Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Егорова Е.И. |
судей: |
Маргеловой Л.М. |
|
Чаусовой Е.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бакаевым В.Н.
Техническую часть фиксации видеоконференц-связи осуществляют: от Арбитражного суда Курской области - помощник судьи Абрамова Е.А.; от Федерального арбитражного суда Центрального округа - помощник судьи Бакаев В.Н.
В порядке п. 2 ч. 2 ст. 153 АПК РФ явка и полномочия лиц, явившихся в судебное заседание установлены судьей Арбитражного суда Курской области Трубецкой Е.В. | |
При участии в заседании: |
|
от ИФНС России по г. Курску 305004, г. Курск, ул. М.Горького, д. 37А ОГРН 1044637043692 |
Гридасовой Н.И. - представителя, дов. от 19.01.2012 N 07-16/001428; Ямпольской Е.М. - представителя, дов. от 13.01.2012 N 07-16/000524 |
от ОАО "Сбербанк России" Курское отделение N 8596 305004, г. Курск, ул. Ленина, д. 67 ОГРН 1027700132195 |
Бутова А.Н.- представителя, дов. от 12.10.2010 N ДО-3-26/6729 |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области кассационную жалобу ИФНС России по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 06.03.2012 (судья Морозова М.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012 (судьи Протасов А.И., Семенюта Е.А., Сергуткина В.А.) по делу N А35-13832/2011
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сбербанк России" Курское отделение N 8596 (далее - Банк) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России по г. Курску (далее - Инспекция) по непринятию выморочного имущества, выразившегося в необращении за получением свидетельства о праве наследования следующего выморочного имущества: 1/2 доли земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации торгового центра, общей площадью 6 024 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, пр. Хрущева, д. 2, кадастровый номер 46:29:102221:0092; 2/3 доли земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под эксплуатацию торгово-развлекательного центра, общей площадью, 5 509 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, проспект Кулакова, д. 20, кадастровый номер 46:29:103104:0048; 3/5 доли земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для торговой деятельности, общей площадью, 1 302 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Красной Армии, д. 2а, кадастровый номер 46:29:102258:0015.
Решением Арбитражного суда Курской области от 06.03.2012 заявление Банка удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Банк просит суд оставить её без удовлетворения, поскольку полагает, что доводы жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, все они отражены в обжалуемых решении и постановлении, и им дана правильная правовая оценка.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на неё, выслушав пояснения представителей лиц участвующих в деле, кассационная инстанция полагает необходимым судебные акты по настоящему делу отменить, отказав Банку в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Банк обратился в Ленинский районный суд г. Курска с иском к Арутюнян Т.К. об обращении взыскания на заложенное имущество ввиду того, что 22.09.1010 Арутюнян Т.К. умерла и после ее смерти не осталось правопреемников.
Определением суда от 04.04.2011 гражданское дело по иску Банка к Арутюнян Т.К. прекращено.
Банком 04.05.2011 направлено письмо в Инспекцию о необходимости принятия выморочного имущества, ответа на которое получено не было.
Банк в рамках иного дела 22.06.2011 обратился в Арбитражный суд Курской области с иском к Инспекции и ТУ Росимущества в Курской области об обращении взыскания на выморочное имущество. В ходе судебного разбирательства налоговый орган подтвердил, что заложенное имущество является выморочным, однако действия по государственной регистрации прав не предприняты.
Полагая, что бездействие Инспекции по непринятию выморочного имущества, выразившееся в необращении за получением свидетельства о праве наследования выморочного имущества, является незаконным, нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, Банк обратился в Арбитражный суд Курской области с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что оспариваемое бездействие налогового органа противоречит требованиям закона и влечет нарушение прав Банка как залогодержателя спорного имущества в рамках исполнения обязательств по договору залога, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Кассационная коллегия не может согласиться с указанными выводами, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Согласно п. 2 и п. 3 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
До настоящего времени такого закона нет.
В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять, при этом для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.
На основании п. 4 ст. 1153 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Исходя из смысла указанных норм право собственности на выморочное имущество перешло к государству без оформления права наследования путем получения соответствующего свидетельства.
Банк, обращаясь с настоящим заявлением к Инспекции, сослался на Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683 и Инструкцию Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", в соответствии с которыми обязанность по принятию мер по охране и оценке имущества, перешедшего по праву наследования к государству, была возложена на налоговые органы.
Однако, Указом Президента РФ N 314 от 09.03.2004 "О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено, что федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
В соответствии с п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 432 от 05.06.2008, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Таким образом, полномочия собственника федерального имущества в соответствии с действующим законодательством, а также функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в связи с чем в рассматриваемом деле исковые требования заявлены Банком к ненадлежащему ответчику, что является основанием для отказа в их удовлетворении.
Принимая во внимание, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, определяющие полномочия государственных органов, кассационная коллегия полагает необходимым отменить обжалуемые решение и постановление и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, отказав Банку в удовлетворении заявленных требований.
Государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы с Банка взысканию не подлежит в силу п. 4.1. Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 (ред. от 11.05.2010) "Об отдельных вопросах практики применения гл. 25.3 НК РФ".
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 06.03.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012 по делу N А35-13832/2011 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
Л.М. Маргелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Банк, обращаясь с настоящим заявлением к Инспекции, сослался на Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683 и Инструкцию Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", в соответствии с которыми обязанность по принятию мер по охране и оценке имущества, перешедшего по праву наследования к государству, была возложена на налоговые органы.
Однако, Указом Президента РФ N 314 от 09.03.2004 "О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено, что федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
В соответствии с п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 432 от 05.06.2008, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
...
Государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы с Банка взысканию не подлежит в силу п. 4.1. Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 (ред. от 11.05.2010) "Об отдельных вопросах практики применения гл. 25.3 НК РФ"."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 августа 2012 г. N Ф10-2709/12 по делу N А35-13832/2011