г.Калуга |
|
24 января 2017 г. |
Дело N А64-2559/2016 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Степиной Л.В. |
при участии в заседании представителей:
от Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (392025, г.Тамбов, ул.Московская, д.27 А): не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом;
от ЗАО "Санаторий "Кубань" (363440, Краснодарский край, г.Анапа, ул.Пушкина, д.30): Шемеров И.А. по доверенности от 30.11.16,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества "Санаторий "Кубань" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.06.2016 (судья Захаров А.В.) по делу N А64-2559/2016,
УСТАНОВИЛ:
Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее- Управление) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к ЗАО "Санаторий "Кубань", Краснодарский край, г.Анапа (далее - Общество) о расторжении государственного контракта N0164200003015005086_317184/629 от 27.11.2015 на оказание услуг по санаторно-курортному лечению заболеваний и последствий травм спинного и головного мозга гражданам (инвалидам - не колясочникам), проживающим на территории Тамбовской области и имеющим право на получение набора социальных услуг между Управлением и Обществом, а также о взыскании 86 328,22 руб., ранее перечисленных в виде аванса в размере 30% цены контракта.
Решением Арбитражного суда Тмбовской области от 22.06.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 апелляционная жалоба ЗАО "Санаторий "Кубань" возвращена по причине пропуска процессуального срока на подачу апелляционной жалобы в отсутствие уважительных причин на восстановление указанного срока.
Не соглашаясь с состоявшимся судебным актом суда первой инстанции, Общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с настоящей кассационной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с ч. 1 ст. 273 АПК РФ вступившие в законную силу судебные приказы, вынесенные арбитражным судом первой инстанции, решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части при условии, что иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Учитывая приведенные положения, а также восстановление пропущенного срока на обращение в суд с кассационной жалобой, суд принял ее к производству.
Управление явку представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, предварительно представив письменный мотивированный отзыв, которым просило оставить состоявшийся судебный акт в силе. В соответствии со ст. 284 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Как следует из материалов дела, между Управлением, являющимся по контракту заказчиком, и Обществом, являющимся по контракту исполнителем, заключен государственный контракт N0164200003015005086_317184/629 от 27.11.2015 на оказание услуг по санаторно-курортному лечению заболеваний и последствий травм спинного и головного мозга гражданам (инвалидам - не колясочникам), проживающим на территории Тамбовской области и имеющим право на получение набора социальных услуг.
По условиям контракта общество обязалось оказать соответствующие услуги 10 гражданам, а заказчик обязался принять и оплатить услуги на условиях, предусмотренных контрактом, извещением об осуществлении закупки на услуги, документацией о закупке, заявкой исполнителя.
Управлением во исполнение п.4.2. контракта платежным поручением N99976 от 30.11.2015 перечислен аванс в размере 30% цены договора в сумме 86 328,22 рублей.
В соответствии с пунктом 2.1.1. исполнитель обязан представить заказчику оформленные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации путевки на санаторно-курортное лечение. Срок предоставления путевок определяется по согласованию с заказчиком.
Согласно графику заездов, согласованному сторонами, срок оказания услуг по санаторно-курортному лечению граждан определен с 01.12.2015 по 24.12.2015 года.
Вместе с тем, путевки исполнителем фактически были предоставлены лишь 03.12.2015, о чем свидетельствует накладная (экспедиторская расписка 11 3268 0487).
В соответствии с положениями п.10.1 контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и требованиями Федерального закона N44-ФЗ.
В этой связи, в целях досудебного урегулирования спора 22.12.2015 в адрес исполнителя было направлено письмо за исх. N04/6206 с предложением о расторжении контракта по обоюдному соглашению сторон и возврате денежных средств в сумме 86 328,22 руб. Повторное письмо с соглашением о расторжении контракта отправлено 11.02.2016.
Ссылаясь на существенное нарушение условий контракта, исключившим возможность сформировать заезд граждан на санаторно-курортное лечение в период с 01.12.2015 по 24.12.2015 по причине отсутствия путевок, учитывая отсутствие ответа на предложение расторгнуть контракт во внесудебном порядке, Управление обратилось в арбитражный суд с требованием о расторжении договора в судебном порядке и взыскании ранее уплаченного авансового платежа.
Правильно разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в частности, на положениях ГК РФ.
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив все представленные сторонами доказательства, а также доводы участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями действующего законодательства, правильно определил спорные правоотношения, с достаточной полнотой выяснил имеющие существенное значение для дела обстоятельства, установив, что Общество в нарушение условий п.2.1.1. контракта допустило просрочку по предоставлению путевок.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (пункт 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (пункт 13 Административного регламента).
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Применив буквальное толкование условий заключенного между сторонами контракта, в совокупности с ранее приведенными положениями, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что допущенные обществом нарушения условий контракта является существенным нарушением условий договора.
При этом суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, сделал обоснованный вывод о соблюдении претензионного порядка заявленного требования о расторжении контракта.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.
Ссылка Общества на пункт 2.1.4. контракта признается несостоятельной, поскольку названный пункт предусматривает возможность менять сроки заездов по согласованию, то есть, по сути, вносить в договор изменения. С предложениями об изменении условий контракта исполнитель обратился лишь 30.12.2015, фактически за пределами текущего финансового года.
Самостоятельных доводов относительно взыскания 86 328,22 рублей заявитель кассационной жалобы не приводит, тем менее просит об отмене состоявшегося решения суда первой инстанции в полном объеме.
Суд находит состоявшееся решение суда первой инстанции в указанной части соответствующим положениям статей 309, 310, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что судом первой инстанции судебный акт принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.06.2016 по делу N А64-2559/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н.Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.