город Калуга |
|
27 июля 2015 г. |
Дело N А09-7673/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 27.07.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Леоновой Л.В. |
судей |
Гриднева А.Н. |
|
Гладышевой Е.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца: Петрушина Галина Вячеславовна |
не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом; |
от ответчиков: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ОГРН 1043244052092 ИНН 3250057365
Правительство Брянской области ОГРН 1023202741187 ИНН 3201002525
Брянская городская администрация
от третьих лиц: Управление имущественных отношений Брянской области
|
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.01.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 по делу N А09-7673/2014,
УСТАНОВИЛ:
Петрушина Галина Вячеславовна (далее - истец, Петрушина Г.В.) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - управление Росреестра по Брянской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области (далее - кадастровая палата) с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, правительства Брянской области и управления имущественных отношений Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 6 834 кв. м с кадастровым номером 32:28:015201:0066, расположенного по адресу: Брянская область, г. Брянск, Бежицкий район, ул. Базарная, участок N 1, в размере 4 785 100 рублей, составляющем его рыночную стоимость по состоянию на 01.01.2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Брянская городская администрация.
Определением от 03.12.2014 судом произведена замена третьих лиц-правительства Брянской области и Брянской городской администрации на соответчиков.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.01.2015 (судья Матвеева Н.И.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 г. (судьи Волкова Ю.А., Тучкова О.Г., Рыжовой Е. В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Правительство Брянской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка, площадью 6 834 кв. м с кадастровым номером 32:28:015201:0066, расположенного по адресу: Брянская область, г. Брянск, Бежицкий район, ул. Базарная, участок N 1.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.
В соответствии кадастровой выпиской о земельном участке от 22.10.2013 N 32/201/13-288500 кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 20 247 570 рублей 18 копеек.
В целях определения достоверности кадастровой стоимости спорного земельного участка по заказу истца ООО "Бизнес Фаворит" подготовлен отчет от 09.04.2014 N 043-04/14Н об оценке, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составила 4 785 100 рублей.
На отчет от 09.04.2014 N 043-04/14Н истцом также представлено положительное экспертное заключение экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 1244/2014.
Полагая, что рыночная стоимость земельного участка значительно ниже определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости его кадастровой стоимости, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу, суды исходили из следующего.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель всех категорий на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с экспертным заключением, представленным истцом, в обоснование своих требований, следует, что отчет от 09.04.2014 N 043-04/14Н соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", соответствует Федеральным стандартам оценки, соответствует ССО-РОО 2010, соответствует требованиям технического задания договора на оценку, выводы, сделанные оценщиками при определении рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованы.
Суд кассационной инстанции полагает, что суды обоснованно со ссылкой на п. 3 ст. 66 Земельного кодекса, разъяснения, изложенные в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, исходя из того, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, пришли к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судами правомерно отклонено ходатайство правительства Брянской области о назначении по делу судебной экспертизы, на основании ст.ст. 82, 86, 268 АПК РФ, поскольку замечания и возражения по отчету об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка от 09.04.2014 N 043-04/14Н не заявлены, соответствие указанного отчета требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено положительным экспертным заключением экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 1244/2014, в связи с чем основания для проведения по делу судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости спорного земельного участка отсутствуют.
Довод заявителя о том, что Правительство Брянской области не является надлежащим ответчиком по делу, не может быть принят во внимание, поскольку на данное обстоятельство было указано судом первой инстанции.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой либо апелляционной инстанций при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами в основу принятых по делу судебных актов. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 21.01.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 по делу N А09-7673/2014, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
А.Н. Гриднев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.