г. Калуга |
|
27 августа 2018 г. |
Дело N А83-16584/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2018.
Полный текст постановления изготовлен 27.08.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Смолко С.И., Стрегелевой Г.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Земстрой 777" (ОГРН 1149102081270, ИНН 9111004247): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Службы государственного строительного надзора Республики Крым (ОГРН 1149102049678, ИНН 9102029252): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Крым-Донбасс" (ОГРН 1149102136347, ИНН 9111008322): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного строительного надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.12.2017 (судья Евдокимова Е.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2018 (судьи Голик В.С., Малышева И.А., Яковлев А.С.) по делу N А83-16584/2017,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Земстрой 777" (далее - Общество, ООО "Земстрой 777") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Службе государственного строительного надзора Республики Крым (далее - Служба) о признании незаконным приказа Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым от 19.11.2014 N 48-А "Об отмене регистрации декларации".
Дело рассмотрено с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Крым-Донбасс" (далее - ООО "Крым-Донбасс").
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 29.12.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2018, приказ Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым от 19.11.2014 N 48-А "Об отмене регистрации декларации" признан незаконным.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Служба обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. В обоснование кассационной жалобы Служба указывает, что не является правопреемником Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым, считает, что Обществом пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, а также указывает, что имелись законные основания для отмены регистрации декларации в связи с выявлением недостоверных сведений.
ООО "Земстрой 777" в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав доводы принявших участие в судебном заседании лиц, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.09.2014 за N РК 142140002654 Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым была зарегистрирована поданная 02.09.2014 Обществом декларация о готовности объекта к эксплуатации "Торгово-бытовой комплекс, 1 очередь по адресу: Республика Крым, г. Керчь, ул. Орджоникидзе, 119-а".
19.11.2014 Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым издан приказ N 48-А "Об отмене регистрации декларации", которым регистрация вышеуказанной декларации отменена в связи с выявлением недостоверных сведений на основании обращения заместителя Керченского городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов совета Гернера Д.Д., согласно пункту 29 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2039-6/14.
Не согласившись с приказом от 19.11.2014 N 48-А, ООО "Земстрой 777" оспорило его в судебном порядке, указав, что об отмене регистрации декларации от 10.09.2014 N РК 142140002654 ему стало известно 30.08.2017.
Удовлетворяя заявленное требование, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества. Судами также сделан вывод о том, что срок на оспаривание приказа от 19.11.2014, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, не пропущен, поскольку Обществу стало известно о нарушении его прав 30.08.2017 при получении им сообщения об отказе в государственной регистрации.
Суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Довод заявителя жалобы о том, что Служба не является правопреемником Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым, обосновано отклонен судами, поскольку полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением требований в сфере строительства (выполнение разрешительных функций) Архитектурно-строительная инспекция Республики Крым была наделена до 01.01.2015 и Указом Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" названная инспекция ликвидирована; этим же нормативным правовым актом образован исполнительный орган государственной власти Республики Крым - Служба государственного строительного надзора Республики Крым, в полномочия которой входит осуществление на территории Республики Крым государственного строительного надзора за объектами капитального строительства (постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 169 утверждено Положение о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, которым определены ее полномочия); в процессе реорганизации системы и структуры органов исполнительной власти Республики Крым соответствующими полномочиями вместо ликвидированной инспекции наделен вновь созданный орган - Служба.
Данные выводы согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной определениях от 04.09.2015 N 310-ЭС15-10165 по делу N А83-1046/2014, от 21.08.2015 N 310-КГ15-9554 по делу N 325/2014.
Между тем, судами не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.11.2010 N 8148/10, усматривается, что срок на подачу заявления начинает течь с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав, а не с момента, когда оно могло или должно было узнать о таком нарушении.
Согласно правовой позиции, содержащейся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Определение судом момента начала течения установленного в нем срока предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
При рассмотрении данного дела Служба неоднократно указывала, что 11.03.2015 в присутствии директора ООО "Земстрой 777" Дружинина Всеволода Сергеевича по адресу: Республика Крым, г. Керчь, Орджоникидзе, 119-а, составлен акт проверки, в котором указано, что декларация о готовности объекта к эксплуатации от 10.09.2014 N РК 142140002654 отменена приказом Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым от 19.11.2014 N 48-А в связи с выявлением недостоверных сведений в декларации; акт проверки вручен директору под расписку. По результатам проверки постановлением Службы от 17.03.2015 N 6 ООО "Земстрой 777" привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., который уплачен Обществом платежным поручением от 22.04.2015 N 6.
Данные доводы последовательно заявлялись Службой при рассмотрении дела в первой инстанции в ходатайстве о принятии дополнительных доказательств, в апелляционной жалобе, однако оставлены немотивированно судами без какой-либо оценки.
В силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, как не вправе и оценивать доказательства, не исследованные судом первой или апелляционной инстанции.
В этой связи суд кассационной инстанции лишен возможности проверить законность обжалуемых судебных актов, названные доводы Службы и представленные доказательства, которые не рассмотрены и не оценены судами.
Согласно статьям 71, 168 и 170 АПК РФ суд должен оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, изложив в судебном акте мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, установить обстоятельства, имеющие значение для правильной правовой квалификации правоотношения, правильно применить нормы права.
Арбитражные суды не выполнили в полном объеме указанные требования Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, мотивы судов в судебных актах не указаны, судами фактически не рассмотрены вышеуказанные доводы Службы, момент, когда Обществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым приказом, должным образом не установлен на основе оценки всех доказательств по делу, допущенные нарушения норм процессуального права могли привести к принятию неправильного судебного акта, принятые судебные акты не являются законными и обоснованными и подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, не обладая в силу части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ полномочиями по установлению обстоятельств дела и оценке доказательств, в указанной ситуации не имеет оснований для принятия судебного акта.
При новом рассмотрении судам необходимо учесть указания кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, оценить доводы лиц, участвующих в деле, установить на основе оценки всех доказательств по делу в совокупности и взаимосвязи все фактические обстоятельства, включая момент, когда стало известно о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым приказом, и принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт с учетом требований статьи 170 АПК РФ.
Согласно части 3 статьи 289 АПК РФ, при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов, в том числе за подачу кассационной жалобы, разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.12.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2018 по делу N А83-16584/2017 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.