город Калуга |
|
01 сентября 2015 г. |
Дело N А14-13413/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.08.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.09.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
судей |
Козелкина И.И. Толкачевой И.Ю. |
при участии в заседании:
от истца ООО "Энерговид"
от ответчика Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области
от третьего лица Департамент финансов Воронежской области
от третьего лица ООО "ВАТД Домостроитель"
от третьего лица ТСЖ "Отрожка"
от третьего лица ОАО "УК Железнодорожного района" |
Милютин Е.А. (дов. оот 01.02.2014)
Одинцова Я.В. (дов. от 30.09.2013)
Кравец И.А. (дов. от 12.01.2014)
не явился, извещен
не явился, извещен
не явился, извещен |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровым М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области кассационную жалобу Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 по делу N А14-13413/2014,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Энерговид" обратилось в суд с иском к Воронежской области в лице Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области о взыскании убытков в размере 913 463 руб. 19 коп. (с учетом уточнений иска).
Определением суда от 10.10.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области (далее по тексту Департамент ФБП Воронежской области), ООО "ВАТД Домостроитель", товарищество собственников жилья "Отрожка", ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2015 года по делу N А14-13413/2014 в удовлетворении уточненных исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 вышеназванное решение отменено, с Воронежской области в лице Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области в пользу ООО "Энерговид" взыскано 913 463,19 руб.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что ООО "Энерговид" были выполнены все действия, необходимые для получения предусмотренной Законом Воронежской области N 124-ОЗ от 02.10.2013 года "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в Воронежской области на 2013 год" компенсации выпадающих доходов, истечение финансового года не является обстоятельством, прекращающим взятое Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области обязательство по перечислению истцу денежных средств в счет возмещения выпадающих доходов.
Третьи лица ООО "ВАТД Домостроитель", ТСЖ "Отрожка" и ОАО "УК Железнодорожного района", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителе участвующих в деле лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Энерговид" является энергоснабжающей организацией и согласно заключенным договорам осуществляет поставку тепловой энергии для целей отопления в ряд многоквартирных жилых домов.
В соответствии с п. 3.7 Постановления Правительства Воронежской обл. N 959 от 06.11.2013 года "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год" (далее по тексту - Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год) главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию, является Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области.
На основании п. 3.4 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год ООО "Энерговид" представило 10.12.2013 года в Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области необходимые документы.
Между Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области и ООО "Энерговид" было заключено соглашение N 11 от 24.12.2013 года о предоставлении субсидии в размере 845 402 руб. 97 коп. (п. 3.2).
Предметом указанного соглашения является предоставление из областного бюджета Воронежской области теплоснабжающей организации субсидии на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций в целях возмещения выпадающих доходов, связанных с осуществлением теплоснабжения по льготным тарифам, в порядке и на условиях, определенных настоящим соглашением и правовыми актами правительства Воронежской области (пункт 1.1 соглашения).
Субсидии предоставляются теплоснабжающим организациям, отвечающим требованиям Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", при условии реализации теплоснабжающей организацией тепловой энергии на цели теплоснабжения населения по льготным тарифам, установленным УРТ (пункт 1.2 соглашения).
Субсидии предоставляются за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Воронежской области об областном бюджете на 2013 год на выплату субсидий в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования (пункт 1.3 соглашения).
Согласно расчету истца, во втором полугодии 2013 года по ООО "ВАТД Домостроитель", ТСЖ "Отрожка" и ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района" поставлено тепловой энергии на отопление в размере 7817,40 Гкал.
Таким образом, по расчетам истца, размер субсидии должен составлять: 7 817,40 Гкал * (1 551,34 руб. / Гкал - 1 434,49 руб. / Гкал) = 7 817,40 * 116,85 руб. / Гкал = 913 463,19 руб. (по состоянию на 31.12.2013).
Управлением Федерального казначейства по Воронежской области на основании данного соглашения платежным поручением N 852136 от 27.12.2013 года на расчетный счет ООО "Энерговид" 40821810813000019698 в Центрально-Черноземном Банке Сбербанка России была перечислена субсидия в размере 845 402 руб. 97 коп.
30.12.2013 года платежным поручением N 136 денежные средства в указанном размере возвращены Банком в бюджет области в связи с запретом проведения операций в соответствии с Федеральными законами N 103-ФЗ от 03.06.2009 года "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и N 161-ФЗ от 27.06.2011 года "О национальной платежной системе", так как данный расчетный счет не предназначен для зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств.
В 2014 году ООО "Энерговид" обращалось с письмами в Департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области и Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области о компенсации выпадающих доходов в указанном размере.
В 2014 году истцу в выплате субсидии было отказано, т.к. в 2014 году субсидирование теплоснабжающих организаций не предусмотрено.
Ссылаясь на то, что в выплате субсидии отказано незаконно, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что обязательство по перечислению субсидии ответчиком не исполнено по вине самого истца - ООО "Энерговид", а исполнение данного обязательства было возможно только в рамках исполнения бюджета за 2013 год.
При этом суд первой инстанции причиной не перечисления субсидии истцу посчитал его действия по указанию в соглашении неверного счета, повлекшие запрет банка получателя на проведение операций по зачислению средств на расчетный счет ООО "Энерговид" в соответствии с федеральными законами от 03.06.09 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Также суд учел то, что закон Воронежской области от 02.10.2013 N 124-ОЗ "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в Воронежской области на 2013 год" распространял свое действие на правоотношения с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года.
Заключение вышеуказанного соглашения предусмотрено нормами Бюджетного законодательства, поэтому, согласно статьям 6, 242 БК РФ бюджетные обязательства подлежат исполнению в соответствующем финансовом году и при завершении текущего финансового года бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Пунктом 46 статьи 15 Закона Воронежской области от 17.12.2012 N 161-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" были предусмотрены субсидии теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления и применения льготных тарифов на тепловую энергию "мощность" (п. 46 введен законом Воронежской области от 18.12.2013 N 182-ОЗ).
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
В силу пунктов 1, 2 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 названного Кодекса, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с указанными нормами взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), Положением об УРТ, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 18.05.2009 N 397, к компетенции УРТ отнесено установление тарифов в сфере теплоснабжения.
Во исполнение приказа ФСТ России от 02.04.2013 N 60-э/2 "О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между ООО "Энерговид" и Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области (N ФСТ-1268-31 от 18.01.2013)" с 01.07.2013 в отношении ООО "Энерговид" приказом УРТ Воронежской области от 30.11.2012 N 61/94 установлен тариф на тепловую энергию в размере 1551,34 руб. /Гкал (НДС не облагается) с ростом на 21,12% к уровню тарифа, действовавшего по состоянию на 31.12.2012 г.
В соответствии с Методическими рекомендациями Федеральной службы по тарифам от 06.03.2013 N СН-2164/5 органам исполнительной власти субъектов РФ об ограничении роста платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году к поручению Правительства Российской Федерации от 01.03.2013 N ДК-П9-1327 рост платы за коммунальные услуги в 2013 году к параметрам декабря 2012 года должен быть на уровне не более 6% в среднегодовом исчислении (т.е. без роста в 1 полугодии и увеличением во 2 полугодии 2013 г. не более 12%, а в случае преобладания в структуре совокупного платежа платы за услуги электро - и газоснабжения - не более 15%).
Порядок пересмотра установленных на 2013 год тарифов на тепловую энергию предусматривал обязательное согласование ФСТ РФ и внесение изменений в закон Воронежской области о бюджете Воронежской области на 2013 год, касающихся компенсации за счет средств бюджета области выпадающих доходов энергоснабжающих организаций. При этом Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает возможность компенсации выпадающих доходов только теплоснабжающим организациям при установлении льготных тарифов на тепловую энергию, наличие закона субъекта Российской Федерации устанавливающего лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
В целях недопущения роста платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году более чем на 12% с 1 июля 2013 года к уровню декабря 2012 года (в сопоставимых условиях) УРТ был ограничен рост тарифа на тепловую энергию, отпускаемую населению до 12% к уровню на 31.12.2012 г. В том числе, в редакции приказа УРТ Воронежской области от 10.10.2013 N 37/5 в отношении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии, отпускаемой ООО "Энерговид", установлен тариф 1434,49 руб. /Гкал (НДС не облагается) с ростом на 12% к уровню тарифа, действовавшего по состоянию на 31.12.2012 г.
ООО "Энерговид" обратилось в УРТ Воронежской области 10.12.2013 по вопросу предоставления субсидии из бюджета Воронежской области (исх. N 294 от 10.12.2013). Заявка на получение субсидии ООО "Энерговид" в сумме 845 402 руб. 97 коп. подписана руководителем ООО "Энерговид" и главным бухгалтером ООО "Энерговид".
В соответствии с Порядком предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 06.11.2013 N 959, размер субсидии для теплоснабжающей организации ООО "Энерговид" определен по утвержденной формуле.
Размер субсидии для ООО "Энерговид" составил: Ci = 7234,942 Гкал x (1551,34 руб. /Гкал - 1434,49 руб. /Гкал)=845 402 руб. 97 коп. (по состоянию на 10.12.2013).
В соответствии с пунктом 3.7. Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 06.11.2013 N 959 24 декабря 2013 года с ООО "Энерговид" заключено соглашение о предоставлении субсидии N 11 и указан счет, который впоследствии был указан в распоряжении на перечисление денежных средств (субсидии).
В заявке ООО "Энерговид" было указано два расчетных счета, открытых в Центрально-Черноземном Банке Сбербанка России.
Управлением Федерального казначейства по Воронежской области на основании соглашения от 24.12.2013 N 11 27 декабря 2013 года платежным поручением N 852136 на расчетный счет, указанный ООО "Энерговид" в соглашении на получение субсидии, в целях компенсации выпадающих доходов за второе полугодие 2013 года, была перечислена субсидия в утвержденном сторонами размере 845 402 руб. 97 коп.
30 декабря 2013 платежным поручением N 136 денежные средства в полном размере 845 402 руб. 97 коп. были возвращены в бюджет области в связи с запретом банка получателя на проведение операций по зачислению средств на расчетный счет ООО "Энерговид" в соответствии с Федеральными Законами от 03.06.09 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", так как расчетный счет, указанный ООО "Энерговид" в заявке, предназначен для зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств.
Право ООО "Энерговид" на компенсацию неполученного в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 выпадающего дохода предусмотрено ст. 4 Закона Воронежской области N 124-ОЗ от 02.10.2013 года "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в Воронежской области на 2013 год" и Постановлением Правительства Воронежской обл. N 959 от 06.11.2013 года "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год" (далее по тексту - Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год).
Пунктом 46 ст. 15 Закона Воронежской области N 161-ОЗ от 17.12.2012 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в редакции Закона Воронежской области N 182-ОЗ от 18.12.2013) были предусмотрены субсидии теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления и применения льготных тарифов на тепловую энергию "мощность".
Истцом данная компенсация заявлена за период с 01.07.2013 по 31.12.2013, в котором действовали указанные нормативно-правовые акты. В областной бюджет 2013 года субсидия была включена, но истцом не получена.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", подлежащего применению в силу ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации", указано, что если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Действие Закона Воронежской области N 124-ОЗ от 02.10.2013 года "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в Воронежской области на 2013 год", Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год, приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 37/5 от 10.10.2013 об уменьшении экономически обоснованного тарифа законом о бюджете на очередной год не было приостановлено.
Таким образом, завершение текущего 2013 финансового года и отсутствие спорной субсидии в областном бюджете на 2014 год не могут являться основанием прекращения права ООО "Энерговид" на компенсацию выпадающих доходов.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).
Согласно части 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 1 ст. 408 ГК РФ обязательство прекращается его надлежащим исполнением.
В период с 01.07.2013 по 31.12.2013 ООО "Энерговид" начисление платы населению за отопление производило с применением льготного тарифа.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 указано, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Материалами дела подтверждается, что в спорный период ООО "Энерговид" произвело поставку населению отопления в размере 7 817,40 Гкал. Таким образом, размер неполученного (выпадающего) дохода составляет 913 463,19 руб. (7 817,40 Гкал * (1 551,34 руб. / Гкал - 1 434,49 руб. / Гкал) = 7 817,40 * 116,85 руб. / Гкал = 913 463,19 руб.).
Оценив представленные доказательства в их совокупности, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь нормами действующего гражданского законодательства, а также разъяснениями Пленума ВАС РФ, пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для взыскания убытков в виде межтарифной разницы.
Учитывая, что у ООО "Энерговид" отсутствовала возможность внести изменения в соглашение N 11 от 24.12.2013 в части увеличения размера субсидии на 68 060,22 руб., представляющую собой разницу между размером неполученного (выпадающего) дохода 913 463,19 руб. и размером субсидии 845 402,97 руб., данная сумма обоснованно взыскана судом в качестве убытков.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 по делу N А14-13413/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Сладкопевцева Н.Г. |
Судьи |
Козелкин И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.