г.Калуга |
|
5 июня 2014 г. |
Дело N А48-2195/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2014.
Полный текст постановления изготовлен 05.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: открытого акционерного общества "Орелрыбхоз" (ОГРН 1035752006531, ИНН 5752033033, д.Макеево, Кромской р-н, Орловская обл., 303200) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Правительства Орловской области (ОГРН 1025700834004, ИНН 5753010381, пл.Ленина, 1, г.Орел, 302028)- Корнеевой С.Ю. (дов. от 07.04.2014 N 19),
от третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (ОГРН 1095742001123, ИНН 5751037525, наб.Дубровинского, 70, г.Орел, 302000)- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области (ОГРН 1095753001827, ул.Сурена Шаумяна, д.16, г.Орел, 302028)- Корнеевой С.Ю. (дов. от 10.01.2014),
Московско-окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (ул.Красносельская верхн, 17а, стр.1б, г.Москва, 107140)- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (ОГРН 1087746311047, ИНН 7702667310, ш.Варшавское, д.39А, г.Москва, 117105)- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Орловской области (ул.Комсомольская, 33, г.Орел, 302001)- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2013 (судья Соколова В.Г.) по делу N А48-2195/2013,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Орелрыбхоз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Правительства Орловской области от 13.10.2009 N 199 "Об утверждении Перечня рыбопромысловых участков на территории Орловской области и регламента их эксплуатации" в части включения в перечень рыбопромысловых участков пруда Чувардинский на р.Неживка площадью 65,0 га (номер 98 по Перечню), пруда Крупышинский на р. Неживка площадью 91,0 га (номер 99 по Перечню), пруда Краснокалиновский на р. Локна площадью 54,2 га (номер 100 по Перечню), пруда Головной на р. Тросна площадью 63,0 га (номер 211 по Перечню), пруда Макеевский на р. Тросна площадью 75,0 га (номер 212 по Перечню) и обязании Правительства Орловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Орелрыбхоз".
Дело рассмотрено по правилам, установленным в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2013 ОАО "Орелрыбхоз" восстановлен срок подачи заявления, заявленные требования удовлетворены, признано недействительным в оспоренной части постановление Правительства Орловской области от 13.10.2009 N 199.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 производство по апелляционным жалобам Правительства Орловской области, Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области на решение суда от 12.11.2013 прекращено.
Апелляционный суд, прекращая производство по жалобам, исходил из того, что постановление Правительства Орловской области от 13.10.2009 N 199 является нормативным правовым актом, в связи с чем судебный акт, принятый по делу об оспаривании нормативного правового акта, не подлежит обжалованию в порядке апелляционного производства.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15.05.2014 определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство Орловской области просит отменить решение Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2013 и прекратить производство по делу, так как спор не подведомственен арбитражному суду в связи с тем, что оспоренное постановление Правительства Орловской области является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом от 24.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", положениями которого не предусмотрено рассмотрение споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в арбитражном суде.
В отзыве на жалобу Московско-Окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству указывает на несогласие с выводами суда, изложенными в обжалуемом Правительством Орловской области судебным акте, поддерживая требование кассатора об отмене решения суда.
ТУ Росимущества в Орловской области в отзыве на кассационную жалобу считает, что указанные дело не подлежит прекращению, просит отменить решение и направить дело на новое рассмотрение.
Законность судебного акта проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзывах на жалобу, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представительства Правительства Орловской области, суд кассационной инстанции считает, что судебный акт подлежит отмене, а дело - прекращению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Правительство Орловской области 13.10.2009 приняло Постановление N 199 "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков на территории Орловской области и регламента их использования", которым утвержден Перечень рыбопромысловых участков Орловской области, Управлению по охране и использованию объектов животного мира, биологических ресурсов и экологической безопасности Орловской области поручено организовать работы по предоставлению в пользование рыбопромысловых участков в соответствии с действующим законодательством, а также внесены изменения в постановление коллегии Орловской области от 15.08.2008 "О работе по определению границ рыбопромысловых участков и заключении договоров о предоставлении в пользование рыбопромысловых участков Орловской области".
В перечень рыбопромысловых участков Орловской области (приложение N 1 к постановлению N 199) включены водные объекты, в том числе: пруд Чувардинский на р. Неживка, площадью 65,0 га, расположенный в населенном пункте Чувардино; пруд Крупышинский на р. Неживка, площадью 91,0 га, расположенный в населенном пункте Крупышино; пруд Краснокалиновский на р. Локна, площадью 54,2 га, расположенный в н.п. Краснокалиновский; пруд Головной на р. Тросна, площадью 63,0 га, расположенный в н.п. Макеево; пруд Макеевский на р. Тросна, площадью 75,0 га, расположенный в населенном пункте Макеево.
Не согласившись с постановлением Правительства Орловской области N 199 в части включения в него вышеназванных прудов, ОАО "Орелрыбхоз" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным (частично) ненормативного правового акта.
Арбитражный суд Орловской области, рассматривая спор по правилам, установленным в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что оспоренное постановление Правительства Орловской области является ненормативным правовым актом.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с позицией арбитражного суда.
Понятию "нормативный правовой акт" дано толкование в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", в пункте 9 которого определено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются следующие: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" по правилам гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы. Положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения.
Оспоренное в настоящем деле постановление N 199 принято Правительством Орловской области, высшим органом исполнительной государственной власти Орловской области.
В соответствии с Законом Орловской области от 17.03.2009 N 879-ОЗ "О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области" Правительство области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Орловской области, федерального и областного законодательства издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства области. Акты, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства области. Постановления и распоряжения Правительства области являются обязательными для исполнения всеми органами власти, физическими и юридическими лицами на территории области (статья 30 Закона).
Статьей 56 Законом Орловской области N 319-ОЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области" определено, что официальным опубликованием нормативных правовых актов области считается публикация их полного текста в газете "Орловская правда", в "Собрании нормативных правовых актов Орловской области", а также в официальных электронных источниках опубликования нормативных правовых актов Орловской области.
Официальными электронными источниками опубликования нормативных правовых актов Орловской области являются государственная специализированная информационная система "Портал Орловской области - публичный информационный центр", федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации).
Дата официального опубликования в государственной Датой официального опубликования нормативного правового акта области считается дата первой публикации его текста в одном из источников официального опубликования нормативных правовых актов Орловской области.
Постановление N 199 опубликовано в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" 03.12.2009.
Под государственно-властными полномочиями органов исполнительной власти, их должностных лиц, понимаются не любые полномочия, а только те, которые служат правовыми формами и средствами достижения целей и задач в той или иной сфере государственно-управленческой деятельности, включая и сферу рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Таковыми являются: установление общих правил поведения, рассчитанных на многократное применение и обязательных для всех субъектов таких отношений от имени соответствующего органа исполнительной власти, его должностного лица; осуществление государственного контроля, применение мер государственного принуждения.
Данное постановление утверждает перечень рыбопромысловых участков Орловской области, то есть рассчитано на неоднократное применение и адресован неопределенному кругу.
Таким образом, оспариваемое постановление соответствует всем перечисленным признакам нормативного правового акта.
В силу статьи 29 и части 4 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Как следует из постановления N 199 оно принято Правительством Орловской области в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Вместе с тем, согласно статье 51 указанного закона споры в области рыболовства и сохранении водных биоресурсов разрешаются в судебном порядке.
Согласно разъяснению, изложенному в абз. 2 п. 2.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", если федеральным законом предусмотрено обжалование нормативных правовых актов в судебном порядке, заявления о признании недействующими таких нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 6 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2013 по делу N А48-2195/2013 отменить.
Производство по делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из постановления N 199 оно принято Правительством Орловской области в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Вместе с тем, согласно статье 51 указанного закона споры в области рыболовства и сохранении водных биоресурсов разрешаются в судебном порядке.
Согласно разъяснению, изложенному в абз. 2 п. 2.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", если федеральным законом предусмотрено обжалование нормативных правовых актов в судебном порядке, заявления о признании недействующими таких нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 июня 2014 г. N Ф10-1411/14 по делу N А48-2195/2013
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1411/14
15.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1411/14
22.04.2014 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1411/14
14.03.2014 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6752/13
12.11.2013 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-2195/13