Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.03.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Панченко С.Ю. |
При участии в заседании: |
|
от ООО Туристическое объединение "Центр-Тур" (307751, Курская обл., г. Льгов, ул. Вокзальная, д. 44) |
Чернышова Н.Н. - представителя (доверен. от 05.05.2011 г.), |
от Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Курской области (307750, Курская обл., г. Льгов, ул. К.Маркса, д. 40) |
Федюкиной Е.И. - представителя (доверен. от 11.03.2012 г., пост.), |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фроловой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 19.10.2011 г. (судья Малахова И.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011 г. (судьи Донцов П.В., Сергуткина В.А., Ольшанская Н.А.) по делу N А35-7207/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Туристическое объединение "Центр-Тур" (далее - ООО ТО "Центр-Тур") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Курской области от 17.06.2011 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица - ООО Туристическое объединение "Центр-Тур" в связи с его ликвидацией.
Для восстановления нарушенного права обжалуемым отказом налогового органа заявитель просил суд принять решение об обязании Межрайонной инспекции ФНС N 2 по Курской области осуществить государственную регистрацию ликвидации ООО ТО "Центр-Тур" в пятидневный срок.
Решением Арбитражного суда Курской области от 19.10.2011 г. заявленные требования ООО ТО "Центр-Тур" удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России N 2 по Курской области просит отменить состоявшиеся по настоящему делу решение и постановление суда как несоответствующие нормам материального и процессуального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, выслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО Туристическое объединение "Центр-Тур" зарегистрировано в качестве юридического лица в связи с его созданием Инспекцией ФНС России по г. Курску 17.05.2006 г. за основным государственным регистрационным номером 1064632040010.
22.02.2011 г. в связи с изменением адреса местонахождения ООО ТО "Центр-Тур" снято с налогового учета в ИФНС России по г. Курску и поставлено на учет в Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области.
28.03.2011 г. на основании представленных ООО ТО "Центр-Тур" документов МИФНС N 2 по Курской области внесена запись в ЕГРЮЛ о том, что в отношении юридического лица принято решение о ликвидации.
09.06.2011 г. ООО ТО "Центр-Тур" обратилось в МИФНС N 2 по Курской области с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица (форма Р16001) с приложенным к нему пакетом документов, необходимых для принятия уполномоченным органом соответствующего решения.
Решением Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Курской области от 17.06.2011 г. обществу отказано в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. При этом налоговый орган в качестве оснований отказа указывает на непредставление согласно Федеральному закону от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов, а именно: документа, подтверждающего публикацию в "Вестнике государственной регистрации" сообщения о ликвидации, порядке и сроке предъявления требований кредиторов.
Полагая, что указанное решение МИФНС N 2 по Курской области, связанное с отказом в регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, не соответствует закону и нарушает права заявителя, ООО ТО "Центр-Тур" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. N 6/8, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано, в частности, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
На основании пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ, подтверждающее, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пункта 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным законом.
Как видно из материалов дела, единственным участником ООО ТО "Центр-Тур" - Кулагиной Т.М. принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидатором Каплина И.А., которому поручено осуществить полный комплекс мероприятий по ликвидации общества.
Сообщение о принятом решении, связанном с ликвидацией юридического лица - ООО ТО "Центр-Тур", опубликовано в газете "Курская правда" 19.03.2011 г.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и не оспаривается сторонами (расписка от 09.06.2011 г., выданная Инспекцией), обществом в Межрайонную инспекцию ФНС N 2 по Курской области с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией были представлены все предусмотренные статьей 21 Закона N 129-ФЗ документы, а именно: ликвидационный баланс, справка УПФ РФ по г. Льгову и Льговскому району и чек-ордер, подтверждающий уплату госпошлины.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, основанием для отказа заявителю в государственной регистрации юридического лица - ООО Туристическое объединение "Центр-Тур" в связи с его ликвидацией послужило, по мнению налогового органа, непредставление заявителем документа, подтверждающего публикацию в журнале "Вестник государственной регистрации" сообщения о ликвидации юридического лица, порядке и сроке предъявления требований кредиторов.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 настоящего Федерального закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Отказывая в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, налоговый орган ссылается на то обстоятельство, что ООО Туристическое объединение "Центр-Тур" не осуществило публикацию сообщения о ликвидации юридического лица в журнале "Вестник государственной регистрации".
Указанное решение налогового органа суд обоснованно признал неправомерным в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Согласно пункту 2 статьи 22 Закона N 129-ФЗ ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).
Как видно из материалов дела, сообщение о принятом решении о ликвидации юридического лица - ООО ТО "Центр-Тур" было опубликовано в газете "Курская правда" 19.03.2011 г.
В целях реализации положений Закона N 129-ФЗ и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" в части обеспечения публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, издан Приказ Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 г. N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации".
Пунктом 1 указанного Приказа установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Представление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, для публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" и для размещения в сети Интернет на сайте ФНС России осуществляется еженедельно Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 Приказа).
Учитывая изложенное, суд обоснованно пришел к выводу о том, что в журнале "Вестник государственной регистрации" публикуются сведения уже внесенные в ЕГРЮЛ и обязанность по организации такой публикации возлагается на налоговые органы.
Кроме того, как следует из материалов дела, при осуществлении процедуры ликвидации ООО Туристическое объединение "Центр-Тур" все кредиторы ликвидируемого юридического лица учтены.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Инспекции оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица - ООО Туристическое объединение "Центр-Тур" в связи с его ликвидацией и обоснованно возложил обязанность на Межрайонную ИФНС России N 2 по Курской области внести в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации прекращения деятельности ООО Туристическое объединение "Центр-Тур" в связи с его ликвидацией.
Учитывая изложенное, решение и постановление суда об удовлетворении заявления ООО Туристическое объединение "Центр-Тур" о признании недействительным отказа в государственной регистрации юридического лица - ООО Туристическое объединение "Центр-Тур" в связи с его ликвидацией, являются законными и обоснованными, а поэтому отмене или изменению в порядке кассационного производства не подлежат.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании вышеназванных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 19.10.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011 г. по делу N А35-7207/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).
...
В целях реализации положений Закона N 129-ФЗ и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" в части обеспечения публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, издан Приказ Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 г. N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации".
Пунктом 1 указанного Приказа установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Представление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, для публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" и для размещения в сети Интернет на сайте ФНС России осуществляется еженедельно Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 Приказа)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 марта 2012 г. N Ф10-466/12 по делу N А35-7207/2011