г.Калуга |
|
7 марта 2017 г. |
Дело N А68-4635/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 марта 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Аникиной Е.А., |
|
судей |
Сладкопевцевой Н.Г., Толкачевой И.Ю., |
|
от истца ЗАО "Тулатеплосеть": |
не явились, извещены надлежаще, |
|
от ответчиков ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа":
Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации: |
представителя Гоглевой Е.А. по доверенности от 31.01.2017 N 9,
представителя Пискуновой Л.В. по доверенности от 31.12.2016 |
|
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тульской области от 30.09.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 по делу N А68-4635/2016,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Тульское предприятие тепловых сетей" (далее по тексту - истец, предприятие, теплоснабжающая организация, ЗАО "Тулатеплосеть") обратилось в суд с исковым заявлением, к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (далее по тексту - первый ответчик, абонент, учреждение, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа") и Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - второй ответчик, Министерство обороны Российской Федерации) о взыскании задолженности в размере 392 181 руб. 97 коп., неустойки в размере 10 250 руб. 54 коп., всего 402 432 руб. 51 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 11 049 руб., возложении субсидиарной ответственности при недостаточности денежных средств.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 30.09.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом заявитель жалобы указывает, что истцом не доказан факт оказания услуг по поставке тепловой энергии. Податель жалобы считает, что ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" и Министерства обороны Российской Федерации являются ненадлежащими ответчиками в рамках настоящего дела. Также заявитель ссылается на неверное применение судами норм действующего законодательства в отношении субсидиарной ответственности Министерства обороны Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, между ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" и ЗАО "Тулатеплосеть" заключен государственный контракт на поставку тепловой энергии, теплоносителя N 2086 от 20.07.2015 (далее по тексту - контракт), в соответствии с которым теплоснабжающая организация, приняла на себя обязанность подавать ответчику через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию, теплоноситель на условиях, предусмотренных контрактом и действующим законодательством в количестве, рассчитанном в соответствии с утвержденными нормативами и методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплопотребления и согласованном сторонами в Приложении N 1, а первый ответчик обязался оплачивать принятую тепловую энергию.
Факт заключения контракта подтвержден постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 по делу N А56-65825/2015 и постановлением Двадцатого арбитражного суда от 15.09.2016 по делу N А68-1184/2016.
Пунктом 7.3 контракта предусмотрено, что все разногласия, возникающие между сторонами при исполнении контракта, разрешаются сторонами путем переговоров, а в случае не достижения согласия - в Арбитражном суде Тульской области.
ЗАО "Тулатеплосеть" в период с января по апрель 2016 года поставило первому ответчику тепловую энергию, оплату которой ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" в соответствии с условиями контракта в полном объеме не произвело, в связи с чем, задолженность абонента составила 392 181 руб. 97 коп.
Поскольку учреждение в добровольном порядке оплату вышеуказанной суммы не произвело, ЗАО "Тулатеплосеть" обратилось в суд с заявленными требованиями.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, руководствуясь положениями статей 123.22, 330, 399, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиями государственного контракта на поставку тепловой энергии, теплоносителя N 2086 от 20.07.2015, установив факт поставки коммунального ресурса, учитывая, что доказательств их оплаты ответчиками не представлено, проверив расчет суммы основного долга и признав его верным, пришел к выводу об обоснованности иска, при этом указал, что при недостаточности денежных средств для исполнения судебного акта у ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" субсидиарную ответственность по спорному долгу несет Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ как главного распорядителя бюджетных средств по долгам подведомственного ему казенного учреждения.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы судов правильными и соответствующими установленным обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не усматривает.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство должно быть исполнено надлежащим образом в соответствии с условиями договора. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается и это предусмотрено статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Следовательно, абонент должен своевременно вносить плату за полученные им услуги.
Факт потребления тепловой энергии, ее стоимость подтверждается представленными в материалы дела актами фактического потребления тепловой энергии N 2764 от 31.01.2016, N 4912 от 29.02.2016, N 8419 от 31.03.2016, N 12018 от 30.04.2016.
Судами справедливо отклонены возражения относительно непредставления истцом документов, необходимых для оплаты тепловой энергии, поскольку неполучение ответчиком каких-либо документов не освобождает его от обязанности оплатить фактически поставленную энергию; ответчиками не представлены доказательства технологического отключения от централизованной сети отопления, а также доказательства несоответствия качества поставленной энергии, объема и ее стоимости.
В представленных в дело актах фактического потребления тепловой энергии содержится период оказания услуг, их объем и стоимость, и указанные документы формируются теплоснабжающей организацией на основании контракта, условия которого согласованы сторонами. В то же время наличие и размер задолженности ответчиками надлежащим образом (документально) не опровергнуты.
Расчет начисленной неустойки проверен судами и признан правильным, контррасчет не представлен, в связи с чем суды, руководствуясь статьями 329, 330, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации и условиями заключенного между сторонами контракта, правомерно удовлетворили требования о взыскании 10 250 руб. 54 коп. неустойки за просрочку оплаты потребленной тепловой энергии.
Отклоняя доводы заявителя кассационной жалобы о необоснованном привлечении Министерства обороны Российской Федерации в качестве субсидиарного ответчика, суды правомерно руководствовались следующим.
В силу пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В данном случае собственником имущества учреждения является Российская Федерация, имущество учреждения относится к федеральной собственности, а Министерство обороны Российской Федерации является органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении этого имущества и главным распорядителем бюджетных средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию его полномочий.
В силу подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что только при условии недостаточности у ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" имущества, на которое может быть обращено взыскание, а также денежных средств для оплаты задолженности, ответственным в субсидиарном порядке по данному обязательству является Российская Федерация и взыскание задолженности и неустойки следует производить за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, которые были предметом рассмотрения судов и отклонены с приведением соответствующих мотивов.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 10.06.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2016 по делу N А68-6625/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Н.Г. Сладкопевцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.