город Калуга |
|
27 июля 2015 г. |
Дело N А68-3943/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 27.07.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Леоновой Л.В. |
Судей |
Сорокиной И.В. Гладышевой Е.В. |
при участии в судебном заседании: |
|
от истца: Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области ОГРН 1087154003518 ИНН 7106503078
от ответчика: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340
от третьих лиц: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области
Правительство Тульской области
Администрация города Тулы
Закрытое акционерное общество "Тулаинвенст"
Закрытое акционерное общество "Центрспецэкскавация" |
Чехлатова О.А. - представитель по доверенности от 08.06.2015;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; Сомова О.В. - представитель по доверенности от 02.06.2015;
Сомова О.В. - представитель по доверенности от 13.07.2015. |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Тулаинвест" на решение Арбитражного суда Тульской области от 04.12.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 по делу N А68-3943/2014,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 71:30:050101:36, расположенного по адресу: город Тула, улица Металлистов, дом 3, в размере его рыночной стоимости в сумме 5 306 800 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2012 (с учетом уточненных исковых требований).
Определениями суда от 05.05.2014, от 16.06.2014, от 03.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - Управление Росреестра по Тульской области), Правительство Тульской области (далее - правительство), Администрация города Тулы (далее - администрация), ЗАО "Тулаинвенст", ЗАО "Центрспецэкскавация".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 04.12.2014 (судья Косоухова С.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 г. (судьи Рыжова Е.В., Тимашкова Е.Н., Тучкова О.Г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, ОАО "Тулаинвест" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Ответчик, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, Правительство Тульской области, Администрация города Тулы, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и вышеуказанных третьих лиц, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей истца и третьих лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 71:30:050101:36, расположенный по адресу: город Тула, улица Металлистов, дом 3, относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничена, что подтверждается кадастровым паспортом от 16.09.2013 N 71/13-242099, а также уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 12.09.2013 N 01/003/2013-5373.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 71:30:050101:36 от 16.09.2013 N 71/13-242099 кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 655 222 рубля 24 копейки.
Из отчета от 26.03.2014 N ГК-2/9 об определении рыночной стоимости земельного участка усматривается, что кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 24.03.2014 составила 3 517 225 рублей.
Полагая, что установление кадастровой стоимости спорного земельного участка, размер которой существенно ниже его действительной (рыночной) стоимости, нарушает права истца, как лица, осуществляющего полномочия собственника указанного земельного участка на основании Закона Тульской области от 10.12.2008 N 1168-ЗТО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле", министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу, суды исходили из следующего.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель всех категорий на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно указанным Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, п. 3 ст. 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза.
Судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по установлению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "СТАНДАРТ-ОЦЕНКА" Богомолову М.В.
Из заключения эксперта ООО "СТАНДАРТ-ОЦЕНКА" Богомолова М.В.от 16.10.2014 N 86/Н-2014 об определении рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012, следует, что рыночная стоимость спорного участка составила 5 306 800 рублей.
Оценив экспертное заключение ООО "СТАНДАРТ-ОЦЕНКА" Богомолова М.В.от 16.10.2014 N 86/Н-2014, при отсутствии противоречий в выводах эксперта и сомнений в обоснованности представленного в суд экспертного заключения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о его соответствии требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, признав экспертное заключение надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах суды обосновано установили кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 5 306 800 рублей по состоянию на 01.01.2012.
Также судебные инстанции, учитывая п. 3 ст. 66 ЗК РФ, положений ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункт 5 Положения о Росреестре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р, приказ Росреестра от 11.03.2010 N П/93, пришли к обоснованному выводу о том, что исковые требования к ответчикам заявлены истцом правомерно, указав, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
При этом судом апелляционной инстанции правильно отмечено, что восстановление нарушенного права заявителя возможно только путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что в заключении эксперта ООО "СТАНДАРТ-ОЦЕНКА" Богомолова М.В. от 16.10.2014 N 86/Н-2014 допущены нарушения и неправильно определенны объекты аналоги, поскольку возражения на указанное экспертное заключение не опровергают выводов эксперта и не имеют под собой оснований для сомнения в корректности расчетов рыночной стоимости земельных участков, т. к. методология, первичные сведения об использованных объектах-аналогах и введенные корректировки не опровергнуты.
Ссылка заявителя о том, что у министерства отсутствует правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости спорного земельного участка, не может быть принята во внимание, поскольку на момент рассмотрения настоящего искового заявления судом первой инстанции земельный участок с кадастровым номером 71:30:050101:36 в собственность третьим лицам не предоставлен, управление и распоряжение данным участком осуществляет министерство, в связи с чем оно вправе заявлять исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой либо апелляционной инстанций при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами в основу принятых по делу судебных актов. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 04.12.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 по делу N А68-3943/2014, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В.Леонова |
Судьи |
И.В.Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.