г. Тула |
|
6 октября 2014 г. |
Дело N А09-181/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.10.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Тучковой О.Г. и Капустиной Л.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Толпыгиной Н.Г., при участии истца - общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество) (г. Москва, ОГРН 1027700084576, ИНН 7707035201) - представителя Поташникова С.А. (доверенность от 27.12.2013), от ответчиков - управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) - представителя Першиковой Е.И. (доверенность от 20.03.2014), от Правительства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525) - представителя Ивановой Н.Г. (доверенность от 10.09.2014), в отсутствие представителей ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) и третьих лиц - администрации г. Клинцы (г. Клинцы Брянской области, ОГРН 1023201337015, ИНН 3203003570), департамента финансов Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202746577, ИНН 3234012310), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном с использованием средств видеоконференц-связи апелляционную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2014 по делу N А09-181/2014 (судья Терешин А.В.), установил следующее.
Общероссийская общественная организация "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество) (далее - истец, ООО театральных деятелей РФ) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, Правительству Брянской области, управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области (далее -управление Росреестра по Брянской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:30:0010215:4 площадью 11 856 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Заводская, 2, равной его рыночной стоимости в размере 1 174 000 рублей, а также возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка (с учетом уточнения наименования ответчиков, а также уточнения исковых требований т. 1, л. д. 59, 95-96).
В соответствии со статьей 51 АПК РФ определением от 29.08.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Клинцы, департамент финансов Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2014 исковые требования удовлетворены.
Правительство Брянской области в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просило его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование своих возражений Правительство Брянской области ссылалось на удовлетворении требований ООО театральных деятелей РФ на основании результатов судебной экспертизы в отсутствие уточнения после экспертизы исковых требований со стороны истца. В связи с данными обстоятельствами считает, что суд вышел за пределы рассмотрения иска.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, считая принятое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своих возражений истец ссылался на то, что в уточнениях к исковому заявлению просил суд установить кадастровую стоимость спорного земельного участка с учетом его рыночной стоимости, установленной в отчетах независимых оценщиков.
Ответчик - ФГБУ "ФКП Росреестра" и третьи лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО театральных деятелей РФ на основании договора аренды земельного участка от 28.09.2004 N 844 на срок 49 лет является арендатором земельного участка с кадастровым номером 32:30:0010215:4, площадью 11 856 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Заводская, 2 (т. 1, л. д. 83-86).
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.
В соответствии с указанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:30:0010215:4, площадью 11 856 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Заводская, 2, утверждена в размере 10 319 225 рублей 28 копеек.
В целях определения достоверности утверждённой кадастровой стоимости земельных участков, истец обратился к независимому оценщику для получения заключения об оценке рыночной стоимости земельных участков.
Из отчета N 142-10/13Н, выполненного ООО "Бизнес Фаворит" следует, что рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 1 174 000 рублей (т. 1, л. д. 8-40).
Ссылаясь на то, что рыночная стоимость указанного земельного участка значительно ниже определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости его кадастровой стоимости, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим исковым заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался результатами проведенной в рамках данного дела судебной экспертизы.
Суд апелляционной инстанции соглашается с правовой позицией суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктами 1, 2 статьи 66 ЗК РФ определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости её функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.
На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
По правилам части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу части 5 статьи 4 названного закона орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, и в соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Определением суда от 01.04.2014 по ходатайству истца, судом была назначена судебная экспертиза на предмет установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:30:0010215:4 (т. 2, л. д. 70-72).
Согласно заключению эксперта ООО "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки" от 20.05.2014 N 16814 ОЦ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:30:0010215:4, площадью 11 856 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Заводская, 2, по состоянию на 01.01.2010 составляет 3 094 000 рубля (т. 2, л. д. 91-126).
Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая положения пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, разъяснения, изложенные в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, исходя из того, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
При этом размер установленной независимым оценщиком рыночной стоимости Правительством Брянской области не оспаривался.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ.
При рассмотрении настоящего спора не были установлены обстоятельства недостоверности данного заключения либо несоответствия его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Выводы, содержащиеся в экспертном заключении, не были опровергнуты участвующими в деле лицами. Доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка ответчиком не представлено.
При этом ссылка подателя апелляционной жалобы на отсутствие в материалах дела уточнения исковых требований со стороны истца, в связи с чем, по его мнению, суд области вышел за пределы рассмотрения иска, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Заявленный иск является требованием неимущественного характера, а, следовательно, независимо от представления истцом уточнения исковых требований относительно рыночной стоимости земельного участка суд должен был разрешить спор по существу и установить кадастровую стоимость земельного участка, равную рыночной на основании полного и всестороннего исследования доказательств, имеющихся в материалах дела.
Аналогичный правовой подход выработан правоприменительной практикой (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.02.2014 по делу N А65-25478/2012).
Иных аргументированных доводов, способных повлечь отмену или изменение оспариваемого судебного акта апелляционная жалоба не содержит.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Брянской области освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2 000 рублей взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2014 по делу N А09-181/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
О.Г. Тучкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-181/2014
Истец: Общероссийская общественная организация "Союз театральных деятелей РФ (Всероссийское театральное общество)"
Ответчик: Правительство Брянской области, ФБУ "Кадастровая палата" по Брянской области, филиал Росреестра по Брянской области
Третье лицо: Администрация Клинцовского района, Департамент Финансов по Брянской области, ООО "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки", Управление Росреестра по Брянской области, ФГБУ ФКП Росреестра, АНО "Коллегия судебных экспертов", Общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков"