г. Калуга |
|
22 марта 2017 г. |
Дело N А62-3357/2016 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
Судей |
Ермакова М.Н. Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Инвест Групп" (214525, г. Смоленск, ул. Санаторная, д. 1, ОГРН 1106731000716, ИНН 6729022050)
от Смоленской таможни (214032, г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713)
от Федеральной таможенной службы (121087, г. Москва, ул. Новозаводская, д. 11/5, ОГРН 1047730023703, ИНН 7730176610) |
Шелеповой Н.В. - представителя (дов. от 01.07.2016 N 19, пост.)
Зябкина С.В. - представителя (дов. от 17.01.2017 N 04-50/03, пост.) Прохоровой А.А. - представителя (дов. от 05.07.2016 N 04-50/61, пост.) Гуськовой Е.В. - представителя (дов. от 21.11.2016 N 04-50/99, пост.)
Гуськовой Е.В. - представителя (дов. от 01.12.2016 N 1549/127-Д, пост. и от 22.12.2016 N 8143/271, пост.)
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Меженным А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационные жалобы Федеральной таможенной службы и Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.09.2016 (судья Пузаненков Ю.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 (судьи Рыжова Е.В., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) по делу А62-3357/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвест Групп" (далее - ООО "Инвест Групп", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Смоленской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительным отказа в выпуске товаров по ДТ N 10113080/241215/0028353; возложении на таможню обязанности восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя путем возврата обществу излишне уплаченных таможенных платежей в размере 1 916 131 руб. 12 коп.; признании недействительным решения таможни, оформленное письмом от 16.02.2016 N 15-25/3667 "О возврате заявления"; взыскании с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы за счет средств казны Российской Федерации убытков в размере 52 448 руб. 20 коп. (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.09.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) просит решение и постановление судов отменить, как принятые с нарушением норм материального права и отказать обществу в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе таможенный орган просит решение и постановление судов в части признания недействительным отказа таможни в выпуске товаров по ДТ N 10113080/241215/0028353 и обязании таможни возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи в размере 1 916 131 руб. 12 коп. отменить, как принятые с нарушением норм материального права, и направить дело на новое рассмотрение.
Обществом заявлено ходатайство о взыскании с таможни судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела в суде кассационной инстанции.
Возражений в отношении ходатайства представителями ФТС России и таможни не заявлено.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы и ходатайства, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими частичной отмене, а ходатайство оставлению без рассмотрения, по следующим основаниям.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, 24.12.2015 ООО "Инвест Групп" на Заднепровский таможенный пост Смоленской таможни подана декларация на товары N 10113080/241215/0028353 (далее - ДТ 1), согласно которой общество осуществляло таможенное оформление лекарственных средств для применения в ветеринарии - ЦЕФАЛЕКС 50 (CEFALF 50) ГИДРО ТРИПРИМ (HYDRO TRIPRIM), БРОНХОДОКС (BRONHODOX), производства компании S.P. VETERINARIA, Испания, код ТН ВЭД 3004 20 000 2.
При декларировании обществом исчислены и уплачены таможенные платежи, в том числе налог на добавленную стоимость в сумме 1 780 023 руб. 69 коп., таможенная пошлина в размере 518 453 руб. 50 коп. и таможенный сбор в размере 22 500 руб.
Руководствуясь подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), общество исчислило налог на добавленную стоимость по ставке 10%, представив в таможенный орган при декларировании регистрационные удостоверения. В соответствии с кодом ТН ВЭД 3004 20 000 2 общество исчислило таможенную пошлину на товар по ставке 3%.
25.12.2015 таможенный орган отказал в выпуске товаров по ДТ 1 в связи с несоблюдением обществом условий выпуска товаров, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (в отношении товаров таможенные пошлины, налоги уплачены не в полном объеме), поскольку заявитель не имеет право на применение налоговой льготы, в связи с чем применению подлежит ставка налога на добавленную стоимость в размере 18%.
26.12.2015 с целью выпуска товара обществом подана на Заднепровский таможенный пост Смоленской таможни декларация на товары N 10113080/261215/0028435 (далее - ДТ 2), в которой налог на добавленную стоимость исчислен по ставке 18% и составил 1 855 135 руб. 82 коп.
Также обществом повторно уплачен таможенный сбор в размере 22 500 руб.
Кроме того при повторном декларировании в отношении лекарственного средства "Цефалекс 50" таможенная пошлина была исчислена обществом по ставке 6,8% по коду ТН ВЭД 3004 20 000 1.
Выпуск товаров по ДТ 2 таможенным органом разрешен 29.12.2015.
Общество, полагая, что в отношении ввезенного товара правомерно применена ставка налога на добавленную стоимость в размере 10%, обратилось в таможенный орган с заявлением от 10.02.2016 N 50 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 1 916 131 руб. 12 коп., в том числе 1 479 125 руб. 28 коп. - излишне уплаченный налог, 414 505 руб. 84 коп. - излишне уплаченная таможенная пошлина и 22 500 руб. - излишне уплаченный таможенный сбор. Письмом от 16.02.2016 N 15-25/3667 таможня, возвратила заявление общества без рассмотрения по причине отсутствия документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Ссылаясь на то, что отказ таможни в выпуске товаров по ДТ N 10113080/241215/0028353 и решение таможни о возврате заявления без рассмотрения, не соответствуют закону, нарушают права и интересы заявителя, ООО "Инвест Групп" обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного Союза к таможенным платежам относятся, в числе прочих, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
В силу пункта 4 статьи 76 Таможенного кодекса Таможенного Союза сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру.
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (пункт 1 статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного Союза).
В соответствии со статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного Союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение производится по налоговой ставке 10% следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
лекарственных средств, включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований, лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления.
Налоговое законодательство не содержит понятие "лекарственные средства", поскольку данное понятие является специальным, поэтому суды правильно указали следующее.
По правилам пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Понятие "лекарственные средства" раскрыто в статье 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ), согласно которой лекарственными средствами признаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Последним абзацем пункта 2 статьи 164 НК РФ установлено, что коды видов продукции, перечисленных в пункте 2 этой статьи, в соответствии с Общероссийским классификатором видов продукции, а также с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при их ввозе в Российскую Федерацию, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688.
В Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при их ввозе в Российскую Федерацию, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688, включены лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие из смеси двух или более компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи с кодом ТН ВЭД ТС 3003, 3004, причем лекарственные препараты для ветеринарного применения из этого списка не исключены.
Положения статьи 164 НК РФ, согласно которой налогообложение производится по ставке налога 10%, также не содержат исключений в отношении лекарственных средств для животных
Примечанием 1 к Перечню N 688 определено, что коды ТН ВЭД ТС, приведенные в данном перечне, применяются в отношении лекарственных средств, включенных в государственный реестр лекарственных средств, при этом лекарственные препараты должны иметь регистрационные удостоверения.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 61-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов допускается, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 26 статьи 4 указанного Закона документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного препарата, является регистрационное удостоверение лекарственного препарата.
Частью 1 статьи 33 установлено, что перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, содержится в государственном реестре лекарственных средств.
Часть 4 статьи 3 Закона предусматривает приоритет правил международного договора, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом.
Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" утверждены "Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)" (далее - Перечень) и "Положение о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.2. Положения требования настоящего Положения применяются в отношении товаров, указанных в Перечне, в том числе из группы 30 "Фармацевтическая продукция (для применения в ветеринарии)".
Пунктом 3.13. Положения установлено, что стороны взаимно признают результаты регистрации лекарственных средств и кормовых добавок для применения в ветеринарии.
При этом ввоз, перевозка и использование лекарственных средств и кормовых добавок для применения в ветеринарии на таможенной территории таможенного союза осуществляется при условии их регистрации уполномоченными органами сторон.
Судами установлено, что ввезенные обществом лекарственные средства "Цефалекс 50" и "Бронходокс" зарегистрированы Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан, уполномоченным органом страны - члена Таможенного союза, что подтверждается регистрационными удостоверениями от 24.04.2012 N РК-ВП-4-1891-12 и N РК-ВП-4-1889-12. Регистрационные удостоверения представлены в таможенный орган при декларировании. Указанные лекарственные препараты включены в государственный реестр ветеринарных препаратов и кормовых добавок, опубликованный на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.
Ввезенное обществом лекарственное средство "ГИДРО ТРИПРИМ" зарегистрировано в Российской Федерации Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и внесено в Государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения, размещенный на официальном сайте Россельхознадзора в сети Интернет по адресу: http://www.fsvps.ru/fsvps/regLicensing/registrationReestr.html (Государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения (Лекарственные препараты): внесен в реестр за N 4518.
Факт выпуска ввезенных обществом товаров на основании регистрационных удостоверений, выданных Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан, также свидетельствует о надлежащей регистрации лекарственных препаратов.
Поэтому суды правомерно пришли к выводу о том, что ввезенный обществом товар зарегистрирован в установленном порядке в качестве лекарственных средств для животных.
Поскольку ввезенные обществом лекарственные средства относятся к коду ТН ВЭД ТС 3004, зарегистрированы на территории Таможенного союза уполномоченными органом, включены в соответствующие государственные реестры, а доказательства иного таможенным органом не представлены, суды обоснованно пришли к выводу о наличии у общества правовых оснований для применения налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 10% и отсутствии у таможни оснований для отказа обществу в выпуске товара по ТД 1.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Соответствующее заявление и прилагаемые к нему документы (указанные в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 этой статьи.
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что к заявлению ООО "Инвест Групп" были приложены все документы, перечисленные в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу, что таможня неправомерно возвратила без рассмотрения заявление общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Довод таможни о необходимости представления обществом корректировки декларации, правомерно отклонен судами, поскольку корректировка декларации на товары не предусмотрена в качестве документа, подаваемого вместе с заявлением о возврате, ни Таможенном кодексом Таможенного союза, ни нормами Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ни Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289.
Согласно статье 104 Таможенного кодекса Таможенного союза при проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, в том числе таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.
Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме в соответствии законодательством государств - членов таможенного союза.
По смыслу приведенных выше правовых норм требование о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) таможенных органов, подлежит удовлетворению в случае, когда доказаны одновременно факт причинения убытков, их размер, незаконность действий (бездействия), повлекших убытки, а также причинная связь между такими действиями и возникшим вредом.
Как установлено судом, по условиям пунктов 24 и 49 договора транспортной экспедиции от 23.01.2014 N ARSZ 019-03.14, заключенного ООО "Инвест Групп" с ООО "Асстра Рус", нормативная стоянка транспортного средства при таможенном оформлении составляет 48 часов с момента прибытия на таможенный пост, за каждые сутки простоя (сверх установленного норматива) заказчик уплачивает перевозчику штраф в размере 150 евро по курсу Центробанка Российской Федерации на день выставления счета.
Транспортное средство прибыло на таможенный пост 24.12.2015, в связи с чем нормативная стоянка заканчивается 25.12.2015.
ДТ 1 подана обществом 24.12.2015 и в соответствии с положениями статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товара должен был быть осуществлен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи декларации на товары, то есть в данном случае 25.12.2015.
Вместе с тем транспортное средство убыло с СВХ 29.12.2015. Таможенное оформление составило шесть суток, в том числе четверо суток простоя.
Судом установлено, что вынужденная задержка транспортного средства произошла в связи с необходимостью повторной подачи декларации для выпуска товара (с применением ставки 18% по налогу на добавленную стоимость как этого требовал таможенный орган), находится в прямой причинно-следственной связи с незаконными действиями таможенного органа, поскольку обществом правомерно уплачен налог по ставке 10 % и оснований для отказа в выпуске товаров в срок, установленный статьей 196 Таможенного кодекса Таможенного союза у таможни не имелось.
Расчет штрафных санкций за простой транспортного средства и сверхнормативное хранение груза произведен обществом согласно условиям вышеуказанного договора (за каждые сутки простоя (сверх установленного норматива) и составил 52 448 руб. 20 коп.
Указанная сумма штрафных санкций на основании счета перевозчика перечислена обществом.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно удовлетворил требования общества о взыскании убытков в заявленной сумме.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" определено, что в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется.
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность на таможенный орган соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Таким образом принимая решение о возложении обязанности на таможенный орган по возврату сумм платежей в конкретном размере, суд обязан установить, являются ли уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег) излишне уплаченными.
Из материалов дела следует, что обществом по ДТ 1 в отношении лекарственного средства "Цефалекс 50" заявлен код ТН ВЭД 3004 20 000 2, ввозная таможенная пошлина исчислена по ставке 3%.
Впоследствии обществом самостоятельно изменена классификация товара на код ТН ВЭД 3004 20 000 1, которому соответствовала ставка ввозной таможенной пошлины 6,8%.
Указывая на отсутствие у таможенного органа оснований для классификации спорного товара по коду ТН ВЭД 3004 20 000 1 и, как следствие, оснований для уплаты обществом таможенных платежей по ставке 6,8%, суд первой инстанции исходил из того, что в товарной подсубпозиции 3004 20 000 1 классифицируются лекарственные средства, в состав которых входит не одно, а несколько действующих веществ (как минимум два). При этом основным действующим веществом должно быть любое из вышеуказанных действующих веществ.
Поскольку в инструкции по применению "Цефалекс 50" указано, что в своем составе это вещество содержит только одно действующее вещество - цефалексин, то классификация обществом данного лекарственного средства в товарной подсубпозиции 3004 20 0002 является правильной и излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 414 505 руб. 84 коп. подлежат возврату обществу.
Суд апелляционной инстанции указанные выводы поддержал.
Между тем судами не учтено, что в рассматриваемом случае общество самостоятельно изменило классификацию товара с указанной им ранее подсубпозиции 3004 20 000 2 на подсубпозицию 3004 20 000 1 и уплатило таможенные платежи. С чем согласился таможенный орган и произвел выпуск товара в свободное обращение. Каких-либо доказательств принятия таможенным органом решения об изменении классификации товара в материалах дела не имеется. Изменения в ТД 2 в отношении неправильной, по его мнению, классификации товара, обществом в установленный срок не вносились. Таможенные платежи были уплачены ООО "Инвест Групп" в соответствии с теми сведениями, которые оно само указало в ТД 2.
Однако оценка указанным обстоятельствам при рассмотрении спора судами не дана, в связи с чем вывод судов о том, что переплата в размере 414 505 руб. 84 коп. возникла в результате классификации таможенным органом лекарственного средства "Цефалекс 50" по коду ТН ВЭД ЕАЭС 3004 20 000 1 не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке подлежащих описанию признаков декларируемого товара, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД, установленными Единым таможенным тарифом Таможенного Союза.
Решением Комиссии Таможенного Союза от 28 января 2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой ТН ВЭД ТС при классификации товаров (далее - Положение).
Разделом III названного Положения определен порядок применения ОПИ ТН ВЭД.
Согласно Основным правилам интерпретации ТН ВЭД ТС 1 и 6 для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам, группам в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям ТН ВЭД ТС, при этом правила интерпретации применяются последовательно.
В соответствии правилу 1 ОПИ ТН ВЭД наименования разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ ТН ВЭД.
В правиле 6 ОПИ ТН ВЭД определено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
При классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС применяются "ПОЯСНЕНИЯ К ЕДИНОЙ ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА" (далее - Пояснения ТН ВЭД ЕАЭС), которые содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Классификационными критериями являются характеристики товаров, указанные в текстах товарных позиций, соответствующих примечаниями к разделам и группам, а также к субпозициям.
Исходя из Пояснений ТН ВЭД ТС к товарной позиции 3003 "Лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие из смеси двух или более компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи" в данную товарную позицию включаются лекарственные средства, используемые для внутреннего или наружного применения или для профилактики заболеваний человека или животных. Такие средства получают смешиванием двух или более компонентов. Однако расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в упаковки для розничной продажи они включаются в товарную позицию 3004.
В данную товарную позицию включаются:
(1) Смешанные лекарственные средства, такие как препараты, перечисленные в официальных фармакопеях, патентованные препараты и т.п., включая препараты, выпускаемые в виде жидкостей для полоскания горла и рта, глазных капель, мазей, линиментов, инъекционных растворов, противовоспалительных и других препаратов, не включаемые в товарную позицию 3002, 3005 или 3006.
(2) Препараты, содержащие одно действующее вещество в смеси с наполнителем, подсластителем, агломерирующим веществом, носителем и т.д.
В товарную позиции 3004 ТН ВЭД включены "Лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие из смешанных или несмешанных, продуктов, для использования в лечебных или профилактических целях, расфасованные в виде дозированных лекарственных форм (включая лекарственные средства в форме трансдермальных систем) или в формы или упаковки для розничной продажи.
Сравнимыми подсубпозициями для лекарственных средств, содержащих антибиотики являются - 3004 20 000 1, которая включает в себя содержащие в качестве основного действующего вещества только: амикацин или гентамицин, или гризеофульвин, или доксициклин, или доксорубицин, или канамицин, или кислоту фузидиевую и ее натриевую соль, или левомицетин (хлорамфеникол) и его соли, или линкомицин, или метациклин, или нистатин, или рифампицин, или цефазолин, или цефалексин, или цефалотин, или эритромицина основание; и 3004 20 000 2 - прочие.
В инструкции по применению "Цефалекс 50" указано, что в своем составе это вещество содержит действующее вещество - цефалексин - 500 мг, вспомогательные компоненты - моногидрат лактозы - до 1 г.
Делая вывод о том, что по товарной подсубпозиции 3004 20 000 1 классифицируются лекарственные средства, в состав которых входит не одно, а несколько действующих веществ (как минимум два), суды первой и апелляционной инстанции Пояснения ТН ВЭД ЕАЭС к товарным позициям 3003 и 3004 не учли.
При таких обстоятельствах возложение на таможенный орган обязанности по возврату излишне уплаченных таможенных платежей в общей сумме 1 916 131 руб. 12 коп. произведено судом без надлежащей оценки фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, в связи с чем судебные акты в указанной части, а также в части распределения судебных расходов, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
С учетом результатов рассмотрения жалобы, а также учитывая непредставление обществом оригиналов документов, свидетельствующих о понесенных расходах, заявление ООО "Инвест Групп" о взыскании судебных расходов рассмотрению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.09.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 по делу N А62-3357/2016 в части обязания Смоленской таможни осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей в размере 1 916 131 руб. 12 коп. и взыскания со Смоленской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Инвест Групп" судебных расходов в размере 37 803 руб. 48 коп. отменить и дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Заявление ООО "Инвест Групп" о взыскании судебных расходов оставить без рассмотрения.
Заявление Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" определено, что в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 марта 2017 г. N Ф10-553/17 по делу N А62-3357/2016