г.Калуга |
|
17 сентября 2020 г. |
Дело N А54-6227/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2020 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Бессоновой Е.В., Смолко С.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от акционерного общества "Рязанская областная электросетевая компания" (ОГРН 1096234008936, ул. Право-Лыбедская, д. 27, литера А2, г. Рязань, 390000) - Черныгова С.И. (дов. от 06.11.2018, диплом),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (ОГРН 1026201269269, ул. Семинарская, д. 15, корп. 2, г. Рязань, 390000) - Кошелевой И.А. (дов. от 14.01.2020 N 54, диплом),
от общества с ограниченной ответственностью "Техэнергохолдинг" (Ярославское шоссе, дом 2-В, помещение 21, г. Пушкино, Пушкинский район, Московская область, 141201) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Регионэнергоснаб" (Касимовское шоссе, д. 15, помещение Н1, г. Рязань, 390027) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.11.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А54-6227/2018,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Рязанская областная электросетевая компания" (далее - АО "РОЭК", общество, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее - УФАС по Рязанской области, антимонопольный орган) от 26.06.2018 по делу N 229-04-1/2018.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Техэнергохолдинг" и ООО "Регионэнергоснаб".
Решением суда от 12.11.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.06.2020, решение и предписание УФАС по Рязанской области от 26.06.2018 по делу N 229-04-1/2018 признаны недействительными.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить решение и постановление судов, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества, указывая на неправильное применение судами ном материального и процессуального права, не соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам по делу, поскольку установленные антимонопольным органом при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства обстоятельства, свидетельствующие о включении заказчиком в закупочную документацию излишних требований, подтверждают, что АО "РОЭК" необоснованно ограничило конкуренцию между поставщиками опор линии электропередач.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу УФАС по Рязанской области - без удовлетворения, поскольку все существенные для рассмотрения дела обстоятельства были учтены судами.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей антимонопольного органа, общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, установлено судами, акционерным обществом "Рязанская областная электросетевая компания" на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу www.zakupki.gov.ru 12.01.2018 было размещено извещение о проведении закупки (способ проведения - запрос предложений) на право заключения договора на поставку железобетонных опор для инвестиционной программы (извещение 31806009637).
Общество разработало и утвердило документацию по запросу предложений на право заключения договора на поставку железобетонных опор для инвестиционной программы, в разделе 1 которой указано, что запрос предложений проводится на основании распоряжения заместителя генерального директора АО "РОЭК" по правовым вопросам от 11.01.2018 N 04-зд в соответствии с положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО "РОЭК", размещенном на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 15 раздела 3 "Требования к участникам запроса предложений, установленные заказчиком (организатором)" информационной карты запроса предложений закупочной документации, к участникам запроса предложений предъявляются требования в виде наличия собственной (арендованной) материально-технической базы.
Подпунктом 12 пункта 16 "Требования к документам, подтверждающим соответствие участника установленным требованиям и входящие в состав предложения" того же раздела информационной карты предусмотрено предоставление участником закупки документа, подтверждающего наличие у поставщика специального оборудования, обеспечивающего возможность проверки отгружаемой продукции на соответствие качества и параметрам продукции, установленным стандартам (нормам, правилам) с приложением заверенных копий подтверждающих документов.
Подпунктом 13 пункта 16 предусмотрено предоставление участником закупки документа, подтверждающего наличие у участника закупки прав владения складскими помещениями на территории города Рязани, а также транспортными средствами, погрузочно-разгрузочными механизмами с приложением заверенных копий подтверждающих документов.
Согласно извещению N 31806009637 о проведении закупки дата окончания подачи заявок 19.01.2018.
Согласно протоколу от 23.01.2018 запрос предложений признан несостоявшимся, 05.02.2018 договор заключен с единственным участником ООО "Регионэнергоснаб".
ООО "Техэнергохолдинг" 23.01.2018 обратилось в УФАС по Рязанской области с жалобой на действия заказчика при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку железобетонных опор для инвестиционной программы, в которой указало, что установленные обществом требования к участнику закупки, а именно предоставление в составе заявки документа, подтверждающего наличие у поставщика специального оборудования, обеспечивающего возможность проверки отгружаемой продукции на соответствие качества и параметрам продукции, установленным стандартам (нормам, правилам) и документа, подтверждающего наличие у участника прав владения складским помещением на территории города Рязани, а также транспортными средствами, погрузочно-разгрузочными механизмами, ограничивают конкуренцию, тем самым нарушают его права и законные интересы.
В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом УФАС по Рязанской области от 20.04.2018 N 24 было возбуждено дело по признакам нарушения АО "РОЭК" пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Антимонопольным органом 08.06.2018 принято заключение об обстоятельствах дела N 229-04-1/2018, установив которые комиссия УФАС России по Рязанской области пришла к заключению о наличии в действиях АО "РОЭК" нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ и в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона предложила участвующим в деле лицам (АО "РОЭК", ООО "ТехЭнергохолдинг") представить в УФАС пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 229-04-1/2018 и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.
По результатам рассмотрения дела N 229-04-01/2018 УФАС по Рязанской области принято решение от 26.06.2018, которым признан факт нарушения акционерным обществом "Рязанская областная электросетевая компания" пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку железобетонных опор для инвестиционной программы, путем установления в закупочной документации требований, которые привели к ограничению конкуренции и создали для отдельного участника закупки преимущественные условия участия в торгах.
АО "РОЭК" антимонопольным органом 26.06.2018 выдано предписание о прекращении нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ: при проведении закупок не предъявлять к участникам закупки необоснованные избыточные требования, влекущие ограничение конкуренции.
Не согласившись с решением и предписанием УФАС по Рязанской области, полагая, что оспариваемые акты антимонопольного органа ограничивают право АО "Рязанская областная электросетевая компания" на выбор поставщика наиболее полно отвечающего его требованиям, общество обратилось в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках) предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом, при необходимости, стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупки, в которой в соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, а в соответствии с пунктом 11 - иные сведения, определенные положением о закупке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом. В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона N135-ФЗ положения части 1 указанной статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав спорные положения документации о закупке, а также характер сопутствующих предмету закупки установленных заказчиком критериев в отношении наличия у участника на каком либо праве материально-технической базы, специального оборудования, складских помещений, погрузочно-разгрузочных механизмов, установили, что перечисленные в технической документации требования не могут быть расценены как чрезмерные, поскольку свойственны процессу обычной и добросовестной хозяйственной деятельности, при этом, как следует из пояснений общества, предъявление обозначенных требований позволяет заказчику сократить срок устранения аварий, обеспечения энергобезопасности региона, поскольку оно осуществляет деятельность по эксплуатации и обслуживанию объектов электросетевого хозяйства на достаточно обширной зоне размещения таких объектов (200 км от расположения центрального исполнительного аппарата).
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).
Принцип равноправия в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Суд округа, проверив материалы дела и выводы судов, считает, что спорные требования, которые УФАС России по Рязанской области посчитал излишними, были предъявлены ко всем участникам закупки, доказательств того, что указанные критерии включены обществом с целью возможного участия в закупке только одного участника, решение антимонопольного орган не содержит.
Суды установили, что документация о закупке не содержит требований, противоречащих положениям Закона N 223-ФЗ, установленные требования продиктованы потребностями заказчика и целью эффективного использования денежных средств, учитывая, что цели и задачи Закона о закупках направлены в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Вместе с тем, предоставленное заказчику законом право на самостоятельное определение критериев допуска заявок к участию в закупочной процедуре направлено на предоставление ему возможности выбора потенциального контрагента, наиболее полно отвечающего предъявляемым требованиям, а потому способного в наиболее короткие сроки обеспечить заказчика необходимыми ему качественными товарами, работами или услугами. В то же самое время такое право заказчика не является безусловным и безграничным и оканчивается тогда, когда вместо выбора наилучшего контрагента по объективным показателям такое право используется для целей искусственного сокращения количества участников закупки с тем, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту. В этом случае действия организатора закупки приобретают характер злоупотребления правом, не подлежащего судебной защите в силу ч. 2 ст. 10 ГК РФ.
Однако, антимонопольный орган не представил доказательств того, что установленные обществом в закупочной документации требования в любом случае нельзя признать соответствующими вышеуказанным принципам закупочной деятельности и заказчиком не соблюдены антиконкурентные запреты при проведении закупки.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили заявленные Обществом требования и признали недействительными оспариваемые решение и предписание УФАС по Рязанской области.
Доводы кассатора фактически сводятся к изложению обстоятельств дела, при этом кассационная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали их выводы.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.11.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А54-6227/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что документация о закупке не содержит требований, противоречащих положениям Закона N 223-ФЗ, установленные требования продиктованы потребностями заказчика и целью эффективного использования денежных средств, учитывая, что цели и задачи Закона о закупках направлены в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Вместе с тем, предоставленное заказчику законом право на самостоятельное определение критериев допуска заявок к участию в закупочной процедуре направлено на предоставление ему возможности выбора потенциального контрагента, наиболее полно отвечающего предъявляемым требованиям, а потому способного в наиболее короткие сроки обеспечить заказчика необходимыми ему качественными товарами, работами или услугами. В то же самое время такое право заказчика не является безусловным и безграничным и оканчивается тогда, когда вместо выбора наилучшего контрагента по объективным показателям такое право используется для целей искусственного сокращения количества участников закупки с тем, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту. В этом случае действия организатора закупки приобретают характер злоупотребления правом, не подлежащего судебной защите в силу ч. 2 ст. 10 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 сентября 2020 г. N Ф10-2256/19 по делу N А54-6227/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2256/19
09.06.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-9117/19
12.11.2019 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-6227/18
09.07.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2256/19
28.03.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-9030/18
14.11.2018 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-6227/18