г.Калуга |
|
9 апреля 2015 г. |
Дело N А35-2391/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2015.
Полный текст постановления изготовлен 09.04.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
от Администрации г. Курчатова Курской области (ОГРН 1024601276150, ИНН 4634001202, Курская область, г. Курчатов, Коммунистический пр-кт, 33, 307251); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Фирма Энергозащита" (ОГРН 1027700038024, ИНН 7709046921, г.Москва, ул.Земляной Вал, 39/1, 2, 105120); Рябцева В.Г.- представителя по доверенности от 05.03.2013 N20;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Курчатова Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 15.07.2014 (Арцыбашева Т.Ю.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 (судьи Протасов А.И., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-2391/2014,
УСТАНОВИЛ:
19.03.2014 открытое акционерное общество "Фирма Энергозащита" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным длящегося бездействия Администрации города Курчатова Курской области (далее - Администрация) по переоформлению права постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 46:31:010606:5344 площадью 903 кв. метра на право аренды земельного участка для окончания строительства и эксплуатации магазина булочная-кондитерская и клуба по интересам, расположенного между жилыми домами N 10 и N 12 по ул. Набережная города Курчатова, сроком на 3 года, а в качестве устранения негативных последствий в силу положения статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просило обязать Администрацию совершить предусмотренные законом действия по переоформлению права постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 46:31:010606:5344 площадью 903 кв. метра на право аренды земельного участка для окончания строительства и эксплуатации магазина булочная-кондитерская и клуба по интересам, расположенного между жилыми домами N 10 и N 12 по ул. Набережная города Курчатова, сроком на 3 года.
В процессе рассмотрения спора заявитель 30.06.2014 (т.2, л.д. 67-70) уточнил заявленные требования, прося признать незаконным длящееся бездействие Администрации по переоформлению права постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 46:31:010606:5344 площадью 903 кв. метра на право аренды земельного участка для окончания строительства и эксплуатации магазина булочная-кондитерская и клуба по интересам, расположенного между жилыми домами N 10 и N 12 по ул. Набережная города Курчатова, сроком на 3 года в соответствии с заявлениями Общества от 14.11.2013, 28.02.2014 и 26.05.2014. Признать незаконным отказ Администрации в переоформлении права постоянного бессрочного пользования, изложенный в сообщении Комитета по управлению имущества г.Курчатова от 20.03.2014 N574. В качестве устранения негативных последствий в силу положения статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество просило обязать Администрацию совершить предусмотренные законом действия по переоформлению права постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 46:31:010606:5344 площадью 903 кв. метра на право аренды земельного участка для окончания строительства и эксплуатации магазина булочная-кондитерская и клуба по интересам, расположенного между жилыми домами N 10 и N 12 по ул. Набережная города Курчатова, сроком на 3 года.
Решением суда от 15.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.12.2014, признано незаконным длящееся бездействие Администрации по переоформлению права постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 46:31:010606:5344 площадью 903 кв. метра на право аренды земельного участка для окончания строительства и эксплуатации магазина булочная-кондитерская и клуба по интересам, расположенного между жилыми домами N 10 и N 12 по ул. Набережная города Курчатова, сроком на 3 года в соответствии с заявлениями организации от 14.11.2013, 28.02.2014 и 26.05.2014.
Признан незаконным отказ Администрации в переоформлении права постоянного бессрочного пользования, отраженный в сообщении Комитета по управлению имущества г. Курчатова, датированном 20.03.2014 N 574.
Суд обязал Администрацию в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу совершить предусмотренные законом действия по переоформлению права постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 46:31:010606:5344 площадью 903 кв. метра на право аренды земельного участка для окончания строительства и эксплуатации магазина булочная-кондитерская и клуба по интересам, расположенного между жилыми домами N 10 и N 12 по ул. Набережная города Курчатова, сроком на 3 года.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение и постановление суда в связи с тем, что они приняты с нарушением норм земельного законодательства, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, суд кассационной инстанции считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене.
Как видно из материалов дела, СМУ "Курскэнергозащита" изначально являлось структурным подразделением Всесоюзного промышленно-строительного объединения "Союзэнергозащита" Министерства энергетики и электрификации.
На основании приказа Министерства топлива и энергетики РСФСР от 24.01.1992 N 23 Всесоюзное промышленно-строительное объединение "Союзэнергозащита" было переименовано в государственное предприятие "Производственная строительно-монтажная фирма по монтажу обмуровочных теплоизоляционных и противокоррозионных покрытий и производству теплоизоляционных конструкций "Энергозащита". Распоряжением Правительства г. Москвы от 27.03.1993 N 377-р было принято решение о приватизации государственного предприятия "Производственная строительно-монтажная фирма "Энергозащита". В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации" от 15.08.1992 N 923, Указом Президента Российской Федерации "О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента от 14.08.1992 N 922" от 05.11.1992 N 1334, Указом Президента Российской Федерации "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества", Указом Президента Российской Федерации "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" от 16.11.1992 N 1392 (пункт 1.1. Устава), 21.07.1993 было учреждено АООТ "Энергозащита". В соответствии со свидетельством о регистрации изменений в учредительные документы от 18.07.1996 АООТ "Энергозащита" было переименовано в ОАО "Фирма Энергозащита". Согласно п. 1.3 Устава АООТ "Энергозащита" является правопреемником производственной строительно-монтажной фирмы "Энергозащита". Специализированное монтажное управление "Курскэнергозащита" является структурным подразделением АООТ "Энергозащита" (п.1.4 Устава).
В соответствии с актом от 6 сентября 1989 года (т.1, л.д. 34-35) Курская АЭС передала СМУ "Курскэнергозащита" в ПСМО "Союзэнергозащита" площадку площадью 1 га под строительство жилого дома N 541 со встроенным магазином "булочная-кондитерская" в 6 микрорайоне г.Курчатова с исполнением функции заказчика и долевого участия на 5 квартир в строительстве дома N 541.
Решением исполнительного комитета Курчатовского городского совета народных депутатов Курской области от 28.02.1990 N 34 было утверждено решение комиссии по выбору земельного участка под строительство 9-ти этажного, крупнопанельного, двухсекционного жилого дома N 541 серии 3-0875-1(84) "Энергетик" с пристроенным магазином булочная-кондитерская и клубом по интересам на участке площадью 1 га, расположенного по адресу: в восточной части VI микрорайона в соответствии с актом обследования и выбора участка для строительства от 16.01.1990. Застройщик - СМУ "Курскэнергозащита" (т.1, л.д.33).
25.01.1993 СМУ "Курскэнергозащита" выдано свидетельство N 8 о праве собственности на землю (т.1, л.д.22), в котором основанием для его выдачи указано решение горисполкома от 28.02.1990 N 34, а так же, что во временное пользование предоставлен земельный участок площадью 0,7 га, в т.ч. бессрочного пользования 0,1 га.
В этом свидетельстве указано, что оно является временным документом и действует до выдачи соответствующего государственного акта установленной формы.
Согласно кадастрового паспорта от 18.02.2014 кадастровым органом 25.01.1993 поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 903+/-8 кв.м; расположенный: Курская область, г.Курчатов, в восточной части VI микрорайона, категория земель: земли населенных пунктов, участку присвоен кадастровый номер 46:31:010606:5344, сведения о чьих-либо правах на него отсутствуют (т.3, л.д.82).
На основании заявления АООТ "Курскэнергозащита" постановлением главы Администрации г.Курчатов от 31.01.1996 N 21 изъят земельный участок площадью 1000 м2, предоставленный АООТ "Курскэнергозащита" решением Курчатовского городского Совета народных депутатов от 28.02.90 г. N 34 под строительство жилого дома по ул.Набережная, N 10. Переоформить документы филиалу "Курскэнергозащита" во временное пользование земельный участок площадью 700 м2 под строительство хлебо-булочного магазина N 541, расположенного между жилыми домами по ул.Набережная, 10 и 12 (т.3, л.д.29).
На основании вышеуказанного постановления от 31.01.1996 N 21, 06.02.1996 АООТ "Курскэнергозащита" выдано свидетельство N 22 о праве временного пользования земельным участком площадью 700 кв.м для строительства магазина N 541 (т.3, л.д. 30).
Общество неоднократно, в том числе 14.11.2013, 28.02.2014, 26.05.2014, обращалось в Администрацию по вопросу переоформления права постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком на право его аренды, длительное неполучение положительного ответа на эти просьбы были расценены заявителем как незаконное бездействие Администрации, а отказ, изложенный в сообщении Комитета по управлению имуществом г.Курчатова от 20.03.2014 N 574, как акт нарушающий его права и законные интересы, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
В обоснование своих требований заявитель указывал, что в данном случае подлежат применению положения пункта 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку право бессрочного пользования на спорный земельный участок возникло у него на основании решения от 28.02.1990 N 34 и перешло к нему в порядке универсального правопреемства при реорганизации из государственного предприятия в акционерное общество до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в настоящем случае подлежат применению положения пункта 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которых право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
При этом заявитель решил воспользоваться правом на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, предусмотренном п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Удовлетворяя заявленные Обществом требования суд исходил из того, что заявителем при обращении в Администрацию города Курчатова Курской области были представлены все необходимые документы и подтверждается материалами дела, в том числе пояснениями заинтересованного лица, данными в ходе рассмотрения дела N А35- 3157/2013 и N А35-3310/2014.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Между тем, такие выводы нельзя признать законными.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованному лицу гарантировано право обращения за защитой нарушенных и оспариваемых прав и интересов в суд.
Судебный способ защиты своих прав и интересов является исключительным способом и применяется в случае, если другие способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных либо оспариваемых прав и интересов.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Именно по этой причине принцип судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, закрепленный статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагает, что суд, удовлетворяя требования заявителя, обеспечивает реальную защиту либо восстановление нарушенного (оспоренного) права.
Применительно к делам, подлежащим рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, упомянутый принцип выражается в том, что арбитражный суд, признавая незаконным решение, действия (бездействие) государственного органа, указывает в итоговом судебном акте на обязанность соответствующего органа, его должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявленные Обществом требования рассматриваются на основании главы 24 АПК РФ, закрепившей процедуру судебного обжалования ненормативных актов, разделившую понятие "действие (бездействие)" и "ненормативный правовой акт", "решение органа власти" (часть 1 статьи 198, части 1, 4 и 5 ст. 201).
При этом к решениям относятся акты органов, осуществляющих публичные правомочия, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина, организации).
К действиям органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц по смыслу гл.24 АПК РФ относится властное волеизъявление этих органов и лиц, которое не облачено в форму решения, но повлекло нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
К бездействию относится неисполнение органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. К бездействию, в частности, относятся нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Признавая незаконным бездействие Администрации, суд исходил из того, что оно выразилось в нерассмотрении (несвоевременном) рассмотрении заявлений Общества относительно предоставления спорного земельного участка, изложенных в обращениях от 14.11.2013, 28.02.2014 и 26.05.2014.
Между тем, суд не учел, что согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление в порядке главы 24 Кодекса может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Указанный срок не является сроком исковой давности, в связи с чем, правовые последствия его пропуска применяются арбитражным судом вне зависимости от того, было ли заинтересованным лицом заявлено о пропуске срока давности на оспаривание решения государственного органа.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Таким образом, поступившее в Администрацию обращение Общества от 14.11.2013 должно было быть рассмотрено ею не позднее 14.12.2013. Соответственно, о бездействии Администрации заявителю стало известно 14.12.2013, а срок на обжалование данного бездействия в судебном порядке истек 14.02.2014.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что заявление по настоящему делу было подано в арбитражный суд 19.03.2014, то ООО "Фирма Энергозащита" пропустило установленный законом трехмесячный срок на обжалование бездействия Администрации, выразившегося в нерассмотрении этого обращения, а месячный срок на ответ по заявлению от 28.02.2014 в момент обращения в суд еще не истек.
Обращение Общества в Администрацию с заявлением от 26.05.2014 лишено правового смысла, так как имеется отказ от 20.03.2014 и он оспаривается заявителем.
Кроме того, при принятии решения суд располагал ответами Администрации на обращения Общества, что свидетельствует об отсутствии оспариваемого бездействия. Само по себе нарушение установленного частью 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ срока рассмотрения обращений Общества не может быть расценено как достаточное для признания оспариваемого бездействия незаконным, поскольку не влечет нарушения прав заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Под землепользователями понимаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования (статья 5 ЗК РФ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только перечисленным в нем организациям, а именно государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что юридические лица, за исключением перечисленных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность.
Вместе с тем, в силу пункта 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно пункту 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главой III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного закона (то есть до 31.01.1998), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Как предусмотрено пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Суды расценили решение Курчатовского горисполкома от 28.02.1990 N 34 "Об утверждении решения комиссии по выбору земельного участка под строительство жилого дома N 541" как правоустанавливающий документ, принятый до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а свидетельство от 25.01.1993 N 8 как правоподтверждающий, в связи с чем права Общества на данный земельный участок признали установленными надлежащим образом.
Однако суд кассационной инстанции считает, что в отношении спорного земельного участка у заявителя отсутствуют как правоустанавливающие, так и правоподтверждающие документы.
В период принятия горисполкомом решения от 28.02.1990 N 34 и выдачи свидетельства на право пользования землей в 1993 году, на которые Общество ссылается в обоснование наличия у него права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, земельные отношения регулировались Основами законодательства Союза СССР и Союзных республик о земле, введенными в действие постановлением Верховного Совета СССР от 28.02.1990 N 1252-1 (далее - Основы), Земельным Кодексом РСФСР, утвержденным постановлением Верховного Совета РСФСР от 25.04.1991 N 1103-1 (далее - Земельный кодекс РСФСР) и Законом РСФСР от 23.11.1900 N 374-1 "О земельной реформе".
В соответствии со статьей 6 Основ земля предоставлялась в постоянное или временное пользование.
Право владения и право постоянного пользования землей удостоверялось государственным актом (ст.8 Основ).
Согласно статьям 12, 14 Земельного кодекса РСФСР земельные участки предоставлялись в бессрочное (постоянное) пользование и во временное пользование.
В силу статьи 31 (части 1, 2) Земельного кодекса РСФСР, право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждалась Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" утверждены формы государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан (форма N 1), предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (форма N 2).
Согласно приложениям N 1 и N 2 к постановлению Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 в государственном акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей указывалось на предоставление названному в нем собственнику, владельцу или пользователю земельного участка соответствующего размера в границах, указанных на чертеже. Последний прилагался к государственному акту.
Таким образом, из смысла указанных правовых норм в их взаимосвязи следует, что именно государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имевший равную юридическую силу с записями в ЕГРП, являлся единственным доказательством существования такого права на земельный участок, размер и границы которого должны были быть указаны в чертеже, прилагаемом к государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования.
Обществом на спорный земельный участок не был представлен государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с соответствующими идентификационными признаками (адрес, площадь, план земельного участка, из которого возможно было бы определить границы предоставленного земельного участка). Земельно-правовая документация на указанные земельные участки в установленном порядке не оформлялась.
Отсутствуют такие документы и в материалах дела.
В связи с этим у суда не имелось правовых оснований для вывода, что постановление N 34 и свидетельство от 25.01.1993 N 8 имеет равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
Таким образом, заявителем не были представлены доказательства, подтверждающие наличие у Общества права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.
Схожая правовая позиция была высказана в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 N 8251/11, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2012 N 18-КГ12-40.
Наличие решения органа исполнительной власти от 28.02.1990 N 34 об утверждении решения комиссии по выбору земельного участка под строительство жилого дома с пристройками не является доказательством возникновения у Общества права на землю.
Более того, в связи с передачей построенного жилого дома N 10 по ул.Набережная на баланс ГУ ЖКУ постановлением главы Администрации г.Курчатова от 31.01.1996 N 21 на основании заявления АООТ "Курскэнергозащита" был изъят земельный участок площадью 1000 кв.м. под жилым домом по ул.Набережная д.10, а последнему во временное пользование предоставлен земельный участок площадью 700 кв.м. под строительство хлебо-булочного магазина N 541, расположенного между жилыми домами по ул.Набережная, N 10 и N 12.
В свидетельстве о праве пользования на землю от 06.02.1996 (т.1, л.д.30), которое выдано на основании постановления от 31.01.1996, указано, что земельный участок площадью 700 кв.м. для строительства магазина N 541 предоставлен АООТ "Курскэнергозащита" во временное пользование, что свидетельство является временным документом и действует до выдачи государственного акта установленной формы. Такой вид пользования землей как собственность в свидетельстве вычеркнут.
О том, что и временное пользование спорным земельным участком прекращено (Земельным Кодексом РСФСР предусматривался предельный срок временного пользования 3 года), а документы на участок переоформлены не были, подтверждается самим Обществом в письме от 11.05.2007 N 307, адресованном Комитету по управлению имуществом г.Курчатова (т.1, л.д.39), подписанному Яковлевым Г.Н., который от имени Общества обращался по спорному вопросу в Администрацию и в 2014 году.
Довод заявителя о том, что у него не изымался по постановлению от 31.01.1996 N 21 спорный земельный участок, так как в этом ненормативном акте речь идет о АООТ "Курскэнергозащита", которое является иным лицом, чем ОАО "Фирма "Энергозащита", не может быть принят во внимание.
Действительно, наименование данной организации не соответствует в точности правильному наименованию заявителя в тот момент - ОАО "Фирма Энергозащита" в лице филиала "Курскэнергозащита". Однако исходя из смысла данного постановления, а также учитывая вышеизложенные обстоятельства, следует, что земельный участок площадью 0,1 га был предоставлен решением Курчатовского городского совета народных депутатов от 28 февраля 1990 г. N 34 под строительство жилого дома по ул.Набереждная, N 10 именно СМУ "Курскэнергозащита", правопреемником которого в настоящее время является именно ОАО "Фирма Энергозащита" в лице филиала "Курскэнергозащита", поэтому суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что указанное постановление полностью распространяется на заявителя и земельный участок площадью 1000 кв.м. или 0,1 га был изъят именно у него.
Таким образом, у Общества отсутствовало право на переоформление земельного участка в порядке п.2 ст.3 Федерального закона N 137-ФЗ, следовательно, отказ Администрации не нарушает права и законные интересы заявителя.
В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество является его государственная регистрация (статьи 2 и 4 Закона N 122-ФЗ).
На спорном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, на которые у Общества было бы зарегистрировано право собственности, нет такой регистрации и в отношении объекта незавершенного строительства (ч.2, ч.4 ст.25 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, однако неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об отказе Обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 15.07.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу N А35-2391/2014 отменить.
В признании незаконным бездействия Администрации города Курчатова Курской области по переоформлению открытому акционерному обществу "Фирма Энергозащита" права постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 46:31:010606:5344 площадью 903 кв. метра, расположенном между жилыми домами N 10 и N 12 по ул. Набережная города Курчатова, на право аренды этого земельного участка для окончания строительства и эксплуатации магазина булочная-кондитерская и клуба по интересам сроком на 3 года, отказать.
В признании незаконным отказа Администрации города Курчатова Курской области в переоформлении открытому акционерному обществу "Фирма Энергозащита" права постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 46:31:010606:5344 площадью 903 кв. метра, расположенном между жилыми домами N 10 и N 12 по ул. Набережная города Курчатова, на право аренды этого земельного участка для окончания строительства и эксплуатации магазина булочная-кондитерская и клуба по интересам сроком на 3 года, изложенном в сообщении Комитета по управлению имущества г. Курчатова от 20.03.2014 N 574, отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Фирма Энергозащита" в доход в федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя о том, что у него не изымался по постановлению от 31.01.1996 N 21 спорный земельный участок, так как в этом ненормативном акте речь идет о АООТ "Курскэнергозащита", которое является иным лицом, чем ОАО "Фирма "Энергозащита", не может быть принят во внимание.
Действительно, наименование данной организации не соответствует в точности правильному наименованию заявителя в тот момент - ОАО "Фирма Энергозащита" в лице филиала "Курскэнергозащита". Однако исходя из смысла данного постановления, а также учитывая вышеизложенные обстоятельства, следует, что земельный участок площадью 0,1 га был предоставлен решением Курчатовского городского совета народных депутатов от 28 февраля 1990 г. N 34 под строительство жилого дома по ул.Набереждная, N 10 именно СМУ "Курскэнергозащита", правопреемником которого в настоящее время является именно ОАО "Фирма Энергозащита" в лице филиала "Курскэнергозащита", поэтому суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что указанное постановление полностью распространяется на заявителя и земельный участок площадью 1000 кв.м. или 0,1 га был изъят именно у него.
Таким образом, у Общества отсутствовало право на переоформление земельного участка в порядке п.2 ст.3 Федерального закона N 137-ФЗ, следовательно, отказ Администрации не нарушает права и законные интересы заявителя.
...
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество является его государственная регистрация (статьи 2 и 4 Закона N 122-ФЗ).
На спорном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, на которые у Общества было бы зарегистрировано право собственности, нет такой регистрации и в отношении объекта незавершенного строительства (ч.2, ч.4 ст.25 Закона N 122-ФЗ).
...
Решение Арбитражного суда Курской области от 15.07.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу N А35-2391/2014 отменить."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 апреля 2015 г. N Ф10-833/15 по делу N А35-2391/2014