г.Калуга |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А83-11515/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Бессоновой Е.В. Шелудяева В.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Шабалиным И.А. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Универсал" (г.Москва, ул.М.Остроумовская, д.1/10, пом.2"П"): Любченко К.А. - представитель по доверенности от 15.05.2019;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Республика Крым, г.Симферополь, ул.Севастопольская, д.17): Тришкин Д.Ю. - представитель по доверенности от 27.12.2018 N 1531-Д;
от Министерства строительства и архитектуры Республики Крым (Республика Крым, г.Симферополь, ул.Ленина, д.17): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Администрации Сакского района Республики Крым (Республика Крым, г.Саки, ул.Ленина, д.15): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
от Совета министров Республики Крым (Республика Крым, г.Симферополь, пр.Кирова, д.13): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от Администрации Лесновского сельского поселения Сакского района Республики Крым (Республика Крым, Сакский р-н, с.Лесновка, ул.Гагарина, д.63): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универсал" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.12.2018 (судья Лукачев С.О.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 (судьи Омельченко В.А., Привалова А.В., Яковлев С.А.) по делу N А83-11515/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Универсал" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным отказа Министерства строительства и архитектуры Республики Крым (далее - Министерство строительства и архитектуры, ответчик), изложенного в письме от 23.04.2018 N 01-15/3665/1, в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 824 169 м?, находящегося на территории Лесновского сельского поселения Сакского района Республики Крым; о признании незаконным отказа Администрации Сакского района Республики Крым (далее - Администрация), изложенного в письме от 28.04.2018 N 77/2361/01-29/1, в согласовании схемы указанного выше земельного участка; о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Министерство имущественных и земельных отношений), выразившегося в уклонении от подготовки на основании обращения ООО "Универсал" проекта распоряжения Совета министров Республики Крым об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 824 169 м?, находящегося на территории Лесновского сельского поселения Сакского района Республики Крым, и не передаче его в Совет министров Республики Крым вместе с материалами согласования. В качестве способа устранения допущенных нарушений просит обязать Министерство имущественных и земельных отношений осуществить действия по подготовке проекта распоряжения, передаче в Совет министров Республики Крым проекта распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 824 169 м?, находящегося на территории Лесновского сельского поселения Сакского района Республики Крым, на основании заявления ООО "Универсал" от 22.03.2018.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.12.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 решение Арбитражного суда Республики Крым от оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением ООО "Универсал" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, направив дело на новое рассмотрение мотивировав тем, что у Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым отсутствовали законные основания для уклонения от подготовки проекта распоряжения Совета министров Республики Крым об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 824 169 м, находящегося на территории Лесновского поселения Сакского района Республики Крым, и не передаче его в Совет министров Республики Крым.
Совет министров Республики Крым в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, указав, что у Министерства отсутствовали правовые основания для утверждения схемы расположения испрашиваемого участка.
Иные стороны отзывов, либо пояснений суду округа не представили.
Представитель ООО "Универсал" в судебном заседании поддержал доводы изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований.
Иные стороны в судебное заседание представителей не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и отзыве на неё, выслушав представителей сторон по делу, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует и установлено судами, 13.04.2018 общество обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 824 169 м, находящегося на территории Лесновского сельского поселения Сакского района Республики Крым, на кадастровом плане территории в целях его образования для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, приложив к нему соответствующую схему расположения земельного участка.
17.04.2018 в порядке межведомственного взаимодействия Министерство имущественных и земельных отношений обратилось в Министерство строительства и архитектуры, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, Администрацию Сакского района Республики Крым с запросами о согласовании в части собственной компетенции схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также о предоставлении информации о соответствии (несоответствии) схемы расположения земельного участка документам, указанным в подпункте 4, 5 "Порядка подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане и проекта межевания территории", утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 16.02.2015 N 44 (далее - Порядок N 44).
Согласно ответу Министерства строительства и архитектуры от 23.04.2018 N 01-15/3665/1 последнее не согласовало схему расположения земельного участка, поскольку на схеме территориального планирования присутствует информация о размещении планируемых объектов электроэнергетики (ЛЭП) и водоснабжения (водовод), размещение которых, возможно потребуется на формируемом земельном участке согласно представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При этом из ответа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым следует, что предлагается устранить разночтения по площади испрашиваемого земельного участка, указанной в письме, заявлении ОООО "Универсал" и на схеме в соответствии с требованиями Порядка подготовки схемы расположения земельного участка.
Из письма Администрации Сакского района от 28.04.2018 N 77/2361/01 -29/1 следует, что Администрация, рассмотрев поступивший запрос, считает невозможным согласовать схему размещения земельного участка в рамках действующего законодательства.
Письмами от 24.04.2018 N 3071/01/1 Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым и Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым согласовали схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В этой связи Министерство имущественных и земельных отношений со ссылкой на письма Администрации от 28.04.2018 N 77/2361/01-29/1 и Министерства строительства и архитектуры от 23.04.2018 N 01-15/3665/1 указало, что не имеет возможности обеспечить принятие соответствующего решения по результатам рассмотрения поступившего заявления (письмо от 18.05.2018 N 01-10/11415).
Общество полагая, что отказы в согласовании схемы расположения земельного участка Администрации Сакского района, Министерства строительства и архитектуры, выраженные в письмах от 28.04.2018 N 77/2361/01-29/1 и от 23.04.2018 N 01-15/3665/1, а также бездействие Министерства имущественных и земельных отношений, выразившееся в уклонении от подготовки проекта распоряжения Совета министров Республики Крым об утверждении схемы расположения земельного участка, являются незаконными, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в суд в порядке главы 24 АПК РФ с заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.12.2018, оставленным в силе постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Суды указали, что решения приняты уполномоченными органами, в пределах их компетенции, соответствуют положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), "Порядку подготовки схемы расположения земельного участка", Закону Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК/2015).
Не согласившись с решением и постановлением ООО "Универсал" обратилось с кассационной жалобой.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Исходя из анализа положений статей 10, 11, 11.10, 39.2 ЗК РФ, статьи 2 Закона N 66-ЗРК/2015, Порядка подготовки схемы расположения земельного участка, постановления Совета министров Республики Крым от 26.10.2016 N 520 "Об уполномоченном органе", Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым на рассмотрение заявлений об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и принятие по ним соответствующих решений.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду. Передаче в аренду земельного участка предшествует его образование как самостоятельного объекта в соответствии с порядком, закрепленным ЗК РФ.
В данном случае в качестве основания необходимости формирования земельного участка общество в своём заявлении сослалось на планируемое осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением и содержанием, выращиванием объектов рыбоводства. Из схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению, и пояснений представителя общества в судебном заседании так же следует, что на планируемом к образованию земельном участке находится водный объект.
Частью 4 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
Понятие "схема расположения земельного участка" закреплено в статье 11.10 ЗК РФ, согласно части 1 которой, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 2 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка обеспечение подготовки проекта межевания территории, схемы расположения земельного участка осуществляется уполномоченными органами: Министерством имущественных и земельных отношений в части подготовки схемы расположения земельного участка, Министерством строительства и архитектуры в части подготовки проекта межевания территории в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.
Согласно пункту 4 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка при подготовке проекта межевания территории и схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: кадастрового плана территории; "Схемы территориального планирования Российской Федерации применительно к территории Республики Крым и г.Севастополя", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 2004-р; "Схемы территориального планирования Республики Крым" утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2015 N 855; утвержденных документов территориального планирования соответствующих муниципальных образований; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; генерального плана (в границах населенного пункта); землеустроительной документации; положений об особо охраняемой природной территории; материалов лесоустройства, утвержденных до вступления в силу Федерального конституционного закона 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; лесохозяйственных регламентов; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 11 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка установлено, что согласование схемы расположения земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Крым, с исполнительными органами государственной власти Республики Крым в сфере градостроительства и архитектуры, лесных и охотничьих отношений, экологии и природопользования, охраны культурного наследия, водного хозяйства и мелиорации, органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, городских или сельских поселений для проверки соответствия схемы расположения земельного участка документам, указанным в пунктах 4, 5 Порядка, производится в порядке межведомственного взаимодействия.
В порядке межведомственного взаимодействия Министерством получен ответ Министерства строительства и архитектуры от 23.04.2018 N 01-15/3665/1 из которого следует, что на схеме территориального планирования имеется информации о размещении планируемых объектов электроэнергетики (ЛЭП) и водоснабжения (водовод), размещение которых, возможно, потребуется на формируемом земельном участке.
Довод подателя жалобы о том, что планируемый к формированию земельный участок не привязан к схеме территориального планирования и размещение объектов электроэнергетики (ЛЭП) и водоснабжения (водовод) носит предположительный характер, а согласно письму водовод проходит вне границ планируемого земельного участка, подлежит отклонению.
Исходя из положений части 4 статьи 39.11 ЗК РФ и пункта 11 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка, данные обстоятельства подлежали учёту при подготовке заинтересованным в предоставлении земельного участка юридическим лицом схеме расположения земельного участка, однако заявителем учтены не были.
Часть 16 статьи 11.10 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. В частности, согласно пункту 4 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Кроме того, пунктом 29 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными частью 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона N 66-ЗРК/2015 основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также в предоставлении земельного участка, кроме случаев, определенных ЗК РФ и настоящим Законом, также являются: несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных настоящим Законом.
Таким образом, представленная заявителем для утверждения схема земельного участка не соответствовала предъявляемым требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявителем в материалы дела не представлено каких-либо фактических доказательств заинтересованности в предоставлении земельного участка в указанных границах и площади для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с разведением и содержанием, выращиванием объектов рыбоводства, пользования водным объектом. При таких обстоятельствах, утверждение общества о нарушении оспариваемым отказом его прав и интересов нельзя признать подтверждённым.
Доводы кассационной жалобы не доказывают нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2019 по делу N А14-3102/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона N 66-ЗРК/2015 основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также в предоставлении земельного участка, кроме случаев, определенных ЗК РФ и настоящим Законом, также являются: несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных настоящим Законом.
...
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 сентября 2019 г. N Ф10-3049/19 по делу N А83-11515/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3049/19
11.09.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11515/18
24.04.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-411/19
17.12.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11515/18