См. также определение ФАС ЦО от 27 декабря 2012 г. N Ф10-4506/12 по делу N А64-10826/2011 и постановление от 10 декабря 2012 г. N Ф10-4506/12 по делу N А64-10826/2011
Резолютивная часть постановления принята 20 декабря 2012 г.
Мотивированное постановление изготовлено 27 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Маненкова А.Н. |
судей: |
Киселевой О.В. Солодовой Л.В. |
при участии в заседании |
|
от истцов: Общество с ограниченной ответственностью "Сантехмаркет" (ОГРН 1096829007450) |
Представитель не явился, извещен надлежаще |
Крехов Валерий Николаевич (ОГРН ИП 304682930600177)
от ответчика: Центрально-Черноземный филиал ФГУП "Госземкадастросъемка" ВИСХАГИ (ОГРН 1027700530835)
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (ОГРН 1046882321320)
От третьих лиц: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области
От лица, не привлеченного к участию в деле: Администрация города Тамбова (ОГРН 1056882343352) 392000, Россия, г. Тамбов, Тамбовская область, б. Энтузиастов, д. 1 |
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г. Тамбов, на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.04.2012 (судья Макарова Н.Ю.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 (судьи Сухова И.Б., Поротиков А.И., Мокроусова Л.М.) по делу N А64-10826/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сантехмаркет" (далее - ООО "Сантехмаркет", истец), г. Тамбов, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Центрально-Черноземному филиалу ФГУП "Госземкадастросъемка" ВИСХАГИ, ФБУ Земельная кадастровая палата по Тамбовской области (далее - ответчики) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:1256 общей площадью 4771 кв.м., расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Московская, д. 10 "В" равной рыночной стоимости и составляющей 4 835 748 руб.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.01.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее - Управление Росреестра по Тамбовской области, ответчик).
Определением суда первой инстанции от 15.02.2012 произведена замена ответчика - Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата по Тамбовской области" на его правопреемника - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.02.2012 Крехов Валерий Николаевич (далее - Крехов В.Н.) был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, а затем определением от 23.03.2012 Крехов В.Н. привлечен к участию в деле в качестве соистца.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.04.2012 иск Крехова В.Н. удовлетворен в полном объеме, в удовлетворении заявленных исковых требований ООО "Сантехмаркет" отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 решение оставлено без изменении.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г. Тамбов, обратилось с кассационной жалобой в суд округа. По мнению заявителя жалобы, состоявшиеся судебные акты по делу N А64-10826/2011 являются не соответствующими действующему российском законодательству, сложившейся правоприменительной практике, и следовательно, подлежащими отмене.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения сведений на сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, в судебное заседание не явились.
От ООО "Сантехмаркет" и Крехова В.Н. поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствии их представителей.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что оспариваемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Крехову Валерию Николаевичу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 68:29:0204009:1256 общей площадью 4771 кв.м., расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Московская, дом 10"В", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68-АБ 193530 от 28.05.2010.
Общество с ограниченной ответственностью "Сантехмаркет", г. Тамбов, арендует у Крехова Валерия Николаевича земельный участок площадью 1000 кв.м. для обслуживания склада и размещения автотранспорта персонала и нежилые помещения площадью 482 кв.м., для использования под склад непродовольственных товаров (Договор N 2 от 01.03.2011)
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:1256 по результатам кадастровой оценки в Тамбовской области, утвержденных постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" определена в размере 20 439 822 руб. 78 коп.
Законодательством установлены основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, которые включают в себя, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на календарную дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (статья 24.19 Федерального Закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального Закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ).
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истцом проведена самостоятельная оценка и представлен отчет ООО "Оценка-Плюс" N 016-2011 от 31.08.2011 "Об оценке рыночной стоимости застроенного земельного участка", в соответствии с которым рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 4 835 748 руб.
Поскольку условиями договора аренды на ООО "Сантехмаркет" возложена обязанность по уплате земельного налога, размер которого зависит от установленной кадастровой стоимости земельного участка, считая, что кадастровая стоимость земельного участка в установленном размере необоснованна, ООО "Сантехмаркет", г. Тамбов, обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные исковые требования Крехова В.Н., суд первой и апелляционной инстанций со ссылкой на п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) пришли к выводу о возможности установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в соответствии отчетом ООО "Оценка-Плюс" N 016-2011 от 31.08.2011.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
Согласно п. 3 ст. 3 налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не допустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Тем не менее, положениями п. 3 ст. 66 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время п. 3 ст. 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости" (ФСО N 4), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Исходя из п. 5 проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п. 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Нормами ст. 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Положениями указанной статьи определено, что для целей настоящего Федерального закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Как следует из материалов дела, результаты кадастровой оценки в Тамбовской области утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области". Постановлением администрации Тамбовской области от 29.02.2008 N 260 внесены изменения в вышеуказанное постановление, в связи с чем, срок его действия установлен с 01.01.2009.
Как указано выше, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:1256 равна 20 439 822 руб. 78 коп.
В соответствии с имеющимся в деле отчетом об определении рыночной стоимости имущества рыночная стоимость земельного участка составляет 4 835 748 руб.
Однако при таком существенном расхождении между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью судом не дано оценки вышеуказанному отчету с точки зрения соответствия его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения достоверности содержащихся в отчете сведений о рыночной стоимости спорных земельных участков.
В связи с чем, суду следовало решить вопрос о проведении экспертизы отчета в целях его проверки.
Таким образом, выводы суда об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, определенной в соответствии с вышеуказанным отчетом ООО "Оценка-Плюс" N 016-2011 от 31.08.2011, являются преждевременными.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно ст. 24.12 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Из представленных в дело доказательств следует, что результаты кадастровой оценки в Тамбовской области утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки населенных пунктов области" с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Тамбовской области от 29.02.2008 N 260.
Таким образом, администрация Тамбовской области, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимает непосредственное участие в процессе определения и утверждения кадастровой стоимости земель Тамбовской области, в том числе спорных земельных участков. Соответственно, при рассмотрении настоящего спора затрагиваются права и обязанности администрации Тамбовской области.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты, а дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 по делу N А64-10826/2011 отменить. Дело N А64-10826/2011 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Маненков |
Судьи |
О.В. Киселева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
...
Согласно ст. 24.12 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
...
Из представленных в дело доказательств следует, что результаты кадастровой оценки в Тамбовской области утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки населенных пунктов области" с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Тамбовской области от 29.02.2008 N 260."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 декабря 2012 г. N Ф10-4506/12 по делу N А64-10826/2011
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2012 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4506/12
27.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4506/12
10.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4506/12
20.09.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2941/12
13.04.2012 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-10826/11