г.Калуга |
|
01 ноября 2019 г. |
Дело N А48-10746/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 ноября 2019 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Калуцких Р.Г. |
судей |
Николаевой Н.Н. |
|
Смирнова В.И. |
|
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Панковой О.М.
при участии в заседании:
представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области - Гаенко М.В. по доверенности от 09.01.2019 N 54; Третьяковой В.Н. по доверенности от 09.01.2019 N 55;
представителей общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик СТС 57" - Тарасовой С.Ю. по доверенности от 20.11.2018; Фурсова А.В. по доверенности от 20.11.2018;
представителя общества с ограниченной ответственностью "Компания стройсервис" - Морозова А.А. по доверенности от 22.03.2017;
в отсутсвие представителей заинтересованных лиц извещенных надлежащим образом: Катальниковой Т.Н., Тугова Д.Ю., Сулина Е.И., Агеевой О.А., Ефремова А.П., Рунец Н.Д., Булатниковой С.Д., Лаврищева С.А., Коржавых Е.В., Лисовой Е.С., Лариной О.В., Булатниковой Ю.А., Сафоновой И.М., Щурова Р.В., Иваничевой А.А., Величкиной А.Н., Тугова Ю.А., Лисового И.Н., Лаврищевой Н.А., Управления по государственному строительному надзору Орловской области, общества с ограниченной ответственностью "Строй-Металл", общества с ограниченной ответсвтенностью "Техинвестстрой", Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла, общества с ограниченной ответственностью "Жилстройиндустрия", общества с ограниченной ответственностью "Управление специальная автоматика",
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.04.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А48-10746/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик СТС 57" (далее - ООО "Специализированный застройщик СТС 57", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области, регистрирующий орган) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Орловской области о приостановлении государственной регистрации прав, выраженного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав от 16.11.2018 N КУВД-001/2018-6018609, КУВД-001/2018-6018507, об обязании зарегистрировать договор купли-продажи объекта незавершенного строительства с одновременной уступкой прав и обязанностей арендатора (застройщика) от 21.09.2018, заключенный между ООО "Компания стройсервис" и ООО "Специализированный застройщик СТС 57", об обязании зарегистрировать право собственности истца на объект незавершенного строительства, многоквартирный дом, общая площадь застройки 8836,40 кв. м, степень готовности объекта 12%, кадастровый номер 57:25:0020302:14, расположенный по адресу: г. Орел, ул. Черкасская (с учетом принятых арбитражным судом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Компания стройсервис", Управление по государственному строительному надзору Орловской области, Управление муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла, участники долевого строительства объекта, являющегося предметом договора купли-продажи от 21.09.2018, а именно: Коржавых Евгений Васильевич, Рунец Николай Дмитриевич, Ефремов Андрей Петрович, Величкина Алена Николаевна, Катальникова Татьяна Николаевна, Лаврищева Надежда Александровна, Лаврищев Сергей Александрович, Ларина Ольга Васильевна, Агеева Ольга Александровна в лице представителя Соловьевой Анжелы Николаевны, Иваничева Алла Алексеевна, Булатникова Юлия Алексеевна, Булатникова София Дмитриевна в лице законного представителя Булатниковой Юлии Алексеевны, Лисовой Игорь Николаевич, Лисовая Елена Сергеевна, Сулин Евгений Игоревич, Щуров Роман Васильевич, Тугов Юрий Алексеевич, Тугов Денис Юрьевич, общество с ограниченной ответственностью "Управление специальная автоматика", Сафонова Ирина Михайловна, общество с ограниченной ответственностью "Техинвестстрой", общество с ограниченной ответственностью "Жилстройиндустрия", общество с ограниченной ответственностью "Строй-металл".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.04.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019, решение регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации прав признано недействительным, на Управление возложена обязанность зарегистрировать договор купли-продажи объекта незавершенного строительства с одновременной уступкой прав и обязанностей арендатора (застройщика) от 21.09.2018, заключенный между ООО "Компания стройсервис" и ООО "Специализированный застройщик СТС 57", на Управление Росреестра по Орловской области возложена обязанность зарегистрировать право собственности ООО "Специализированный застройщик СТС 57" на объект незавершенного строительства, многоквартирный дом, общая площадь застройки 8836,40 кв. м, степень готовности объекта 12%, кадастровый номер 57:25:0020302:14, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Орловская область, г. Орел, ул. Черкасская.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами регистрирующий орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Орловской области ссылается на необходимость при регистрации сделки предоставления новым застройщиком документов о его соответствии требованиям Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N214-ФЗ), а также отсутствия заявлений о внесении изменений в уже заключенные договора участия в долевом строительстве.
Представители Управления Росреестра по Орловской области в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители ООО "Специализированный застройщик СТС 57" возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ООО "Компания стройсервис" против доводов кассационной жалобы возражал.
Иные лица своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, заслушав позицию представителей сторон, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ООО "Компания стройсервис" являлось застройщиком многоквартирного жилого дома по улице Черкасской города Орла на основании разрешения на строительство N 57-301000-37-2018, выданного 04.05.2018 Управлением градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, со сроком действия до 07.07.2020, расположенного на двух земельных участках, предоставленных застройщику в аренду Управлением муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (по договору аренды N 1506 от 06.04.2017 на срок с 11.11.2017 по 10.11.2020 и по договору аренды N 1528 от 08.11.2017 на срок с 08.11.2017 по 07.07.2020).
27.12.2016 зарегистрировано право собственности ООО "Компания стройсервис" на объект незавершенного строительства, многоквартирный дом, общая площадь застройки 8836,40 кв. м, степень готовности объекта 12%, кадастровый номер 57:25:0020302:14, адрес (местонахождение) объекта: Орловская область, г. Орел, ул. Черкасская.
Застройщиком ООО "Компания стройсервис" были заключены договоры участия в долевом строительстве.
21.09.2018 между ООО "Компания стройсервис" (далее - продавец и арендатор) и ООО "Специализированный застройщик СТС 57" (далее - покупатель и новый арендатор) заключен договор купли-продажи объекта незавершенного строительства с одновременной уступкой прав и обязанностей арендатора (застройщика), по условиям которого продавец передает в собственность покупателю вышеуказанный объект незавершенного строительства.
Управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла не возражало против передачи ООО "Компания стройсервис" своих прав и обязанностей по договорам аренды земли N 1506 от 06.04.2017 и N 1528 от 08.11.2017 третьему лицу.
Участники долевого строительства выразили письменные согласия на заключение договора купли-продажи с одновременной уступкой прав и обязанностей арендатора и застройщика в отношении незавершенного строительством многоквартирного дома.
21.09.2018 застройщик ООО "Компания стройсервис" передало ООО "Специализированный застройщик СТС 57" по акту приема-передачи от 21.09.2018 всю необходимую документацию.
02.11.2018 ООО "Специализированный застройщик СТС 57" обратилось в Отдел МФЦ по г. Орлу и Орловскому району с заявлением о государственной регистрации договора купли-продажи от 21.09.2018 и права собственности заявителя на объект незавершенного строительства.
Уведомлением от 16.11.2018 N КУВД-001/2018-6018609, КУВД-001/2018-6018507 Управление Росреестра по Орловской области сообщило о приостановлении действий по государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, а также перехода прав на земельные участки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Обществу было предложено в срок до 16.02.2019 для возобновления осуществления действий по государственной регистрации прав представить в регистрирующий орган документ, в соответствии с которым застройщик соответствует требованиям действующего законодательства, то есть заключение уполномоченного органа, а также ввиду изменения стороны договора (застройщика) предложено внести изменения в договоры участия в долевом строительстве, заключенные с каждым участником долевого строительства.
Не согласие Общества с уведомлением о приостановлении государственной регистрации прав послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для приостановления государственной регистрации прав.
Суд округа не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов в силу следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, с 01.01.2017 регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В пункте 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлены основания для осуществления государственной регистрации, среди которых в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
В силу пункта 2 части 4 статьи 29 Закона N 218-ФЗ, установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав.
Основанием для приостановления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора является в том числе не представление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
В качестве устранения выявленных, по мнению регистратора, недостатков Обществу предложено:
1) предоставить документ в соответствии с которым, застройщик соответствует требованиям действующего законодательства, т.е. заключение уполномоченного органа;
2) внести изменения в договор участия в долевом строительстве, заключенный с каждым участником долевого строительства.
Давая оценку данным требованию регистратора, в части предоставления заключения уполномоченного органа, суды двух инстанций пришли к выводу, что закон связывает необходимость получения застройщиками заключений о соответствии требованиям Закон N 214-ФЗ с датой заключения ими первого договора участия в долевом строительстве.
Относительно правовой оценки данного требования регистратора суд округа считает необходимым руководствоваться следующим.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 214-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Согласно части 2 статьи 27 Закона N 214-ФЗ действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из совокупности приведенных выше положений Закона N 214-ФЗ, данный Федеральный закон регулирует основанные на договоре участия в долевом строительстве отношения, связанные с привлечением денежных средств, в частности, граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после его вступления в силу.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 214-ФЗ застройщиком признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Как следует из части 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ, застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
В соответствии с положениями вышеизложенных норм права статус застройщика, в призме Закона N 214-ФЗ, может быть получен юридическим лицом исключительно после регистрации прав на земельный участок. Таким образом, в настоящем деле переход прав на земельные участки и объект незавершенного строительства является лишь этапом в получении ООО "Специализированный застройщик СТС 57" статуса застройщика и возможного получения прав на привлечение денежных средств участников долевого строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
При таких обстоятельствах, в силу положений Закона N 218-ФЗ и Закона N 214-ФЗ регистрирующий орган не наделен полномочиями по установлению наличия у юридического лица, приобретающего права на земельный участок и объект незавершенного строительства, признаков, установленных статьей 3 Закона N 214-ФЗ.
При этом регистратором не указано о наличии оснований признания регистрируемой сделки недействительной в силу требований действующего законодательства.
В связи с чем, указанное в оспариваемом уведомлении о приостановлении государственной регистрации сделки необходимость предоставить заключение уполномоченного органа о том, что застройщик соответствует требованиям действующего законодательства, не основано на нормах права и обоснованно признано судами незаконным.
Ссылка кассатора на условие договоров участия в долевом строительстве, предусматривающих передачу прав застройщика третьему лицу, при условии его соответствия требованиям действующего законодательства, не принимается коллегией судей, поскольку, как было указано выше, регистрирующий орган не наделен полномочиями по государственному контролю (надзору) в области долевого строительства.
Доводы о применении схожих положений параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) не принимаются судом округа по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 201.15.1 Закона о банкротстве при урегулировании обязательств застройщика применяется возмездная передача его имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств иному застройщику, который будет являться приобретателем.
При этом, в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 201.15.1 Закона о банкротстве приобретателем может быть только юридическое лицо, отвечающее требованиям, предъявляемым к застройщику в соответствии с Законом N 214-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 201.15.1 Закона о банкротстве в ходе финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства лицо, имеющее намерение стать приобретателем объекта незавершенного строительства и земельного участка (прав на земельный участок) и исполнить обязательства застройщика перед участниками строительства, имеющими требования о передаче жилых помещений (далее - лицо, имеющее намерение стать приобретателем), направляет заявление о таком намерении (далее в настоящей статье - заявление о намерении) в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, арбитражному управляющему и в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - исполнительный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 10 статьи 201.15.1 Закона о банкротстве исполнительный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, представляет в арбитражный суд заключение о возможности или невозможности передачи имущества и обязательств застройщика лицу, имеющему намерение стать приобретателем, в течение 10 дней с даты поступления заявления о намерении. При подготовке заключения оценивается возможность передачи объектов незавершенного строительства и земельного участка либо земельных участков и обязательств застройщика нескольким приобретателям. Порядок и основания принятия исполнительным органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, соответствующего заключения определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 201.15.1 Закона о банкротстве, передача объекта незавершенного строительства и обязательств застройщика в соответствии с настоящей статьей осуществляется с соблюдением условий, предусмотренных подпунктами 2 - 6 пункта 3, и требований, предусмотренных пунктами 5 - 7 и 10 статьи 201.10 настоящего Федерального закона.
Таким образом, положения Закона о банкротстве при реализации имущества застройщика также устанавливают исключительную роль контролирующего органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов, которым не является регистрирующий орган.
Требования регистратора о внесении изменений в договора участия в долевом строительстве, заключенные с каждым участником долевого строительства также обоснованно признаны судами не обоснованными и не законными в виду следующего.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.01.2017 N 89-КГ16-10, по смыслу которой поручение строительства объекта новому застройщику не должно ущемлять прав дольщика, добросовестно исполнившего свои обязательства по договору долевого участия в строительстве, следовательно, сама по себе смена застройщика не является обстоятельством, препятствующим проведению государственной регистрации договора долевого участия в строительстве.
Закон N 214-ФЗ устанавливает порядок уступки участником долевого строительства права требования по договору (статья 11), тогда как смена застройщика законом не регламентирована, в связи с чем, учитывая, что Закон N 214-ФЗ не предусматривает каких-либо случаев универсального правопреемства в отношении застройщика в обязательствах по долевому участию в строительстве жилья, а застройщик является стороной по договору долевого участия в строительстве, следует руководствоваться положениями главы 24 "Перемена лиц в обязательстве" Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случае, когда первоначальный застройщик передает полностью или частично свои права и обязанности другому лицу, перемена лиц в обязательстве охватывает как переход прав кредитора к другому лицу, так и перевод долга.
С согласия кредитора допускается перевод должником своего долга на другое лицо (статья 391 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в силу положений пункта 2 статьи 391 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускающего перевод должником своего долга на другое лицо лишь с согласия кредитора, замена застройщика как должника предполагает согласие кредиторов, которыми в данном случае выступают участники долевого строительства.
Механизм перемены застройщика и получения согласия участников долевого участия законодательством не определен.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Специализированный застройщик СТС 57" было получено и представлено на регистрацию согласие каждого из залогодержателей (участников долевого строительства) на совершение сделки по отчуждению обремененного залогом объекта незавершенного строительства и права аренды земельных участков, что не оспаривается регистрирующим органом.
Кроме того, как верно указали суды, в соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" лицо, которое приобрело заложенное по договору об ипотеке имущество в результате его отчуждения или в порядке универсального правопреемства, в том числе в результате реорганизации юридического лица или в порядке наследования, становится на место залогодателя и несет все обязанности последнего по договору об ипотеке, включая и те, которые не были надлежаще выполнены первоначальным залогодателем.
Следовательно, при регистрации спорного договора к новому застройщику перейдут все обязательства первоначального застройщика перед участниками долевого строительства.
При таких обстоятельствах, требования о регистрации изменений в каждый договор участия в долевом строительстве являются излишними и не могут послужить основанием для приостановления регистрации перехода прав на объект незавершенного строительства и аренды земельных участков.
На основании вышеизложенного суды правомерно указали, что регистрация спорного договора не нарушает прав участников долевого строительства и не лишает их прав и установленных законом гарантий при осуществлении долевого строительства.
На основании изложенного суды пришли к верному выводу о незаконности решения Управления Росреестра по Орловской области о приостановлении государственной регистрации прав.
Иные доводы жалоб по существу сводятся к несогласию заявителя с толкованием судами норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, а также с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации само по себе не является основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, суд округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на материалах дела и им не противоречащими, сделанные при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, указанные выводы не опровергают.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 12.04.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А48-10746/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С согласия кредитора допускается перевод должником своего долга на другое лицо (статья 391 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в силу положений пункта 2 статьи 391 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускающего перевод должником своего долга на другое лицо лишь с согласия кредитора, замена застройщика как должника предполагает согласие кредиторов, которыми в данном случае выступают участники долевого строительства.
...
Материалами дела подтверждается, что ООО "Специализированный застройщик СТС 57" было получено и представлено на регистрацию согласие каждого из залогодержателей (участников долевого строительства) на совершение сделки по отчуждению обремененного залогом объекта незавершенного строительства и права аренды земельных участков, что не оспаривается регистрирующим органом.
Кроме того, как верно указали суды, в соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" лицо, которое приобрело заложенное по договору об ипотеке имущество в результате его отчуждения или в порядке универсального правопреемства, в том числе в результате реорганизации юридического лица или в порядке наследования, становится на место залогодателя и несет все обязанности последнего по договору об ипотеке, включая и те, которые не были надлежаще выполнены первоначальным залогодателем."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 1 ноября 2019 г. N Ф10-4794/19 по делу N А48-10746/2018
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4794/19
26.11.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3545/19
01.11.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4794/19
04.07.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3545/19
12.04.2019 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-10746/18