г. Воронеж |
|
07 мая 2015 г. |
Дело N А14-13413/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Колянчиковой Л.А., |
судей |
Сурненкова А.А., |
|
Маховой Е.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ширяевой О.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Энерговид": Милютин Е.А., представитель по доверенности б/н от 01.12.2014 г.; Торощина Э.К., представитель по доверенности б/н от 01.12.2014 г. (до перерыва);
от Воронежской области в лице Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области: Одинцова Я.В., представитель по доверенности N 56-01-07/3038 от 27.10.2014 г., Успенская А.С., представитель по доверенности N 56-01-7/3037 от 27.10.2014 г. (после перерыва);
от Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области: Кравец И.А., представитель по доверенности N 7 от 12.01.2014 г.;
от ООО "ВАТД Домостроитель": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ТСЖ "Отрожка": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ОАО "УК Железнодорожного района": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энерговид" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2014 по делу N А14-13413/2014 (судья Шулепова Л.В.), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энерговид" (ОГРН 1033600057325, ИНН 3661016326) к Воронежской области в лице Управлению по государственному регулированию тарифов Воронежской области (ОГРН 1023601588823, ИНН 3650004304) при участии в деле третьих лиц Департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области, ООО "ВАТД Домостроитель", ТСЖ "Отрожка", ОАО "УК Железнодорожного района", о взыскании 913 463,19 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энерговид" (далее истец, ООО "Энерговид") обратилось в суд с иском к Воронежской области в лице Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее по тексту ответчик ) о взыскании убытков в размере 913 463 руб. 19 коп. (с учетом уточнений исковых требований, принятых к рассмотрению в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением суда от 10.10.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области (далее по тексту Департамент ФБП Воронежской области), общество с ограниченной ответственностью "ВАТД Домостроитель" (далее по тексту ООО "ВАТД Домостроитель"), товарищество собственников жилья "Отрожка" (далее по тексту ТСЖ "Отрожка"), открытое акционерное общество "Управляющая компания Железнодорожного района" (далее по тексту ОАО "УК Железнодорожного района").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2015 года по делу N А14-13413/2014 в удовлетворении уточненных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Энерговид" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, суд первой инстанции необоснованно установил, что обязательства ответчика перед ООО "Энерговид" по выплате субсидии могли быть исполнены только в рамках исполнения бюджета 2013 года.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 22.04.2015 года ООО "ВАТД Домостроитель", ТСЖ "Отрожка", ОАО "УК Железнодорожного района" явку полномочных представителей не обеспечили, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ в их отсутствие. Представитель ООО "Энерговид" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители Воронежской области в лице Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области, Департамента ФБП Воронежской области с доводами апелляционной жалобы не согласны, по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу, просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
По делу объявлялся перерыв до 29.04.2015 года.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и возражений на нее, заслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Судом установлено, что ООО "Энерговид" является энергоснабжающей организацией и согласно заключенным договорам осуществляет поставку тепловой энергии для целей отопления следующих многоквартирных жилых домов:
- многоквартирные жилые дома по адресам ул. Калининградская, дом 100, дом 100А, ул. Электровозная, дом 6, дом 12А, и ул. Богатырская, дом 30, находящиеся на обслуживании ООО "ВАТД Домостроитель" (договор N 3 от 14.01.2013 года на отпуск тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение;
- многоквартирные жилые дома по адресам ул. Богатырская, дом 34, дом 34А, дом 36 и ул. Электровозная, дом 2, находящиеся на обслуживании ТСЖ "Отрожка" (договор N 2 от 01.02.2011 года на отпуск тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение);
- многоквартирные жилые дома по адресам ул. Калининградская, дом 102, дом 108 и ул. Электровозная, дом 4, дом 8, находящиеся на обслуживании ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района" (договор N 1 от 14.01.2013 года на отпуск тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение (в редакции протокола разногласий, соглашения от 03.07.2013 года, соглашения N 2 от 20.08.2013 года, соглашения N 3 от 06.12.2013 года, соглашения N 4 от 25.02.2014 года, мирового соглашения от 12,05.2014 года, утвержденного Определением Арбитражного суда Воронежской области от 13.05.2014 года по делу А14 - 2962/2013).
Согласно приказу Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 61/94 от 30.11.2012 года в период с 01.07.2013 года по 31.12.2013 года был установлен тариф на тепловую энергию на отопление для населения в размере 1 551,34 руб./Гкал.
В статьях 1 - 3, 5 Закона Воронежской области N 124 - 03 от 02.10.2013 года "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в Воронежской области на 2013 год" было предусмотрено предоставление физическим лицам, проживающим на территории Воронежской области, права на льготный тариф на тепловую энергию (мощность), теплоноситель. Льготы предоставлялись в период с 01.07.2013 года по 31.12.2013 года в случае повышения роста платы за коммунальные услуги более чем на 12 процентов во втором полугодии 2013 года по сравнению с уровнем платы за коммунальные услуги в декабре 2012 года.
В декабре 2012 года тариф на тепловую энергию для отопления, поставляемую ООО "Энерговид", составлял 1 280,8 руб. / Гкал (приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 61 / 94 от 30.11.2012 года).
Таким образом, рост платы за отопление во втором полугодии 2013 года составил более 17 % по сравнению с уровнем платы за отопление в декабре 2012 года. Поэтому в приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 61/94 от 30.11.2012 года на основании приказа N 37/5 от 10.10.2013 были внесены изменения. В период с 01.07.2013 года по 31.12.2013 года тариф на тепловую энергию на отопление для населения был уменьшен на 116,85 руб. / Гкал и льготный тариф составил 1 434,49 руб. / Гкал.
В период с 01.07.2013 года по 31.12.2013 года ООО "Энерговид" начисление платы за отопление производило на основании уменьшенного тарифа на отопление.
В соответствии с п. 3.7 Постановления Правительства Воронежской обл. N 959 от 06.11.2013 года "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год" (далее по тексту - Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год) главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию, является Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области.
На основании п. 3.4 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год ООО "Энерговид" представило 10.12.2013 года в Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области документы для предоставления субсидии из областного бюджета.
Между Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области и ООО "Энерговид" было заключено соглашение N 11 от 24.12.2013 года о предоставлении субсидии в размере 845 402 руб. 97 коп.
Предметом указанного соглашения является предоставление из областного бюджета Воронежской области теплоснабжающей организации субсидии на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций в целях возмещения выпадающих доходов, связанных с осуществлением теплоснабжения по льготным тарифам, в порядке и на условиях, определенных настоящим соглашением и правовыми актами правительства Воронежской области (пункт 1.1 соглашения).
Субсидии предоставляются теплоснабжающим организациям, отвечающим требованиям Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190- ФЗ "О теплоснабжении", при условии реализации теплоснабжающей организацией тепловой энергии на цели теплоснабжения населения по льготным тарифам, установленным УРТ (пункт 1.2 соглашения).
Субсидии предоставляются за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Воронежской области об областном бюджете на 2013 год на выплату субсидий в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования (пункт 1.3 соглашения).
Размер субсидии на компенсацию выпадающих доходов составляет 845 402 руб. 97 коп. (пункт 3.2 соглашения).
Согласно расчету размера выпадающего дохода при установлении льготного тарифа (приложение N 3 к исковому заявлению) указанный в соглашении предполагаемый размер субсидии (845 402 руб. 97 коп.) меньше, чем размер субсидии (930 845 руб. 80 коп.), рассчитанный истцом исходя из фактического объема поставленной тепловой энергии.
Фактический объем тепловой энергии на отопление, поставленный во втором полугодии 2013 года, рассчитан истцом на основании:
- данных, содержащихся в согласованных с ООО "ВАТД Домостроитель" и ТСЖ "Отрожка" расчетов и актов выполненных работ за октябрь - декабрь 2013 года; - сведений ООО "ВАТД Домостроитель" и ТСЖ "Отрожка" об объеме тепловой энергии на отопление, поставленной в нежилые помещения в октябре - декабре 2013 года;
- расчетов цены исков к ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района", которые были в полном объеме удовлетворены решениями Арбитражного суда Воронежской области от 16.06.2014 года по делу А14-11395/2013 и от 02.07.2014 года по делу А14-4035/2014.
Согласно расчету истца, во втором полугодии 2013 года по ООО "ВАТД Домостроитель", ТСЖ "Отрожка" и ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района" поставлено тепловой энергии на отопление в размере 7817,40 Гкал.
Таким образом, по расчетам истца, размер субсидии должен составлять: 7 817,40 Гкал * (1 551,34 руб. / Гкал - 1 434,49 руб. / Гкал) = 7 817,40 * 116,85 руб. / Гкал = 913463,19 руб.
ООО "Энерговид" ссылается на то, что имеет право на компенсацию выпадающего дохода в данном размере, а не в размере по соглашению N 11 от 24.12.2013 года.
Управлением Федерального казначейства по Воронежской области на основании данного соглашения платежным поручением N 852136 от 27.12.2013 года на расчетный счет ООО "Энерговид" 40821810813000019698 в Центрально-Черноземном Банке Сбербанка России была перечислена субсидия в размере 845 402 руб. 97 коп.
30.12.2013 года платежным поручением N 136 денежные средства в указанном размере возвращены Банком в бюджет области в связи с запретом проведения операций в соответствии с Федеральными законами N 103 - ФЗ от 03.06.2009 года "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и N 161 - ФЗ от 27.06.2011 года "О национальной платежной системе", так как данный расчетный счет не предназначен для зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств.
В 2014 году ООО "Энерговид" обращалось с письмами в Департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области и Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области о компенсации выпадающих доходов в указанном размере.
В 2014 году истцу в выплате субсидии было отказано, т.к. в 2014 году субсидирование теплоснабжающих организаций не предусмотрено.
Ссылаясь на то, что в выплате субсидии отказано незаконно, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с ответчика убытков в размере 913 463 руб. 19 коп.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении уточненных исковых требований. При этом суд первой инстанции исходил из следующего.
В порядке ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) возмещение убытков является одним из способов защиты нарушенного права.
В силу пунктов 1, 2 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 названного Кодекса, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст. 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
В силу ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с указанными нормами взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.
В соответствии со статьей 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Общим условием деликтной ответственности является наличие состава правонарушения, включающего в себя: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами, вину причинителя вреда, размер причиненного вреда.
Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности всей совокупности вышеуказанных условий деликтной ответственности. Обязанность по доказыванию совокупности этих обстоятельств возлагается на лицо, требующее взыскание убытков.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный Закон N 190-ФЗ), Положением об УРТ, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 18.05.2009 N 397, к компетенции УРТ отнесено установление тарифов в сфере теплоснабжения.
Принятие тарифных решений на 2013 год осуществлено УРТ в срок до 30.11.2012 в рамках ограничений установленных приказом ФСТ РФ от 09.10.2012 N 231-э/4 в отношении тепловой энергии, поставляемой теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по Воронежской области: с 01.01.2013 -100%, с 01.07.2013- 112 %.
Фактический среднегодовой рост установленных УРТ тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Воронежской области, составил: с 01.01.2013 - 99,9%, с 01.07.2013 - 111,79%. При этом в соответствии с методологией ФСТ, тарифы на тепловую энергию, установленные для каждой организации, имели величину, отличную от установленных предельных уровней роста тарифов, как в большую, так и в меньшую сторону.
Во исполнение приказа ФСТ России от 02.04.2013 N 60-э/2 "О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между ООО "Энерговид" и Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области (N ФСТ-1268-31 от 18.01.2013)" с 01.07.2013 в отношении ООО "Энерговид" приказом УРТ Воронежской области от 30.11.2012 N 61/94 установлен тариф на тепловую энергию в размере 1551,34 руб./Гкал (НДС не облагается) с ростом на 21,12 % к уровню тарифа, действовавшего по состоянию на 31.12.2012 г.
В соответствии с Методическими рекомендациями Федеральной службы по тарифам от 06.03.2013 N СН-2164/5 органам исполнительной власти субъектов РФ об ограничении роста платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году к поручению Правительства Российской Федерации от 01.03.2013 N ДК-П9-1327 рост платы за коммунальные услуги в 2013 году к параметрам декабря 2012 года должен быть на уровне не более 6% в среднегодовом исчислении (т.е. без роста в 1 полугодии и увеличением во 2 полугодии 2013 г. не более 12%, а в случае преобладания в структуре совокупного платежа платы за услуги электро - и газоснабжения - не более 15%).
Порядок пересмотра установленных на 2013 год тарифов на тепловую энергию предусматривал обязательное согласование ФСТ РФ и внесение изменений в закон Воронежской области о бюджете Воронежской области на 2013 год, касающихся компенсации за счет средств бюджета области выпадающих доходов энергоснабжающих организаций. При этом Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает возможность компенсации выпадающих доходов только теплоснабжающим организациям при установлении льготных тарифов на тепловую энергию, наличие закона субъекта Российской Федерации устанавливающего лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
02.10.2013 принят Закон Воронежской области N 124-03 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в Воронежской области на 2013 год";
18.12.2013 принят Закон Воронежской области N 182-03 "О внесении изменений в Закон Воронежской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в части дополнения перечня получателей субсидий теплоснабжающими организациями на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления и применения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность);
10.10.2013 принят приказ УРТ Воронежской обл. от 10.10.2013 N 37/5 "О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области" устанавливающий льготные тарифы для потребителей с ростом 12 % к уровню декабря 2012 года.
Постановлением Правительства Воронежской области от 06.11.2013 N 959 утвержден порядок предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год.
Таким образом, в целях недопущения роста платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году более чем на 12 % с 1 июля 2013 года к уровню декабря 2012 года (в сопоставимых условиях) УРТ были снижены тарифы на тепловую энергию (до 12% к 31.12.2012 г.), отпускаемую населению. В том числе, в редакции приказа УРТ Воронежской области от 10.10.2013 N 37/5 в отношении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии, отпускаемой ООО "Энерговид", установлен тариф 1434,49 руб./Гкал (НДС не облагается) с ростом на 12 % к уровню тарифа, действовавшего по состоянию на 31.12.2012 г.
Законом Воронежской области от 02.10.2013 N 124-03 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в Воронежской области на 2013 год" установлены лица, имеющие право на льготы по оплате тепловой энергии (статья 2), и основания для предоставления льгот (статья 3), а именно -физические лица, проживающие на территории Воронежской области, при повышении роста платы за коммунальные услуги более чем на 12 процентов во втором полугодии 2013 года по сравнению с уровнем платы за коммунальные услуги в декабре 2012 года.
Механизм реализации положений Закона Воронежской области от 02.10.2013 N 124-03 определен Порядком предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 06.11.2013 N 959 (далее - Порядок), в котором установлены: категории лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями; порядок возврата субсидий в областной бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 3.4. Порядка определены сроки и перечень документов и материалов, подлежащих представлению теплоснабжающими организациями в УРТ Воронежской области для получения субсидии.
В том числе определено, что для получения субсидии теплоснабжающие организации в срок до 10 декабря 2013 года предоставляют в УРТ справку -расчет по форме согласно приложению N 2 к Порядку, реестр жилых домов с указанием объемов поставки коммунального ресурса (услуги) в соответствии с выставленными платежными документами по форме согласно приложению N 3 к Порядку и реестр квартир жилых домов с указанием объемов поставки коммунального ресурса (услуги) в соответствии с выставленными платежными документами по форме согласно приложению N 4 к Порядку. Приложениями 2, 3 и 4 к Порядку определены формы справки - расчета, реестра жилых домов и реестра квартир жилых домов, с обязательным заверением информации об объемах поставки коммунального ресурса (услуги) исполнителем коммунальной услуги.
ООО "Энерговид" обратилось в УРТ Воронежской области 10.12.2013 по вопросу предоставления субсидии из бюджета Воронежской области (исх. N 294 от 10.12.2013). Заявка на получение субсидии ООО "Энерговид" в сумме 845 402 руб. 97 коп. подписана руководителем ООО "Энерговид" и главным бухгалтером ООО "Энерговид".
В соответствии с Порядком предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 06.11.2013 N 959, размер субсидии для теплоснабжающей организации ООО "Энерговид" определен по утвержденной формуле.
Тариф для населения на соответствующий период 2013 года и льготный тариф для населения, обеспечивающий недопущение роста платы за коммунальные услуги более чем на 12 процентов во втором полугодии 2013 года по сравнению с уровнем коммунальных платежей в декабре 2012 года для ООО "Энерговид" установлены приказом УРТ Воронежской области от 30.11.2012 N 61/94 в редакции от 10.10.2013 г. в следующих размерах:
тариф для населения, установленный на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 г. - 1551,34 руб./Гкал (НДС не облагаются);
тариф для лиц, имеющих право на льготы в соответствии со статьей 2 Закона Воронежской области от 02.10.2013 N 124-03 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в Воронежской области на 2013 год", установленный на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 г. - 1434,49 руб./Гкал (НДС не облагаются).
Объем коммунального ресурса (тепловой энергии), выставленный населению в платежных документах в соответствии с договорными отношениями за 2 полугодие 2013 года, подтвержденный подписями уполномоченных лиц составил 7 234,942 Гкал. (2480,882 Гкал + 3880,33 Гкал + 873,73 Гкал).
На основании изложенного, размер субсидии для ООО "Энерговид" составил: Ci = 7234,942 Гкал х (1551,34 руб./Гкал - 1434,49 руб./Гкал)=845 402 руб. 97 коп.
Сумма субсидии, заявленная ООО "Энерговид", а также объем коммунального ресурса (тепловой энергии), выставленный населению в платежных документах в соответствии с договорными отношениями за второе полугодие 2013 года подтверждаются директором ООО "Энерговид" Бовыкиным Л.Д., директором ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района" Рогозиным Г.Г. (2480,882 Гкал, 289891,06 тыс. руб.), председателем ТСЖ "Отрожка" Отроковым Ф.Ф. (3880,33 Гкал, 453416,56 тыс. руб.), директором ООО "ВАТД Домостроитель" Желудковой Е.М. (873,73 Гкал, 102095,35 тыс. руб.) и была указана в дальнейшем в заключенном сторонами соглашении, подписанном с обеих сторон без разногласий.
В дальнейшем истец не обращался к ответчику за изменением утвержденной суммы. Изменения в соглашение по сумме субсидии не вносились.
В соответствии с пунктом 3.7. Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 06.11.2013 N 959 24 декабря 2013 года с ООО "Энерговид" заключено соглашение о предоставлении субсидии N11 и указан счет, который впоследствии был указан в распоряжении на перечисление денежных средств (субсидии).
В заявке ООО "Энерговид" было указано два расчетных счета, открытых в Центрально-Черноземном Банке Сбербанка России.
При составлении соглашения в реквизитах ООО "Энерговид" был указан один расчетный счет, правильность которого подтверждается подписью директора ООО "Энерговид".
Согласно пункту 2.5 соглашения теплоснабжающая организация несет ответственность за достоверность информации, отражаемой в предоставляемых в УРТ документах. Указанное положение также корреспондируется абзацем 12 подпункта 3.4. Раздела 3 Порядка.
Соглашение было подписано законным представителем ООО "Энерговид" собственноручно, без замечаний, что свидетельствует о его достоверности и правильности.
Исходя из положений статьи 78 БК РФ, документом, на основании которого осуществляется предоставление субсидий, является соглашение (договор) о предоставлении субсидий, а не заявка.
По совокупности статей 8 и 432 Гражданского кодекса РФ обязанности у сторон возникают из договоров и таким образом стороны достигают соглашения по всем условиям.
При принятии решения об указании в платежных документах расчетного счета истца, на который планировалось производить перечисление суммы субсидии, специалисты УРТ руководствовались положениями Бюджетного кодекса РФ.
Указанный счет N 40821810813000019698 в соглашении от 24.12.2013 N 11 именно тот расчетный счет, на который платежным поручением N 136 были направлены денежные средства.
После подписания соглашения специалистами отдела бухгалтерского учета и системно-информационного обеспечения УРТ было подготовлено платежное поручение по выплате субсидии N 852136, согласно распоряжению на перечисление средств N РП212 от 24.12.2013.
Во исполнение положений подпункта 3.10 Раздела N 3 Порядка, 24.12.2013 УРТ представило в Департамент финансов Воронежской области (далее - Департамент) для перечисления субсидии за счет ассигнований областного бюджета реестр получателей субсидий, а также распоряжение на перечисление средств на счет истца и копию Соглашения, заключенного с истцом.
Письмом Департамента исх. от 03.12.2013 г. N 50-09-13/3197 "О завершении финансового года" и приказом Департамента от 19.11.2009 N 293о/н установлена окончательная дата подачи главными распорядителями средств областного бюджета документов на оплату расходов, - не позднее, чем за пять рабочих дней до окончания текущего финансового года. Последним днем приема документов в 2013 году является -24.12.2013 г. (копия приобщена к материалам дела).
Управлением Федерального казначейства по Воронежской области на основании соглашения от 24.12.2013 N 11 27 декабря 2013 года платежным поручением N 852136 на расчетный счет, указанный ООО "Энерговид" в соглашении на получение субсидии, в целях компенсации выпадающих доходов за второе полугодие 2013 года, была перечислена субсидия в утвержденном сторонами размере 845 402 руб. 97 коп.
30 декабря 2013 платежным поручением N 136 денежные средства в полном размере 845 402 руб. 97 коп. были возвращены в бюджет области в связи с запретом банка получателя на проведение операций по зачислению средств на расчетный счет ООО "Энерговид" в соответствии с Федеральными Законами от 03.06.09 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", так как расчетный счет, указанный ООО "Энерговид" в заявке, предназначен для зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств.
Согласно пункту 160 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Казначейства России от 29.12.2012 N 24н, выписки из лицевых счетов предоставляются не позднее следующего операционного дня после совершения операции (подтверждения банком проведения банковской операции) с приложением документов, служащих основанием для отражения операций на лицевых счетах. При бумажном документообороте на выписке из лицевого счета и на каждом приложенном к выписке из лицевого счета документе органом Федерального казначейства ставится отметка об исполнении с указанием даты, должности, фамилии, инициалов и подписи уполномоченного руководителем органа Федерального казначейства работника.
Следовательно, выписки с лицевого счета из Управления Федерального казначейства по Воронежской области, которым осуществлялось перечисление денежных средств истцу, Департамент получил на следующий день после обработки выписки.
Платежное поручение N 136 датировано 30 декабря 2013 года, однако из Управлении Федерального казначейства по Воронежской области выписка из лицевого счета за 30 декабря 2013 года, где была размещена данная платежка поступила в электронном виде 31 декабря 2013 года в 10.57. (Выписка из лицевого счета прилагается).
Таким образом, у Управления по государственному регулированию тарифов воронежской области не было возможности собрать комплект документов и сформировать новое платежное поручение после 14 часов 31 декабря 2013 года.
При таких обстоятельствах, возможность повторного перечисления субсидии на второй счет, указанный в заявке истца, у УРТ отсутствовала.
Поскольку срок действия соглашения с 24.12.2013 г. до 31.12.2013 г., срок перечисления субсидии истек 31.12.2013 года.
Суд первой инстанции причиной не перечисления субсидии истцу посчитал его действия по указанию неверного счета в соглашении, повлекшие при проведении операций по перечислению, запрет банка получателя на проведение операций по зачислению средств на расчетный счет ООО "Энерговид" в соответствии с федеральными законами от 03.06.09 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", а также бездействия истца по осуществлению должного контроля поступления денежных средств в виде субсидий на указанный им (и дополнительно уточненный с главным бухгалтером ООО "Энерговид") расчетный счет.
Также суд учитывал то, что закон Воронежской области от 02.10.2013 N 124-03 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в Воронежской области на 2013 год" распространял свои действия на правоотношения с 1 июля 2013 года и действовал по 31 декабря 2013 года.
Заключение вышеуказанного соглашения предусмотрено нормами Бюджетного законодательства, поэтому, согласно статьям 6, 242 БК РФ бюджетные обязательства подлежат исполнению в соответствующем финансовом году и при завершении текущего финансового года бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Законом Воронежской области от 17.12.2012 N 161-03 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" статьей 15 пунктом 46 были предусмотрены субсидии теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления и применения льготных тарифов на тепловую энергию "мощность" (п. 46 введен законом Воронежской области от 18.12.2013 N 182-03), в законе о бюджете на 2014 год данные субсидии не предусмотрены.
В 2014 году субсидии теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления и применения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) за счет средств областного бюджета также не предусмотрены.
Согласно статье 242 Бюджетного кодекса РФ при завершении текущего финансового года бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
На основании вышеназванных норм бюджетного законодательства обязательства перед ООО "Энерговид" могли быть исполнены только в рамках исполнения бюджета за 2013 год.
Статьей 2 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, ООО "Энерговид" осуществляет предпринимательскую деятельность, учитывая, что может нести риски. В ходе своей деятельности предприниматель может получить прибыль не в том объеме, который он планировал.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, убытки могут быть только в виде реального ущерба и упущенной выгоды. Исходя из системного анализа норм гражданского законодательства, можно сделать вывод о том, что убытки являются денежным выражением причиненного вреда - реального ущерба и упущенной выгоды.
Ущерб (вред) представляет собой реальное уничтожение или повреждение имущества, ограничение либо иное нарушение имущественных и личных неимущественных прав гражданина, имущественных прав и деловой репутации юридических лиц. Возмещение ущерба (вреда) возможно в натуральном или денежном виде.
Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидия (лат. subsidium - помощь, поддержка) - сумма средств в денежной или натуральной форме. Бюджетный кодекс РФ называет субсидиями только адресное безвозмездное предоставление средств.
Предоставление субсидии является дополнительным по отношению к собственным средствам источником финансирования предпринимательской деятельности. В условиях рыночной экономики основным источником финансирования являются собственные средства (прибыль, амортизационные накопления).
Целью предоставления субсидий ООО "Энерговид" была мера государственной поддержки. Закон Воронежской области от 02.10.2013 N 124-03 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) теплоноситель в Воронежской области на 2013 год" был принят "в целях обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей в Воронежской области (статья 1)". То есть предоставление субсидий ООО "Энерговид" имело целью решить социально значимую задачу - снизить напряженность в сфере урегулирования тарифов на энергию, а не покрыть расходы организации связанные с осуществлением ее предпринимательской деятельности.
Учитывая вышеизложенное суд первой инстанции пришел к выводу, что истец не представил доказательства причинно - следственной связи между действием (бездействием) ответчика и убытками, а также доказательств вины ответчика, не смотря на требования ст. 65 АПК РФ, согласно которым каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как основание своих требований и возражений.
Однако при принятии данного решения судом первой инстанции не учтено следующее.
Право ООО "Энерговид" на компенсацию неполученного в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 выпадающего дохода предусмотрено ст. 4 Закона Воронежской области N 124 -03 от 02.10.2013 года "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в Воронежской области на 2013 год" и Постановлением Правительства Воронежской обл. N 959 от 06.11.2013 года "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год" (далее по тексту - Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год).
Пунктом 46 ст. 15 Закона Воронежской области N 161 - 03 от 17.12.2012 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в редакции Закона Воронежской области N 182 - 03 от 18.12.2013) были предусмотрены субсидии теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления и применения льготных тарифов на тепловую энергию "мощность".
Завершение текущего 2013 финансового года и отсутствие спорной субсидии в областном бюджете на 2014 год не могут являться основанием прекращения права ООО "Энерговид" на компенсацию выпадающих доходов.
Истцом данная компенсация заявлена за период с 01.07.2013 по 31.12.2013, в котором действовали указанные нормативно-правовые акты. В областной бюджет 2013 года субсидия была включена, но истцом не получена.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса | РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Действие Закона Воронежской области N 124 - 03 от 02.10.2013 года "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в Воронежской области на 2013 год", Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год, приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 37/ 5 от 10.10.2013 об уменьшении экономически обоснованного тарифа законом о бюджете на очередной год не было приостановлено.
Право истца на получение субсидии предусмотрено соглашением N 11 от 24.12.2013, заключенным с ответчиком.
Данное соглашение является гражданско-правовым договором. Обжалуемым решением Арбитражного суда Воронежской области установлено, что по совокупности статей 8 и 432 Гражданского кодекса РФ обязанности у сторон возникают из договоров, которыми стороны достигают соглашения по всем условиям.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).
Согласно частям 3 и 4 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Согласно части 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Гражданским законодательством, а также указанным соглашением, не предусмотрено, что завершение текущего 2013 финансового года и отсутствие спорной субсидии в областном бюджете на 2014 год являются основанием прекращения права ООО "Энерговид" на компенсацию выпадающих доходов.
Между причиненными убытками и действиями ответчика существует причинно-следственная связь.
Согласно приказу Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 61 / 94 от 30.11.2012 года в период с 01.07.2013 года по 31.12.2013 года был установлен тариф на тепловую энергию на отопление для населения, поставляемую ООО "Энерговид", в размере 1 551,34 руб. / Гкал.
Во втором полугодии 2013 года рост платы за отопление для населения составил более 17 % по сравнению с уровнем платы за отопление в декабре 2012 года. Поэтому в указанный приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области на основании приказа N 37/ 5 от 10.10.2013 были внесены изменения. В период с 01.07.2013 года по 31.12.2013 года тариф на тепловую энергию на отопление для населения был уменьшен на 116,85 руб. / Гкал и льготный тариф составил 1 434,49 руб. / Гкал.
Уменьшение ответчиком 10.10.2013 экономически обоснованного тарифа являются действиями, в результате которых ООО "Энерговид" были причинены убытки в размере неполученного (выпадающего) дохода.
В период с 01.07.2013 по 31.12.2013 ООО "Энерговид" начисление платы населению за отопление производило на основании уменьшенного тарифа на отопление.
Материалами дела подтверждается, что в спорный период ООО "Энерговид" произвело поставку населению отопления в размере 7 817,40 Гкал. Таким образом, размер неполученного (выпадающего) дохода составляет 913 463,19 руб. (7 817,40 Гкал * (1 551,34 руб. / Гкал - 1 434,49 руб. / Гкал) = 7 817,40 * 116,85 руб. / Гкал = 913 463,19 руб.).
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
В действиях истца по указанию в соглашении N 11 от 24.12.2013 неверного расчетного счета отсутствует вина.
Управлением Федерального казначейства по Воронежской области на основании данного соглашения платежным поручением N 852136 от 27.12.2013 года на расчетный счет ООО "Энерговид" 40821810813000019698 в Центрально - Черноземном Банке Сбербанка России была перечислена субсидия в размере 845 402,97 руб.
Однако 30.12.2013 года платежным поручением N 136 денежные средства в указанном размере были возвращены Банком в бюджет области в связи с запретом проведения операций в соответствии с Федеральными законами N 103 - ФЗ от 03.06.2009 года "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и N 161 - ФЗ от 27.06.2011 года "О национальной платежной системе", так как данный расчетный счет не предназначен для зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств.
В оспариваемом решении (абз. 1 стр. 12) суд установил, что исходя из положений ст. 78 Бюджетного кодекса РФ документом, на основании которого осуществляется предоставление субсидий, является соглашение (договор) о предоставлении субсидий, а не заявка.
Однако согласно пункту 3.3 соглашения в соответствии с Порядком УРТ в пределах доведенных лимитов на выплату субсидий, организует перечисление денежных средств через казначейскую систему на расчетный счет организации, указанный в заявке.
В заявке ООО "Энерговид" было указано два расчетных счета, открытых в Центрально - Черноземном Банке Сбербанка России:
- расчетный счет 40702810113400100722 и
- расчетный счет 40821810813000019698 (спецсчет для расчетов за тепловую энергию).
Данные расчетные счета являлись действительными на момент подачи заявки, поэтому в действиях ООО "Энерговид" отсутствуют виновные действия по предоставлению ответчику недостоверной информации. В соответствии с п.4.2. Постановления Правительства Воронежской области от 06.11.2013 г. N 959 недостоверная информация - это информация, повлекшая неправомерное получение бюджетных средств. Такой недостоверной информации обществом не предоставлялось.
Ответчиком самостоятельно, без согласования с ООО "Энерговид", было определено, что субсидия должна быть перечислена на второй счет. Вывод Арбитражного суда Воронежской области, что расчетный счет дополнительно был уточнен с главным бухгалтером ООО "Энерговид" (абз. 4 стр. 14 оспариваемого решения) материалами дела не подтвержден.
Таким образом, в нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, условий соглашения и заявки ответчик субсидию на первый расчетный счет не перечислил.
Формирование заявки главным распорядителем бюджетных средств на получение субсидии, передача необходимых документов в Департамент финансов Воронежской области, получение и обработка выписок из управления Федерального казначейства по Воронежской области происходит в рамках бюджетных отношений. ООО "Энерговид" не является участником этих отношений. Поэтому нормы бюджетного законодательства в этой части распространяются только на ответчика.
Арбитражный суд Воронежской области отказал в выплате субсидии по основаниям, не предусмотренным Порядком предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год.
Согласно пункту 2.1.2 соглашения ответчик имеет право отказать ООО "Энерговид" в предоставлении субсидии в случаях, предусмотренных Порядком предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год.
Согласно пункту 3.8 Порядка основанием для отказа в предоставлении субсидий являются:
- несоответствие теплоснабжающей организации, претендующей на предоставление субсидий категориям (критериям) отбора, установленным пунктом 2.1 указанного Порядка;
- непредставление, ненадлежащее оформление документов или несоответствие документов установленным формам;
- невыполнение условий предоставления субсидий, установленных пунктом 3.2 указанного Порядка.
Доказательств данных обстоятельств в ходе судебного разбирательства не представлено.
Основанием для возмещения убытков в сумме 68 060,22 руб. является причинение убытков ООО "Энерговид" в результате применения мер тарифного регулирования.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 указано, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Уменьшение ответчиком 10.10.2013 экономически обоснованного тарифа являются действиями по применению мер тарифного регулирования, в результате которых ООО "Энерговид" причинены убытки в размере неполученного (выпадающего) дохода.
В период с 01.07.2013 по 31.12.2013 ООО "Энерговид" начисление платы населению за отопление производило на основании уменьшенного тарифа на отопление.
Материалами дела подтверждается, что в спорный период ООО "Энерговид" произвело поставку населению отопления в размере 7 817,40 Гкал. Таким образом, размер неполученного (выпадающего) дохода составляет 913 463,19 руб. (7 817,40 Гкал * (1 551,34 руб. / Гкал - 1 434,49 руб. / Гкал) = 7 817,40 * 116,85 руб. / Гкал = 913 463,19 руб.).
Разница в 68 060,22 руб. между размером неполученного (выпадающего) дохода 913 463,19 руб. и размером субсидии 845 402,97 руб., предусмотренном в соглашении N 11 от 24.12.2013 являются убытками ООО "Энерговид".
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Суд учитывает, что у ООО "Энерговид" отсутствовала возможность внести изменения в соглашение N 11 от 24.12.2013 в части увеличения размера субсидии на 68 060,22 руб.
Согласно пункту 3.4 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2013 год для получения субсидии теплоснабжающие организации должны были представить в УРТ документы до 10.12.2013.
В справку - расчет необходимо было включить данные о поставке отопления за декабрь 2013 года. Однако сведения об объеме тепловой энергии за этот месяц стали доступны ООО "Энерговид" только 31.12.2013, т. е. в последний день фактической поставки.
В пункте 4.1 соглашения N 11 от 24.12.2013 предусмотрено, что оно вступает в силу 24.12.2013 и действует до 31.12.2013.
Поэтому на момент получения данных о фактическом объеме тепловой энергии на отопление срок действия соглашения истек. Действующим гражданским законодательством не предусмотрена возможность изменения условий таких сделок.
При оценке права ООО "Энерговид" на возмещение убытков в сумме 68 060,22 руб. суд принимает во внимание, что размеры субсидий, заявленных теплоснабжающими организациями на основании Закона Воронежской области N 124 - 03 от 02.10.2013 года "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в Воронежской области на 2013 год", значительно меньше, чем было предусмотрено Законом Воронежской области N 161 - 03 от 17.12.2012 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в редакции Закона Воронежской области N 182 - 03 от 18.12.2013).
В ходе рассмотрения спора ответчиком представлены и приобщены Арбитражным судом Воронежской области к материалам дела письма и платежные поручения, подтверждающие размер субсидии, заявленной теплоснабжающими организациями.
Судом апелляционной инстанции к материалам дела приобщена справка, представленная ООО "Энерговид", составленная на основании документов ответчика, в соответствии с которой общий размер субсидии, заявленной теплоснабжающими организациями, составляет 4 501 865,41 руб. с учетом исковых требований ООО "Энерговид".
Ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2013 года (приложение N 7 к Закону Воронежской области N 161 - 03 от 17.12.2012 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в редакции Закона Воронежской области N 182 - 03 от 18.12.2013) субсидия на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций предусмотрена в размере 47 929 700 руб., что на 43 427 834,59 руб. больше, чем заявлено для компенсации теплоснабжающими организациями.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает требования ООО "Энерговид" подлежащими удовлетворению.
В этой связи, решение суда первой инстанции следует отменить, иск удовлетворить. Взыскать с Воронежской области в лице Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области (ОГРН 1023601588823, ИНН 3650004304) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энерговид" (ОГРН 1033600057325, ИНН 3661016326) 913 463,19 рублей убытков.
Государственная пошлина за рассмотрение искового заявления составляет 21 269,27 рублей. Истцом при подаче искового заявления по платежному поручению N 565 от 01.10.2014 уплачено 21 616,92 рублей государственной пошлины. Из дохода федерального бюджета истцу возвращается 347,65 рублей, излишне уплаченной государственной пошлины. В связи с удовлетворений исковых требований государственная пошлина в размере 21 269,27 взыскивается с ответчика в пользу истца.
За рассмотрение дела судом апелляционной инстанции истец уплатил 3 000 рублей государственной пошлины. Данная сумма также подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, а всего 24 269,27 (3000 + 21 269,27) рублей.
Руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энерговид" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2014 по делу N А14-13413/2014 удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2015 года по делу N А14-13413/2014 отменить.
Взыскать с Воронежской области в лице Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области (ОГРН 1023601588823, ИНН 3650004304) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энерговид" (ОГРН 1033600057325, ИНН 3661016326) 913 463,19 рублей убытков и 24 269,27 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Энерговид" (ОГРН 1033600057325, ИНН 3661016326) из федерального бюджета 347,65 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 01.10.2014 года N 565.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Колянчикова |
Судьи |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13413/2014
Истец: ООО "Энерговид"
Ответчик: Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области
Третье лицо: Департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области, ОАО "УК Железнодорожного района", ООО "ВАТД Домостроитель", ТСЖ "Отрожка"