г. Калуга |
|
17 октября 2018 г. |
Дело N А23-6676/2017 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 15.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.10.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ю.В. Бутченко |
судей |
И.В. Сорокиной В.В. Циплякова |
при участии в заседании: |
|
от МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях |
Гавриковой М.Н., представителя по доверенности N 5833-40/ГМ от 01.01.2018; |
от Управление Росреестра по Калужской области
от ООО "Корнеевское"
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Калужской области" от Федеральное агентство лесного хозяйства
от Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области от ГКУ КО "Медынское лесничество" |
Карась П.С., представителя по доверенности N 177-03-оз от 29.12.2017; Балакаева Р.В., представителя по доверенности от 25.05.2016; не явились, извещены надлежащим образом; не явились, извещены надлежащим образом; не явились, извещены надлежащим образом; Скрыпниковой Л.Р., директор на основании приказа N 57-к от 01.07.2002; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корнеевское" на решение Арбитражного суда Калужской области от 18.05.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2018 по делу N А23-6676/2017,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - истец, МТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее - ответчик, Управление Росреестра) об устранении реестровой ошибки путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 40:14:000000:106, расположенного по адресу: Калужская область, Медынский район, в районе д. Михальчуково, в границах точек: от 48 до н1, от н66 до н67, от н1514 до н1523, от н1553 до н1568, от н1572 до 730, от н2145 до н2148, от н2189 до н2190, от н2312 до н2315, от н2377 до н2386, от н2394 до н2414, от 2446 до 848, от 962 до н2518, от н2598 до н2543, от н2919 до н2816, от н3009 до н3011, от н3258 до н3262, от н3263 до н3138, от н3272 до н3265, от н3311 до 1087, от 1111 до н3319, от н3468 до н3311, от н3451 до н3468, от н4401 до н4401 в соответствии с координатами соответствующих поворотных точек, указанных в межевом плане земельного участка инвентарный N 259/14, составленном 26.09.2014 обществом с ограниченной ответственностью "ГКП Геосервис" (далее - ООО "ГПК Геосервис), установленных решением Арбитражного суда Калужской области от 23.12.2014 по делу N А23-5138/2014; об обязании внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 40:14:000000:106, расположенного по адресу: Калужская область, Медынский район, в районе д. Михальчуково, в границах точек, установленных постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 по тому же делу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Корнеевское" (далее - ООО "Корнеевское"), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области" (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Калужской области", кадастровая палата).
Делу присвоен N А23-6676/2017.
ООО "Корнеевское" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 40:14:000000:106, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 18 477 513 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Калужская область, Медынский район, территория ООО "Корнеевское".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области (далее - министерство), государственное казенное учреждение Калужской области "Медынское лесничество" (далее - ГКУ КО "Медынское лесничество") и Министерство лесного хозяйства Калужской области.
Делу присвоен N А23-9293/2017.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 19.02.2018 дела N А23-6676/2017 и А23-9293/2017 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N А23-6676/2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
К участию в деле в качестве соответчика по иску ООО "Корнеевское" к МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - агентство).
Определением Арбитражного суда Калужской области от 29.03.2017 по ходатайству Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области в порядке процессуального правопреемства произведена замена Министерства лесного хозяйства Калужской области на Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 18.05.2018 (судья Чехачева И.В.) исковые требования МТУ Росимущества удовлетворены. Суд обязал Управление Росреестра исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 40:14:000000:106, расположенного по адресу: Калужская область, Медынский район, в районе д. Михальчуково, в границах точек: от 48 до н1, от н66 до н67, от н1514 до н1523, от н1553 до н1568, от н1572 до 730, от н2145 до н2148, от н2189 до н2190, от н2312 до н2315, от н2377 до н2386, от н2394 до н2414, от 2446 до 848, от 962 до н2518, от н2598 до н2543, от н2919 до н2816, от н3009 до н3011, от н3258 до н3262, от н3263 до н3138, от н3272 до н3265, от н3311 до 1087, от 1111 до н3319, от н3468 до н3311, от н3451 до н3468, от н4401 до н4401 в соответствии с координатами соответствующих поворотных точек, указанных в межевом плане земельного участка инв. N 259/14, составленном ООО "ГКП Геосервис" 26.09.2014, установленных решением Арбитражного суда Калужской области от 23.12.2014 по делу N А23-5138/2014; внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 40:14:000000:106, расположенного по адресу: Калужская область, Медынский район, а районе д. Михальчуково, в границах точек, установленных постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 по делу N А23-5138/2014.
В удовлетворении исковых требований ООО "Корнеевское" отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2018 (судьи Рыжова Е.В., Дайнеко М.М., Заикина Н.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО "Корнеевское" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ООО "Корнеевское".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, ГКУ КО "Медынское лесничество" считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными по основаниям, изложенным в отзывах.
Представитель Управления Росреестра так же выступил с позицией по делу, изложенной в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области в поступившем отзыве возражает против удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения не явившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, установленном в статьях 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судами установлено, что на основании постановления Администрации Медынского района Калужской области от 11.10.1994 товариществу с ограниченной ответственностью "Артер-Лен" (правопредшественнику ООО "Корнеевское") выдано свидетельство от 20.10.1996, согласно которому ему для ведения сельскохозяйственного производства на праве общей долевой собственности предоставлены сельхозугодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи) общей площадью 1653 га, а также предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования земли, расположенные в границах СПК "Корнеевский" Медынского района, общей площадью 1896 га, из них: лес - 1786 га; кустарники - 17 га, болота - 15 га, под водой - 13 га, под дорогами - 23 га, под постройками - 9 га, прочие земли - 33 га.
ООО "Корнеевское" в 2008 году обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Министерству природных ресурсов Калужской области о понуждении заключить с истцом договоры аренды лесных участков общей площадью 1786 га, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования и указанных в свидетельстве от 20.10.1996.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калужской области от 06.05.2009 по делу N А23-170/09 (оставлено без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009) требования ООО "Корнеевское" удовлетворены исходя из того, что общество как сельскохозяйственная организация вправе требовать предоставления ему в аренду лесного участка, находящегося в федеральной собственности, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, распоряжение которым на территории Калужской области в тот период осуществляло Министерство природных ресурсов Калужской области.
В дальнейшем общество уклонялось от регистрации договоров аренды участков лесного фонда, заключенных во исполнение указанного решения.
ООО "Корнеевское" в 2008 году обратилось к Администрации муниципального района "Медынский район" с заявлением о межевании земельных участков площадью 1786 га, занятых лесом, и 110 га, с целью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования и заключения договора купли-продажи этого участка.
Администрация отказала обществу в переоформлении права, сославшись на то, что на земельный участок площадью 1 896 га с кадастровым номером 40:14:000000:106 зарегистрировано право собственности Российской Федерации как на лесной участок.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 25.01.2011 по делу N А09-8224/2010 признан незаконным отказ Администрации в заключении договоров купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых лесом (площадью 1786 га) и не занятых лесом (площадью 65 га), на Администрацию возложена обязанность подготовить договоры купли-продажи указанных участков и направить их ООО "Корнеевское".
Во исполнение решения по делу N А09-8224/2010 ООО "Корнеевское" и Администрация подписали договор от 10.09.2013 N 62-13 купли-продажи названных земельных участков с протоколом разногласий.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калужской области от 03.02.2014 по делу N А23-5070/2013 между ООО "Корнеевское" и Администрацией урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельных участков от 10.09.2013 N 62-13, обязав продавца передать в собственность покупателя земельный участок сельскохозяйственного назначения, занятый лесом, общей площадью 1786 га по цене 1 612 072 рублей 18 копеек, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером 40:14:000000:106 и земельный участок сельскохозяйственного назначения, не занятый лесом, площадью 65 га по цене 11 154 рублей, входящий в состав земельного участка номером 40:14:000000:106, разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства". Поскольку в отношении земельного участка с номером 40:14:000000:106 ранее не проводилось межевание и его границы не были установлены, суд определил пункт 4.4 договора в следующей редакции: "покупатель обязуется произвести межевание земельных участков и внести необходимые сведения об этом в состав сведений государственного кадастра недвижимости".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калужской области от 13.05.2014 по делу N А23-2662/2012 признано отсутствующим право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 40:14:000000:106, на Управление Росреестра по Калужской области возложена обязанность исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующую запись.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 23.12.2014 по делу N А23-5138/2014 удовлетворены исковые требования ООО "Корнеевское" об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 40:14:000000:106 по поворотным точкам в соответствии с межевым планом, подготовленным 26.09.2014 ООО "ГКП Геосервис".
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 решение Арбитражного суда Калужской области от 23.12.2014 по делу N А23-5138/2014 изменено; установлены границы земельного участка с кадастровым номером 40:14:000000:106, расположенного по адресу: Калужская область, Медынский район, в районе д. Михальчуково, в соответствии с координатами поворотных точек, установленных по результатам проведенной судебной экспертизы, выполненной ООО "Калужское землеустроительное и проектно-изыскательское предприятие" 07.12.2015.
Арбитражный суд Центрального округа постановлением от 23.05.2016 отменил постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 по делу N А23-5138/2014, оставив в силе решение Арбитражного суда Калужской области от 23.12.2014.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2017 N 310-ЭС16-10203 отменено постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23.05.2016 и оставлено в силе постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 по делу N А23-5138/2014.
Между тем в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 40:14:000000:106, внесенные на основании межевого плана, подготовленного Бурановой А.Ю., согласно которого характеристики земельного участка уточнены, в том числе, на основании решения Арбитражного суда Калужской области от 23.12.2014 по делу N А23-5138/2014.
В связи с отменой решения Арбитражного суда Калужской области от 23.12.2014 и постановления Арбитражного суда Центрального округа от 23.05.2016 по делу N А23-5138/2014, Управление Росреестра по Калужской области обратилось в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Калужской области" с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 40:14:000000:106 в границах, установленных решением Арбитражного суда Калужской области от 23.12.2014 по делу N А23-5138/2014.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Калужской области" письмом от 21.07.2017 N 4995-04 отказало в снятии указанного земельного участка с кадастрового учета.
МТУ Росимущества, ссылаясь на то, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 40:14:000000:14 общей площадью 62 219 га, расположенный по адресу: Калужская область, Медынский район, д. Михльчуково, и наличие сведений, содержащихся в Едином государственный реестр недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 40:14:000000:106 в части местоположения границ земельного участка, установленных решением Арбитражного суда Калужской области от 23.12.2014 по делу N А23-5138/2014, нарушает права Российской Федерации, поскольку постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 по делу N А23-5138/2014 установлено иное местоположение границ земельных участков с кадастровыми номерами 40:14:000000:106 и 40:14:000000:14, обратилось с настоящими исковыми требованиями.
ООО "Корнеевское", ссылаясь на часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", пункт 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", в соответствии с которым при наличии противоречий в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и государственном лесном реестре защита нарушенных прав осуществляется путем подачи исков о признании права, обратилось с настоящим исковыми требованиями в суд.
По мнению суда кассационной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требования МТУ Росимущества, и отказали в удовлетворении требований ООО "Корнеевское", по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 2, 52, 53, 56 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Такой спор рассмотрен судом в рамках дела N А23-5138/2014 и решением Арбитражного суда Калужской области от 23.12.2014 удовлетворены исковые требования ООО "Корнеевское" об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 40:14:000000:106 по поворотным точкам в соответствии с межевым планом, подготовленным ООО "ГКП Геосервис" 26.09.2014.
Однако, постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 решение Арбитражного суда Калужской области от 23.12.2014 по делу N А23-5138/2014 изменено и границы земельного участка с кадастровым номером 40:14:000000:106, расположенного по адресу: Калужская область, Медынский район, в районе д. Михальчуково, установлены в соответствии с координатами поворотных точек, установленных по результатам проведенной судебной экспертизы, выполненной ООО "Калужское землеустроительное и проектно-изыскательское предприятие" 07.12.2015.
Данное постановление апелляционного суда вступило в законную силу в связи с принятием Верховным Судом Российской Федерации определения от 06.02.2017 N 310-ЭС16-10203 по делу N А23-5138/2014.
Из вступивших в законную силу судебных актов по указанному делу следует, что земельный участок с кадастровым номером 40:14:000000:106 был поставлен на кадастровый учет без межевания и без определения его границ с указанием поворотных точек каждой его части; решения по делам N А09-8224/2010, А23-5070/2013 и А23-2662/2012 не имеют преюдициального значения для настоящего спора, поскольку ГКУ КО "Медынское лесничество" и Управление Росимущества не участвовали в рассмотрении дел N А09-8224/2010, А23-5070/2013, а ГКУ КО "Медынское лесничество" не участвовало и в деле N А23-2662/2012; при рассмотрении данных дел границы земельного участка с кадастровым номером 40:14:000000:106 не определялись и вопрос об их установлении не исследовался, поэтому из судебных актов по указанным делам не следует обязательность установления границ спорного земельного участка именно в предложенном Обществом варианте; часть земельного участка с кадастровым номером 40:14:000000:106 является частью лесного участка с кадастровым номером 40:14:000000:14 площадью 62 219 га, поставленного на кадастровый учет 19.03.2003, относящегося к землям лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 28.01.2008), входящего в границы лесничества ГКУ КО "Медынское лесничество".
Довод Общества о том, что весь испрашиваемый участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, заросший лесом, отклонен, поскольку согласно представленным в материалы дела лесоустроительным материалам и таксационным описаниям на спорном участке находятся лесные насаждения в возрасте 100 лет.
Установив данные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что весь участок с кадастровым номером 40:14:000000:106 в предлагаемых Обществом к установлению границах не может находиться в собственности Общества.
С целью установления координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером 40:14:000000:106 и для выяснения вопроса пересечения границ данного земельного участка с границами лесного участка с кадастровым номером 40:14:000000:14, находящегося в собственности Российской Федерации, а также с участками смежных пользователей, апелляционный суд назначил по делу судебную экспертизу, производство которой поручил ОАО "Калугаземпредприятие".
Поскольку эксперты при производстве первоначальной экспертизы ответили на вопросы суда без учета неустроенных лесов, в целях исключения наложения на границы земельных участков смежных землепользователей апелляционный суд назначил дополнительную экспертизу по делу, производство которой поручил тому же экспертному учреждению.
Апелляционный суд установил и указал в резолютивной части постановления границы спорного земельного участка в соответствии с приведенными в заключении координатами поворотных точек участка, исключив наложение на лесной участок земель лесного фонда.
Согласно действовавшему на момент возникновения указанных спорных правоотношений пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признавались действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждали существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждали прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иные предусмотренных настоящим Федеральным законом сведения о недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 указанного Закона, кадастровой ошибкой признавалась воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежала исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являлись документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являлись документами, поступившими в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (пункт 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ).
Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), вступившим силу с 01.01.2017, установлено, что сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений, является Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), а не государственный кадастр недвижимости.
Исходя из совокупности положений части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение Единого государственного реестра недвижимости и представляющий сведения, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Суды установили, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 40:14:000000:106, внесенные на основании межевого плана, подготовленного Бурановой А.Ю., согласно которого характеристики земельного участка уточнены на основании решения Арбитражного суда Калужской области от 23.12.2014 по делу N А23-5138/2014.
Согласно части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке (часть 9 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
Таким образом, как ранее действовавшее законодательство, так и законодательство, действующее в настоящее время, предусматривают возможность устранения ошибок в сведениях соответствующих государственных информационных ресурсов по решению суда.
Учитывая установленные обстоятельства, суды верно указали на наличие реестровой ошибки, выразившаяся в несоответствии сведений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании указанного межевого плана, сведениям о местоположении границ земельного участка, указанным в постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 по делу N А23-5138/2014, ибо воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержится в межевом плане и возникла вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, при уточнении характеристик земельного участка на основании решения Арбитражного суда Калужской области от 23.12.2014 по делу N А23-5138/2014 без учета изменения данного судебного акта и установления иного местоположение границ земельных участков с кадастровыми номерами 40:14:000000:106.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований МТУ Росимущества.
Рассматривая исковые требования общества о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 40:14:000000:106, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 18 477 513 кв. м, суды обосновано исходили из следующего.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции этого Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу данного Федерального закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1793-О разъяснил, что кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации). Для преодоления противоречивого толкования в правоприменительной практике статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных, а так же защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон N 280-ФЗ.
Изменениями, внесенными этим Федеральным законом N 280-ФЗ в статью 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ, предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Суды обосновано указали, что право собственности Российской Федерации удостоверяется не Выпиской из государственного лесного реестра, а свидетельством о государственной регистрации права от 28.08.2008, следовательно, в настоящем случае положения статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ о приоритете сведений ЕГРН перед сведениями лесного реестра применению не подлежат.
ООО "Корнеевское", обращаясь с настоящими исковыми требованиями, просит признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 40:14:000000:106, право на который зарегистрировано за ним, однако, как верно указали суды, поскольку права ООО "Корнеевское" и Российской Федерации зарегистрированы, никакого приоритета сведений о праве собственности ООО "Корнеевское" на свой земельный участок в данном случае не имеется, в связи с чем исковые требования ООО "Корнеевское" удовлетворению не подлежат.
При этом, из вступивших в законную силу судебных актов по делу N А23-5138/2014 следует, что с учетом установленных по делу обстоятельств и отсутствия доказательств перевода лесного участка земель лесного фонда в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, и в порядке статьи 8 ЗК РФ и Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", наличие в государственном кадастре недвижимости записи об отнесении всего спорного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о том, что лесной участок в границах спорного участка не относится к категории земель лесного фонда. При этом, суд установил границы испрашиваемого Обществом земельного участка в соответствии с заключением судебных экспертиз, определивших его координаты, исключив наложение на лесной участок земель лесного фонда, находящийся в собственности Российской Федерации, который не подлежит передаче в частную собственность.
Вместе с тем, анализ положений части 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ во взаимосвязи с положениями статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ и статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) свидетельствует о том, что законодатель допустил возможность применения названных положений Федеральных законов от 21.12.2004 N 172-ФЗ и от 13.07.2015 N 218-ФЗ при обжаловании судебных актов, принятых до вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества. При этом предусмотренная частью 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ возможность признания прав на объекты недвижимого имущества (прав, которые были прекращены вступившим в силу судебным актом на основании того, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка) предоставлена исключительно гражданам.
Данный вывод согласуется с пояснительной запиской к Федеральному закону от 29.07.2017 N 280-ФЗ, согласно которой его принятие направлено на защиту конституционных прав граждан, проживающих в лесных поселках (право на местное самоуправление, право на жилище, право на приобретение земли в частную собственность).
Иное толкование норм Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ не основано на его буквальном содержании.
С учетом изложенного ссылка заявителя кассационной жалобы о подаче иска в течение одного года со дня вступления в силу данного Федерального закона, не может быть принята судом кассационной инстанции, поскольку в рассматриваемом случае истец является юридическим лицом и не является субъектом, которому приведенной нормой части 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ предоставлена возможность требовать признания ранее прекращенных судебным актом прав на земельный участок, находящийся в границах лесничества.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и не опровергают их выводы. Выводы судов не противоречит материалам дела, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и действующему законодательству. Достаточных оснований для их переоценки суд округа не усматривает. Несогласие подателя жалобы с оценкой судами фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалованных судебных актов.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 18.05.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2018 по делу N А23-6676/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Бутченко |
Судьи |
И.В. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ООО "Корнеевское", обращаясь с настоящими исковыми требованиями, просит признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 40:14:000000:106, право на который зарегистрировано за ним, однако, как верно указали суды, поскольку права ООО "Корнеевское" и Российской Федерации зарегистрированы, никакого приоритета сведений о праве собственности ООО "Корнеевское" на свой земельный участок в данном случае не имеется, в связи с чем исковые требования ООО "Корнеевское" удовлетворению не подлежат.
При этом, из вступивших в законную силу судебных актов по делу N А23-5138/2014 следует, что с учетом установленных по делу обстоятельств и отсутствия доказательств перевода лесного участка земель лесного фонда в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, и в порядке статьи 8 ЗК РФ и Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", наличие в государственном кадастре недвижимости записи об отнесении всего спорного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о том, что лесной участок в границах спорного участка не относится к категории земель лесного фонда. При этом, суд установил границы испрашиваемого Обществом земельного участка в соответствии с заключением судебных экспертиз, определивших его координаты, исключив наложение на лесной участок земель лесного фонда, находящийся в собственности Российской Федерации, который не подлежит передаче в частную собственность.
Вместе с тем, анализ положений части 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ во взаимосвязи с положениями статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ и статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) свидетельствует о том, что законодатель допустил возможность применения названных положений Федеральных законов от 21.12.2004 N 172-ФЗ и от 13.07.2015 N 218-ФЗ при обжаловании судебных актов, принятых до вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества. При этом предусмотренная частью 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ возможность признания прав на объекты недвижимого имущества (прав, которые были прекращены вступившим в силу судебным актом на основании того, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка) предоставлена исключительно гражданам.
Данный вывод согласуется с пояснительной запиской к Федеральному закону от 29.07.2017 N 280-ФЗ, согласно которой его принятие направлено на защиту конституционных прав граждан, проживающих в лесных поселках (право на местное самоуправление, право на жилище, право на приобретение земли в частную собственность).
Иное толкование норм Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ не основано на его буквальном содержании.
С учетом изложенного ссылка заявителя кассационной жалобы о подаче иска в течение одного года со дня вступления в силу данного Федерального закона, не может быть принята судом кассационной инстанции, поскольку в рассматриваемом случае истец является юридическим лицом и не является субъектом, которому приведенной нормой части 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ предоставлена возможность требовать признания ранее прекращенных судебным актом прав на земельный участок, находящийся в границах лесничества."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2018 г. N Ф10-4246/18 по делу N А23-6676/2017
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7672/18
17.10.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4246/18
02.08.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4085/18
11.07.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3525/18
24.05.2018 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-6676/17