кадисон Виталий Валерьевич