г.Калуга |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А36-8829/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Е.В.Бессоновой Р.Г.Калуцких |
при участии:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Липецкой области - Шабунин А.Н., представитель по доверенности от 21.09.2018 N 13-18, Бутов С.А., представитель по доверенности от 21.06.2019 N 16-19;
от Акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" - не явились, извещены надлежаще;
от Администрации города Липецка - не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.01.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 по делу N А36-8829/2018,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - АО "ЛГЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Липецкой области (далее - Федеральная кадастровая палата, регистрирующий орган) о признании недействительными решений от 06.06.2018 N N 48/МВ/18-1762, 48/МВ/18-1761 и 48/МВ/18-1760 и обязании регистрирующего органа внести сведения о границах зон с особыми условиями использования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечена Администрацию города Липецка.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 14.01.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" является субъектом естественной монополии и внесено в реестр Федеральной службы по тарифам. Общество наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение питьевой водой и водоотведение на территории города Липецка.
В собственности общества находится ряд объектов электросетевого хозяйства, в том числе:
- объект - КЛ-бкВ от ТП-735 до места врезки в КЛ-бкВ в сторону ТП-747 г. Липецк Липецкой области;
- объект - КЛ-бкВ от ТП-732 до места врезки в КЛ-бкВ в сторону ТП 747, Кабельная линия 6 кВ от ТП-747 до врезки в существующую сеть от ТП-732 до ТП-735 г. Липецк Липецкой области;
- объект - ВЛ - 0,4 кВ от ТП-592 - ул. Лесопарковое хозяйство, г. Липецк, Липецкой области.
В целях установления границ зон с особыми условиями использования, в пределах которых размещаются вышеуказанные объекты, на основании заключенного с ООО "ГвинГрейс" (исполнитель) соответствующего договора от 04.07.2017 N 2054/17 были выполнены кадастровые работы по установлению данных границ.
Для решения вопроса о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий АО "ЛГЭК" обратилось в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением об установлении границ охранных зон в отношении земельных участков, на которых расположены вышеуказанные объекты.
Письмом от 13.03.2018 N 28-7321128-1718 Управление имущественных и земельных отношений сообщило заявителю об отсутствии у органа государственной власти полномочий на совершение указанных действий.
Управление строительства и архитектуры Липецкой области в письме от 02.04.2018 N 43-147И43-677 и Администрация города Липецка в лице Департамента градостроительства и архитектуры в письме от 28.02.2018 N 825-01-08 также сослались на отсутствие полномочий по установлению границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
Акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" 01.06.2018 обратилось в Федеральную кадастровую палату с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий объектов электросетевого хозяйства.
Рассмотрев заявление общества регистрирующий орган уведомлениями от 06.06.2018 N N 48/МВ/18-1760, 48/МВ/18-1761 и 48/МВ/18-1762 отказал во внесении указанных сведений в реестр по причине отсутствия соответствующего решения органа местного самоуправления об установлении данных зон.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "ЛГЭК" в суд с заявлением об оспаривании решения регистрирующего органа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьями 198 и 201 АПК РФ основаниями для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными актами, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано выше, предметом спора по настоящему делу являются решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Липецкой области от 06.06.2018 N N 48/МВ/18-1762, 48/МВ/18-1761 и 48/МВ/18-1760, которыми АО "ЛГЭК" отказано во внесении в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие обществу.
Признавая оспариваемые решения регистрирующего органа правомерными, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным названным Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 56 ЗК РФ ограничения прав на землю путем установления зон с особыми условиями использования территорий, допускается только на основании актов исполнительных органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, решений суда или в порядке, предусмотренном названным Кодексом для охранных зон.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно статье 33 Закона N 218-ФЗ заинтересованное лицо вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о внесении в ЕГРН сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территории только при наличии соответствующего решения об этом, принятого органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Как указано выше, каких либо решений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий, на которых расположены объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие АО "ЛГЭК", уполномоченными органами не принималось. Соглашений с собственниками земельных участков, включаемых в данную территорию, об ограниченном использовании чужих земельных участков общество также не заключало.
При таких обстоятельствах спора, выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии у Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" правовых оснований для внесения в ЕГРН сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, заявленных АО "ЛГЭК", судебная коллегия считает законными и обоснованными.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает, что состоявшиеся по настоящему делу решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам спора и требованиям действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы в части несогласия с обжалуемыми судебными актами основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.01.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 по делу N А36-8829/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 6, 7 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
...
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно статье 33 Закона N 218-ФЗ заинтересованное лицо вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о внесении в ЕГРН сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территории только при наличии соответствующего решения об этом, принятого органами государственной власти или органами местного самоуправления."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 5 декабря 2019 г. N Ф10-5436/19 по делу N А36-8829/2018
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5436/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5436/19
02.08.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1402/19
24.12.2018 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-8829/18