Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
Судей: |
Ермакова М.Н. Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от открытого акционерного общества "Воронежская энергосбытовая компания" (394029, г. Воронеж, ул. Меркулова, 7а, ОГРН 1073667025728) |
Ревенко О.В. - представителя (дов. от 20.07.2012 N 09-07/Д-962 пост.) Шабановой Г.Н. - представителя (дов. от 20.07.2012 N 09-07/Д-759 пост.) |
от межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области (394018, г. Воронеж, ул. 9 Января, 36, ОГРН 1043600195979)
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (394036, г. Воронеж, ул. Пушкинская, 5а, ОГРН 1073667025728) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2012 (судья Соболева Е.П.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 (судьи Ольшанская Н.А., Скрынников В.А., Михайлова Т.Л.) по делу N А14-10125/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Воронежская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "ВЭСК") обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области (далее - инспекция) о признании незаконным бездействия инспекции, выразившееся в письме от 25.01.2011 N 03-03/00344 об отказе в предоставлении органам Федерального казначейства документов, необходимых для распределения уплаченной суммы 1 149 738 руб. в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав ОАО "ВЭСК" путем представления органам Федерального казначейства уведомления об уточнении вида принадлежности платежа, решения о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов в соответствии с Приказом Министерства РФ N 92н от 05.09.2008 для распределения уплаченной платежным поручением от 15.06.2011 N 06585 суммы в размере 1 149 738 руб. в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции проверена законность судебных актов исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, по результатам проведенной межрайонной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области выездной налоговой проверки ОАО "ВЭСК" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2006-2007 годы принято решение от 25.06.2009 N 04-21/2ДСП, в соответствии с которым обществу предложено уплатить налоги, в том числе доначисленный единый социальный налог в сумме 2 158 918 руб. и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 149 738 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.10.2010 по делу N А14-15356-2009/475/34 решение инспекции от 25.06.2009 N 04-21/2ДСП признано недействительным, в том числе в части уплаты 2 158 918 руб. единого социального налога и 1 149 738 руб. страховых взносов.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 решение арбитражного суда отменено в части признания неправомерным предложения уплатить единый социальный налог в сумме 2 158 918 руб. и страховые взносы в сумме 1 149 738 руб.
В связи с чем, 20.05.2011 инспекцией в адрес ОАО "ВЭКС" были направлены требование от 10.05.2011 N 70 на сумму 1 009 180 руб. единого социального налога и требование от 06.06.2011 N 79 на сумму единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 1 483 684 руб.
Выполняя требования об уплате налогов, пени, штрафа ОАО "ВЭКС" уплатило единый социальный налог в полном размере, в том числе 1 149 738 руб. (сумму положительной разницы между примененным налоговым вычетом и фактически уплаченными страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование) в федеральный бюджет уплачен по платежному поручению от 15.06.2011 N 06585.
В связи с отменой постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.08.2011 постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 и направлением дела на новое рассмотрение, постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 по результатам повторного рассмотрения дела решение арбитражного суда отменено в части признания недействительным решения инспекции от 25.06.2009 N 04-21/2ДСП в части предложения уплатить, в том числе единый социальный налог в сумме 2 158 918 руб. (из них: 1 009 180 руб. - начисленных, в связи с занижением налоговой базы, 1 149 738 руб. - сумма положительной разницы между примененным налоговым вычетом и фактически уплаченными страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (ОПС)).
По вопросу оценки правомерности начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 149 738 руб. за тот же период, в мотивировочной части постановления апелляционный суд указал, что предложение в решении инспекции от 26.06.2009 N 04-21/2ДСП уплатить указанную сумму страховых взносов, вне зависимости от правомерности их начисления, произведено инспекцией необоснованно, поскольку в силу статей 25, 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" органом, уполномоченным осуществлять взыскание страховых взносов, являются органы Пенсионного фонда РФ.
Письмом от 27.12.2011 N 05-01/2371 ОАО "ВЭСК" обратилось в налоговый орган с заявлением о предоставлении инспекцией органам Федерального казначейства документов, необходимых для распределения уплаченной платежным поручением от 15.06.2011 N 06585 суммы в размере 1 149 738 руб. в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Инспекция письмом от 25.01.2012 N 03-03/00344 отказала ОАО "ВЭКС" в распределении запрашиваемой суммы, указав, что уплата начисления по ст. 243 НК РФ в размере 1 149 738 руб. была проведена в КРСБ, по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, согласно назначению, указанному в платежном поручении от 15.06.2011 N 06586. Поскольку сумма, уплаченная указанным платежным поручением, соответствует доначисленной сумме единого социального налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет на сумму положительной разницы между примененным налоговым вычетом и фактически уплаченными страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование за тот же период в части, оставленной в силе постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 по делу N А14-15356-2009/475/34, то переплата для распределения в бюджет Пенсионного фонда РФ отсутствует.
Полагая, что бездействие налогового органа, выразившееся в отказе в предоставлении органам Федерального казначейства документов, необходимых для распределения уплаченной суммы 1 149 738 руб. в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "ВЭСК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из наличия у инспекции, как администратора доходов бюджета, обязанности и возможности, совместно с соответствующим органом Федерального казначейства перераспределить в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации уплаченные обществом денежные средства в размере 1 149 738 руб. (сумму положительной разницы между примененным налоговым вычетом и фактически уплаченными страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование).
Данный вывод является правильным, соответствует нормам материального права, сделан с учетом надлежащей оценки обстоятельств дела, исследованных судами по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период) (далее - Закон N 167-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являлись объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ с особенностями, предусмотренными пунктом 3 статьи 10 Закона N 167-ФЗ.
Статьей 243 НК РФ, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога, налогоплательщикам предоставлено право уменьшать его сумму, подлежащую уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) и предусмотрено, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
До вступления в законную силу Закона N 167-ФЗ единый социальный налог, начисленный по ставке 28 процентов, в полном размере поступал в Пенсионный фонд Российской Федерации и предназначался для выплаты пенсий.
С принятием Закона N 167-ФЗ и Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" суммы единого социального налога, поступающие в Пенсионный фонд Российской Федерации, были разграничены: одна часть, исчисляемая по ставкам, установленным статьей 22 Закона N 167-ФЗ, стала зачисляться на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, другая часть, исчисляемая по ставке, предусмотренной статьей 241 Налогового кодекса, за вычетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - в федеральный бюджет на финансирование выплат базовой части трудовой пенсии.
При этом законодатель предусмотрел возможность уменьшения суммы единого социального налога (авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму исчисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на указанную сумму налога (авансового платежа по налогу).
Как правильно указано судами, принимая решение о доначислении ОАО "ВЭКС" 1 149 738 руб. единого социального налога, инспекция не учла право налогоплательщика на уменьшение суммы единого социального налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму исчисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Спорная сумма налога уплачена ОАО "ВЭКС" по требованию инспекции. В связи с чем, предложение обществу уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование еще раз самостоятельно (без учета единого социального налога, взысканного налоговым органом во внесудебном порядке в виде разницы между суммой исчисленных и суммой уплаченных страховых взносов), влечет нарушение принципа однократности налогообложения, что является недопустимым.
Довод заявителя жалобы о том, что налоговые органы после взыскания суммы единого социального налога в виде разницы между исчисленной и фактически уплаченной суммой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не обязаны предоставлять органам Федерального казначейства документы, необходимые для распределения этой суммы в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в частности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, основан на неправильном толковании норм права.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) установлено, что главный администратор доходов бюджета - это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом. Администратор доходов бюджета - это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
Согласно указанной статье бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" главным администратором доходов федерального бюджета в части единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, являлась Федеральная налоговая служба.
На основании статьи 160.1 Бюджетного кодекса Правительством Российской Федерации постановлением от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" утверждены Правила осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил федеральные органы государственной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, а также Центральный банк Российской Федерации (далее - главные администраторы доходов бюджетов) в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в частности, формируют и утверждают перечень администраторов доходов бюджетов, подведомственных главному администратору доходов бюджетов.
В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (действовавшим в спорный период) на территориальные органы Федеральной налоговой службы возлагаются полномочия по администрированию доходов в виде сумм единого социального налога, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 25.11.2008 N 214-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и Федеральному закону от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, также является Федеральная налоговая служба.
Исходя из пункта 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Поэтому территориальные органы Федеральной налоговой службы являются также администраторами доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса администратор доходов бюджета в том числе осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
При этом абзац второй пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса предусматривает, что органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом этого же пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
В соответствии с пунктом 40 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н, взаимодействие органов Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет осуществляется путем предоставления органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджет, а также в получении органами Федерального казначейства от администраторов поступлений в бюджет документов, установленных для проведения операций по учету поступлений в бюджет, в пределах возложенных на них полномочий.
Таким образом, налоговые органы после взыскания суммы единого социального налога в виде разницы между исчисленной и фактически уплаченной суммой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязаны предоставить органам Федерального казначейства документы, необходимые для распределения этой суммы в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в частности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал незаконным бездействие инспекции в не предоставлении органу Федерального казначейства документов, необходимых для распределения уплаченной ОАО "ВЭКС" суммы в размере 1 149 738 руб. в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 по делу N А14-10125/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса администратор доходов бюджета в том числе осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
При этом абзац второй пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса предусматривает, что органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом этого же пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
В соответствии с пунктом 40 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н, взаимодействие органов Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет осуществляется путем предоставления органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджет, а также в получении органами Федерального казначейства от администраторов поступлений в бюджет документов, установленных для проведения операций по учету поступлений в бюджет, в пределах возложенных на них полномочий."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 апреля 2013 г. N Ф10-741/13 по делу N А14-10125/2012
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8051/13
07.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8051/13
11.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-741/13
25.12.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6618/12
17.10.2012 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-10125/12