Реформа идет, проблемы остаются
Разъяснение очередных новшеств, придуманных в рамках налоговой реформы, лучше получить из первых уст. Поэтому чиновники - самые желанные гости на бухгалтерских семинарах. Одна из таких встреч прошла недавно в Москве.
НДС изменялся и будет изменяться
Вопросом первостепенной важности оказался незабвенный НДС. О всех изменениях, которые постигли 21-ю главу Налогового кодекса, собравшимся рассказал сотрудник Департамента косвенных налогов МНС, государственный советник налоговой службы Всеволод Леви.
В начале выступления Всеволод Семенович слегка осветил будущие нововведения: систему электронного учета счетов-фактур, снижение ставки НДС и метод начисления, который хотят сделать обязательным для этого налога. За несколько дней до этого эти же перспективы конкретизировал замминистра финансов Сергей Шаталов на очередной пресс-конференции. Шаталов рассказал, что правительство планирует с 2006 года ввести ставку НДС 16 процентов и отменить все льготы. По поводу создания электронных реестров счетов-фактур он высказал надежду, что это будет способствовать более эффективному администрированию НДС и поможет борьбе с недобросовестными налогоплательщиками. И применение электронных счетов-фактур, и уплату НДС по методу начисления Шаталов пророчил с 2006 года.
Про метод начисления г-н Леви поспешил успокоить присутствующих:
- О введении НДС "по отгрузке" в ближайшем будущем и речи быть не может. Это долгосрочная перспектива. Такой метод может стать обязательным только через 2-3 года.
Потом Всеволод Семенович рассказал о создании единой информационной базы между налоговиками и таможенниками. Эта система должна избавить от необходимости дублировать информацию, уже полученную таможенниками (о других электронных "таможенных" новинках читайте на стр. 12).
Однако бухгалтеров больше интересовали повседневные заботы. Один из слушателей задал вопрос о том, можно ли использовать факсимиле при оформлении счетов-фактур.
- Вообще, счет-фактура не является первичным документом бухгалтерского учета, но тем не менее мы не признавали и не признаем факсимиле на счетах-фактурах, - ответил Леви. - Оспаривать это - ваше право.
Арбитраж продолжит заботиться об интересах бюджета?
Про налоговые проверки и ответственность за недобросовестность рассказала Татьяна Смирнова - начальник отдела документальных проверок УНП ФСНЭП МВД. Особое оживление аудитории вызвало сообщение о штрафах за непредставление документов в ходе камеральной проверки.
- А если я им документы по почте вышлю и они потеряются? - поинтересовалась одна из слушательниц.
- В Налоговом кодексе (статья 80, пункт 2 - прим. ред.) сказано, что по почте можно посылать только декларацию. Документы же лучше сдавать в секретариат, чтобы у вас остался их входящий номер сопроводительного письма. Если документы потеряют на почте, за их непредставление оштрафуют все равно вас. За каждый документ берется штраф 50 рублей. Если объем документов слишком велик и в установленные пять дней собрать и принести их в налоговую вы не можете, то нужно сразу написать налоговикам письмо с просьбой отсрочить их представление.
Вообще, показывать документы или нет - ваше личное дело. Бывают фирмы, которым дешевле не показывать документы, чем потом платить штрафы за найденные в них недочеты.
Далее последовал рассказ о начислении пени. Один из бухгалтеров очень заинтересовался возможностью не платить ЕСН в IV квартале, а заплатить все в апреле. Поскольку IV квартал не является отчетным, и пени начинают начисляться только с 16 апреля следующего года.
- Да, действительно, судя по арбитражной практике, получается, что все можно заплатить разом, - согласилась Татьяна Смирнова. - Но если так будут делать все, то, я думаю, появится и другая практика.
Такая забота вроде бы независимых арбитров о пополнении бюджета довольно сильно расстроила бухгалтеров.
Мнение инспекторов
Последним выступал чиновник из Департамента налогообложения прибыли МНС Олег Хороший. Он сразу сообщил аудитории, что является представителем противоборствующей стороны - налоговым инспектором. После такого заявления слушатели заметно приуныли и вопросы задавать перестали.
Темой, которая смогла хоть немного взбодрить загрустивших бухгалтеров, стала возможность отнести к расходам на обеспечение нормальных условий труда покупку питьевой воды.
- Этот вопрос волнует сейчас очень многих, - сказал Хороший. - Инспекторы обычно проверяют по мелочам и не упускают случая поинтересоваться экономической обоснованностью покупки воды. По своему опыту могу сказать, что предприятия все чаще предъявляют справки о том, что вода, текущая из кранов не пригодна для питья. Бывает, что водопроводная вода отсутствует вообще. Главное - это обосновать необходимость. А потом можете относить куда хотите.
Бухгалтеры, конечно, хотели отнести воду на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли. Поэтому, уже почти не слушая лектора, собравшиеся стали делиться друг с другом собственным опытом.
- В санэпидемстанции получить справки практически невозможно. Мы им показали тот компот, который у нас из крана течет, а они говорят: "Соответствует всем стандартам", - пожаловалась одна дама.
- Мы тоже не смогли ничего добиться. Решили, что дешевле будет самим этот кулер купить и в учете не отражать. Потом, правда, кто-то посоветовал оформить дополнительное соглашение к коллективному договору. Написали, что работодатель обязуется снабжать сотрудников тонизирующими напитками. Спокойно провели кулер и кофеварку как расходы на оплату труда. Проверка уже была, но никто не придрался, - поделился опытом молодой бухгалтер.
Эту тему продолжали обсуждать и после семинара. Кто-то вспоминал постановление Минтруда о том, что к мероприятиям по охране труда можно отнести даже автоматы для приготовления и подачи к рабочим местам тонизирующих напитков (от 27 февраля 1995 года N 11 - прим. ред.)
Еще кто-то ссылался на арбитражную практику. К сожалению, в информационных базах нам удалось найти лишь одно подобное определение. Его вынес в пользу фирм Федеральный арбитражный суд Московского округа 29 июня 2001 г. N КА-А40/3170-01.
Редакция выражает благодарность организаторам семинара - компании "Тандем-Форум" www.tandem-forum.ru
М. Ильина
"Расчет", N 11, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru