г. Калуга |
|
18 апреля 2017 г. |
Дело N А48-1439/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей Аникиной Е.А., Егоровой С.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пашковой Е.А.
при участии в заседании:
от истца Михалина Д.А. (доверенность от 05.09.2016),
от ответчика Наумкиной К.Н. (доверенность от 11.04.2017),
от третьего лица Михалина Д.А. (доверенность от 02.09.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области кассационную жалобу Орловской области в лице Департамента сельского хозяйства Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 19 октября 2016 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2017 года по делу N А48-1439/2016,
установил:
Орловская область в лице Департамента сельского хозяйства Орловской области (ОГРН 1065753011477, ИНН 5753039990, г. Орел; далее - департамент сельского хозяйства) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кравцовой Анастасии Олеговне (ОГРН 305574417800113, ИНН 570302132019, Орловская область; далее - предприниматель) о взыскании 223 313 руб. неиспользованного гранта на развитие семейной животноводческой фермы по соглашению от 26.06.2013 N 1 (далее - соглашение).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Орловской области (ОГРН1025700832959, ИНН 5753012290 г. Орел; далее - департамент финансов).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 19 октября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2017 года, в удовлетворении иска отказано (суд первой инстанции: Волкова Е.Н.; апелляционный суд: Письменный С.И., Афонина Н.П., Алферова Е.Е.).
В кассационной жалобе департамент сельского хозяйства просил отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением судами пп. 12 п. 5 Порядка финансирования мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы" в 2013 году", утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 29.03.2013 N 103 (далее - Программа N 103), несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
Департамент сельского хозяйства указал, что суды неправильно признали целевым использованием гранта произведенную по истечении срока платежными поручениями от 29.01.2015 N 39 и от 26.02.2015 N 4 оплату материала в сумме 219 000 руб., а также 21 000 руб. отраженные в накладной N 1 как материал подрядчика.
По утверждению заявителя кассационной жалобы, предприниматель не представила отчеты о расходовании средств гранта за 1-3 кварталы 2016 года и с нарушением срока представила отчет о расходовании средств гранта за 4 квартал 2016 года.
Предприниматель не представила отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель истца подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, подтвердил правовую позицию заявителя кассационной жалобы, представитель ответчика возразил против доводов заявителя кассационной жалобы, указав на их необоснованность.
Проверив в порядке, установленном гл. 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Предметом иска является требование о взыскании неиспользованного гранта на развитие семейной животноводческой фермы по соглашению.
Суды в соответствии со ст.ст. 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) признали необоснованным требование истца.
Как следует из материалов дела, в результате проведения конкурса между департаментом сельского хозяйства и предпринимателем заключено соглашение с дополнительным соглашением от 16.06.2014 о предоставлении 936 894 руб. гранта на развитие семейной животноводческой фермы "Ферма по откорму молодняка КРС на 25 голов" в соответствии с утвержденным комиссией планом расходов на реализацию бизнес-плана в течение 18 месяцев со дня поступления денежных средств на расчетный счет.
Во исполнение соглашения департамент сельского хозяйства перечислил предпринимателю грант в сумме 936 894 руб. (заявки на кассовый расход от 15.07.2013 N 00003754 от 19.07.2013 N 00003816).
Согласно действовавшему в спорный период п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации может быть предусмотрено выделение за счет средств федерального бюджета грантов субъектам Российской Федерации в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей (п. 3 ст. 26.3.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446, приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.03.2012 N 173 утверждена программа "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы".
Постановлением Правительства Орловской области от 29.03.2013 утвержден Порядок финансирования мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы" в 2013 году.
В обоснование заявленного требования истец указал, что предприниматель использовала 233 313 руб. гранта не по целевому назначению, истек срок расходования гранта.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (действовавший в спорный период пп. 3 п. 3 ст. 78 БК РФ).
В п. 14 Программы N 103 определено, что в случае нецелевого использования крестьянским (фермерским) хозяйством полученного гранта на развитие фермы либо невыполнения условий предоставления гранта на развитие фермы подлежат возврату в срок не позднее 1 месяца со дня выставления получателя гранта на развитие фермы соответствующего требования департамента и перечисляются на счет департамента.
Следовательно, департамент сельского хозяйства имеет право требовать от предпринимателя возврат гранта в случае его нецелевого использования либо невыполнения условий предоставления гранта.
Суды установили, что во исполнение условий соглашения предприниматель, в том числе приобрела строительный материал для реконструкции фермы на сумму 336 138 руб. 48 коп., из которых 223 313 руб. - средства гранта, остальная часть - личные средства (договор на поставку строительных материалов от 24.09.2013 N 3517, товарные накладные на строительный материал, счета-фактуры, платежные поручения, калькуляция расхода материала к договору подряда от 25.09.2013 N 1/09, договор розничной купли-продажи от 24.11.2014, приходный кассовый ордер от 29.05.2014 N 6, спецификации на проведение работ по реконструкции фермы; л.д. 37-81 т. 2).
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что предприниматель провела все мероприятия, предусмотренные графиком реализации проекта, направленные на развитие семейной животноводческой фермы, по январь 2015 года, то есть в установленный пп. 12 п. 5 Программы N 103 и п. 2.2.2 соглашения срок.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.ст. 67, 68 и 71 АПК РФ, арбитражные суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания 223 313 руб. неиспользованного гранта на развитие семейной животноводческой фермы по соглашению.
Департамент сельского хозяйства указал, что суды неправильно признали целевым использованием гранта произведенную по истечении срока платежными поручениями от 29.01.2015 N 39 и от 26.02.2015 N 4 оплату материала в сумме 219 000 руб., а также 21 000 руб. отраженные в накладной N 1 как материал подрядчика.
Поскольку департамент сельского хозяйства перечислил предпринимателю грант 19.07.2013, в соответствии с пп. 12 п. 5 Программы N 103 и п. 2.2.2 соглашения предприниматель должен был использовать его в срок до 19.01.2015.
Предприниматель вела работы по реконструкции фермы, в том числе в стойловый период, которые вынуждена была приостанавливать в связи с ухудшением погодных условий (л.д. 3-13 т. 2).
Вместе с тем, работы по реконструкции животноводческой фермы, основные работы по монтажу крыши завершены к 19.01.2015, внутренние отделочные работы - к 22.01.2015 (отчет подрядчика по срокам выполнения работ по реконструкции животноводческой фермы; л.д. 5 т. 2).
Пиломатериал обрезной на сумму 21 000 руб. передан по накладной N 1 предпринимателем подрядчику (л.д. 117 т. 1).
По утверждению заявителя кассационной жалобы, предприниматель не представила отчеты о расходовании средств гранта за 1-3 кварталы 2016 года и с нарушением срока представила отчет о расходовании средств гранта за 4 квартал 2016 года.
Целю Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия является устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Государственная поддержка малых форм хозяйствования является важным фактором повышения доходов и уровня жизни сельского населения, обеспечения занятости и самозанятости, устойчивого развития сельских территорий и продовольственной безопасности страны.
Само по себе несвоевременное либо неполное представление финансовых отчетов с приложением подтверждающих документов в случае отсутствия доказательств нецелевого использования средств гранта не может служить основанием для возвращения выделенных денежных средств.
Арбитражный суд кассационной инстанции не установил нарушения судами норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Центрального округа пришёл к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 19 октября 2016 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2017 года по делу N А48-1439/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Платов |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.