г.Калуга |
|
20 января 2015 г. |
Дело N А09-181/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 20.01.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
при участии в заседании: |
Сорокиной И.В. Гриднева А.Н. Нарусова М.М.
Воробъевой Т.А. |
от истца Общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации"
от ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области
Правительства Брянской области
от третьих лиц Клинцовской городской администрации
Департамента финансов Брянской области |
Агеев В.Б. - юрисконсульт (дов. N 02/15 от 14.01.2015 до 31.12.2015)
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Иванова Н.Г. - представителя (дов. N 1-9261и от 31.12.2014 до 31.12.2015)
Представитель не явился, извещен надлежаще Представитель не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу Правительства Брянской области, г.Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 по делу N А09-181/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общероссийская общественная организация "Союз театральных деятелей Российской Федерации, г.Москва (ОГРН 1027700084576) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области г.Брянск, (ОГРН 1043244052092), Правительству Брянской области, г.Брянск (ОГРН 1023202741187), управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области, г.Брянск (ОГРН 1027700485757) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 32:30:0010215:4 площадью 11 856 кв.м., расположенного по адресу: Брянская область, г.Клинцы, ул.Заводская 2, равной его рыночной стоимости в размере 1 174 000 руб., а также возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, с учетом уточнения заявленных исковых требований, в порядке ст.49 АПК РФ.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Клинцы и департамент финансов Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2014 (судья Терешин А.В.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 (судьи Волкова Ю.А., Тучкова О.Г., Капустина Л.А.) исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, Правительство Брянской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика - Правительства Брянской области поддержал доводы своей кассационной жалобы по изложенным в них мотивам.
Представитель истца, считая доводы кассационной жалобы необоснованными, просил оставить её без удовлетворения, а судебные акты - без изменения.
Иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей не явившихся сторон, в порядке, предусмотренном ст.284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей явившихся сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании договора аренды земельного участка от 28.09.2004 N 844 ООО театральных деятелей РФ на срок 49 лет является арендатором земельного участка с кадастровым N 32:30:0010215:4, площадью 11 856 кв.м., расположенного по адресу: Брянская область, г.Клинцы, ул.Заводская 2.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.
В соответствии с данным постановлением кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка утверждена в размере 10 319 225 руб. 28 коп.
В целях определения достоверности утверждённой кадастровой стоимости земельных участков, истец обратился к независимому оценщику для получения заключения об оценке рыночной стоимости земельных участков.
Согласно отчету N 142-10/13Н, выполненному ООО "Бизнес Фаворит" рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 1 174 000 руб.
Ссылаясь на то, что рыночная стоимость указанного земельного участка значительно ниже определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости его кадастровой стоимости, истец обратился в Арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению кассационной инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно пунктам 1, 2 ст.66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пункт 3 ст.66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Из п.5 Правил следует, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу п.10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости её функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.03.2011 N 275-О-О следует, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Соответственно, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с ч.2 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу ч.5 ст.4 названного закона орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, и в соответствии с п.3 ст.66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III. 1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Согласно заключению эксперта ООО "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки" от 20.05.2014 N 16814 ОЦ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым N 32:30:0010215:4, площадью 11 856 кв.м., расположенного по адресу: Брянская область, г.Клинцы, ул.Заводская 2, по состоянию на 01.01.2010 составляет 3 094 000 руб.
При таких обстоятельствах, учитывая, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
При этом размер установленной независимым оценщиком рыночной стоимости Правительством Брянской области не оспаривался. Выводы, содержащиеся в экспертном заключении, не были опровергнуты участвующими в деле лицами. Доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка ответчиком не представлено.
Указание заявителя жалобы на отсутствие в материалах дела уточнения исковых требований со стороны истца, в связи с чем, по его мнению, суд области вышел за пределы рассмотрения иска, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку заявленный иск является требованием неимущественного характера, а, следовательно, независимо от представления истцом уточнения исковых требований относительно рыночной стоимости земельного участка суд должен был разрешить спор по существу и установить кадастровую стоимость земельного участка, равную рыночной на основании полного и всестороннего исследования доказательств, имеющихся в материалах дела.
При этом, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов обеих инстанций о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Правительства Брянской области, поскольку в рамках данного спора законность нормативного акта государственного органа об утверждении кадастровой стоимости указанного земельного участка не оспаривалась. Однако, учитывая, что принятыми судебными акты не нарушены права и законные интересы заявителя жалобы, оснований для их отмены не имеется.
Иные доводы кассатора не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст.286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 по делу N А09-181/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
И.В. Сорокина |
Судьи |
А.Н. Гриднев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание в совокупности положения главы III. 1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости")."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2015 г. N Ф10-4898/14 по делу N А09-181/2014