Дело рассмотрено 20.04.2012
Постановление изготовлено в полном объеме 20.04.2012
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Леоновой Л.В.
Судей:
Егорова Е.И.,
Шуровой Л.Ф
При участии в заседании:
от ИП Чурсина В.И. 396130, Воронежская область, Верхнехавский район, с. Углянец, ул. Лесная, д. 62 ИНН 360700196549 ОГРН 308366822100212 не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от УПФ РФ (ГУ) по Верхнехавскому району Воронежской области 396110, Воронежская область, Верхнехавский район, с. Верхняя Хава, ул. 50 лет Октября, д. 43 ОГРН 1023600934367 ИНН 3607003897 не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя Чурсина Владимира Ивановича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.10.2011 (судья Максимович Т.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012 (судьи Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А., Скрынников В.А.) по делу N А14-6891/11,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Чурсин Владимир Иванович (далее - ИП Чурсин В.И., Предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Верхнехавскому району Воронежской области (далее - Управление, ответчик) о признании недействительным требования от 02.03.2011 N 04600740015262 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 03.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предпринимателя ставится вопрос об отмене решения и постановления суда в связи с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной Управлением в отношении ИП Чурсина В.И. проверки по состоянию на 02.03.2011 установлено наличие задолженности по уплате страховых взносов за 2010 год в сумме 12 191,91 руб.
В связи с данным обстоятельством Предпринимателю направлено требование от 02.03.2011 N 04600740015262, которым предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 10 392 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 1 610,76 руб., а также 163,76 руб. пени по страховым взносам.
Не согласившись с указанным требованием, ИП Чурсин В.И. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ИП Чурсин В.И. является пенсионером, которому назначена пенсия в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", что подтверждается копией пенсионного удостоверения от 18.03.2008 N 20/26087 и не оспаривается ответчиком.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
При этом в определении от 24.05.2005 N 223-О Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что, отнеся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепив, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы, законодатель не предусмотрел при этом какие-либо исключения в отношении тех из них, кому уже назначены и выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению, и не гарантировал им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами.
Вместе с тем, в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения"), установлено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, введенной Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ, лица, указанные в ст. 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 7 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", с 01.01.2010 плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Указанный Закон не содержит исключений в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для такой категории лиц, как пенсионеры МВД.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ понимается установленная названной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Таким образом, законодатель с 01.01.2010 установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, устранены.
При таких обстоятельствах, выводы суда о том, что индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе N 212-ФЗ, и, как следствие, об отсутствии оснований для признания незаконным требования от 02.03.2011 N 04600740015262 об уплате страховых взносов и пеней, являются правильными.
Кроме того, судом обоснованно указано, что с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ в ряд законодательных актов, право на получение трудовой пенсии по старости возникает у военных пенсионеров при наличии двух условий: достижение пенсионного возраста и наличие не менее пяти лет страхового стажа.
Следовательно, с учетом страхового стажа, который может быть приобретен Чурсиным В.И. вследствие уплаты страховых взносов в процессе осуществления своей предпринимательской деятельности, на момент достижения предпринимателем Чурсиным В.И. возраста, с которым законодательство связывает возникновение права на получение пенсии по старости, он сможет приобрести необходимый стаж, в связи с чем по достижении им возраста 60-ти лет у него возникнет право на получение трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.10.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012 по делу N А14-6891/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Таким образом, законодатель с 01.01.2010 установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, устранены.
При таких обстоятельствах, выводы суда о том, что индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе N 212-ФЗ, и, как следствие, об отсутствии оснований для признания незаконным требования от 02.03.2011 N 04600740015262 об уплате страховых взносов и пеней, являются правильными.
Кроме того, судом обоснованно указано, что с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ в ряд законодательных актов, право на получение трудовой пенсии по старости возникает у военных пенсионеров при наличии двух условий: достижение пенсионного возраста и наличие не менее пяти лет страхового стажа."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 апреля 2012 г. N Ф10-1304/12 по делу N А14-6891/2011