Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Степиной Л.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
При участии в заседании: |
|
от открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" (ОГРН 1054800190037, г. Липецк, пр-т Победы, 87-а, 398024) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (ОГРН 1024840864432, г. Липецк, пл. Плеханова, 1, 398050) от третьего лица: открытого акционерного общества "Липецкий завод изделий домостроения" (г. Липецк, ул. Астраханская, д. 1, 398011) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.11.2011 (судья Дружинин А.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А36-2005/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Липецкая энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Липецкая энергосбытовая компания", ОАО "ЛЭСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 08.06.2011 N 32.
Решением суда от 21.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.03.2012 решение суда от 21.11.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильным применением норм материального, процессуального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, между ОАО "ЛЗИД" и ОАО "ЛЭСК" был заключен договор энергоснабжения от 01.02.2008 N 4603, согласно которому гарантирующий поставщик при определении фактической стоимости электрической энергии применяет в рамках одного потребителя как одноставочные тарифы, дифференцированные по диапазонам годового числа часов использования заявленной мощности, так и тарифы для покупателей, в договорах энергоснабжения которых предусматривается почасовое планирование и учет.
Кроме того, из содержания вышеуказанного договора следует, что стороны договора заключили соглашение об изменении условий договора энергоснабжения для потребителей, присоединенная мощность которых превышает 750 кВА, от 01.02.2008 N 4603 от 22.01.2010.
В договоре порядок платы в данной части не конкретизирован. Из текста договора (в частности приложений N 1 и N 1-1) следует, что он распространяет свое действие как на потребителей, присоединенная мощность которых превышает 750 кВА (это ПС Силикатная" 35/6 кВА ячейки N 24, 26, 35), так и на потребителей, присоединенная мощность которых менее 750 кВА (это РУ 0,4 кВ ПО, ПС Силикатная" ТП-1 6/0,4 кВ).
Одноставочный тариф, дифференцированный по числу часов использования заявленной мощности (ЧЧИМ), применяется в отношении потребителей, присоединенная мощность которых менее 750 кВА (т.е. РУ 0,4 кВ ПО, ПС "Силикатная" ТП-1 6/0,4 кВ), что следует из ведомостей электропотребления.
В отношении энергопринимающего оборудования, присоединенная мощность которого превышает 750 кВА (ПС "Силикатная" 35/6 кВА яч. N 24, 26, 35), применяется схема оплаты с почасовым планированием и учетом, что следует из Приложения N 1-2 к договору и ведомостей электропотребления.
С января 2011 года гарантирующий поставщик перевел целиком Завод на одноставочный тариф, дифференцируемый по ЧЧИМ, по всем точкам подключения.
Решением антимонопольного органа от 08.06.2011 в действиях ОАО "Липецкая энергетическая компания" признано наличие нарушения ч. 1 ст. 10 и п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и (или) ущемлении интересов других лиц путем взимания с ОАО "Липецкий завод изделий домостроения" в период с сентября по декабрь 2010 года стоимости отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления с нарушением действующих норм права.
На основании указанного решения Обществу было выдано предписание от 08.06.2011 N 32 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства посредством соблюдения требований Правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 21.08.2007 N 166-э/1.
Посчитав решение и предписанием УФАС незаконными, Общество оспорило их в суде.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 10).
В силу ч. 1 ст. 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара.
При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Приказом УФАС от 07.09.2005 N 97 ОАО "ЛЭСК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов, а именно, Общество в географических границах Липецкой области имеет на товарном рынке по поставке электрической энергии долю более чем 65 процентов, указанная информация размещена на официальном сайте УФАС в сети Интернет (lipetsk.fas.gov.ru) в разделе "Реестр хозяйствующих субъектов".
Таким образом, Общество занимает доминирующее положение в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии и на него распространяются требования ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с требованиями ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения), стоимость отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления компенсируется в соответствии с правилами определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), компенсации стоимости отклонений факгаческих объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 21.08.2007 N 166-э/1 утверждены Правила определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (далее - Правила).
Согласно п. 23 Правил изменение стоимости электрической энергии в случае отклонения фактически поставленного объема электрической энергии от договорного за расчетный период, для i-того покупателя, для которого в договоре энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) содержится условие о почасовом планировании потребления электрической энергии (мощности) (далее - покупатель с почасовым учетом), а также ГП и ЭСО (ЭСК), осуществляющая покупку электрической энергии (мощности) по границам балансовой принадлежности сетевых организаций определяется как сумма соответствующих величин за каждый час ракетного периода по формуле (31).
Данная норма предписывает производить вычисления для i-того покупателя, а не для i-той ячейки покупателя. То есть расчет отклонений ведется для покупателя в целом, а не для отдельных вводов его энергопринимающего оборудования.
Между ОАО "ЛЗИД" и ОАО "ЛЭСК" заключен один договор энергоснабжения, присоединенная мощность которых превышает 750 кВА, в отношении единого энергопринимающего оборудования ОАО "ЛЗИД", отходящих от ячеек N 24, N 26, N 35 ПС "Силикатная" 35/6 кВ, а не в отношении каждого ввода энергопринимающего оборудования ОАО "ЛЗИД" к указанным ячейкам ПС "Силикатная" 35/6 кВ.
Величина присоединенной мощности в договоре энергоснабжения определена в отношении единого энергопринимающего оборудования ОАО "ЛЗИД", а не по каждому вводу к ячейкам ПС "Силикатная".
Соответственно и отклонения в силу п. 23 Правил должны определяться в целом для потребителя по договору (ОАО "ЛЗИД"), а не его технологических присоединений к ПС "Силикатная" 35/6 кВ.
Обстоятельства, являющиеся основанием для расчета отклонений и их стоимости отдельно по каждой ячейке, отсутствуют, в связи с чем действия ОАО "ЛЭСК" по взиманию с ОАО "ЛЗИД" в период с сентября по декабрь 2010 года стоимости отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления осуществлены с нарушением Правил, утверждаемых Приказом ФСТ России от 21.08.2007 N 1бб-э/1.
Кроме того, судом учтено, что определение стоимости отклонений по каждой ячейке, а не в отношении покупателя в целом, приводит к завышению отклонений и их стоимости.
Довод жалобы о том, что судом не применены разъяснения Министерства промышленности и энергетики России от 18.07.2008 N 11-2579, не может быть принят судом во внимание, поскольку данные разъяснения не относятся к предмету настоящего спора.
При указанных обстоятельствах решение антимонопольного органа о признании в действиях ОАО "ЛЭСК" признаков нарушения ч. 1 ст. 10 и п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ и выданное на его основании предписание о прекращении таких нарушений, являются законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Общества, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.11.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 по делу N А36-2005/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 23 Правил изменение стоимости электрической энергии в случае отклонения фактически поставленного объема электрической энергии от договорного за расчетный период, для i-того покупателя, для которого в договоре энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) содержится условие о почасовом планировании потребления электрической энергии (мощности) (далее - покупатель с почасовым учетом), а также ГП и ЭСО (ЭСК), осуществляющая покупку электрической энергии (мощности) по границам балансовой принадлежности сетевых организаций определяется как сумма соответствующих величин за каждый час ракетного периода по формуле (31).
...
Величина присоединенной мощности в договоре энергоснабжения определена в отношении единого энергопринимающего оборудования ОАО "ЛЗИД", а не по каждому вводу к ячейкам ПС "Силикатная".
Соответственно и отклонения в силу п. 23 Правил должны определяться в целом для потребителя по договору (ОАО "ЛЗИД"), а не его технологических присоединений к ПС "Силикатная" 35/6 кВ.
...
Довод жалобы о том, что судом не применены разъяснения Министерства промышленности и энергетики России от 18.07.2008 N 11-2579, не может быть принят судом во внимание, поскольку данные разъяснения не относятся к предмету настоящего спора.
При указанных обстоятельствах решение антимонопольного органа о признании в действиях ОАО "ЛЭСК" признаков нарушения ч. 1 ст. 10 и п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ и выданное на его основании предписание о прекращении таких нарушений, являются законным и обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 июля 2012 г. N Ф10-1997/12 по делу N А36-2005/2011