Резолютивная часть постановления объявлена 14.06.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 15.06.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей: |
Степиной Л.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от закрытого акционерного общества "Арсенал" (ОГРН 1023101639120, г. Белгород, ул. Коммунальная, д. 2, 308013) |
Захарова А.Н. - представителя (дов. от 08.06.2012 б/н, пост.); |
от Правительства Белгородской области (г. Белгород, Соборная площадь, 4, 308005) от Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (г. Белгород, Соборная площадь, 4, 308005) открытого акционерного общества "Белгородская сбытовая компания" (ОГРН 1043108002321, г. Белгород, Народный бульвар, 107, 308015)
|
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Арсенал" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 18.08.2011 (судья Бутылин Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012 (судьи Протасов А.И., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А08-3221/2011,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Арсенал" (далее - ЗАО "Арсенал") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконными, экономически не обоснованными установление поставщиком ОАО "Белгородская сбытовая компания" (далее - ОАО "БСК") свободной нерегулируемой цены на электрическую энергию, поставляемую потребителям на низком напряжении с числом часов использования менее 5000ч. в размере 549,18 копеек кВтч (с НДС) с января 2011 г., что составляет 31-41%, как противоречащее Постановлению Правительства РФ о предельно допустимом повышении цен в 2011 г. в размере до 15% и обязании правительства Белгородской области в лице Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее Комиссия) и ОАО "Белгородская сбытовая компания" привести свободные нерегулируемые цены на электрическую энергию, поставляемую потребителям на низком напряжении с числом часов использования менее 5000ч., в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ о предельно допустимом повышении цен в 2011 г. в размере до 15% (с учетом уточнений).
Решением суда от 18.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.02.2012 решение суда от 18.08.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "Арсенал" просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд другого субъекта Российской Федерации для рассмотрения по существу в ином составе судей.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя ЗАО "Арсенал", кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 01.02.2007 между ЗАО "Арсенал" и ОАО "БСК" был заключен договор поставки электроэнергии N 5280253, пролонгировавшийся ежегодно и действующий, в том числе с 01.01.2011.
С 01.01.2011 электрическая энергия для всех групп потребителей (кроме населения) приобретается и транспортируется гарантирующим поставщиком ОАО "БСК" по (свободным) нерегулированным ценам, в результате чего свободная нерегулируемая цена на электрическую энергию, поставляемую потребителям на низком напряжении с числом часов использования менее 5000ч. повысилась до 549,18 копеек кВтч (с НДС), а в декабре 2010 г. составляла 392,44 коп. кВтч (с НДС).
14 марта 2011 года ЗАО "Арсенал" обратилось с письмом N 75 в Комиссию за разъяснениями относительно того, на основании каких нормативных документов сложилась расчетная цена за поставленную энергию в размере 5 рублей 49 копеек за 1 квт/ч в январе-феврале 2011 года: на каком основании тарифы на электрическую энергию, поставляемую ОАО "Белгородская сбытовая компания" для ЗАО "Арсенал" на январь - февраль 2011 года увеличились на 41% по сравнению с 2010 годом.
В своем отчете от 24.03.2011 Комиссия указала, что в 2011 г. электроэнергия, поставляемая хозяйствующим субъектам Белгородской области, поставляется по 100% стоимости и, что конечный тариф на электрическую энергию, поставляемую потребителям, представляет собой сумму следующих слагаемых: стоимость покупки единицы электрической энергии (мощности) приобретаемой гарантирующим поставщиком на оптовом рынке по нерегулируемым ценам (тарифам), стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии, сумма тарифов на услугу, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергии потребителей, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика.
ОАО "БСК" на своем сайте распространила информацию, где привела формулу, по которой сложилась свободная цена на электроэнергию, указав, что рост конечной цены с января 2011 года обусловлен следующими факторами: прирост покупки электроэнергии составил 10,14%, услуг по передаче - 102%, 33% сбытовой надбавки, стоимости услуг инфраструктуры оптового рынка - 16,7%, в результате чего конечная стоимость электрической энергии для потребителей на низком напряжении в 2011 году выросла на 31% по сравнению с 2010 годом.
Считая установление поставщиком ОАО "БСК" свободной нерегулируемой цены на электрическую энергию, поставляемую потребителям на низком напряжении с числом часов использования менее 5000ч. в размере 549,18 копеек кВтч (с НДС) с января 2011 года незаконным и противоречащим Постановлению Правительства РФ о предельно допустимом повышении цен в 2011 году в размере 15%, ЗАО "Арсенал" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую энергию и на соответствующие услуги определяются в Основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, а основания и порядок установления тарифов на электрическую энергию определяют Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 N 109.
Пунктом 1 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), предусмотрено, что вышеуказанный нормативно-правовой акт определяет основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую энергию и на соответствующие услуги.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" с 1 января 2011 года электрическая энергия (мощность) в полном объеме (за исключением объемов для населения) поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам.
Таким образом, государственное регулирование тарифов на электроэнергию начиная с 2011 года осуществляется только в части тарифов для населения. Иным категориям потребителей электрическая энергия подается с применением свободных нерегулируемых цен.
Статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" установлено, что Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" утрачивает силу со дня вступления в силу в полном объеме Федерального закона "Об электроэнергетике" (даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1242 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии" внесены изменения в порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность).
Согласно указаниям пункта 108(1) указанного постановления Правительства Российской Федерации предельные уровни не регулируемых цен на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка (применительно к Белгородской области - первая ценовая зона (зона Европы и Урала), за соответствующий расчетный период рассчитываются как сумма следующих составляющих:
1) средневзвешенная нерегулируемая цена электрической энергии (мощности), рассчитываемая и публикуемая коммерческим оператором оптового рынка (ежемесячно 4 числа на сайте ОАО "АТС" в разделе "Результаты торгов" ("Ценовые параметры розничного рынка") для участников оптового рынка); (пункт 111 указанного постановления Правительства РФ);
Средневзвешенная стоимость электроэнергии (мощности) формируется по результатам торгов на оптовом рынке электроэнергии (мощности) и не является в 2011 году фиксированной (регулируемой) составляющей цены на электрическую энергию. В силу свободного ценообразования на оптовом рынке эта составляющая может меняться в цене практически ежедневно.
2) величина платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергии и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию, и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика (далее - плата за регулируемые услуги), которая рассчитывается и публикуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктом 111 выше названного постановления Правительства РФ (т.е. Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области).
3) плата за комплексную услугу по расчету требований и обязательств участников оптового рынка (оказываемую ЗАО "ЦФР") на 2011 год, утвержденная Наблюдательным советом НП "Совет рынка" 17.12.2010.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с 1 мая 2011 года пересмотреть установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, а также сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков с учетом подпункта "а", абзацев первого и второго подпункта "б" пункта 6 настоящего Постановления и исходя из увеличения среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков не более чем на 15 процентов. По согласованию с Федеральной службой по тарифам органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов вправе распространить действие решений о снижении указанных в настоящем пункте тарифов и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
В пределах предоставленных законодательством полномочий во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации Комиссией были приняты следующие тарифные решения:
- приказ от 28.04.2011 N 5/6 "О внесении изменений в приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 29.12.2010 N 14/1";
- приказ от 28.04.2011 N 5/7 "О внесении изменений в приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 27.01.2011 N 1/11";
- приказ Комиссии от 28.04.2011 N 5/10 "О внесении изменений в приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 29.11.2010 N 11/6";
- приказ Комиссии от 28.04.2011 N 5/12 "О внесении изменений в приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 29.11.2010 N 11/14";
- и ряд аналогичных приказов.
Экономическое обоснование указанных решений отражено в экспертном заключении Комиссии и в протоколе коллегии Комиссии по регулированию цен и тарифов в Белгородской области.
Данные решения были в установленном порядке опубликованы в областной общественно-политической газете "Белгородские известия".
Таким образом, установление ОАО "БСК" свободной нерегулируемой цены на электрическую энергию, поставляемую потребителям на низком напряжении с числом часов использования менее 5000 ч. в размере 549,18 копеек кВтч (с НДС) с января 2011 года, что составляет 31-41%, не является незаконным и не идет в противоречие с требованиями Постановления Правительства РФ о предельно допустимом повышении цен в 2011 году в размере до 15%.
В связи с изложенным вывод суда о том, что ОАО "БСК" не имеет ни возможности, ни соответствующей компетенции по установлению свободной нерегулируемой цены на электрическую энергию, поставляемую потребителям на низком напряжении с числом часов использования менее 5000 ч., так как, как уже указывалось выше, средневзвешенная стоимость электроэнергии (мощности) формируется по результатам торгов на оптовом рынке электроэнергии (мощности) и не является в 2011 году фиксированной (регулируемой) составляющей цены на электрическую энергию, является законным и обоснованным.
В свою очередь исполнительный орган субъекта Российской Федерации не имеет полномочий по установлению тарифов на электрическую энергию, в связи с чем, требования об обязании правительства Белгородской области, Комиссии, ОАО "БСК" привести свободные не регулируемые цены на электрическую энергию, поставляемую потребителям на низком напряжении с числом часов использования менее 5000 ч. в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172, правомерно были отклонены судом.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы ЗАО "Арсенал", явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 18.08.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012 по делу N А08-3221/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Экономическое обоснование указанных решений отражено в экспертном заключении Комиссии и в протоколе коллегии Комиссии по регулированию цен и тарифов в Белгородской области.
Данные решения были в установленном порядке опубликованы в областной общественно-политической газете "Белгородские известия".
Таким образом, установление ОАО "БСК" свободной нерегулируемой цены на электрическую энергию, поставляемую потребителям на низком напряжении с числом часов использования менее 5000 ч. в размере 549,18 копеек кВтч (с НДС) с января 2011 года, что составляет 31-41%, не является незаконным и не идет в противоречие с требованиями Постановления Правительства РФ о предельно допустимом повышении цен в 2011 году в размере до 15%.
В связи с изложенным вывод суда о том, что ОАО "БСК" не имеет ни возможности, ни соответствующей компетенции по установлению свободной нерегулируемой цены на электрическую энергию, поставляемую потребителям на низком напряжении с числом часов использования менее 5000 ч., так как, как уже указывалось выше, средневзвешенная стоимость электроэнергии (мощности) формируется по результатам торгов на оптовом рынке электроэнергии (мощности) и не является в 2011 году фиксированной (регулируемой) составляющей цены на электрическую энергию, является законным и обоснованным.
В свою очередь исполнительный орган субъекта Российской Федерации не имеет полномочий по установлению тарифов на электрическую энергию, в связи с чем, требования об обязании правительства Белгородской области, Комиссии, ОАО "БСК" привести свободные не регулируемые цены на электрическую энергию, поставляемую потребителям на низком напряжении с числом часов использования менее 5000 ч. в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172, правомерно были отклонены судом."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 июня 2012 г. N Ф10-1673/12 по делу N А08-3221/2011
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9917/12
20.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9917/12
15.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1673/12
24.02.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5502/11
11.10.2011 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5502/11