г. Калуга |
|
29 ноября 2012 г. |
Дело N А48-1634/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2012.
Полный текст постановления изготовлен 29.11.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи
Стрегелевой Г.А.,
судей:
Степиной Л.В., Шелудяева В.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ИОН" (ОГРН 1095742002113, ул. Рощинская, д. 12, г. Орел, 302025) - Вороничева И.А. (дов. от 12.08.2012 N 49, сроком до 31.12.2012),
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области (ОГРН 1045753007431, ул. Сурена Шаумяна, д. 33, г. Орел, 302028) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А48-1634/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ИОН" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области от 28.03.2012 N 9 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1статьи 20.4 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 13.06.2012 признано незаконным и изменено постановление Главного Государственного инспектора г. Орла по пожарному надзору Колтунова К.В. от 28.03.2012 N 9 в части назначения наказания ООО "ИОН". Обществу назначено административное наказание за совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 решение суда отменено, признано незаконным и отменено полностью постановление Главного инспектора города Орла по пожарному надзору от 28.03.2012 N 9 о привлечении ООО "ИОН" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В кассационной жалобе ГУ МЧС России по Орловской области (далее - ГУ МЧС, Управление) просит отменить постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 полностью, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, несоответствие выводов, изложенных в постановлении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Как следует из материалов дела, с 16 по 22 марта 2012 года прокуратурой Северного района г. Орла с привлечением специалистов отделения надзорной деятельности по Северному району города Орла проведена проверка соблюдения действующего законодательства о пожарной безопасности в кафе "ИОН", принадлежащем ООО "ИОН", расположенном по адресу: г. Орел, ул. Рощинская, 12, по результатам которой составлен акт от 16.03.2012.
22.03.2012 заместитель прокурора Северного района г. Орла в присутствии законного представителя общества вынес постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, которое направлено в соответствии с ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ в орган, осуществляющий государственный пожарный надзор, для рассмотрения дела об административном правонарушении - Главному госинспектору г. Орла по пожарному надзору.
Постановлением от 28.03.2012 N 9 ООО "ИОН" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 170 000 руб.
В указанном постановлении перечислены нарушения норм и правил пожарной безопасности, допущенные Обществом в помещениях, принадлежащих ООО "ИОН", расположенных по адресу: г. Орел, ул. Рощинская, 12, а именно:
- с работниками не проведен противопожарный инструктаж под роспись в журнале (ППБ 01-03 п. 7 и НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций");
- на видном месте не вывешен план эвакуации сотрудников в случае пожара (ППБ 01-03 п. 16);
- помещения кафе недоукомплектованы знаками пожарной безопасности (ППБ 01-03 п. 27);
- на окнах установлены глухие металлические решетки (ППБ 01-03 п. 40);
- на путях эвакуации располагается холодильник, а также сгораемые материалы (ППБ 01-03 пункт 53);
- в подсобных помещениях электролампы эксплуатируются без защитных колпаков (рассеивателей) (ППБ 01-03 п. 60).
ООО "ИОН", считая, что на момент рассмотрения главным госинспектором по пожарному надзору административного дела обществом устранены выявленные проверкой нарушения, действия общества не содержали существенной угрозы общественным отношениям, не причинили вреда гражданам, что следует расценивать как малозначительность правонарушения, обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания.
Рассмотрев заявление ООО "ИОН", и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и материалы проверки по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что состав вмененного Обществу административного правонарушения административным органом установлен и доказан, заявителем не оспаривался, нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
При этом, удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания и с учетом смягчающего ответственность обстоятельства назначить ООО "ИОН" наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей (минимальный размер санкций, предусмотренный частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ).
Проверив судебный акт в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции установил основания, влекущие отмену решения суда, и пришел к выводу о доказанности только одного эпизода правонарушения, а именно: в подсобных помещениях электролампы эксплуатируются без защитных колпаков (рассеивателей) (ППБ 01-03 п. 60), с возможностью применения к данному правонарушению, допущенного обществом, статьи 2.9 КоАП РФ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права с учетом установленных судами обстоятельств дела, считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 и частями 3-8 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа для юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N 313.
Исходя из оспариваемого постановления в ходе проверки административным органом выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), наличие которых заявитель не оспорил ни при рассмотрении дела об административном правонарушении у главного государственного инспектора по пожарному надзору, ни в ходе судебного разбирательства.
Судом первой инстанции, правильно установлено, что совершенное ООО "ИОН" нарушение требований нормативных документов по пожарной безопасности и нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, охватывается одним противоправным бездействием, содержащим составы административных правонарушений, а именно: с работниками не проведен противопожарный инструктаж под роспись в журнале; на видном месте не вывешен план эвакуации сотрудников в случае пожара; в подсобных помещениях электролампы эксплуатируются без защитных колпаков (рассеивателей), ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия судей, рассмотрев материалы административного дела в части данных правонарушений, пришла к выводу, что обстоятельства вмененных правонарушений по-разному изложены в акте проверки и постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, имеются противоречия.
Проверив обоснованность выводов судов, кассационная инстанция не может согласиться с позицией апелляционного суда, поскольку, как в акте проверки, так и в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении должностными лицами изложены обстоятельства выявленных нарушений и указаны правила и нормы пожарной безопасности, которые не соблюдены обществом.
Противоречия, на которые указывает апелляционный суд, не свидетельствуют о том, что в постановлении по делу об административном правонарушении указаны обстоятельства, не так как установлены при рассмотрении дела.
Как следует из постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, Обществу вменяется нахождение на путях эвакуации холодильника, сужающего ширину прохода и сгораемых материалов, а также то, что на окнах кафе "ИОН" установлены глухие решетки.
Суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что названные нарушения не могут быть квалифицированы по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, так как нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, постановлением N 9 от 28.03.2012 ООО "ИОН" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В ходе проверки установлено, что помещения кафе "ИОН" не доукомплектованы знаками пожарной безопасности, однако факт данного нарушения обществом требований пожарной безопасности судами не установлен и материалами дела не подтвержден.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что ООО "ИОН" допущены следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности: с работниками не проведен противопожарный инструктаж под роспись в журнале; на видном месте не вывешен план эвакуации сотрудников в случае пожара; в подсобных помещениях электролампы эксплуатируются без защитных колпаков (рассеивателей), ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие доказательств принятия заявителем всех возможных действий для недопущения нарушений требований и норм пожарной безопасности свидетельствует о наличии в его действиях вины в совершении вмененных ему административных правонарушений.
Установив, что доказательств невозможности выполнения ООО "ИОН" требований пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени предусмотрительности, не имеется, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Выводы суда первой инстанции в части трех вмененных нарушений правил пожарной безопасности (с работниками не проведен противопожарный инструктаж под роспись в журнале; на видном месте не вывешен план эвакуации сотрудников в случае пожара; в подсобных помещениях электролампы эксплуатируются без защитных колпаков (рассеивателей)) соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах у апелляционного суда не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем, обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 по делу N А48-1634/2012 отменить.
Решение Арбитражного суда Орловской области от 13.06.2012 по настоящему делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе проверки установлено, что помещения кафе "ИОН" не доукомплектованы знаками пожарной безопасности, однако факт данного нарушения обществом требований пожарной безопасности судами не установлен и материалами дела не подтвержден.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что ООО "ИОН" допущены следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности: с работниками не проведен противопожарный инструктаж под роспись в журнале; на видном месте не вывешен план эвакуации сотрудников в случае пожара; в подсобных помещениях электролампы эксплуатируются без защитных колпаков (рассеивателей), ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 ноября 2012 г. N Ф10-4302/12 по делу N А48-1634/2012
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7972/13
29.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4302/12
28.08.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3952/12
13.06.2012 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-1634/12