г. Калуга |
|
13 марта 2019 г. |
Дело N А84-285/2018 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Судей |
Радюгиной Е.А. Ермакова М.Н. |
|
Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от Департамента финансов города Севастополя (299011, Республика Крым, г. Севастополь, ул. Ген.Петрова, д. 15, ОГРН 1149204005390, ИНН 9204002845)
от акционерного общества "Крымморгидрострой" (299011, Республика Крым, г. Севастополь, ул. Новороссийская, д. 25/7, ОГРН 1159204003716, ИНН 9204547790) |
не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом
не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом
|
от Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю (299011, Республика Крым, г. Севастополь, ул. Кулакова, д. 56) |
не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.07.2018 (судья Александров А.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 (судьи Омельченко В.А., Привалова А.В., Яковлев А.С.) по делу N А84-285/2018,
УСТАНОВИЛ:
Департамент финансов города Севастополя (далее - Департамент) обратился в арбитражный суд города Севастополя с заявлением о взыскании с акционерного общества "Крымморгидрострой" (далее - АО "КМГС", общество) задолженности по уплате налога на добавленную стоимость за сентябрь, ноябрь, декабрь 2014 года в сумме 2 124 818,67 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 26.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Департамент направил обществу требование от 22.12.2017 об уплате задолженности по налогу на добавленную стоимость за сентябрь, ноябрь, декабрь 2014 года в сумме 2 124 818,67 руб.
Поскольку обществом в установленные сроки требование не исполнено, Департамент обратился в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что из представленных Департаментом документов не представляется возможным сделать вывод о наличии задолженности по уплате налога на добавленную стоимость у АО "КМГС" за переходный период 2014 года и основаниях ее возникновения, Департаментом не произведен расчет всех начисленных налогоплательщиком и скорректированных им обязательств по налогу с апреля по декабрь 2014 года, не установлены фактические основания возникновения задолженности (в том числе, наличия иных, кроме поданных налоговых деклараций, источников возникновения долга), не произведен зачет всех произведенных налогоплательщиком в указанный период уплат налога на добавленную стоимость (в том числе, возможной переплаты).
Суд апелляционной инстанции указанные выводы поддержал.
Между тем судами не учтено следующее.
Постановлением Правительства Севастополя от 17.04.2015 N 308-ПП утвержден Порядок расчетов с бюджетом города Севастополя по задолженности (излишне уплаченным суммам) по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, образовавшимся в переходном периоде (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Севастополя от 17.04.2015 N 308-ПП Департамент финансов города Севастополя определен уполномоченным органом на взыскание задолженности по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, контроль за которыми в переходный период осуществлялся Налоговой службой города Севастополя и ее территориальными органами (далее - налоговые органы), а также на возврат излишне уплаченной (взысканной) в переходном периоде 2014 года в бюджет города Севастополя на счета Казначейской службы города Севастополя государственной пошлины (судебного сбора) по решению судебных органов.
Департамент осуществляет работу по реализации настоящего Порядка на основании переданной Правительством Севастополя Уполномоченному органу информации, сформированной налоговыми органами города Севастополя, об ориентировочном расчетном сальдо сумм задолженности и (или) излишне уплаченных сумм по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, образовавшихся на лицевых счетах налогоплательщиков по состоянию на 26 декабря 2014 г. включительно (далее - сальдо расчетов).
Уполномоченный орган учитывает в сальдо расчетов по отдельному налогу, сбору, иному обязательному платежу, единому социальному взносу суммы, уплаченные налогоплательщиком за период с 29 декабря по 31 декабря 2014 г. включительно, при наличии подтверждающих документов.
Уполномоченный орган корректирует сальдо расчетов по каждому плательщику и источнику доходов бюджета на сумму, определенную к оплате в соответствии с положениями Закона города Севастополя от 2 декабря 2014 года N 87-ЗС "О внесении изменений в Закон города Севастополя от 18 апреля 2014 года N 2-ЗС "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период" на основании предоставленных налогоплательщиком данных налоговой отчетности за 2014 год.
Для чего по запросу Уполномоченного органа налогоплательщиком предоставляются следующие документы: акт сверки с территориальным органом Налоговой службы города Севастополя; копии платежных документов, подтверждающих факт уплаты в переходный период средств в бюджет города Севастополя, заверенные в установленном порядке; копия документа о приведении своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации; копии налоговых деклараций (расчетов), подтверждающих сумму начислений по налогу, сбору, иному обязательному платежу, единому социальному взносу, с соответствующей отметкой налогового органа города Севастополя, а также расчеты, заверенные в установленном порядке, на сумму, определенную к оплате в соответствии с положениями Закона города Севастополя от 2 декабря 2014 года N 87-ЗС "О внесении изменений в Закон города Севастополя от 18 апреля 2014 года N 2-ЗС "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период"; иные документы, подтверждающие наличие обязательств.
В случае необходимости Уполномоченный орган может получить информацию о налоговой отчетности за 2014 год из иных официальных источников.
Задолженность (отрицательное значение) по налогу, сбору, иному обязательному платежу и единому социальному взносу, подтвержденная информацией из сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику, подлежит оплате (взысканию).
В случае самостоятельного непогашения налогоплательщиком задолженности перед бюджетом города Севастополя, Уполномоченный орган формирует с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Порядка и положений пунктов 8 и 10 постановления Правительства Севастополя, которым утвержден настоящий Порядок, и направляет в судебный орган исковое заявление о взыскании задолженности в бюджет города Севастополя по налогам, сборам, иным обязательным платежам, а также единому социальному взносу, которые контролировались налоговыми органами города Севастополя.
Срок для обращения в судебный орган с исковым заявлением определяется в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункты 3-7 Порядка).
Таким образом, выводы судов о том, что Департамент должен был, в данном случае, установить фактические основания возникновения у общества задолженности, в том числе наличия иных, кроме поданных налоговых деклараций, противоречат положениям Порядка, поскольку обязанность по проверке правильности исчисления налогов на основании поданных налогоплательщиками деклараций на Департамент указанным порядком не возложена.
Расчетное сальдо сумм спорной задолженности произведено Департаментом на основании информации, сформированной налоговыми органами города Севастополя (т. 1 л.д. 170-171), что соответствует Порядку.
Согласно статье 37.3. Налогового кодекса Украины основаниями для прекращения налоговой обязанности, кроме его исполнения, являются: ликвидация юридического лица; смерть физического лица, признание его недееспособным или безвестно отсутствующим; утрата лицом признаков налогоплательщика, определенных Налоговым Кодексом; отмена налоговой обязанности предусмотренным законодательством способом.
Факт самостоятельной подачи обществом деклараций по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2014 года с суммой к уплате 631 020 руб. с (учетом уточняющей декларации), ноябрь 2014 года с суммой к уплате 962 594 руб. сторонами не оспаривался.
Однако платежные документы, подтверждающие факт уплаты в переходный период налогов в бюджет города Севастополя, обществом представлены не были.
Данные обстоятельства судами с учетом требований как Порядка, так и Налогового кодекса Украины, не учтены и не оценены.
Статьей 34 Закона города Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период" (далее - Закон N 2-ЗС) определены особенности налогообложения, учета и отчетности для лиц, сведения о которых на 10 декабря 2014 года не внесены в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) или в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и местом нахождения (местом жительства) которых является (до 18 марта 2014 года являлась) территория города Севастополя.
Запись о приведении общества в порядке статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 21.02.2015, следовательно, как правильно указано судами, общество подпадает под действие статьи 34 Закона N 2-ЗС.
Обществом декларация по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2014 года не представлена.
Между тем, в соответствии с пунктом 5 и подпунктом 3 пункта 6 статьи 34 Закона N 2-ЗС плательщики налога на добавленную стоимость, акцизного налога, сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, сбора за использование радиочастотного ресурса Украины, сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности, определяющие налоговые обязательства ежемесячно, а также плательщики единого социального взноса за наемных работников представляют отчетность за ноябрь 2014 года по формам, утвержденным по состоянию на 21 февраля 2014 года, и уплачивают соответствующие обязательства за ноябрь 2014 года в срок не позднее 19 декабря 2014 года; уплачивают соответствующие налоги, сборы, платежи за декабрь 2014 года (далее обязательный платеж) в срок не позднее 19 декабря 2014 года в размере: среднего арифметического суммы налоговых обязательств, начисленных к уплате за периоды сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года, - для плательщиков, указанных в части 5 настоящей статьи, за исключением налоговых обязательств по целевой надбавке к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности. Налоговые обязательства по целевой надбавке к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности за декабрь 2014 года определяются в сумме, равной сумме к начислению за декабрь 2013 года, с их пересчетом в рубли из расчета 3,0 рубля за 1 гривну.
Таким образом статьей 34 Закона N 2-ЗС определен размер и сроки уплаты налога на добавленную стоимость за декабрь 2014 года, в связи с чем при наличии поданных обществом деклараций за сентябрь, ноябрь 2014 года с суммой налога к уплате, суд имел возможность проверить представленный Департаментом расчет налога за указанный период, однако от его проверки уклонился.
При таких обстоятельствах, решение и постановление судов как принятые по неполно исследованным, имеющим существенное значение для разрешения спора обстоятельствам, что могло привести к принятию неправильного решения, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.07.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 по делу N А84-285/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Севастополя.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Радюгина |
Судьи |
М.Н.Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 решение суда оставлено без изменения.
...
Срок для обращения в судебный орган с исковым заявлением определяется в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункты 3-7 Порядка).
...
Согласно статье 37.3. Налогового кодекса Украины основаниями для прекращения налоговой обязанности, кроме его исполнения, являются: ликвидация юридического лица; смерть физического лица, признание его недееспособным или безвестно отсутствующим; утрата лицом признаков налогоплательщика, определенных Налоговым Кодексом; отмена налоговой обязанности предусмотренным законодательством способом.
...
Запись о приведении общества в порядке статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 21.02.2015, следовательно, как правильно указано судами, общество подпадает под действие статьи 34 Закона N 2-ЗС."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13 марта 2019 г. N Ф10-29/19 по делу N А84-285/2018
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-29/19
25.02.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2410/18
12.11.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2410/18
03.07.2019 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-285/18
13.03.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-29/19
19.11.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2410/18
26.07.2018 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-285/18