г. Калуга |
|
25 апреля 2013 г. |
Дело N А09-8534/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2013.
Полный текст постановления изготовлен 25.04.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи
Стрегелевой Г.А.,
судей:
Степиной Л.В., Шелудяева В.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ООО "АртПромИнвест" (ОГРН 1063254010258, ИНН 3254004910, ул. Чапаева, 6, г. Брянск, 241020) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (ОГРН 1093254006317, ул. Карла Маркса, 2 г. Брянск) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц (ГК "Росавтодор", Брянская городская администрация, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Брянской области, администрация Брянского района) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.11.2012 (судья Запороженко Р.Е.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 (судьи Тучкова О.Г., Капустина Л.А., Каструба М.В.) по делу N А09-8534/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АртПромИнвест" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению имуществом в Брянской области (далее ТУ Росимущества в Брянской области, территориальное управление) об исправлении кадастровой ошибки в сведениях местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, федеральная автомобильная дорога "Украина", подъезд к г. Брянску км. 114+417 - км.117+319, с кадастровым номером 32:02:0180406:2 в сведениях Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) путем понуждения территориального управления совершить действия по аннулированию сведений о границе земельного участка с кадастровым номером 32:02:0180406:2 в сведениях ГКН.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.11.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013, заявленные ООО "АртПромИнвест" требования удовлетворены. Суд исправил кадастровую ошибку в сведениях местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, федеральная автомобильная дорога "Украина", подъезд к г. Брянску км. 114+417 - км.117+319, с кадастровым номером 32:02:0180406:2, путем понуждения ТУ Росимущества в Брянской области совершить действия по аннулированию ошибочных сведений о границе этого земельного в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Производство по делу N А09-8534/2011 в отношении ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства", Брянской городской администрации, ГК "Российские автомобильные дороги" прекращено, в связи с отказом общества от материально-правовых требований к данным лицам.
В кассационной жалобе территориальное управление просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая, что такой способ исправления кадастровой ошибки не предусмотрен действующим законодательством, исключение земельного участка с кадастрового учета приведет к прекращению существования данного объекта как объекта права. Кроме того, управление считает, что для исправления возможной ошибки необходимо провести новое межевание земельного участка и определить его границы на местности, при этом в материалах дела отсутствуют данные об иных координатах спорного земельного участка, а в экспертном заключении отсутствуют сведения о координатах характерных точек участка, которые внесены ошибочно и их необходимо исправить.
В отзыве на жалобу общество "АртПромИнвест" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы управления несостоятельными.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "АртПромИнвест" является арендатором земельного участка, расположенного по адресу г. Брянск, проспект Московский, д. 158, площадью 3110 кв.м с кадастровым номером 32:28:0042706:2 (для строительства гостиниц, домов приема гостей) на основании договора об уступки прав по договору аренды от 02.11.2010, заключенному с ООО "Мас-Строй".
Также, общество использует на праве аренды земельный участок, расположенный по адресу г. Брянск, проспект Московский, дом N 2А, площадью 2161 кв.м. с кадастровым номером 32:28:0042706:20 (для строительства платной автостоянки), на основании договора об уступки прав по договору аренды от 02.11.2010, заключенному с ООО "Мас-Строй".
11 августа 2011 года общество обратилось в ФБУ "Кадастровая палата" по Брянской области с запросами о предоставлении кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами 32:28:0042706:20 и 32:28:0042706:2, в ответ на которые учреждением приняты решения от 17.08.2011 об отказе в выдаче кадастровых паспортов в связи с наличием пересечений одной из границ данных земельных участков с границей земельного участка с кадастровым номером 32:02:0180406:2.
22.08.2011 ООО "АртПромИнвест" обратилось в ООО "ЗемсервисПлюс" с просьбой о проведении работ по объединению спорных земельных участков, в ответ на которую ООО "ЗемсервисПлюс" сообщило заявителю о невозможности проведения работ по объединению земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:0042706:20 и 32:28:0042706:2 по причине их пересечения с земельным участком с кадастровым номером 32:02:0180406:2, находящимся в федеральной собственности, указав на возможную причину такого пересечения - наличие кадастровой ошибки в отношении земельного участка 32:02:0180406:2.
Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением от 09.09.2011 об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в ответ на которое Территориальное управление в письме от 16.09.2011 N 05-6123 указало, что ООО "АртПромИнвест" для решения данного вопроса необходимо обратиться в Федеральное дорожное агентство по подведомственности.
Поскольку уполномоченное лицо собственника земельного участка с кадастровым номером 32:02:0180406:2 отказалось устранить кадастровую ошибку самостоятельно, ООО "АртПромИнвест" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суды, руководствуясь ст. 22, 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", принимая во внимание заключение судебной экспертизы от 16.05.2012 N А09-834/2011-06.04-ЭА, пришли к выводу, что выявленная в ходе судебно-технической (землеустроительной) экспертизы ошибка является достаточным основанием для понуждения уполномоченного органа правообладателя совершить действия по аннулированию ошибочных сведений в государственном кадастре недвижимости.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Согласно части 4 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 3262860042706:2 и 32:28:0042706: 20, арендатором которых является заявитель, поставлены на кадастровый учет до введения в действие Закона о кадастре недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером 32:02:0180406:2 поставлен на кадастровый учет в 2008 году в связи с принятием ТУ Росимущества по Брянской области распоряжения от 14.02.2008 N 58 с последующим внесением в него изменений (распоряжение N 129 от 04.04.2008) о разделении земельного участка с кадастровым номером 32:02:000000:0086 (Брянская область, Брянский район, федеральная автомобильная дорога "Орел-Брянск-Смоленск-граница государства Беларусь", общей площадью 2435634 кв.м) на восемь земельных участков.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Согласно статье 39 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Вместе с тем, признавая обоснованными выводы проведенной судебной экспертизы, суды указали, что в результате проведенных исследований в сведениях государственного кадастрового учета о земельном участке с кадастровым номером 32:02:180406:2 содержится кадастровая ошибка в отношении определения координат его действительного местоположения, возникшая при проведении кадастровых работ при его образовании путем раздела.
Судами не учтено, что указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет в результате разделения земельного участка 32:02:000000:0086, а из материалов экспертизы данных особенностей не следует. Не указаны в этом экспертном заключении и обстоятельства, связанные с согласованием границ ранее учтенного земельного участка со смежными землепользователями, одним из которых является заявитель.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре недвижимости необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Наличие данной информации также направлено на соблюдение прав смежных землепользователей (собственников, арендаторов и т.п.), поскольку неправильное определение площади и границ образуемого земельного участка (при постановке на учет) может повлечь нарушение прав и законных интересов обладателей смежных земельных участков.
Из изложенных норм следует, что в результате кадастрового учета по заявлению правообладателя фиксируются уникальные характеристики объектов недвижимости, земельных участков.
Однако, документы, на основании которых вносились касающиеся земельного участка с кадастровым номером 32:02:180406:2 сведения в государственный кадастр недвижимости, судами не установлены. Документ, содержащий, по мнению судов, ошибочные сведения, также не указан.
Кроме того, кассационная инстанция отмечает, что исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, согласно которой к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь, заявитель, требуя изменить уникальные характеристики этого земельного участка путем понуждения территориального управления аннулировать сведения о границе земельного участка, по сути, заявляет о необходимости прекращения прав Российской Федерации на указанный земельный участок в существующих границах и площадях.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункта 2 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Предъявление иска к правообладателю земельного участка, в отношении которого выявлена кадастровая ошибка, с требованием исправить кадастровую ошибку путем уточнения границ земельного участка, возможно при наличии межевых планов землепользователей, в отношении которых возник соответствующий спор.
Коллегия обращает внимание на то, что просительная часть заявления содержит требование о признании сведений о земельном участке с кадастровым номером 32:02:0180406:2, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, кадастровой ошибкой, т.е фактически все сведения об участке без конкретизации.
Кроме того, суды не выяснили отношение ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Брянской области к существу заявленных обществом требований к территориальному управлению, обоснование возможности существования кадастровой ошибки в сведениях ГКН в отношении земельного участка, являющегося собственностью Российской Федерации.
Исследование и оценка указанных обстоятельств имеет существенное значение для принятия законного и обоснованного судебного акта.
С учетом изложенного отсутствуют основания полагать, что обжалуемые судебные акты приняты на основании установления всех фактических обстоятельств, имеющих значение для данного дела.
Поэтому судебные акты подлежат отмене, а дело, по основаниям, указанным выше, - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 16.11.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по делу N А09-8534/2011 в части удовлетворения требований ООО "АртПромИнвест" отменить.
В отмененной части направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
В части прекращения производства по делу в отношении ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства", Брянской городской администрации, ГК "Российские автомобильные дороги" в связи с отказом общества от материально-правовых требований к данным лицам судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наличие данной информации также направлено на соблюдение прав смежных землепользователей (собственников, арендаторов и т.п.), поскольку неправильное определение площади и границ образуемого земельного участка (при постановке на учет) может повлечь нарушение прав и законных интересов обладателей смежных земельных участков.
Из изложенных норм следует, что в результате кадастрового учета по заявлению правообладателя фиксируются уникальные характеристики объектов недвижимости, земельных участков.
Однако, документы, на основании которых вносились касающиеся земельного участка с кадастровым номером 32:02:180406:2 сведения в государственный кадастр недвижимости, судами не установлены. Документ, содержащий, по мнению судов, ошибочные сведения, также не указан.
Кроме того, кассационная инстанция отмечает, что исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, согласно которой к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь, заявитель, требуя изменить уникальные характеристики этого земельного участка путем понуждения территориального управления аннулировать сведения о границе земельного участка, по сути, заявляет о необходимости прекращения прав Российской Федерации на указанный земельный участок в существующих границах и площадях.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункта 2 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 апреля 2013 г. N Ф10-883/13 по делу N А09-8534/2011
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-445/15
16.12.2014 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-8534/11
25.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-883/13
28.01.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6495/12
15.01.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6495/12
16.11.2012 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-8534/11