г.Калуга |
|
16 сентября 2015 г. |
Дело N А35-8409/2014 |
Резолютивная чась постановления объявлена 09.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.09.2015.
Постановлением Верховного Суда РФ от 23 декабря 2015 г. N 310-АД15-16331 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Стрегелевой Г.А. |
при ведении протокола помощником судьи |
Шелудяева В.Н.
Тарасовой О.В. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС", г.Курск, ОГРН 1124632011360 |
Борисенко Н.В.- дов. от 08.09.2015 N 45-ю |
от административнорго органа - ТУ ФСФБН в Курской области, ОГРН 1044637018260 |
Старкова А.В.- приказ N 941 л/с от 12.08.2008 Ноздрина Е.Н.- дов. от 11.08.2015 N 10 |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Донцов П.В.) по делу N А35-8409/2014,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - бюджетное учреждение, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (далее - Управление финансового надзора, Управление) от 16.09.2014, которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и учреждению назначено наказание в виде штрафа в размере 259910,00 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 10.02.2015 (судья Лымарь Д.В.) оспариваемое постановление признано незаконным в части назначения наказания в виде штрафа в размере 259 910 рублей. Бюджетному учреждению назначено наказание в виде административного штрафа в размере 129 955 рублей.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 решение суда от 10.02.2015 отменено. Оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и полностью отменено.
В кассационной жалобе Управление финансового надзора просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неверный вывод суда второй инстанции о том, что Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет) является распорядителем выделенной из средств федерального бюджета субсидии в рамках Федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 350 (далее - ФЦП), и бюджетное учреждение вправе по согласованию с Росгидрометом изменить цели и направления расходования средств ФЦП.
В отзыве на жалобу бюджетное учреждение просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Управления поддержала доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представитель учреждения просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей Управления и бюджетного учреждения, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, бюджетное учреждение создано приказом Росгидромета от 12.04.2012 N 214 "О реорганизации ФГБУ подведомственных Центрально-Черноземному межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
Согласно п.1.1 Устава учреждения, утвержденного приказом Росгидромета от 22.05.2012 N 286, бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информации, на территории Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской и Тамбовской областей. Учредителем и собственником имущества бюджетного учреждения является Российская Федерация. Полномочия и функции учредителя от имени Российской Федерации осуществляет Росгидромет.
В соответствии с п.2.4 Устава в состав бюджетного учреждения входят необособленные структурные подразделения, а также филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, расположенные вне местонахождения бюджетного учреждения, которые составляют систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе посты, станции, лаборатории и др., предназначенные для наблюдений за гидрометеорологическими процессами, состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в том числе за возникновением опасных природных (гидрометеорологических) явлений.
Бюджетное учреждение имеет филиалы: Белгородский ЦГМС, Брянский ЦГМС, Воронежский ЦГМС, Липецкий ЦГМС, Орловский ЦГМС, Тамбовский ЦГМС.
В силу пунктов 4.1.4. 4.1.5. 4.1.6 Устава источниками финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения являются в том числе:
субсидии из федерального бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием бюджетным учреждением в соответствии с государственным заданием на выполнение работ (услуг) в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения и содержанием имущества;
субсидии на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) - целевые субсидии;
поступления от оказания бюджетным учреждением услуг (выполнения работ), относящихся к основным видам деятельности, предоставление которых осуществляется на платной основе, а также поступления от приносящей доход деятельности.
Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (в приложении N 6 "Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2012 год") Росгидромету были предусмотрены расходы федерального бюджета на реализацию Федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" в виде субсидий бюджетным учреждениям на иные цели в сумме 508,0 млн. руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 350 утверждена Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах". В рамках данной программы Правительством РФ намечено три мероприятия, государственным заказчиком по которым является Росгидромет, а именно: "Мероприятия по восстановлению функционирования пунктов государственной наблюдательной сети", на которые в 2012 году выделены 508 млн.руб., "Мероприятия по техническому переоснащению существующей государственной наблюдательной сети и её инфраструктурных элементов", на которые в 2012 году выделены 672,8 млн.руб., "Мероприятия по приобретению специализированных мобильных средств изменения, в том числе маломерных судов", на которые в 2012 году выделены 346,6 млн.руб.
5 октября 2012 г. между Росгидрометом (учредитель) и бюджетным учреждением было заключено соглашение N 63/1 о порядке и условиях предоставления Росгидрометом из федерального бюджета субсидии на иные цели на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годы (т.1, л.д.48).
Предметом соглашения являлось определение порядка и условий предоставления учредителем субсидии, не связанной с финансовым обеспечением выполнения государственного задания, на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Согласно пункту 2.1 соглашения учредитель обязался предоставить в 2012-2014 годах бюджетному учреждению субсидию на иные цели в объеме и в соответствии с графиком (приложение N 1 - т.1, л.д.52).
Согласно графику субсидия предоставляется на выполнение мероприятий по восстановлению и модернизации государственной наблюдательной сети в сумме: на 2012 год - 6 044 000,00 руб., на 2013 год - 7 000 000,00 руб., на 2014 год - 5000000,00 руб.
Пунктом 2.2 соглашения предусмотрено право учредителя уточнять и дополнять соглашение, в том числе сроки предоставления субсидии; изменять размер предоставляемой субсидии в случаях увеличения или уменьшения объема бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете на текущий финансовый год и на плановый период (пп.2.2.2); выявления потребности учреждения в осуществлении дополнительных расходов при условии наличия соответствующих бюджетных ассигнований в законе о бюджете на текущий финансовый год и на плановый период; выявления необходимости перераспределения субсидий между учреждениями в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете на текущий финансовый год и на плановый период; внесения изменений в долгосрочные целевые программы; невозможности осуществления расходов на иные цели в полном объеме.
Пунктом 2.3 соглашения предусмотрена обязанность бюджетного учреждения осуществлять расходы, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на цели, установленные соглашением; своевременно информировать учредителя об изменении условий осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, которые могут повлиять на изменение размера субсидии на иные цели; ежеквартально представлять учредителю отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Дополнением N 1 от 01.12.2012 к соглашению N 63/1 от 05.10.2012 на основании пп. 2.2.2 соглашения увеличен размер предоставляемой субсидии. Сумма субсидии составила 20 000 000,00 руб. на 2012 год (код классификации расходов бюджета: гл. 169 "Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", РзПр 06 05 "Другие вопросы в области охраны окружающей среды", ЦСР 1001 200 "Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", ВР 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели") - т.1, л.д.55-57.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 N 1245 внесены изменения в ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2010 годах".
В реализацию возложенных на него полномочий как заказчика ФЦП 12.12.2012 Росгидромет издал приказ N 777 "О реализации Постановления Правительства РФ от 01.12.2012 N 1245 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", которым утверждены объемы финансирования в рамках реализации мероприятий по техническому переоснащению существующей государственной наблюдательной сети и ее инфраструктурных элементов и мероприятий по приобретению специализированных мобильных средств измерения, в том числе маломерных судов по направлению расходов "прочие нужды" на 2012 год.
Бюджетному учреждению утверждена целевая субсидия на выполнение мероприятий по восстановлению и модернизации государственной наблюдательной сети в рамках реализации мероприятий по техническому переоснащению существующей наблюдательной сети и её инфраструктурных элементов в объеме дополнительного финансирования на 2012 год в общей сумме 20000000 руб., в том числе на приобретение приборов и оборудования для осуществления гидрохимического мониторинга - 12000000 руб.; на техническое переоснащение государственной наблюдательной сети: приобретение гидрологических приборов и оборудования, формирование электронного архива многолетних данных основных гидрологических характеристик рек и озер - 8000000,00 руб. (т.1, л.д.58-61).
Средства субсидии на выполнение мероприятий по восстановлению и модернизации государственной наблюдательной сети поступили на отдельный лицевой счет учреждения N 21446Ш74270 в сумме 20 000 000,00 руб. по платежному поручению от 26.12.2012 N 875 с назначением платежа "16906051001200612241, (л/с 03951001690), код субсидии 16904. Перечисление сумм субсидий на иные цели на основании дополнения N 1 к соглашению 63/1 т 05.10.2012".
По состоянию на 01.01.2013 на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения N 21446Ш74270 в составе остатка субсидии на выполнение мероприятий по восстановлению и модернизации государственной наблюдательной сети (код субсидий 16904) числились неизрасходованные средства субсидии в рамках реализации ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" в сумме 20044000,0 руб., в том числе доведенный приказом Росгидромета от 04.06.2012 N308 объем целевой субсидии на мероприятия по восстановлению функционирования пунктов государственной наблюдательной сети с указанием направления расходов: на мероприятия по восстановлению гидрологических постов в сумме 44000,0 руб.
С целью реализации мероприятий по техническому переоснащению существующей государственной наблюдательной сети и ее инфраструктурных элементов, а также во исполнение пункта 4.3 Приказа Росгидромета от 20.12.2012 N 777 письмом от 15.01.2013 N 140-105 Росгидромет обязал бюджетное учреждение в срок до 15.02.2013 представить на согласование сведения об операциях с целевыми субсидиями и утвержденный руководителем перечень приобретаемого оборудования и/или смету расходов на выполнение мероприятий в двух экземплярах (т.1, л.д.187).
Во исполнение письма Росгидромета от 15.01.2013 N 140-105 29.01.2013 учреждение сопроводительным письмом N 01-16/7 направило в адрес Росгидромета на утверждение Перечень планируемого к приобретению оборудования в рамках реализации ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", а также Сведения об операциях с целевыми субсидиями, представленными на 2013 год (разрешенный к использованию остаток субсидий прошлых лет на начало 2013 года) - т.1, л.д.189-198.
Перечень приборов и оборудования, необходимых для выполнения мероприятий по восстановлению и модернизации государственной наблюдательной сети в рамках Федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", по бюджетному учреждению, подписанный начальником учреждения Дудником О.В., содержал наименования приборов и оборудования, количество, стоимость товара и предполагаемое место размещения оборудования. Согласно Перечню на приобретение гидрологических приборов и оборудования требуется 8 000 000,00 руб., в том числе самому учреждению - 1381900,00 руб., филиалам учреждения - 6618100,00 руб.; на приобретение приборов и оборудования для осуществления гидрохимического мониторинга - 12 000 000,00 руб., из них: самому учреждению - 2 469 000,00 руб., в том числе автомобиль для отбора проб воды и экспедиционных обследований в количестве 1 шт. стоимостью 680 000,00 руб.; филиалам учреждения - 9 531 000,00 руб., в том числе автомобили для отбора проб воды и экспедиционных обследований в количестве 6 шт. стоимостью 680 000,00 руб. за шт., в общей сумме 4 080 000,00 руб.
26 марта 2013 г. Росгидромет направил бюджетным учреждениям, в том числе и ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС", письмо N 140-01670/1Зи, в котором сделал акцент на том, что проведенной корректировкой Программы (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 N 1245 и от 30.12.2012 N 1497) по направлению расходов "прочие нужды" сформированы следующие мероприятия:
1. Мероприятия по восстановлению пунктов государственной наблюдательной сети.
2. Мероприятия по техническому переоснащению существующей государственной наблюдательной сети и ее инфраструктурных элементов.
3. Мероприятия по приобретению специализированных мобильных средств измерения, в том числе маломерных судов, с указанием расходов по перечисленным мероприятиям.
Мероприятие по техническому переоснащению существующей государственной наблюдательной сети и ее инфраструктурных элементов предполагает закупку и установку современного оборудования для производства гидрологических и гидрохимических наблюдений, обеспечивающих получение, первичную обработку и передачу данных в автоматизированном режиме.
В состав такого оборудования входят автоматизированные гидрологические комплексы с датчиками различной комплектации - уровня, температуры воды, скорости течения (расхода воды), автоматические станции мониторинга загрязнения поверхностных вод, контроллеры, обеспечивающие перевод сигнала датчиков в принятые коды и форматы передачи данных, а также первичную обработку данных наблюдений, оборудование связи-GSM и спутниковые модемы, энергообеспечивающее оборудование, оборудование для поверки и калибровки средств измерений и т.д.
Кроме того, мероприятия включают оснащение лабораторий мониторинга загрязнения поверхностных вод автоматизированными приборами и оборудованием для проведения анализа проб воды, в состав которого входят атомно-абсорбционные спектрометры, инфракрасные фурье-спектрометры, анализаторы различных ингредиентов (тяжелых металлов, ртути, нефтяных пленок, хлора и т.д.).
В письме Росгидромета отмечено, что категорически запрещается приобретение оборудования и выполнение мероприятий, не соответствующих целям и задачам Программы.
Кроме того, в данном письме Росгидромета отмечено, что приобретение транспортных средств и специализированной техники (автомобилей, эскалаторов, погрузчиков и т.д.) для достижения целей и задач Программы возможно только после письменного обращения руководителя учреждения в Росгидромет и предоставления дополнительных обоснований (т.1, л.д.66-70).
Из имеющейся в материалах дела телеграммы от 04.04.2013 в адрес бюджетного учреждения от Росгидромета в лице Шумакова следует, что Росгидромет считает согласованным представленные материалы в части приобретения приборов и оборудования в рамках реализации ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" (т.1, л.д.219).
12 апреля 2013 г. учреждение в адрес заместителя руководителя Росгидромета Шумакова И.А. письмо N 01-16/38 с просьбой разрешить приобрести семь легковых автомобилей повышенной проходимостью с возможностью эксплуатации с прицепом (Рено Дастер) стоимостью 680 000,00 руб. каждый для ЦГБУ "Центрально-Черноземное УГМС" (Курская обл.), Белгородского, Брянского, Воронежского, Липецкого, Орловского, Тамбовского ЦГМС - филиалов ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС" с целью проведения работ по отбору проб воды и экспедиционных обследований. В письме указано, что автомобиль планируется укомплектовать системой пробоотборной ПЭ-1220, анализатором жидкости "ФЛЮОРАТ-02-2М2, PH-метром "Марк-903", кислородомером портативным, кондуктометром портативным.
Приказом Росгидромета от 29.04.2013 N 216 внесены изменения в вышеуказанный приказ Росгидромета от 20.12.2012 N 777 в части направления расходования средств без изменения суммы, а именно: "Техническое переоснащение государственной наблюдательной сети: приобретение гидрологических приборов и оборудования, формирование электронного архива многолетних данных основных гидрологических характеристик рек и озер" изменено на "Техническое переоснащение государственной наблюдательной сети, в том числе приобретение гидрологических приборов и оборудования и основных средств, способствующих достижению целей и задач программы".
Письмом от 21.05.2013 N 20-40/165 за подписью начальника Управление мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ Росгидромета Пешкова Ю.В. учреждению сообщено о согласовании приобретения легковых автомобилей в рамках мероприятия "Приобретение приборов и оборудования для осуществления гидрохимического мониторинга" в соответствии с объемами целевых субсидий, предусмотренных приказом Росгидромета от 20.12.2012 N 777 (с изменениями от 29.04.2013).
Бюджетное учреждение разместило на сайте Единой электронной торговой площадки (htth://rostitorg.ru) извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0344100011313000024 от 30.08.2013 на поставку семи автомобилей марки Renault Duster с начальной ценой контракта 5 198 200,00 руб.
По итогам открытого аукциона в электронной форме на основании решения единой комиссии (протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 23.09.2013 N 0344100011313000024) учреждение заключило с ООО "ЛеМан" гражданско-правовой договор N 24-ОА от 04.10.2013 на поставку 7 автомобилей марки Renault Duster стоимостью 742 600,00 руб. за штуку на общую сумму 5 198 200,00 руб. в срок до 25 декабря 2013 года.
По товарной накладной от 19.12.2013 N А-0000325 ООО "ЛеМан" поставило учреждению автомобили марки Renault Duster в количестве 7 шт. стоимостью 742 600,00 руб. /ед. на сумму 5 198 200,00 руб., из них 6 автомобилей переданы филиалам.
Платежным поручением от 23.12.2013 N 5763880 учреждение перечислило ООО "ЛеМан" 5 198 200,00 руб. за счет средств субсидии на выполнение мероприятий по восстановлению и модернизации государственной наблюдательной сети (код субсидии 6904).
Из полученных учреждением средств субсидии на выполнение мероприятий по восстановлению и модернизации государственной наблюдательной сети в рамках реализации мероприятий по техническому переоснащению существующей государственной наблюдательной сети и ее инфраструктурных элементов в рамках ФЦП в сумме 20 000 000,00 руб., кассовые расходы произведены в сумме 19 998 819,36 руб., неиспользованный остаток целевой субсидии на 01.01.2014 составил 1180,64 руб.
Приказом Управления финансового надзора от 21.07.2014 N 86-р назначено проведение выездной проверки целевого использования субсидий в бюджетном учреждении за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
По результатам проведенной проверки Управление финансового надзора пришло к выводу о том, что 5 198 200,00 руб. субсидии были использованы на цели, не соответствующие условиям их получения. Проверкой установлено, что в рамках реализации мероприятий ФЦП по развитию государственной наблюдательной сети предусмотрено переоснащение действующих региональных центров по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды современным оборудованием, тогда как приобретенные автомобили не отвечают требованиям ФЦП - не являются оборудованием, а в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденных постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, относятся к транспортным средствам (15 3410010 - автомобили легковые). Учреждениями Росгидромета (ФГБУ "НПО "Тайфун", ФГБУ "ГГО", ФГБУ "ГГИ" и др.) разработан Типовой табель средств измерений и оборудования для производства наблюдений в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, её загрязнения, используемых на государственной наблюдательной сети (дата введения - 07.01.2013). Типовым табелем не предусмотрен в составе средств изменения и оборудования автомобиль для отбора проб воды и экспедиционных обследований. Тем более, что по состоянию на 22.07.2014 приобретенные автомобили не были укомплектованы приборами: системой пробоотборной ПЭ-1220, анализатором жидкости "ФЛЮОРАТ-02-2М2, PH-метром "Марк-903", кислородомером портативным, кондуктометром портативным с целью проведения работ по отбору проб воды и экспедиционных обследований; автомобиль марки Renault Duster использовался руководителем бюджетного учреждения.
В связи с этим 03.09.2014 Управлением финансового надзора был составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что бюджетным учреждением средства субсидии направлены на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным мероприятиями Федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 350, соглашением N 63/1 от 05.10.2012 с учетом дополнения N 1 от 01.12.2012, Типовым табелем средств измерений и оборудования для производства наблюдений в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, ее загрязнения.
Постановлением Управления от 16.09.2014 N 05-07-135/2014 учреждение привлечено к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 259910,00 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции усмотрел в действиях учреждения состав административного правонарушения, предусмотренный ст.15.14 КоАП РФ, но признал оспариваемое постановление незаконным в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 129 955 рублей.
Отменяя решение суда и признавая оспариваемое постановление незаконным в полном объеме, суд второй инстанции свой вывод мотивировал тем, что учреждение не вправе распоряжаться бюджетными средствами самостоятельно, так как не является распорядителем бюджетных средств, Росгидромет согласовал учреждению расходование средств субсидии на приобретение автомобилей, поэтому вины учреждения в нецелевом использование бюджетных средств нет.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с таким выводом суда второй инстанции, так как он противоречит нормам материального права.
В соответствии с ч.6 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления таких субсидий из федерального бюджета устанавливаются Правительством РФ.
Как указано выше, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 350 была утверждена Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах". Одной из основных целей ФЦП является развитие и модернизация системы государственного мониторинга водных объектов. Указанной программой предусмотрено целевое финансовое обеспечение реализации мер, направленных на ликвидацию дефицита и повышения рациональности использования водных ресурсов, сокращение антропогенного воздействия и экологическую реабилитацию водных ресурсов, повышение защищенности населения и объектов экономики т наводнений и другого негативного воздействия вод, обеспечение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, модернизацию и развитие государственной наблюдательной сети.
В рамках реализации мероприятий ФЦП по развитию государственной наблюдательной сети предусмотрено переоснащение действующих региональных центров по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды современным оборудованием.
Приобретенные учреждением автомобили не отвечают предъявленным требованиям ФЦП, так как не являются оборудованием.
Цель выделения средств федерального бюджета определена ФЦП - это переоснащение действующих пунктов гидрологических наблюдений и лабораторий современным оборудованием и средствами измерений.
Получаемая субсидия должна быть использована для достижения цели ФЦП. Ни бюджетное учреждение, ни Росгидромет не вправе изменить цель выделения средств бюджета по ФЦП, изменять направления расходования средств ФЦП.
В отношении субсидии по ФЦП Росгидромет не является распорядителем бюджетных средств, а является таким же исполнителем ФЦП, как и бюджетное учреждение.
Бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса, не имеет статуса получателя бюджетных средств, самостоятельно распоряжается средствами и несет ответственность по принятым обязательствам.
Согласно тексту телеграммы, направленной 18.03.2013 Росгидрометом в адрес бюджетных учреждений на их обращения по вопросу согласования мероприятий в рамках ФЦП, подведомственные учреждения Росгидромета, являющиеся получателями целевых субсидий в рамках Программы, вправе самостоятельно определить приоритетные направления использования выделенных средств с учетом достижения целей и задач Программы; осуществление текущих расходов в рамках реализации Программы осуществляется федеральным бюджетным учреждением самостоятельно (т.1, л.д.65).
В связи с изложенным, вывод суда апелляционной инстанции о том, что согласование бюджетным учреждением с Росгидрометом изменения цели использования субсидии по ФЦП снимает с бюджетного учреждения ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, не верен.
Поэтому постановление апелляционного суда от 17.06.2015 подлежит отмене.
Суд первой инстанции правильно установил обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку и пришел к выводу о нецелевом использовании учреждением бюджетных средств. Не усмотрев нарушений порядка привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции отменил оспариваемое постановление только в части назначения наказания, снизив размер штрафа, в остальном постановление оставил без изменения.
Суд кассационной инстанции согласен с решением суда первой инстанции от 10.02.2015 и приходит к выводу о необходимости оставить решение в силе.
Руководствуясь п.5ч.1ст.287, ч.1ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу N А35-8409/2014 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Курской области от 10.02.2015 по данному делу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
Г.А.Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
...
Как указано выше, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 350 была утверждена Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах". Одной из основных целей ФЦП является развитие и модернизация системы государственного мониторинга водных объектов. Указанной программой предусмотрено целевое финансовое обеспечение реализации мер, направленных на ликвидацию дефицита и повышения рациональности использования водных ресурсов, сокращение антропогенного воздействия и экологическую реабилитацию водных ресурсов, повышение защищенности населения и объектов экономики т наводнений и другого негативного воздействия вод, обеспечение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, модернизацию и развитие государственной наблюдательной сети."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 сентября 2015 г. N Ф10-2902/15 по делу N А35-8409/2014