г.Калуга |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А14-26543/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Калуцких Р.Г. Николаевой Н.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Шабалиным И.А. |
при участии:
от открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Воронеж"; не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Миневич А.А. - представитель по доверенности от 09.06.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.04.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 по делу N А14-26543/2018,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Воронежское РО ФСС России, Фонд, ответчик) о признании недействительным решения от 13.09.2018 N 154 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.04.2019 признано недействительным решение Фонда N 154 от 13.09.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Суд обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Газпром газораспределение Воронеж", взыскал с Фонда в пользу общества судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.04.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением ГУ - Воронежское РО ФСС России обратилось кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт, поскольку на сумму материальной помощи к отпуску в размере 4 000 рублей не начисляются страховые взносы, то данная сумма не может быть учтена при расчёте пособий.
ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" отзыва, либо пояснений, суду округа не представило.
Представитель Фонда в судебном заседании просила удовлетворить кассационную жалобу.
ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" представителя в судебное заседание не направляло, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, филиалом N 8 государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации проведена выездная проверка страхователя - открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Воронеж" в лице филиала ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" в городе Бутурлиновке за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 по вопросу исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечислению) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, а так же правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем.
Итоги проведенной проверки отражены в акте N 154н/с от 21.08.2018.
По результатам рассмотрения материалов проверки, а также представленных страхователем возражений, отделением Фонда принято решение от 13.09.2018 N 154 о непринятии к зачету расходов на цели обязательного социального страхования, не принятые к зачету не являются обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию, в связи с чем они не могут быть отнесены к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов, так как к ним не применяются положения пункта 1 части 1 статьи 20.2 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ; по результатам проверки сумма не принятых к зачету расходов в размере 6 395 рублей 16 копеек, а так же сумма пособий, произведенных с нарушением законодательства за счет средств работодателя в размере 1 611 рублей 06 копеек включена в облагаемую базу для начисления страховых взносов.
Не согласившись с названным решением ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.04.2019, оставленным в силе постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019, признано недействительным решение Фонда N 154 от 13.09.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Суд обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Газпром газораспределение Воронеж", взыскал с Фонда в пользу общества судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Не согласившись с решением и постановлением ГУ - Воронежское РО ФСС России обратилось кассационной жалобой.
Суд округа отказывает в удовлетворении кассационной жалобы с учётом следующего.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
На основании статей 8, 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, к которым в том числе относится пособие по временной нетрудоспособности.
Помимо этого правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом N 255-ФЗ от 29.12.2006 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (часть 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ).
Частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
В свою очередь, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Также частью 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как следует из акта проведенной проверки, а также оспариваемого решения, основанием для отказа в принятии к зачету суммы расходов и пособий в размере 8 006 рублей 22 копеек послужил вывод отделения Фонда социального страхования о необоснованности включения страхователем в расчет среднего заработка для исчисления указанных пособий сумм материальной помощи в пределах 4 000 рублей, выплачиваемой работникам при их уходе в очередной ежегодный отпуск. При этом страхователь исчислял с указанной материальной помощи (со всего ее размера) страховые взносы на социальное страхование, полагая, что выплата данной материальной помощи обусловлена выполнением работниками трудовых обязанностей.
Порядок исчисления пособий по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребенком установлен статьей 14 Закона N 255-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31.12.2016 включительно) (далее - Закон N 212-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2011, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В свою очередь, согласно пункту 11 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.
В силу положений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи.
Взаимосвязанное толкование положений статей 15, 16, 56, 57, 129, 132, 135, 164, 165, 191 ТК РФ и нормы статьи 7 Закона N 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя непосредственно за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением (независимо от формы его заключения), определяемые в соответствии с перечисленными в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
Следовательно, отнеся в статье 9 Закона N 212-ФЗ материальную помощь в размере, не превышающем 4 000 рублей на одного работника за расчетный период, к перечню выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, законодатель исходил из отсутствия правовой взаимосвязи между указанной выплатой и результатами труда работника, в пользу которого данная выплата осуществляется.
В соответствии с положениями пункта 10.16 Коллективного договора ОАО "Воронежоблгаз" (ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" является стороной указанного коллективного договора в соответствии с соглашением от 12.12.2013), пункты 5.3, 5.3.1, 5.3.2 "Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников ОАО "Газпром газораспределение Воронеж"" (принято в новой редакции дополнительным соглашением N 1 от 23.08.2016 к коллективному договору), его работникам оказывается материальная помощь при уходе в ежегодный основной оплачиваемый отпуск (с 23.08.2016 - единовременная стимулирующая выплата к ежегодному оплачиваемому отпуску). При этом согласно пункта 10.16 Коллективного договора размер материальной помощи устанавливается в зависимости от стажа работы в Обществе. Согласно пунктов 5.3.1 -5.3.2 названного "Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников размер стимулирующей выплаты" устанавливается в зависимости разновидности системы оплаты труда, а также в зависимости от стажа работы в организациях группы лиц ООО "Газпром межрегионгаз".
Следовательно, спорные суммы материальной помощи к отпуску, порядок оказания которой зависит от критериев, позволяющих отнести ее к элементам оплаты труда, подлежат обложению страховыми взносами во внебюджетные фонды и, соответственно, включаются в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, в полном размере. Следовательно, спорные выплаты являются элементами оплаты труда и подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, соответственно, должны облагаться страховыми взносами в полном объеме.
Таким образом, спорные суммы материальной помощи должны быть включены в расчет среднего заработка для исчисления пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком.
Судом учтено, что соответствующие разъяснения также были даны филиалом N 1 ГУ - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования РФ заявителю в письме N 11-29/11/2999 от 11.04.2018 на запрос Общества от 24.03.2016 N 11-3/422. При этом к запросу заявителя была приложена выписка из коллективного договора, позволяющая Фонду оценить характер спорных выплат исходя из содержания локального акта, которым данные выплаты предусмотрены.
С учетом приведенных выводов, непринятие к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по указанным основаниям является неправомерным.
При изложенных обстоятельствах, суд округа приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.04.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 по делу N А14-26543/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Взаимосвязанное толкование положений статей 15, 16, 56, 57, 129, 132, 135, 164, 165, 191 ТК РФ и нормы статьи 7 Закона N 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя непосредственно за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением (независимо от формы его заключения), определяемые в соответствии с перечисленными в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
Следовательно, отнеся в статье 9 Закона N 212-ФЗ материальную помощь в размере, не превышающем 4 000 рублей на одного работника за расчетный период, к перечню выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, законодатель исходил из отсутствия правовой взаимосвязи между указанной выплатой и результатами труда работника, в пользу которого данная выплата осуществляется."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2019 г. N Ф10-4085/19 по делу N А14-26543/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4085/19
16.10.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3096/19
11.07.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3096/19
09.04.2019 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-26543/18