г.Калуга |
|
04 октября 2016 г. |
Дело N А62-9219/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.10.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ахромкиной Т.Ф. |
||
Судей |
Андреева А.В. |
||
|
Козеевой Е.М. |
||
При участии в заседании: |
|
||
от АО "Россельхозбанк" в лице Смоленского регионального филиала |
Кузнецова И.И. - представитель (дов. от 01.04.2016, срок до 19.05.2017); |
||
от ООО "АТЛАН" |
Табаченкова Н.В. - представитель (дов. от 23.09.2016, срок 1 год); |
||
от иных лиц, участвующих в деле |
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области кассационную жалобу АО "Россельхозбанк" в лице Смоленского регионального филиала на решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.04.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 по делу N А62-9219/2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АТЛАН" (далее - истец, ООО "Атлан") обратилось в арбитражный суд с заявлением к открытому акционерному обществу "Россельхозбанк" в лице Смоленского регионального филиала (далее - ответчик, ОАО "Россельхозбанк", Банк) об обязании заключить договор банковского счета.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.04.2016 (судья Иванов А.В.) исковые требования удовлетворены. Суд обязал АО "Российский сельскохозяйственный банк" заключить с ООО "АТЛАН" договор банковского счета.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 (судьи: Т.В. Бычкова, И.П. Грошев, М.В. Токарева) решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.04.2016 по делу N А62-9219/2015 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с указанными судебными актами, кассатор обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и вынести по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы АО "Россельхозбанк" ссылается на то, что Банком была проведена внутренняя проверка, осуществлен выезд по месту регистрации юридического лица, по результатам которого было установлено отсутствие юридического лица по месту его регистрации, а также отсутствие по этому месту постоянно действующего органа управления.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Представитель АО "Россельхозбанк" в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Представитель ООО "АТЛАН" возражала против жалобы, просила оставить в силе принятые по делу судебные акты.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает необходимым оспариваемые судебные акты оставить без изменения, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, истец обратился в Смоленский региональный филиал Акционерного общества "Россельхозбанк" с целью открытия банковского счета.
Банк отказал истцу в заключении договора банковского счета, что послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон.
Вместе с тем, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (абзац 2 пункта 1 статьи 421 Г ражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно нормам статьи 846 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами.
Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленным в соответствии с ним банковским правилам.
Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.
При необоснованном уклонении банка от заключения договора банковского счета клиент вправе предъявить ему требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1.1 Положения ЦБ РФ об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 19.08.2004 N 262-П на кредитную организацию возложена обязанность по идентификации лица, находящегося у нее на обслуживании, при совершении банковских операций и иных сделок в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" за исключением случаев, установленных Федеральным Законом N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее по тексту ФЗ N 115-ФЗ).
Абзацем 5 пункта 5 статьи 7 ФЗ N 115-ФЗ установлено, что кредитным организациям запрещается заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента, в случаях, установленных данным Законом.
В пункте 5.2 статьи 7 ФЗ N 115-ФЗ установлено, что кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма.
При этом, согласно пункту 6.2 Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Банком России 02.03.2012 N 375-П, установлено, что факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) на основании абзаца 2 пункта 5.2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, могут являться: а) юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом; б) с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев, при этом юридическое лицо в рамках представления информации о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с данной кредитной организацией указало в качестве таковых осуществление сделок, связанных с проведением операций с денежными средствами в наличной форме и (или) международных расчетов, содержащих признаки, указанные в приложении к настоящему Положению, либо признаки, указывающие на необычный характер сделки, установленные кредитной организацией самостоятельно; в) в качестве адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) указан адрес, в отношении которого имеется информация Федеральной налоговой службы о расположении по такому адресу также иных юридических лиц. В целях получения указанной информации кредитная организация использует ресурс "Адреса массовой регистрации (адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами)", размещенный на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет"; г) отсутствие постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по месту нахождения, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре юридических лиц; д) одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и (или) осуществляет ведение бухгалтерского учета такого юридического лица; е) в отношении резидента имеется информация Банка России о том, что перед ним выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым указанным резидентом были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк и в дальнейшем ни в одном из уполномоченных банков эти паспорта сделок не были открыты либо паспорта сделок были закрыты уполномоченным банком самостоятельно по истечении 180 календарных дней после истечения срока действия контракта (в случае намерения резидента заключить договор банковского счета в целях осуществления операций в рамках исполнения обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам); ж) кредитной организацией в отношении физического или юридического лица ранее принималось решение об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) либо решение о расторжении договора банковского счета (вклада) в соответствии с Федеральным законом; з) сведения о лице содержатся в Перечне организаций и физических лиц; и) в отношении лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества; к) иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией.
Судами установлено, что в уведомлении ответчика об отказе в открытии истцу счета от 11 сентября 2015 года N 043-01-43/Я409 обоснование и мотивы отказа не содержатся.
Из отзыва на иск, представленного ответчиком в материалы дела, следует, что отказ истцу в открытии банковского счета основан на пункте 5.2 статьи 7 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Пунктом 4.1. Инструкции Банка России от 30.05.2014 г. N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" установлен перечень документов, необходимый для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами (в том числе банки) или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, и установить в отношении юридических лиц наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения, а также систематически обновлять информацию о клиентах.
В целях идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 -3 к Положению Центрального банка Российской Федерации от 19.08.2004 N 262-П, документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок, а также иной необходимой информации и документов (пункт 2.1 Положения). Кредитная организация вправе использовать также иные сведения (документы), самостоятельно определяемые кредитной организацией в своих внутренних документах.
Судами установлено, что при рассмотрении заявки истца на открытие банковского счета была проведена проверка.
По результатам проверки заместителем начальника службы безопасности представлено заключение от 09.09.2015 N 043-43-22/1098, из которого следует, что постоянно действующий исполнительный орган юридического лица и руководитель ООО "АТЛАН" по месту государственной регистрации отсутствовали, имеется негативная информация, препятствующая установлению договорных отношений с клиентом.
Кроме того, начальником отдела финансового мониторинга банка представлено заключение N 043-41-02/529 от 09.09.2015, в соответствии с которым ООО "АТЛАН" имеет минимальный уставный капитал при объеме годовой выручки свыше 13 000 000 рублей, основным видом деятельности общества является "оптовая торговля отходами и ломом", а так же "обработка металлических отходов и лома", которые отнесены ЦБ РФ к "высокому уровню риска для кредитных организаций".
Из заключения N 043-41-02/529 от 09.09.2015 так же следует, что от организации, обслуживающей расчетный счет общества поступила негативная информация (крупные объемы снятия денежных средств со счета клиента посредством корпоративных пластиковых карт без предоставления первичных подтверждающих документов).
В соответствии с пунктом 7.6 Правил внутреннего контроля 85-П, ответчиком принято решение о нецелесообразности заключения договорных отношений с истцом и об отказе в заключении договора банковского счета (вклада) по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации пунктом 5.2 статьи 7 Закона 115-ФЗ.
В соответствии с приложением 2 к Положению Центрального банка Российской Федерации от 19.08.2004 N 262-П к сведениям, получаемым в целях идентификации юридического лица, относятся, в том числе, адрес местонахождения и почтовый адрес, сведения о присутствии или отсутствии по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих прав действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Место нахождения истца определено местом его государственной регистрации (пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации). Адрес, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), может отличаться от адреса, который указан для целей осуществления связи с юридическим лицом; закон не связывает наличие почтового адреса с наличием у юридического лица филиалов и представительств.
Как следует из материалов дела, вывод банка об отсутствии руководителя и постоянно действующего органа общества по адресу, указанному в его учредительных документах, основан на заключении службы безопасности от 09.09.2015 N 043-43-22/1098.
Суд первой инстанции заслушал пояснения сотрудника службы безопасности Банка Шепелева И.А., который проводил выездную проверку и являлся исполнителем заключения от 09.09.2015 N 043-43-22/1098, и установил, что 11.04.2016 выездная проверка проводилась сотрудником службы безопасности банка однократно без уведомления ООО "АТЛАН". Место нахождения ООО "АТЛАН", учитывая, что согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "АТЛАН" зарегистрировано в деревне Кузьмино Ярцевского района Смоленской области, в которой отсутствует адресное хозяйство и нумерация домов, определялось сотрудником Банка со слов местных жителей.
В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Материалами дела установлено, что видеофиксация проверки не производилась, повторно банком необходимые документы для проведения проверки клиента у ООО "АТЛАН" не запрашивались, с представителями истца для проверки фактического нахождения офиса банк не связывался, выводы банка не подтверждены документально. Какой-либо дополнительной проверки данного обстоятельства не проводилось.
Судом апелляционной инстанции установлено, что истец в подтверждение факта нахождения по юридическому адресу ссылался на факт регистрации юридического лица именно по этому адресу, а также представил договор аренды N 04/12/14 от 04 декабря 2014 года с собственником занимаемого истцом помещения, договоры аренды земельного участка от 01 января 2015 года с собственником земельного участка, на котором расположено арендуемое помещение, свидетельство о госрегистрации права серии 67 АБ N 061883, кадастровый план земельного участка, арендованного у его собственника с указанием на нем строений.
Суд апелляционной инстанции счел необоснованными доводы заявителя жалобы относительно того, что договор аренды N 04/12/14 от 04 декабря 2014 года с собственником занимаемого истцом помещения имеет срок действия до 03.10.2015 года и являлся недействующим на момент принятия судом решения.
Пункт 1.2 указанного выше договора предусматривает, что договор заключен сроком до 01.10.2015 года и считается пролонгированным на следующие 11 месяцев, если ни одна из сторон письменно не заявила о намерении расторгнуть договор за 15 календарных дней до срока его окончания.
Из материалов дела не следует, что кто-либо из сторон заявлял о намерении расторгнуть договор, следовательно, договор пролонгирован на срок до 03.09 2016 года.
Объяснения почтальона, представленные ответчиком не могут быть признаны надлежащими доказательствами, поскольку не соответствует требованиям допустимости.
Подлинность подписи почтальона на указанных объяснениях, представленных ответчиком в суд не удостоверена нотариально, ответчик не заявлял ходатайство о вызове почтальона в суд в качестве свидетеля, в связи с чем невозможно установить даны ли объяснения именно этим лицом и что это лицо занимает должность почтальона.
ООО "АТЛАН" имеет лицензии на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 11 мая 2001 г. N 369 юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием лома и отходов черных металлов, должны обеспечить наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте следующей информации: а) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, номера их телефонов; б) для юридических лиц - данные о лице, ответственном за прием лома и отходов черных металлов; в) распорядок работы; г) условия приема и цены на лом и отходы черных металлов.
В соответствии с пунктом 7 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. N 1287, для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", документы (копии документов), указанные в пунктах 1 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также: а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений и помещений (единой обособленной части зданий, строений, сооружений и помещений), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях и помещениях).
В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. N 12879, при проведении проверки сведений, содержащихся в предъявленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, а также соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Как следует из заключения начальника отдела финансового мониторинга, ответчик обладал информацией о ведении ООО "АТЛАН" лицензируемой деятельности, однако, не предложил истцу представить дополнительные документы.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, ссылка апеллянта на минимальный размер уставного капитала несостоятельна, поскольку размер уставного капитала общества соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и не является безусловным основанием для отказа в открытии счета.
В связи с указанным, а также в отсутствие доказательств того, что истец не представил какие-либо документы в целях идентификации юридического лица и что ответчик запрашивал у истца какие-либо подтверждающие документы, ссылка заявителя жалобы на то, что банком выявлена негативная информация касательно ООО "АТЛАН", судом правомерно отклонена как необоснованная и неподтвержденная документально.
По результатам оценки доказательств в их совокупности суды пришли к выводу о достаточности представленных ответчиком доказательств для подтверждения факта нахождения юридического лица (ООО "АТЛАН") по месту его регистрации и о недостаточности разовой проверки (выезда) сотрудников службы безопасности Банка для вывода об отсутствии юридического лица по указанному адресу.
У суда округа отсутствуют основания для иной оценки доказательств. При этом судебная коллегия учитывает, что в случае выявления факта нарушения требований Федерального Закона N 115 - ФЗ со стороны владельца счета у Банка есть право на расторжение договора.
Доводы заявителя кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как по существу направлены на переоценку имеющихся в деле материалов и сделанных на их основе выводов судов первой и апелляционной инстанций, что не является основанием для изменения или отмены принятых по делу судебных актов. Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.04.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 по делу N А62-9219/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Т.Ф. Ахромкина |
Судьи |
А.В. Андреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.