Резолютивная часть постановления объявлена 03.10.2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.10.2012 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Панченко С.Ю. |
Судей |
Смолко С.И. Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя Беликова Сергея Владимировича ОГРН 308366815500090 г. Воронеж, Московский проспект, 137, 224 |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже ОГРН 1073667025728 г. Воронеж, ул. Пушкинская, 5а |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Беликова Сергея Владимировича (ОГРН 308366815500090) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.03.2012 (судья Федосеева И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012 (судьи Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А., Скрынников В.А.) по делу N А14-12671/2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Беликов Сергей Владимирович (далее - ИП Беликов С.В., предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - Управление, фонд, ответчик) от 29.09.2011 N 0463290023529 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.03.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и нарушение норм материального и процессуального права, просит состоявшиеся судебные акты отменить.
От сторон поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Беликов С.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 03.06.2008 за основным государственным регистрационным номером 308366815500090 и состоит на учете в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации (государственный регистрационный номер 046032022239) и в территориальном фонде обязательного медицинского страхования (государственный регистрационный номер 204010800072054).
Одновременно Беликов С.В. является военным пенсионером и с 27.03.1997 получает пенсию по Закону Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1.
Установив, что у ИП Беликова С.В. за расчетный период (2010 год) имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 10 392 руб., а также задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 1610,76 руб. (из которых 571,56 руб. - недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 1039,20 руб. - недоимка по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования), Управление начислило предпринимателю пени за просрочку уплаты страховых взносов за период с 01.01.2011 по 03.05.2011 и направило ему требование N 04603240056044 от 03.05.2011 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которым предложило добровольно в срок до 24.05.2011 уплатить указанную недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, а также 335,83 руб. пени по страховым взносам на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии, 18,47 руб. пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 33,58 руб. пени на недоимку по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
В связи с неисполнением в установленный срок требования фондом вынесено постановление N 04603290023529 от 29.09.2011 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).
Не согласившись с указанным постановлением, ИП Беликов С.В. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующего.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", статьей 5 которого установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Аналогичная норма содержится в пункте 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, Федеральный закон N 167-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и частью 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, в том числе, индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ.
В силу статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, уплата страховых взносов производится не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ понимается установленная названной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным данным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами, получающими пенсию за выслугу лет, установленную Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.05.2005 N 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 24.02.1998 N 7-П, от 23.12.1999 N 18-П, от 03.06.2004 N 11-П, от 23.12.2004 N 19-П и в данном определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.05.2005 N 223-О обратил внимание на то, что, отнеся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепив, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы, законодатель не предусмотрел при этом какие-либо исключения в отношении тех из них, кому уже назначены и выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению, и не гарантировал им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законы", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
В части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I, введенной Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ, установлено, что лица, указанные в статье 1 Закона N 4468-1 - военнослужащие, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных названным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, устранены.
Кроме этого, действующее законодательство предусматривает и правовой механизм реализации работающими пенсионерами права на медицинское обеспечение за счет уплачиваемых ими страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования.
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются с 01.01.2011 Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Как следует из статьи 1 названного Федерального закона, он регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Статьей 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ под обязательным медицинским страхованием понимается вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
При этом к застрахованным лицам статья 10 Федерального закона N 326-ФЗ относит:
- лиц, работающих по трудовому договору;
- лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, арбитражных управляющих);
- неработающих граждан, в том числе, неработающих пенсионеров независимо от основания назначения пенсии.
Страхователями для каждой из этих категорий граждан, как это следует из статьи 11 Федерального закона N 326-ФЗ, являются:
- для работающих граждан, указанных в пунктах 1-4 статьи 10 названного Федерального закона - лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, а также самостоятельно обеспечивающие себя работой индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие;
- для неработающих граждан, указанных в пункте 5 статьи 10 Федерального закона N 326-ФЗ (в том числе, для неработающих пенсионеров) - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иные организации, определенные Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержалось в статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2011.
Из изложенного следует, что в число неработающих граждан, за которых взносы на обязательное медицинское страхование обязаны уплачивать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подлежат включению лишь неработающие пенсионеры, независимо от оснований назначения им пенсии.
Обязательное медицинское страхование работающих пенсионеров, в зависимости от того, являются ли они лицами, самостоятельно обеспечивающими себя работой, либо лицами, работающими по трудовому договору, осуществляется соответственно самими самозанятыми гражданами (индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой) либо работодателями.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 326-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
При этом действие Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Таким образом, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Уплата за них страховых взносов на обязательное медицинское страхование как за неработающих лиц уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации производиться не должна.
На наличие указанной обязанности у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, уже получающих пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 применительно к новому правовому регулированию указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 25.01.2012 N 226-О-О и от 22.03.2012 N 405-О-О.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что ИП Беликов С.В., являющийся военным пенсионером и получающий пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, с 01.01.2010 обязан уплачивать страховые взносы как в бюджет Пенсионного фонда на обязательное пенсионное страхование, так и в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования.
Поскольку данная обязанность в добровольном порядке ИП Беликовым С.В. исполнена не была, у Управления имелись основания для вынесения постановления N 04603290023529 от 29.09.2011 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).
Размер страховых взносов и пени, указанный в постановлении, предпринимателем не оспаривается.
Учитывая изложенное, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже от 29.09.2011 N 0463290023529 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых решения и постановления, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.03.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012 по делу N А14-12671/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Беликова Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.Ю. Панченко |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 326-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
При этом действие Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Таким образом, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Уплата за них страховых взносов на обязательное медицинское страхование как за неработающих лиц уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации производиться не должна.
На наличие указанной обязанности у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, уже получающих пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 применительно к новому правовому регулированию указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 25.01.2012 N 226-О-О и от 22.03.2012 N 405-О-О.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что ИП Беликов С.В., являющийся военным пенсионером и получающий пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, с 01.01.2010 обязан уплачивать страховые взносы как в бюджет Пенсионного фонда на обязательное пенсионное страхование, так и в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 октября 2012 г. N Ф10-3451/12 по делу N А14-12671/2011