г.Калуга |
|
9 июля 2019 г. |
Дело N А54-6227/2018 |
Резолютивная часть объявлена 2 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 июля 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от акционерного общества "Рязанская областная электросетевая компания" (ОГРН 1096234008936, ул. Право-Лыбедская, д. 27, литера А2, г. Рязань, 390000) - Черныгова С.И. (дов. от 06.11.2018),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (ОГРН 1026201269269, ул. Семинарская, д. 15, корп. 2, г. Рязань, 390000) - Гребнева Ю.Н. (руководитель, служебное удостоверение N 16386), Валитова М.А. (дов. от 05.10.2018),
от общества с ограниченной ответственностью "Техэнергохолдинг" (Ярославское шоссе, дом 2-В, помещение 21, г. Пушкино, Пушкинский район, Московская область, 141201) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Регионэнергоснаб" (Касимовское шоссе, д. 15, помещение Н1, г. Рязань, 390027) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.11.2018 (судья Шуман И.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2019 (судьи Большаков Д.В., Стаханова В.Н., Тимашкова Е.Н.) по делу N А54-6227/2018,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Рязанская областная электросетевая компания" (далее - общество, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее - УФАС по Рязанской области, антимонопольный орган) о признании незаконными решения и предписания от 26.06.2018 по делу N 229-04-1/2018.
Определением арбитражного суда Рязанской области от 12.09.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Техэнергохолдинг" и ООО "Регионэнергоснаб".
Решением суда от 14.11.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.03.2019, решение и предписание УФАС по Рязанской области от 26.06.2018 по делу N 229-04-1/2018, проверенные на соответствие Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), признаны недействительными.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить решение и постановление судов, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества, поскольку суды при принятии обжалуемых судебных актов необоснованно применили нормы статьи 3 Закона о закупках, статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) и не применили положения главы 9 Закона N135-ФЗ, в связи с чем пришли к неверному выводу об отсутствии у антимонопольного органа оснований рассматривать жалобу ООО "Техэнергохолдинг".
Принявший участие в судебном заседании руководитель УФАС по Рязанской области уточнил кассационную жалобу и просил отменить решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.11.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2019, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Рязанской области.
В отзыве на кассационную жалобу акционерное общество "Рязанская областная электросетевая компания" просит оставить решение суда от 14.11.2018, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2019 без изменения, а кассационную жалобу УФАС по Рязанской области - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей антимонопольного органа, общества, суд кассационной инстанции считает доводы кассационной жалобы УФАС по Рязанской области заслуживающими внимания.
Как следует из материалов дела, акционерным обществом "Рязанская областная электросетевая компания" на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу www.zakupki.gov.ru 12.01.2018 было размещено извещение о проведении закупки (способ проведения - запрос предложений) на право заключения договора на поставку железобетонных опор для инвестиционной программы (извещение 31806009637).
Общество разработало и утвердило документацию по запросу предложений на право заключения договора на поставку железобетонных опор для инвестиционной программы, в разделе 1 которой указано, что запрос предложений проводится на основании распоряжения заместителя генерального директора АО "РОЭК" по правовым вопросам от 11.01.2018 N 04-зд в соответствии с положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО "РОЭК", размещенном на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 15 раздела 3 "Требования к участникам запроса предложений, установленные заказчиком (организатором)" информационной карты запроса предложений закупочной документации, к участникам запроса предложений предъявляются требования в виде наличия собственной (арендованной) материально-технической базы.
Подпунктом 12 пункта 16 "Требования к документам, подтверждающим соответствие участника установленным требованиям и входящие в состав предложения" того же раздела информационной карты предусмотрено предоставление участником закупки документа, подтверждающего наличие у поставщика специального оборудования, обеспечивающего возможность проверки отгружаемой продукции на соответствие качества и параметрам продукции, установленным стандартам (нормам, правилам) с приложением заверенных копий подтверждающих документов.
Подпунктом 13 пункта 16 предусмотрено предоставление участником закупки документа, подтверждающего наличие у участника закупки прав владения складскими помещениями на территории города Рязани, а также транспортными средствами, погрузочно-разгрузочными механизмами с приложением заверенных копий подтверждающих документов.
Согласно извещению N 31806009637 о проведении закупки дата окончания подачи заявок 19.01.2018.
Согласно протоколу от 23.01.2018 запрос предложений признан несостоявшимся, 05.02.2018 договор заключен с единственным участником ООО "Регионэнергоснаб".
В УФАС по Рязанской области 23.01.2018 поступила жалоба ООО "Техэнергохолдинг" на действия заказчика - АО "Рязанская областная электросетевая компания" при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку железобетонных опор для инвестиционной программы. В жалобе ООО "Техэнергохолдинг" указало, что требование к участнику закупки, а именно предоставление в составе заявки документа, подтверждающего наличие у поставщика специального оборудования, обеспечивающего возможность проверки отгружаемой продукции на соответствие качества и параметрам продукции, установленным стандартам (нормам, правилам) и документа, подтверждающего наличие у участника прав владения складским помещением на территории города Рязани, а также транспортными средствами, погрузочно-разгрузочными механизмами, ограничивают конкуренцию, тем самым нарушают его права и законные интересы.
В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом УФАС по Рязанской области от 20.04.2018 N 24 было возбуждено дело по признакам нарушения АО "РОЭК" пункта 2 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Антимонопольным органом 08.06.2018 принято заключение об обстоятельствах дела N 229-04-1/2018, установив которые комиссия УФАС России по Рязанской области пришла к заключению о наличии в действиях АО "РОЭК" нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ и в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона предложила участвующим в деле лицам (АО "РОЭК", ООО "ТехЭнергохолдинг") представить в УФАС пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 229-04-1/2018 и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.
По результатам рассмотрения дела N 229-04-01/2018 УФАС по Рязанской области принято решение от 26.06.2018, которым признан факт нарушения акционерным обществом "Рязанская областная электросетевая компания" пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку железобетонных опор для инвестиционной программы, путем установления в закупочной документации требований, которые привели к ограничению конкуренции и создали для отдельного участника закупки преимущественные условия участия в торгах.
АО "РОЭК" антимонопольным органом 26.06.2018 выдано предписание о прекращении нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ: при проведении закупок не предъявлять к участникам закупки необоснованные избыточные требования, влекущие ограничение конкуренции.
Не согласившись с решением УФАС по Рязанской области и выданным предписанием, полагая, что оспариваемые акты антимонопольного органа ограничивают право АО "Рязанская областная электросетевая компания" на выбор поставщика наиболее полно отвечающего его требованиям, общество обратилось в арбитражный суд.
Признавая недействительными оспариваемые решение и предписание УФАС по Рязанской области, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, что требования, изложенные обществом в документации о закупке, не противоречат положениям Закона о закупках, установлены с целью надлежащего исполнения поставщиком договора, снижения рисков заказчика и неблагоприятных последствий для него, не ограничивают допуск к участию в закупке и не создают преимущественных условий ее участникам. Суды также пришли к выводу, что обратившееся в адрес антимонопольного органа ООО "ТехЭнергохолдинг" участником закупки не являлось и в силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не имело право обжаловать действия организатора торгов, жалоба была подана не о нарушениях, включенных в исчерпывающий перечень, определенный частью 10 статьи 3 Закона о закупках, в связи с чем у антимонопольного органа отсутствовали полномочия по рассмотрению жалобы ООО "Техэнергохолдинг".
Суд округа не может признать данные выводы законными и обоснованными, поскольку судебными инстанциями необоснованно не учтено, что дело N 229-04-01/2018 рассмотрено УФАС России по Рязанской области по правилам, установленным главой 9 Закона N 135-ФЗ, о нарушении антимонопольного законодательства, а не в порядке, предусмотренным статьей 18.1 названного Закона.
Действительно запрос предложений производился АО "РОЭК" в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Однако, ООО "ТехЭнергохолдинг" обратилось в антимонопольный орган с жалобой, в которой указывалось, в том числе, на нарушение заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции и Закона о закупках в связи с созданием участнику преимущественных условий участия в данном запросе.
Подача заявления юридическим или физическим лицом, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства, в котором содержатся доводы о несоблюдении заказчиком антимонопольных требований при проведении запроса предложений (части 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции), равно как самостоятельное выявление антимонопольным органом указанных нарушений, является основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и его рассмотрения в порядке, установленном главой 9 Закона о защите конкуренции. Данный правовой подход содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502 по делу N А50-9299/2016.
Главой 9 Закона N 135-ФЗ установлены организационные и правовые основы рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами. Согласно части 1 статьи 39 названного Закона антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2 части 2 статьи 39 Закона N 135-ФЗ).
Суды оставили без внимания, что приказом УФАС от 20.04.2018 N 24 возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО "Рязанская областная электросетевая компания" пункта 2 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, определением антимонопольного органа от 27.04.2018 N 2117 дело N 229-04-1//2018 о нарушении антимонопольного законодательства на основании части 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции назначено к рассмотрению (т.1 стр.26).
Процедурные действия по рассмотрению заявления ООО "ТехЭнергохолдинг" и возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства, дальнейшему его рассмотрению были совершены антимонопольным органом в соответствии с правилами ст.44,45,48.1 Закона N 135-ФЗ.
Принимая решение о признании АО "Рязанская областная электросетевая компания" нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, УФАС действовало в порядке, установленном статьей 49 Закона, а предписание выдано в соответствии со статьей 50 названного Закона.
Признавая недействительным решение и предписание от 26.06.2018 по делу N 229-04-1/2018 суды неправомерно руководствовались статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Оспоренное обществом решение антимонопольного органа оснований, указанных в статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, не содержит, а мотивировано иными имевшимися с точки зрения антимонопольного органа нарушениями антимонопольного законодательства, которым установлены запреты на ограничение конкуренции, что привело к ограничению конкуренции и нарушению пункта 2 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
Решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции, поскольку основаны на иных нормах материального права, не содержат правовой оценки вывода антимонопольного органа о создании АО "Рязанская областная электросетевая компания" преимущественных условий для отдельного участника закупки, путем установления в закупочной документации требований, которые привели к ограничению конкуренции.
В отсутствие оценки судом правильности этого вывода антимонопольного органа, являющегося основанием для признания общества при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку железобетонных опор для инвестиционной программы нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции нельзя признать принятыми при правильном применении норм материального права, на основе полной оценки всех фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.
Принимая во внимание изложенное и отсутствие у суда кассационной инстанции полномочий на установление новых юридически значимых обстоятельств, решение и постановление судов на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором необходимо устранить отмеченные недостатки, установить обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, исследовать и оценить доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, правильно применив нормы материального права.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.11.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2019 по делу N А54-6227/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Рязанской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспоренное обществом решение антимонопольного органа оснований, указанных в статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, не содержит, а мотивировано иными имевшимися с точки зрения антимонопольного органа нарушениями антимонопольного законодательства, которым установлены запреты на ограничение конкуренции, что привело к ограничению конкуренции и нарушению пункта 2 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
...
В отсутствие оценки судом правильности этого вывода антимонопольного органа, являющегося основанием для признания общества при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку железобетонных опор для инвестиционной программы нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции нельзя признать принятыми при правильном применении норм материального права, на основе полной оценки всех фактических обстоятельств дела и представленных доказательств."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 июля 2019 г. N Ф10-2256/19 по делу N А54-6227/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2256/19
09.06.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-9117/19
12.11.2019 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-6227/18
09.07.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2256/19
28.03.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-9030/18
14.11.2018 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-6227/18